Экспериментальная деятельность в младшей группе детского сада зимой

Обновлено: 28.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

_________________________________________________

Картотека опытов и экспериментов зимой

Воспитатель МКДОУ д/с№13

Почему тает снег?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через

некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними

и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и

твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и

тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее

предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в

толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть

обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке

стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что

предметы могут согреваться при трении, движении.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Как звери меняют в шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

Материал: Кусочки меха (старого), кора деревьев.

Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой

теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую

из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая

шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как

не остаются волоски).

Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

Где быстрее наступит весна?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости со снегом, льдом.

Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке ( на полянке солнце быстрее растопит снег).

Где будут первые проталинки?

Цель: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением

Материал: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по

размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и

наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег

тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору

березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы

прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины ( вокруг

деревьев с темными стволами).

Почему снег мягкий ?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.



Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: расширение знаний и представлений детей о зиме и снеге. Формирование познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о зиме, снеге через экспериментальную деятельность. В экспериментальной деятельности подвести детей к тому, что снег тает и превращается в жидкость, в снеге содержится воздух, поэтому он легкий.
Развивающие: учить наблюдать, находить причинно-следственные связи.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе. Учить видеть красоту неживой природы.




Задание: измерить температуру почвы под снегом сложно. Это можно сделать только с помощью взрослого. Для этого в снежный сугроб помещают градусник и оставляют на 10-20 минут. Спустя указанное время можно отметить, температура под снежным покровом выше, чем температура воздуха. Именно по этой причине растения и деревья у корней не расчищают от снега. Также снежный сугроб защищает норы животных.
С потеплением снег темнеет, оседает и начинает таять.
Воспитатель: как вы думаете, снег чистый, или грязный? (Ответы детей)

Задание: внести в помещение емкость со снегом, подождать. В теплом помещении снег начнет таять и превратится в воду. Можно обратить внимание на состояние воды. Она мутная с примесью мелких частиц. Это говорит о том, что снег грязный.



Воспитатель: Как вы думаете, снег можно есть? (Ответы детей)
Воспитатель: снег холодный и грязный, есть его нельзя.
Воспитатель: для следующего эксперимента нам понадобится стакан снега. Сколько воды получится, когда снег растает?




Этот эксперимент говорит о том, что в снеге содержится много воздуха. Поэтому, когда снег тает, воздух высвобождается и его объем уменьшается.
Вывод: зимой со снегом можно проводить интересные и познавательные эксперименты.

Экспериментирование со снегом и льдом на прогулке в младшей группе

И как бы банальны не показались вам наши эксперименты, детям они доставляют огромное удовольствие!

Цель: Познакомить со свойствами снега (белый, холодный, липкий, тает в тепле, упражнять в сравнении двух объектов: снег и лед. Развивать познавательный интерес, умение делать предположения, обогащать словарный запас, поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость

Материалы: лопатки, полиэтиленовые пакеты


- Потрогайте снег. Какой он на ощупь? На что похож снег? (Вата, сахар, соль, мука, мороженое) Из чего состоит снег? Дети, вы любите брать снег руками без варежек? Почему? Потрогайте снег пальчиками. Какие пальчики стали? Какого цвета снег?

Вывод: снег холодный, белый, состоит из снежинок, тает в руках, руки становятся мокрыми и быстро замерзают

- Наберите снег на лопатку и попробуйте рассыпать. Снег рассыпается или падает комками? Как вы думаете снег сегодня липкий или рыхлый? Если снег рыхлый можно ли его слепить? Из какого снега легко лепить? Давайте попробуем слепить снежки.

Вывод: Из рассыпчатого снега лепить неудобно, снег липкий лепится быстрее


- Посмотрите, есть ли на площадке лед?


Почему вы решили, что это лед? Чем отличаются лед и снег? Чем похожи?


Вывод: снег и лёд холодные, тают в руках, образованы из воды; отличия – лед прозрачный, твердый, раскалывается - снег белый, мягкий, рассыпается;


- Как выдумаете что тяжелее снег или лед?


Как можно проверить? (предлагаю подуть, если дети затрудняются)

Вывод: лед тяжелый, его трудно сдуть со стола.


- Однажды девочка положила в карман снежок, принесла его домой и забыла про него.


Как вы думаете, что потом случилось?


Давайте наберем снег в пакеты, возьмем с собой в группу и посмотрим, кто был прав.




Вывод: предположения нужно проверять экспериментами.


Спасибо за внимание!

Картотека экспериментов со снегом и льдом для старшего дошкольного возраста 1. Таяние снега Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т. д. Принесённый в группу снежный ком помещаем.

Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе

Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе. Цель: Познакомить детей с наледью (льдом)– зимнее явление. Подвести детей к.

Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет)

Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.

Экспериментирование с воздухом, снегом и полиэтиленовым пакетом на прогулке в младшей группе

Экспериментирование с воздухом, снегом и полиэтиленовым пакетом на прогулке в младшей группе Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами полиэтиленового пакета: прозрачный, гладкий на ощупь, легкий, его можно раскрыть и наполнить.

Вопрос экологического воспитания и образования детей – становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на планете.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.

Определение предмета исследования.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир

Формулировка проблемы.

С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.

Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.

Захотелось рассказать и показать детям , что снеговик - это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд, в снег.

Участники проекта: Педагог – воспитатель группы – Соколова Наталия Игоревна, дети младшей группы, родители.

Длительность: 2 неделя (краткосрочный).

Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой и льдом.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Задачи проекта:

Подготовительный этап.

Беседы с детьми для выявления знаний детей о воде.

Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о снеге, воде.

Этапы реализации проекта

Основной этап.

Дни недели

Содержание работы

2 неделя

Содержание работы

Заключительный этап.

Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями, в соединении комочков вместе.
За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами).

В ходе проекта у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый.

Также научились делать снежки из снега, катать из снега комки, ставить один на другой, дополнять снеговика другими элементами, рисовать снеговика (предметы круглой формы ), лепить из пластилина, создавать образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации, отражая в своих работах впечатления о зиме; закрепили навыки.

Дети узнали, почему они не смогли слепить снеговика на улице, а в помещении, когда снег стал рыхлым и влажным - это получилось и нам удалось слепить великолепного снеговика.

Таким образом, у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.

Родители: приняли активное участие в выполнении поделок по теме (изготовление снеговиков из подручного материала и других поделок).

Воспитателем были созданы условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.

Дальнейшее развитие.

Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать опытно-экспериментальную деятельность с водой, со льдом, в весенние и летние месяцы – с песком.

Читайте также: