Организация научной деятельности в школе по биологии

Обновлено: 30.06.2024

Исходя из статистических данных установлено, что учащиеся сохраняют в памяти: 20% того, что читали; 50% то, что наблюдали; 90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли.

Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся в школах , актуально по многим причинам. Вот только некоторые из них:

1. Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ, как на уроке, так и во внеурочное время без постоянной помощи учителя.

2. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету . Тем самым может быть сэкономлено время учителя для работы с менее способными школьниками.

3. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося в целом.

4. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. Выполнение тестовых заданий предполагает три уровня сложности, два из которых нацелены на проверку логического мышления, способности к обобщениям и умозаключениям (применяемым при исследовании).

Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность процесс длительный и сложный. В своей работе я делю его на два этапа: - исследовательская деятельность учащихся на уроках; - исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе.

В первую очередь, возможности для организации исследовательской деятельности предоставляет урок.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок – мастерская, урок критического мышления, урок-экскурсия, урок- творческий отчет, урок самостоятельного поиска знаний и т.д.

Для проведения урока – исследования я использую алгоритм исследования.

1. Знакомство с темой исследования.

2. Работа над пониманием темы исследования.

3. Формулирование целей исследования.

4. Формулирование гипотез.

6. Сбор информации по теме, измерения, составление графиков, таблиц.

7. Анализ собранной информации и систематизация.

8. Предварительные выводы.

9. Сравнение выводов группы с индивидуально выполнявшими исследование учениками (с учебным пособием).

10. Обобщение результатов исследования.

При изучении различных разделов программы на уроке можно широко использовать различные виды исследовательской деятельности:

Применение исследовательских методов изучения

(учитель предлагает проблемное задание или с частичной подсказкой с его стороны)

- Что позволяет белкам выполнять их биологические функции?

- Как вы считаете, какие факторы имели место в эволюции человека?

2. Практические экспресс-исследование:

На экскурсиях по биологии даются индивидуальные задания для проведения исследований:

- какие птицы живут в лесу,

- определить стороны горизонта по стволам деревьев.

Учащимися составляются отчёты об экскурсии . В этих работах может содержаться интересный фактический материал, собранный в процессе прохождения маршрута или проведения наблюдений. Обычно такой материал излагается в виде перечисления увиденного

3. Теоретические экспресс - исследования

Возможная тематика исследований:

- “Особенности насекомоядных растений”,

- “Приспособления растений к опылению”,

- “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”.

4. Проведение учебного эксперимента.

Лабораторные и практические работы по биологии проходят начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Учащиеся работают по инструктивным картам с лабораторным оборудованием.

5. Домашние задания исследовательского характера:

1 . Описание растений и животных по плану .

2. Наблюдение за живыми объектами (питание растений, набухание почек).

3. Наблюдение за своим организмом (выявление

плоскостопия, выявления искривления позвоночника, определение тренированности организма и др.).

4. Опыты с растениями (опыты по проращиванию семян, опыты с побегами).

Во внеклассной работе выполняется большая часть работ исследовательского характера.

Существует определенный алгоритм выполнения такой работы - технологическая цепочка, которой я пользуюсь. Этот алгоритм включает четыре этапа:

1. Диагностический этап

Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению исследовательской работы является "найти" ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования.

2. Теоретический этап (этап планирования)

Теоретический этап включает следующие направления деятельности:

Определение области исследования ( Например : экология флоры) Определение проблемы и темы исследования ( Наприме р: проблема загрязнения парка) Выбор объекта и предмета исследования ( Например : парк в районе исследования) Гипотеза исследования ( Например : если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние парка, то в дальнейшем это может привести к перерождению леса) Формулировка цели и задач ( Цель исследования : установить степень антропогенного влияния на экологическое состояние парка. Задачи : изучение географического положения района исследования, разработка мероприятий по улучшению экологического состояния парка) Отбор методов исследования. Составление плана исследования.

Поиск и отбор информации по теме исследования .

3. Практический этап (этап выполнения)

На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют исследовательскую работу.

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника.

4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты исследовательской работы

В результате проделанной работы , я пришла к заключению, что исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая способствует развитию творческой активности учащихся, повышению мотивации учения, самореализации личности, следовательно, является одним из факторов успешности учащихся.

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_biologii.docx 36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Писаренко Надежда Ивановна,

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

В своей педагогической практике важное место я отвожу исследовательской работе - работе, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Какие же конкретно задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;
  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;
  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;
  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
  • развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты, а также мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования.

Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии применяю уже в 6-х и даже в 5-х классах.

Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Я демонстрирую микропрепараты с помощью цифрового микроскопа.
Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

Нетрадиционные уроки (урок-презентация, урок – дискуссия)

Исследовательские проекты считаю высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

Домашние задания также могут носить исследовательский характер:

1. Описание растений и животных по плану

2.Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)

Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации знакомлю их с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Формирование исследовательских навыков происходит не только в учебное время, но и во внеурочное.

Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях.

5. Написание творческих работ.
6. Выполнение мини – исследований.
7. Создание буклетов.
8. Создание презентаций
9. Создание моделей.
10. Оформление альбомов.

Программу отличает целостность, главной идеей является выявление закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимосвязи этих процессов и роли их в культуре человека. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем.

Члены научного общества проводят рейды и акции природоохранного значения, принимают участие в благоустройстве территории школы и села, озеленении, участвуют в акции по очистке реки Кума.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии.

В ходе работы над учебным исследованием происходит развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования, а также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к исследованиям, учитываю их интересы. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно — значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Так, например, теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета. Практикую специальные лабораторные работы по инструктивным карточкам. У учащихся развиваются навыки самостоятельных наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в окружающей среде.

Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.

При этом повышается качество знаний самого ученика.

Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.

Работая в сотрудничестве с учениками, создаю методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, при повторении, при индивидуальной коррекции знаний.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.

Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, корректируем наблюдения, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения. Ученики работают с огромным объемом информации по теме (отбирают, анализируют и применяют в работе).

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

  • планировать работу;
  • письменно и устно представлять результаты своей работы;
  • защищать и отстаивать свою точку зрения;
  • отвечать за результаты работы;
  • оформлять работу и т.д.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными об ъ ектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволяет:

1. Интенсифицировать все уровни образовательного процесса;

2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся;

3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому ученику собственную траекторию обучения;

4. Изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;

5. Представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы.

Появляется возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.

  1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала
  2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
  3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
  4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
  5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников.

Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.

За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемому предмету, в увеличении количества участников и призеров школьных и муниципальных олимпиад, конкурсов, многие из которых поступают в ВУЗы на факультеты естественно-научного профиля.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время – основа научного подхода в изучении предмета.


Формы исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Из опыта работы по организации и сопровождению ученических исследовательских работ и проектов на уроках биологии и во внеурочное время.


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р.


Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател.


Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)


методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "

В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время. Главной идеей образования в последние годы.


Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе

Данный проект разработан с целью того, чтобы создать условия для развития учащихся методами и приемами проектно-исследовательской деятельности, способствующих развитию творческих с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа

Методическая разработка по теме:

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

Выполнила: учитель биологии Еремеева Н.В.

1.Исследовательская деятельность учащихся, как форма личностно – ориентированного подхода в обучении 1.2 Мотивация к деятельности
1.3 Уроки с элементами исследования 1.4 Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время Заключение

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным

В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В преподавании естественных наук, и в частности биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Актуальность:

поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся;

потребность формирования уникальной индивидуально-творческой личности, способной нестандартно мыслить, ориентироваться в сложных социальных проблемах. Одной из актуальных задач образования в рамках компетентностного подхода становится обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности. Эта проблема требует целенаправленного развития исследовательской компетентности учащихся.

В преподавании естественных наук, биологии - заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы;

Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствующего повышению мотивации учебной деятельности учащегося.

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

Формировать научно-исследовательскую грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности, а так же с научной литературой.

Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей личностно-ориентированной технологии.

Максимально использовать опыт учащихся для получения ими новых знаний.

1.1Исследовательская деятельность учащихся, как форма личностно – ориентированного подхода в обучении

Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении химии и биологии является исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках биологии нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области биологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

В своей практике использую личностно-ориентированный подход обучения технологию

исследовательской деятельности на уроках химии и биологии представленную Якиманской:

1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

2. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;

3. Постановка учебной проблемы;

4. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки

гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного

5. Доказательство и применение найденного решения (пут ѐ м выполнения

1.2 Мотивация к деятельности

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:
- мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);
- мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);
- мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);
- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)
Мои наблюдения показали, что очень часто в учениках можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации.
Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. Исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Необходимы условия для осуществления научно-исследовательской деятельности:
- готовность к этому виду работы учащихся;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Сложнее всего выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Для того чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно, и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) я использую диагностику и на уроке и во внеурочное время.
На уроке, прежде всего, это практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.
При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в исследовательской работе.
Я, таким образом, беру на себя ещё одну новую функцию - руководителя исследовательской деятельностью.

Уроки с элементами исследования

Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названия ступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работ и предлагаю учащимся следующую программу практических работ исследовательского характера.

Исследовательские темы 6 класс

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

Лабораторная работа №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и

1.4 Проектно- исследовательская деятельность учащихся

на уроках биологии.

В преподавании естественных наук, и в частности химии и биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;

Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников.

- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

- по содержанию – предметные и межпредметные;

- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

- по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса биологии. Я работаю по программе курсов И. Н.Пономарёва, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

6 класс биология – строение растительной клетки, строение семян и условия их прорастания.

8 класс – болезни органов дыхания их профилактика, гигиена питания и др.

Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их различна. Например:

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы. Приведу только небольшую часть таких презентаций:

1. Жиры: польза или вред?;

2. Пищевые добавки и их влияние на организм человека;

3. Влияние курения на здоровье человека;

4. Влияние пищевых добавок на организм человека;

5. Природа Поволжья.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузе.

Основным принципом организации учебно-исследовательской работы по биологии во внеурочное время является то, что: - учащиеся 6-7 класса овладевают написанием реферата;

1 этап. Диагностика Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. 2 этап. Определении темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. 3 этап. Выполнение работы Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. 4 этап. Защита (анализ деятельности) На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Результат такой деятельности—успешное обучение учащихся в различных вузах, и дальнейшее участие в разных НПК в рамках вузов.
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы.
Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа содержит обобщение опыта работы по теме "Технологии исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Роль и место лабораторных работ на уроке, исследовательские проекты учащихся и их применение на уроке и во внеурочной деятельности.

«Исследовательская деятельность учащихся,

Учитель биологии

Шувалова Елена Витальевна

ГБОУ СОШ с. Ташелка

1.Введение 3 – 4 стр.

2.Основная часть 4 – 11 стр.

3.Заключение 11 стр.

4. Используемая литература 12 стр.

5. Приложения 13 – 20 стр.

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника. Это, в свою очередь, определяет перспективы создания глобальной информационной образовательной среды, обеспечивающей широкие возможности для образовательной деятельности, влияет на перераспределение ролей между ее участниками.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

Актуальность в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Цель исследования: повышение педагогической эффективности классно-урочной формы обучения с применением исследовательских способов деятельности, путем совершенствования методики их проведения, улучшения результативности и повышения дидактической ценности в учебном процессе.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.

1.Организация исследовательской деятельности на уроках биологии.

2.Применение различных развивающих методов обучения, лабораторные и практические работы, эксперименты, семинары.

3.Применение технологии исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе.

2. Основная часть.

В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время .Содержание заданий исследовательского характера ставит целью развитие познавательной самостоятельности учащихся, воспитания бережного отношения к природе, развитие специальных учебных умений, изучение видового разнообразия флоры и фауны, особенно своей местности, пополнение учебной базы кабинета биологии собственноручно изготовленными коллекциями и гербариями. Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, (урок – семинар, урок – защита идей, урок – ролевая игра, урок – конференция и др.),дополнительное обучение, проектную деятельность, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.

Виды исследовательской деятельности:

1.Экспресс – исследования: цель – самостоятельное проведение исследования и оформление его по описанию. Например – наблюдение за птицами на кормушке, за поведением домашних животных и т.д.

2.Проведение учебного эксперимента: сюда относят лабораторные и практические работы. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

3. Исследования – соревнования. На уроках также эффективны. Например найти ошибки в тесте.

5.Летние задания: составление гербариев, коллекций

6.Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: подготовка и участие в олимпиадах по биологии, конкурсах, участие в образовательных экспедициях, экологических субботниках, написание творческих работ, рефератов.

Остановлюсь на уроках, где применяю технологию исследовательской деятельности учащихся.

Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В основе исследовательского метода преподавания биологии являются лабораторные и практические работы.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Применение поэтапной организации исследовательской работы на уроках наиболее ярко иллюстрируют уроки лабораторных работ

Организуя исследовательскую работу на уроках по заданиям-инструкциям, учитель имеет возможность в определенной мере осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Лабораторные работы имеют несколько разновидностей.

1.Организованные во время изучения нового материала самостоятельные работы будут носить исследовательский характер, служить источником получения новых знаний.

Лабораторные работы с целью закрепления уже полученных знаний о растениях и животных могут быть иллюстрацией к знакомому материалу, подтверждением к рассказу учителя.

Пример: Тема урока "Класс Моллюски" Лабораторная работа по изучению внешнего и внутреннего строения моллюсков (Работа с живыми объектами или с влажными препаратами). (Приложение 1)

Учитывая современные требования к процессу обучения, на уроках биологии возможно ставить школьников в положение первооткрывателей, отдавать предпочтение первому варианту организации работы как наиболее эффективному в учебно-воспитательном отношении.

Исследовательские работы учащихся с использованием натурального раздаточного материала могут быть организованы по-разному.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Исследовательская учебно-познавательная деятельность школьника обладает большим потенциалом для формирования у них опыта творческой деятельности, поскольку предполагает не только усвоение действий, выполняемых по образцу, но и самостоятельный поиск и создание нового субъективно значимого знания. Такой опыт формируется на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, одним из путей реализации которого, является применение в обучении метода проектов. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности .

Основные требования к организации проекта:

проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения;

решаемая с помощью проекта проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно, и научное) значение;

работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер;

проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, допускаются изменения в процессе его осуществления.

Метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретённые знания и умения.

Учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого образовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Таким образом, создаются условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития обучающихся.

Деятельность ученика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.

В своей практике использую последовательность работы над проектом, включающей несколько этапов: подготовка, планирование, исследование, формулирование результатов и выводов, защита проекта, оценка результатов и процесса проектной деятельности.

3. Заключение.

Результативность опыта.

Читайте также: