Проект педагога психолога в доу на тему мир эмоций с детьми
Обновлено: 02.07.2024
Актуальность нашего инновационного проекта обусловлена существованием противоречий между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии личности ребенка и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях дошкольного обучения.
В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.
Конечно, каждый ребенок в своей жизни, так или иначе, сталкивается с многообразием форм, красок, свойств предметов, знакомится с произведениями искусства и воспринимает все это даже без целенаправленного воздействия. Но если такое усвоение и познание происходит стихийно и спонтанно, то оно очень часто оказывается поверхностным и неполноценным без разумного педагогического руководства. Именно здесь и необходимо сенсорное воспитание – последовательное ознакомление с сенсорной культурой человека.
Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.
Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи. Начинать лучше всего с упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности, т.к. данный вид чувствительности, по мнению Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одним из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).
Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.
В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.
Учитывая то, что в нашем детском саду, благодаря выигранному гранту, было приобретено необходимое оборудование для создания сенсорной комнаты, разработанная программа предоставляет уникальную возможность для организации эффективной деятельности в данном направлении (см. Приложение 1).
Основные цели и задачи Проекта:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей:
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Основные принципы, на которые я опиралась, при работе в сенсорной комнате это:
- опора на различные анализаторы функциональных систем;
- комплексное воздействие;
- личностная активность;
- поэтапное формирование умственных действий;
- учет зоны ближайшего развития.
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
Зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Среда запахов (воздушная) – в основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен.
Оборудование сенсорной комнаты:
Психологические средства, используемые в работе с детьми.
Диагностические (см. Приложения 2, 3, 4)
- Игровая терапия
- Импровизация
- Сказкотерапия
- Релаксация
- Ароматерапия
- Музыкотерапия
- Цветовое восприятие
- Тактильное восприятие
Реализация программы Проекта осуществляется в период с 02 сентября 2013 года по 30 мая 2014 года. Комплектование группы сенсорного развития осуществлялось на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определялся наличием какого-то одного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Серия коррекционно-развивающих занятий разработана для детей 5-6 лет и включает в себя три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный. Программа сенсорного развития состоит из 36 занятий, проводимых один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).
Настоящая программа состоит как из релаксационных, так и из коррекционно-развивающих занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Диагностический блок (описание промежуточных результатов).
Исходя из полученных данных исследования, мы выяснили, что 7% (3 ребенка) испытуемых из 46 детей старших групп имеют низкие показатели по развитию сенсорных эталонов и представлений о форме, цвете и свойстве предметов, 9% (4 ребенка) имеют высокий показатель агрессивной направленности личности и 5% (2 ребенка) имеют несколько завышенный показатель тревожности и нервного напряжения. В связи с этим, мы решили организовать коррекционно-развивающую группу с составом из 9 детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты инновационного Проекта.
После цикла развивающих занятий дети научатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации, использовать навыки саморегуляции и релаксации, для управления своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, для восстановления душевного равновесия. Также игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.
Практическая значимость реализации Проекта.
Все занятия программы, представленные в проекта в виде готовых конспектов, являются комплексом различных развивающих методик и могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду, так и включаться в основную программу детского сада. Разработки по проекту могут служить и основой для создания собственных программ с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Несомненной ценностью программы проекта является четкая логика построения, психологическая обоснованная последовательность проведения игровых тренингов, занятий и упражнений. Представленный материал по проекту можно использовать не только в детских садах, но и в процессе домашнего воспитания, а также в работе различных центров дошкольного развития.
Риски Проекта и меры по их устранению.
В ходе работы над Проектом я могу столкнуться с рядом трудностей: во-первых, составленная мною программа коррекции и развития эмоциональной сферы не была ранее апробирована и используется впервые в практической деятельности, поэтому в ходе реализации возможны изменения плана занятий или их корректировка, во-вторых, сенсорное восприятие у детей старшего дошкольного возраста возможно развито поверхностно и неполноценно, что требует дополнительных мероприятий по развитию сенсорной культуры детей.
Формы внедрения Проекта в практику образовательного учреждения:
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Новые задачи профессиональной деятельности педагога-психолога – это использование современных образовательных технологий, включая информационные, при проведении диагностической, психокоррекционной, реабилитационной, консультативной работы, а также цифровых образовательных ресурсов и т.д.
Использование инновационного проекта педагога-психолога в образовательной деятельности способствует достижению этой цели за счет развития у ребенка коммуникативных, интеллектуальных навыков, обеспечивает психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Цель проекта – сформировать у детей умение различать эмоции в зависимости от разных ситуаций.
- Расширить представления о эмоциях и их разнообразии.
- Развивать умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции и переживания
- Учить передавать эмоциональные состояния с помощью различных выразительных средств.
- Способствовать формированию исследовательской деятельности.
- Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Обобщение полученных знаний и умений.
- Дети старшего дошкольного возраста – 10 чел.
- Педагоги-воспитатели, муз. работник, преподаватель ИЗО.
- Родители.
Сроки реализации – краткосрочный проект, 1 неделя.
Оборудование – компьютер, муз. инструменты, изображения с разнообразными эмоциями, мультфильмы, худ.литература – сказки, материалы для рисования.
- Подбор иллюстрации;
- Выставка работ;
- Рисование эмоции;
- Делаем коллаж;
- Игры сюжетно-ролевые;
- Презентации;
- Просмотр мультфильмов;
- Прослушивание музыки.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный этап | |||
1 | Подбор методической литературы по заявленной теме, создание “Банка идей”. | ||
2 | Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе. | ||
3 | Подбор методик для диагностики социального интеллекта у детей. | ||
4 | Диагностирование детей. | ||
2 этап. Практический этап | |||
1 | Использование игровых комплексов для определения эмоций. | Психолог | |
2 | Работа с детьми по развитию эмоций через сказки, мультфильмы, музыку, рисование. | Специалисты ДОУ | |
3 | Консультации и индивидуальные беседы для родителей (по запросу) | Психолог | |
3 этап. Заключительный этап | |||
1 | Анализ достижения целей и полученных результатов | ||
2 | Провести диагностику на конец учебного проекта | ||
3 | Проведение выставки детских работ | ||
4 | Проведение консультации по выбранной теме | ||
5 | Проведение итогового мероприятия |
Диагностика:
Диагностика развития социального интеллекта (Я.И.Михайлова)
- Субтест 1 “Истории с завершениями”
- Субтест 2 “Группы экспрессии”
На протяжении всего проекта в ДОУ, каждый день были проведены определенные игры, упражнения, и т.д.
День 1. Мир эмоций.
День 2. Мир эмоций в детских мультфильмах.
День 3. Мир эмоций в музыке
День 4. Эмоции в повседневной жизни.
День 5. Эмоции в рисовании.
Эмоции играют в жизни детей большую роль. Проблему эмоционального развития осветили многие учёные (Рогов Е.И., Скрипкина Т.П., Запорожец А.В., Гамезо М.В., Додонов Б.И. и другие), и их работы позволили осветить тему эмоции и чувства в дошкольном возрасте более доступно.
Работая над развитием эмоции - проигрывая, проговаривая, проживая их - позволяет дать ребенку большую возможность, определить свое состояние и уметь его передать. Когда ребенок осваивает этот процесс, точно так же как и процесс ходьбы, то ему проще взаимодействовать со взрослыми. Поэтому данный проект реализуется именно в старшей группе (5-6 лет). Именно в этом возрасте мы обогащаем словарь детей разнообразными эмоциональными состояниями. Так как при переходе в подготовительную группу (6-7 лет) детям необходимо оперировать этими знаниями и уметь их применять. На занятиях при подготовке к школе мы проговаривем свое эмоциональное состояние, таким образом возвращаемся к ранее полученным знаниям и умениям.
Л.С.Выготский считал, что “эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются “центральным звеном” психической жизни человека , и прежде всего ребёнка”. Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Этот факт является основополагающим в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
Эмоции позволяют эффективно взаимодействовать ребенку с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Цель проекта: Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением;
познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения;
учить сотрудничать при выполнении совместных задач в микрогруппах;
развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь;
развитие умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
- овладеют способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- способны распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, выражать эмоции в социально-приемлемой форме.
- создают доброжелательную атмосферу в коллективе;
- повышают уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Родители (законные представители):
- повышается родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- создаются условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.
Структура проекта
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями.
1 этап – подготовительный
- Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)
- Определение цели и задач проекта.
- Разработка конспектов занимательной деятельности, игр.
- Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
- Картотека игр, этюдов по методу сторителлинг.
2 этап – организационно-практический
Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, музыкальные игры, социально-коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
Для педагогов ДОУ: семинар – практикум, методическое объединение, мастер класс.
Для родителей ДОУ: анкетирование, беседы, консультации, рекомендации.
3 этап – итоговый
- Создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.
Мероприятия
1 Семинар – тренинг для профилактики конфликтов между педагогами.
- доска детской активности;
- календарь интересных событий в группе;
-картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;
- картотека творческих игр по методу сторителлинг;
- создание тематической видеотеки.
В ходе реализации проекта было охвачено 2 средние группы, 2 старшие, 3подготовительные группы, то есть более 150 воспитанников и их родителей принимало непосредственное участие. Также были активно вовлечены педагоги этих групп. Было разработано свыше 10 дидактических игр, методических разработок на развитие эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта с участниками образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Список литературы:
Литература использованная педагогами:
- Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г.
- Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
- Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
- Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1, с.20-27.
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.
- Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 - №6, с.59-73.
- Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. –Айрис Пресс, Москва, 2009г.
- Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001.
- Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2 - с.13-20.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е. К. Игры приветствия для хорошего настроения. Набор развивающих карточек для занятий с детьми. – Изд. Речь, 2011г.
- Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.
- Павлов И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб, Речь; М., Сфера, 2008г.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения.- Изд. Детство-Пресс, 1998г.
- Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: “Феникс, 1996
- Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Шорыгина Т.А.. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также:
- Какие самые яркие линии в оптическом спектре хромосферы кратко
- Можно ли исправить дефекты штукатурки и какими способами ответ кратко
- Каким образом куба могла вести борьбу с сша на протяжении второй половины хх века кратко
- План мероприятий по охране труда в школе искусств
- А ты думал я тоже такая анализ кратко