Почему принятие сборника законов русская правда способствовало утверждению неравенства кратко

Обновлено: 30.06.2024

"Русская правда", принятая во времена правления Ярослава Владимировича, стала первым письменным сводом русских законов. По своей сути, это был перечень всевозможных наказаний и штрафов за различные виды правонарушений.

"Русская правда" уникальный исторический источник, который дает много сведений о прошлом нашей страны, в том числе и о существовавшем на Руси социальном неравенстве.

Доказательства очень просты. К примеру за убийство смерда полагался значительно меньший штраф, чем за убийство свободного человека. и так по каждой категории населения Руси. Так же был пункт, когда человек за невыплату долгов попадал в зависимое население.


Предпосылки Русской Правды

Писанного закона тогда не существовало, и приговор ставился на основании обычая, устно передававшегося от отца к сыну, из поколения в поколение. Обычай основывался на естественных побуждениях человеческой природы и мало считался с какими-либо нравственными ограничениями. Убьет кто-нибудь человека — близкие родичи убитого из естественного чувства мести стремились убить погубителя; побьют кого — побитый чувствует злобу и добивается возможности выместить ее на обидчики; украдут у кого-либо — потерпевший понятно, старается отыскать вора, отобрать у него похищенное, да еще постарается причинить вору какое-либо зло, чтобы отвадить его от воровства.

Принятое и распространенное христианство нанесло решительный удар такому положению дела. Христианство учило людей любить друг друга, воздавать добром за зло, прощать врагов. Христианское учение говорило, что преступление — зло, нанесенное брату — человеку другим человеком, и есть не только ущерб, наносимый другому, и нарушение обычая людей, но и грех перед Богом.

Возник затем ряд житейских явлений, в которых с языческой точки зрения не было ничего злого или преступного, не было видимого ущерба или убытка, причиняемого злой волей, но по христианскому взгляду был грех; к числу таких проступков относятся: многоженство, обида слабого, развод, несоблюдение церковных правил, возвращение в язычество новокрещенных и др.

Судьями по такого рода делам стали епископы. Они, во-первых, судили всех людей по всем церковным делам; им подведомственны были, например, такие дела, как святотатство, развод и т.п.; во-вторых, их суду подлежали по всем делам все люди церковные, т.е. священники, монахи, клирошане, словом, все те, кто находился под покровительством церкви.

Первые епископы на Руси были греки, не знавшие русских судебных обычаев, а меж тем им приходилось судить по чисто-светским делам целые разряды людей.

Основные положения

Содержание Русской Правды

Нормы уголовного права в Русской Правде соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах. Сохранялась смертная казнь, умышленное убийство отделялось от неумышленного, также были обозначены степени причинения ущерба (также намеренного или неумышленного) и штрафы в зависимости от степени тяжести проступка. Интересно, что денежные штрафы, упомянутые в Русской Правде, были посчитаны в разных денежных единицах.

За уголовным преступлением следовал суд. Русская Правда определяла нормы процессуального законодательства – как и где проводились суды, кто мог в них принимать участие, как необходимо было содержать преступников во время суда и как их судить. Тут сохранялся сословный принцип, когда более знатные граждане могли рассчитывать на более слабое наказание. Что касается взимания долгов, то документ также предусматривал процедуру, согласно которой необходимо было изымать денежную сумму у должника.

Русская Правда определяла категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане делились на несколько категорий: знать и привилегированные слуги (сюда относились дружинники и князь, которые имели привилегированные права); рядовые свободные жители (младшие дружинники, сборщики налогов, а также жители Новгорода и новгородской земли); зависимое население (низшие слои – смерды, холопы, закупы и рядовичи – то есть крестьяне, которые находились в зависимости от феодалов и князя).

Значение Русской Правды

Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом на Руси и имела очень важное значение для развития государственности. Разрозненные законы, указы, принятые в разных землях не могли обеспечить достаточного правового сопровождения общественной жизни и судопроизводства, Русская Правда исправила этот недостаток – теперь существовал документ, который выполнял роль судебника и использовался на судах. Русская Правда заложила основы будущей правовой системы, а также стала первым источником, который официально закрепил сословное деление государства, привилегию знатных над простым людом и начавшийся формироваться феодализм. Судебные документы, которые были написаны позднее, всегда включали в свою основу именно русскую Правду и формировались именно на ее базе (например,Судебник 1497 года).

Также важно отметить, что Русская Правда является важнейшим источником знаний о жизни Киевской Руси на самом начальном этапе развития государства.

"Русская правда", принятая во времена правления Ярослава Владимировича, стала первым письменным сводом русских законов. По своей сути, это был перечень всевозможных наказаний и штрафов за различные виды правонарушений.

"Русская правда" уникальный исторический источник, который дает много сведений о прошлом нашей страны, в том числе и о существовавшем на Руси социальном неравенстве.

Доказательства очень просты. К примеру за убийство смерда полагался значительно меньший штраф, чем за убийство свободного человека. и так по каждой категории населения Руси. Так же был пункт, когда человек за невыплату долгов попадал в зависимое население.

У Руси была похожая с англами и франками проблема: наличие большого количества племен, живущих по своему традиционному праву. Так, нормы полян и кривичей могли расходиться, что создавало проблемы для централизованного государства и для князя лично. В западных странах эту проблему решали просто, но жестко: утверждали единые нормы, и заставляли всех выполнять их. Это не сразу, но давало результат. Первые князья Руси (Олег, Игорь) не имели такого влияния на окраины, чтобы навязать им единый закон, их власть ограничивалась сбором налогов. Позже были утверждены наместники, что-то наподобие чиновников (налоги собирали, управляли, планировали строительство), а с принятием христианства – священники и епископы. Все это усиливало присутствие князя на местах и создавало более благоприятные условия принятия единого письменного закона.

Второй проблемой было наличие кровной мести. По нормам многих племен, если убили родственника, то необходимо было либо убить убийцу или его родственника. Этот ужасный и кровавый принцип сильно нарушал нормы христианской морали. Кроме того, он часто создавал нестабильность в отдельных населенных пунктах, что нарушало жизненноважные процессы для государства: сбор налогов и строительство церквей. В связи с необходимостью создания единого письменного закона для всех и искоренения нехристианских принципов традиционного права Ярослав Мудрый в первой половине XI столетия взялся за создания текста закона.

История создания закона

Читайте также: