6 какой характер носит преподавание орксэ в школе

Обновлено: 02.07.2024

Сторонников изучения религиозных культур в школе обвиняли в нарушении Конституции, а противников призывали предать анафеме. Сейчас, когда страсти немного улеглись, можно подвести первые итоги и разобраться во всех плюсах и минусах новой дисциплины.

Что такое ОРКСЭ и зачем его ввели

Официальная задача нового предмета — знакомство с мировыми культурами, формирование у младшеклассников норм морали и нравственности и подготовка к жизни в многоконфессиональном государстве. Однако, по мнению большинства ученых, учебники по предмету составлены в проповедническом и антинаучном стиле и абсолютно не отвечают поставленным целям.

Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

Преподавание курса ОРКСЭ: на что ориентироваться?

ОРКСЭ — это как?

Конечно, объять необъятное –– то есть всю мировую культуру –– или хотя бы подступиться к ней за один год не получится. Именно поэтому школьники могут выбрать один из 6 модулей:

Каждый из них предполагает освоение за 34 часа учебного времени.

Именно из-за специфичности работы, предполагающей и предметную подготовку, и опыт работы в начальной школе, модули могут вести учителя 1-4 классов. Для этого они должны пройти соответствующие курсы повышения квалификации.

Кстати, о них мы уже писали:

Также учителю важно понять, что его мировоззренческая позиция не должна определять преподавание предмета. Роль педагога в преподавании курса ОРКСЭ –– в первую очередь просветительская и социальная, транслирующая необходимость межкультурного диалога и уважения друг к другу. Навязывать своё мнение детям не просто некорректно, но недопустимо.

ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?

Как выстроить урок ОРКСЭ?

С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.

В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.

Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.

А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности преподавания курса ОРКСЭ

Особенности методики преподавания курса

"Основы религиозных культур и светской этики"

в начальной школе

Преподавание курса может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня : помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы :

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Далее к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:

учебные и социальные проекты;

деловые и ролевые игры;

различные викторины и другие конкурсные события;

Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность , связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.

К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.

В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.

Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Требования ФГОС НОО к духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

Требования ФГОС к воспитательному результату

Первый уровень
результатов

приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень
результатов

получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом

Третий уровень
результатов

получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Направления духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся

Осваиваемые ценности

Воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.

любовь к России, своему народу, своему краю; служение
Отечеству; правовое государство; гражданское
общество; закон и правопорядок; поликультурный мир;
свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического
сознания.

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство;
уважение к родителям; уважение достоинства
человека, равноправие, ответственность и чувство
долга; забота и помощь, мораль, честность,
щедрость, забота о старших и младших; свобода
совести и вероисповедания; толерантность ,
представление о вере, духовной культуре и светской
этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к
учению, труду, жизни.

уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлѐнность
и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе,
окружающей среде (экологическое воспитание).

родная земля; заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве.

Требования к предметным результатам:

• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
•знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
•понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
•формирование первоначальных представлений о традиционных религия х; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
•освоение основополагающих понятий курса; знакомство с историей возникновения и распространения религиозной культуры; знание и понимание основ духовной традиции религии;
•формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
•знакомство с описанием содержания священных книг; с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников;
•осознание места и роли религиозной культуры в истории нашей страны и в современной России;
•формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
•развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Требования к метапредметным результатам:

• овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
•формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
•совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
•овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к личностным результатам:

• формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
•формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных
народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
•становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
•формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и
свободе;
•развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
•воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и
договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
•развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
•формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка даёт вам возможность сравнить методы и методики преподавания курса ОРКСЭ и выбрать наиболее подходящие для своих уроков.

"Особенности методов преподавания курса ОРКСЭ"

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций.

У педагогов ведущих ОРКСЭ имеется программа по данному учебному предмету, разработано календарно-тематическое планирование, которое включило в себя не только тематику учебных занятий, но и такие компоненты как виды и формы работы с учащимися, домашние задания, оборудование каждого учебного занятия.

Главными педагогическими технологиями, которые используются педагогами в преподавании курса ОРКСЭ, являются личностно-ориентированные, предметно - деятельностные технологии. Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения. Изучение каждого предмета в общеобразовательной школе является не целью, а средством для развития личности ребенка, развитие его мышления, речи, памяти, интеллектуальных умений, чувств, эмоций, характера может происходить только в деятельности.

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я использую следующие методы обучения:

• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

• информационно – коммуникационные технологии;

Формы организации учебной деятельности:

Использую эвристические беседы, дискуссии; учебные проекты, викторины; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; метод неоконченных предложений; самостоятельную работа с первоисточниками, самостоятельная постановка детьми учебной задачи урока; художественно-графические задания (моделирование, рисунки), устные (драматизация, рассказ от первого лица, пересказ) и письменные задания (мини-сочинения, творческие рассказы).

Веду работу на различных уровнях обучения:

репродуктивном (задания воспроизводящего характера, карточки-подсказки);
продуктивном (метод постановки целей, метод логических цепочек, метод причинно-следственных связей); творческие задания.

Игры - драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом. Игры - путешествия, в них ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам.

Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).

Я применяю на уроках следующие задания к текстам, которые показали высокую эффективность:

• составить характеристику героя;

• составить вопросы по тексту;

• продумать концовку (незаконченный текст)

• выписать существенные качества;

• нарисовать иллюстрацию к тексту;

• вставить пропущенные слова;

• сформулировать основную мысль, проблему;

• высказать свое мнение по поводу прочитанного;

• преобразовать текстовый материал в графический;

• составить план, конспект;

• словарная работа (поиск нужных или непонятных слов).

Необходимо проводить взаимосвязь прочитанного с жизнью. В этом помогут учебные вопросы разного типа.

Простые (фактические) вопросы (Что.? Кто. Когда…?).

Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?).

Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?).

Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?).

Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?).

Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?).

Как ты думаешь, какой выход может быть из сложившейся ситуации? Хотелось бы тебе оказаться в такой жизненной ситуации, почему?).

Можно предоставить детям текст без концовки, предложить домыслить самим, а потом сравнить с авторским вариантом.

Заботится, любит, оберегает.

Мама – самый родной человек.

Не менее значимой является работа над толкованием притч, пониманием их аллегорического смысла, развитием речи, умением высказывать собственное суждение. При работе с притчей использую следующие формы работы:

• обсуждение основной идеи и смысла истории;

• анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

• притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

• иллюстрация (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);

• сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

• выделить ключевые понятия;

• инсценировка притчи (истории);

• найти или предположить (вставить) пропущенные слова.

• связь содержания притч с современной жизнью;

• рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, социальной роли);

• сравнение нескольких притч.

Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл, поэтому я активно применяю ИКТ: презентации, работа с интерактивной доской. Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность рассмотреть всё в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, путешествовать во времени. Демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же и учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту. Например, виртуальные экскурсии по городам нашей страны, Эрмитажу, Царскому селу и др.

В курсе много различных понятий. Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса, используем толковые словари В. Даля и С. Ожегова. Для контроля за усвоением терминов и понятий на уроках использую следующие приёмы: домино (на одной части карточки записано понятие, на другой - определение); кроссворды.

Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, т.к. речь шла не об абстракциях, а о вполне обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были. Например, Рома из 4А класса порой коряво, но старательно и правильно выражает свои мысли на какую-либо тему, когда более сильные успешные ученики не могут правильно ответить на заданный вопрос. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ, возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся.

Одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Для самостоятельной работы дома я давала различные виды домашних заданий:

- пересказ материала учебника;

- рисунки по пройденной теме;

- знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

- сбор материалов из дополнительных источников;

- подготовка презентаций, интервью;

- подбор рассказов, стихов, пословиц и поговорок, материалов для галереи образов;

- самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

- выделение в тексте основного и второстепенного материала; - написание мини-сочинения по теме урока. На всех уроках дети работали достаточно активно, самостоятельно составляли правила общения, поведения в обществе, правила как научиться быть добрым, милосердным, рисовали дерево справедливости, солнышко добра, ромашку дружбы. Вместе составляли галерею образов, кроссворды, ребусы, словарные карты, писали мини-сочинения.

Читайте также: