Что такое вариативность в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Согласно этому принципу, доминантой дополнительного образования должно стать создание условий для свободного выбора образовательной деятельности всеми участниками образовательного процесса: детьми — вариантов участия в различных сферах деятельности и взаимодействия, целей, содержания образования и способов его реализации; педагогами — собственных моделей построения образовательного процесса; родителями — вариантов участия в деятельности образовательного учреждения. Эффективность обучения будет зависеть от способности детей определять индивидуальные цели и смысл обучения, выбирать различные варианты методов деятельности, уровней содержания, форм сотрудничества, открытости контроля и использования различных методов оценки. Вариативность в дополнительном образовании — это не просто предоставление ребенку возможности выбора того или иного вида деятельности или учебной программы. Вариативность — это определение ориентации ребенка в различных жизненных ситуациях, разный темп освоения дополнительной образовательной программы, разнообразие педагогических технологий, форм организации, времени и пространства осуществления образовательного процесса.

Вариативные формы дошкольного образования - Вариативность как педагогическая проблема

Вариативность как педагогическая проблема

Вариативность в образовании изучалась различными учеными (В. Я. Гальперин, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов и др. Аверкин, А.Г. Асмолов, В.Г. Кинелев, О.А. Куревина, Л.И. Кулагина, В.В. Пикап, А.М. Цирульников и другие), которые рассматривали его как процесс, направленный, с одной стороны, на значительное расширение возможностей разноуровневого содержания, подходов, методов, идей в обучении, а с другой — на расширение возможностей выбора личного пути в жизни и саморазвития.

Вариативность в дополнительном образовании детей

Определенный интерес представляет концепция вариативного образования, предложенная В. В. Пикапом. Вариативность, по его мнению, обеспечивается через свободу личности и образования, целостный подход к личности. В качестве базовых он выводит следующие положения концепции: признание в качестве приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе; основным регулирующим механизмом личности является ее ценностно-смысловая сфера, потребности, мотивы, способности; построение содержания образования на основе реализации права ребенка на выбор информационного источника, уровня освоения и способов получения информации; обеспечение взаимодействия ребенка и педагога на основе сотрудничества; соответствие педагогических методов, приемов, технологий психовозрастным особенностям детей; опора на внутреннюю мотивацию учения, ситуацию успеха и др.

Предназначение вариативности, по мнению Л. И. Кулагиной, — помочь ребенку на глобальном уровне — в выборе жизненного пути, в том числе в ситуации неопределенности, на частном (локальном) уровне — в выборе интересов и способов их реализации. По ее мнению, вариативность в образовании должна обеспечивать выбор как для обучающихся, так и для обучающих[5].

Таким образом, вариативность в качестве педагогической проблемы рассматривается нами как выбор педагогом соотношения элементов педагогической системы — целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора ребенком конкретной линии поведения или конкретных поступков, соответствующих целям педагогической деятельности. Для дополнительного образования детей рассмотрение вариативности в качестве педагогической проблемы имеет большое значение как минимум в двух аспектах — содержания и организации дополнительного образования, поскольку она связана с главными особенностями дополнительного образования: со стороны ребенка — свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, педагога, со стороны образовательного процесса УДОД — личностно-ориентированным способом организации. Вариативность на уровне содержания дополнительного образования предполагает выбор направленностей и видов деятельности, дополнительных образовательных программ. Вариативность на уровне организации дополнительного образования предполагает выбор методов, средств, способов деятельности, обеспечивающих личностно-ориентированную форму организации дополнительного образования.

Виды вариативных форм

Система дошкольного образования должна быть гибкой, разносторонней и отвечать социальным потребностям родителей, а также стать одним из факторов улучшения демографической ситуации.

Дошкольное образовательное учреждение — это организация, предназначенная для удовлетворения основных потребностей семьи в воспитании и образовании детей.

Сегодня классическая форма детского сада не может быть единственной. А сложная ситуация с местами в детских садах сейчас очень актуальна, поэтому новые модели активно развиваются параллельно с традиционными формами дошкольного образования.

Приоритетным направлением остается создание различных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, групп выходного дня, групп раннего вмешательства для детей до трех лет, игровых библиотек (групп игровой поддержки для детей с ограниченными возможностями) и консультационных центров для родителей. Именно эти формы сегодня следует рассматривать как альтернативные формы дошкольного образования для детей, не посещающих детские сады.

Основная цель групп — удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Давайте кратко обсудим каждую из этих форм в отдельности.
Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, создаются группы раннего воспитания для поддержки семей с маленькими детьми.
Такие группы позволяют ребенку безболезненно адаптироваться к условиям детского сада в самом раннем возрасте.

Педагог проводит время с ребенком в присутствии родителей на индивидуальных занятиях и совместных занятиях с детьми и родителями и способствует развитию двигательной, языковой, игровой и художественной деятельности детей. Существует психологическая и образовательная поддержка семьи.

Группа кратковременного пребывания работает 4 — 5 дней в неделю. В этих группах основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется только за сокращенное время — 3-5 часов. Время нахождения детей в ГКП определяется санитарными нормами (не более 4 часов), без питания. Присутствие родителей (законных представителей) при участии в ГАК необязательно.
Группы кратковременного пребывания создаются для детей в возрасте от 3 до 6 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и являющееся его подразделением.

Группа выходного дня создается для детей от 2 до 6 лет как посещающих, так и не посещающих дошкольное образовательное учреждение, с целью организации присмотра, ухода, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Группа функционирует четыре раза в месяц (суббота или воскресенье). Пребывание детей не более 3-х часов без питания. Дети раннего дошкольного возраста посещают ГВД вместе с родителями.
Основными задачами группы является оказание помощи родителям в присмотре и уходе за детьми, помощь детям в усвоении основных базовых знаний, соответствующих их возрасту.

Районный консультативный пункт создается для родителей детей, проживающих на территории муниципального образования, как посещающих так и не посещающих образовательные учреждения, на сегодня с целью обеспечения единства семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей.

Актуальность вариативного образования

Доступность дошкольного образования

Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, предоставляющих программы дошкольного образования, означает, что сеть должна быть спроектирована с учетом как образовательных потребностей детей, так и физической близости учреждений к их домам.

Вариативность дошкольного образования и единообразие требований.

Вариативность (способность удовлетворять различные образовательные потребности) и когерентность (системность, как способность обеспечить постоянный уровень качества образования для всех дошкольников) являются необходимыми требованиями к системе дошкольного образования в современную эпоху.

Необходимость вариативности в дошкольном образовании определяется двумя факторами.

  • Многообразие образовательных потребностей детей, связанное с разными уровнями развития детей, разными потребностями в компенсации нарушений, разными возможностями в освоении образовательных программ с высокой степенью сложности;
  • развитие самого образовательного пространства, появление инновационных проектов, отличающихся как по содержанию образования, так и по формам работы с детьми.

В условиях сети вариативность содержания программ и форм работы с детьми создает благоприятные условия для обеспечения максимального количества дошкольников соответствующими образовательными услугами.

Ориентация системы дошкольного образования на потребности граждан

Гражданское участие в дошкольном образовании характеризуется интеграцией различных мнений заинтересованных взрослых: родителей, врачей, педагогов, логопедов и психологов.

Построение гражданского порядка в образовании предполагает постепенное решение нескольких задач.

*Формирование диалога (например, в форме переговорных площадок) является третьей и наиболее сложной задачей в области формализации гражданского мандата на дошкольное образование.

Приведение системы дошкольного образования в соответствие с оценкой качества.

Критерии оценки качества разрабатываются на муниципальном уровне. Основными ориентирами являются способности детей (когнитивные, коммуникативные и творческие). Для оценки качества дошкольного образования используются различные методы. Наиболее подходящими являются показатели качества дошкольного образования (они не требуют прямого контроля и диагностики способностей дошкольников). Такими показателями являются условия обучения, показатели динамики развития способностей и здоровья детей, опосредованные показатели развития способностей (например, успешная адаптация детей к школе). Показателями высокого качества условий образования являются материальные и кадровые ресурсы образовательного учреждения (включая уровень квалификации педагогов, в частности, их участие в инновационной деятельности, а также образовательная программа, реализуемая в конкретном образовательном учреждении (лицензирование образовательных программ или наличие инновационного статуса).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

• доступность дошкольного образования : развитие вариативных форм дошкольного образования;

• развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования : обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Что такое вариативные формы дошкольного образования?

Вариативные формы дошкольного образования —

• это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.

• это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет).

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

• группа кратковременного пребывания;

• центр игровой поддержки ребенка;

• служба ранней помощи;

• семейный детский сад

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ, реализующего программы дошкольного образования (от 2 месяцев до 7 лет, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время к ГКП относятся:

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи ЦИПР:

• оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

• разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

• оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения, не посещающих образовательные учреждения.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи СРП:

• проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

• включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

• реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

• проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

• обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

• проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

• психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

• помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Переход дошкольного образовательного учреждения на Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования В современной системе дошкольного воспитания на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности.

Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Стратегии поликультурного образования в деятельности учреждений дошкольного образования В XXI веке необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные интересы и национально-культурные особенности.

Вариативные формы организации музыкальной деятельности детей на музыкальных занятиях ДОУ В работе музыкального руководителя основной формой организации музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Вариативные формы совместной музыкальной деятельности педагога и детей Вариативные формы совместной музыкальной деятельности педагога и детей. Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы совместной.

Целью социальной политики в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и увеличение охвата детей дошкольным образованием.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

К вариативным формам дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет относятся:

· группа кратковременного пребывания;

· центр игровой поддержки ребенка;

· служба ранней помощи;

· семейный детский сад

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения (ГОУ),

В настоящее время к ГКП относятся:

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи СРП:

· проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

· оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

· осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

· включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

· определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека создается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

· реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников;

· проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

· обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

· проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

· психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

Вариативные формы дошкольного образования – это формы, созданные для расширения зоны охвата детей системой дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу.

Значимость вариативных форм дошкольного образования

В настоящее время ведущей целью отечественной социальной политики в сфере дошкольного образования (далее ДО) является гарантия реализации прав каждого ребенка на получение доступного и качественного дошкольного образования.

Достижение данной цели осуществляется за счет разработки следующих приоритетных направлений:

  1. Обеспечение доступности ДО посредством развития разнообразных вариативных форм.
  2. Развитие таких видов ДО, как инклюзивное, интегративное и специальное, с целью обеспечения доступности ДО для детей имеющих различные виды отклонений в развитии, ограниченные возможности, имеющие особые образовательные потребности.
  3. Осуществление психолого-педагогической поддержки семей, оказание необходимой консультативной педагогической помощи семьям, воспитывающих детей.

Под вариативными формами ДО принято понимать:

  • Современные образовательные модели, которые направлены на максимально полное удовлетворение потребности населения в услугах ДО, повышение качества предоставляемых услуг, создание условий, необходимых для развития частного сектора дошкольного образования, оказание поддержки семейного воспитания.
  • Структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы ДО для детей возрастом от двух месяцев до семи лет.

Современные вариативные формы ДО предоставляют воспитанникам возможность пребывания в дошкольных образовательных учреждениях с разным режимом дня, в зависимости от развития детей, состояния здоровья и индивидуальных потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды вариативных форм дошкольного образования

Основными вариативными формами ДО являются:

  1. Группы кратковременного пребывания, организуемые в ДОУ.
  2. Центры игровой поддержки.
  3. Консультативные пункты.
  4. Службы ранней помощи.
  5. Легкотеки.
  6. Семейные детские сады, организуемые семьями на дому.

Одними из самых популярных и востребованных являются группы кратковременного пребывания при ДОУ.

Группа кратковременного пребывания – это одна из вариативных форм ДО, представляющая собой структурное подразделение ДОУ, реализующее государственные образовательные стандарты и программы ДО.

Данные группы организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет.

Цель группы кратковременного пребывания: обеспечение полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, формирования у них необходимых навыков для последующего обучения в школе, а также для оказания необходимой консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников.

Основные задачи групп кратковременного пребывания:

  1. Оказание необходимой помощи детям дошкольного возраста в успешной социализации посредством организации игровой деятельности.
  2. Разработка и внедрение индивидуальных воспитательно-образовательных программ ДО.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
  4. Оказание необходимой консультативной и обучающей помощи родителям (законным представителям) воспитанников.
  5. Организация развивающей образовательной среды и игровой деятельности.

Консультативные пункты – это одна из вариативных форм ДО, организуемые для детей в возрасте от 1-го года до 7-ми лет, которые воспитываются в условиях семьи.

Цель консультативного пункта: обеспечение и сохранение единства и преемственности общественного и семейного воспитания, оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего и полноценного развития личности детей, которые не имеют посещать дошкольные образовательные учреждения.

Основные задачи консультативных пунктов:

  1. Оказание родителям необходимой консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
  2. Оказание нужного содействия в вопросах социализации дошкольников.
  3. Комплексная профилактика разнообразных отклонений в психическом, физическом и социальном развитии детей.
  4. Оказание всесторонней помощи родителям и детям в обеспечении равных для всех стартовых условий для поступления в школу, организация взаимодействия между родителями и государственными образовательными учреждениями.

Семейный детский сад – это вариативная форма ДО, организованная с целью всестороннего развития детей дошкольного возраста, ориентированная на индивидуальный подход в воспитании, расширении форм ухода и присмотра для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, а также с целью поддержки многодетных родителей и предоставление им рабочего места.

Семейный детский сад организуется непосредственно в семье, где в качестве воспитателя выступает один из родителей.

Служба ранней помощи – это одна из форм вариативного ДО, организуемая для детей дошкольного возраста, имеющих определенные нарушения в развитии, не посещающие образовательные учреждения.

Цель службы ранней помощи: оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с выявленными нарушениями в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

  1. Осуществление психолого-педагогического обследования детей.
  2. Организация комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми.
  3. Осуществление работы по социализации, адаптации и интеграции детей, имеющих отклонения в развитии.

Лекотека – вариативная форма ДО, организуемая с целью организации социального сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушения в развитии, а также формирования необходимых предпосылок для последующей успешной деятельности.

Читайте также: