Что такое кровная месть в древней руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Происхождение кровной мести

Обычай кровной мести - это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства. В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка. Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Историко-географическое распространение кровной мести

В Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.

Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11—12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:

  • братья за братьев;
  • сыновья за отца;
  • отец за сыновей;
  • племянники за дядь и тёть.

В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.

На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:

  • в странах Ближнего Востока;
  • у некоторых кавказских народов;
  • в Албании;
  • в Южной Италии.

Кровная месть в современном праве

По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право подробнее предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.

Ольга отплатила, Рогнеда не смогла

Убить или взять деньгами

Первый документ, в котором в правовом поле оговаривалась процедура применения кровной мести, на Руси появился после заключения Русью в 911 году договора с Византией. Условия предусматривали вариативность такого мщения: родственник убитого мог предать убийцу смерти либо взять с него денежный эквивалент нанесенной обиды. В статье 4-й этого договора говорилось, что если убийца скроется с места совершения преступления, а известно, что он имущий, то родственник покойного вправе претендовать на часть имущества преступника, но не на все – интересы жены убивца при дележе тоже учитывались. Неимущего же душегуба по поимке ждала неминуемая смерть. Аналогичная норма прописывалась и в договоре за 944 год. Классовый подход к разрешению спора о кровной мести имел место и применительно к наказанию за убийство русского христианином и наоборот: до крещения Руси подобные преступления с участием иностранцев как на Руси, так и в Византии, также наказывались альтернативно при условии состоятельности убийцы. Бедняка-инородца, которому нечем было расплатиться с родственниками убитого, при поимке казнили если не по суду, то руками родственников-кровников.

Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Ру­си представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различа­лись. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту выте­кало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.

Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг. 3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-

Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступ­лений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследо­вания.

См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. За­рождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.

Раздел I Общие положения

Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти

воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узко­го круга отношений между христианами и руссами, предусматривая нака­зание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представ­ляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномоч­ные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от част­ной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отда­ленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью род­ства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.

Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, кото­рый сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обя­занных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взи­мал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.

Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный од­ному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родст­венникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.




Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях по­садников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал со­вместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немед­ленно исполнялось

Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Счи­талось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекраща­лось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей 2 .

Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церков­ные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов пере­шли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кра­жах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, еписко­пы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступле­ния или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсуд­ность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Все­волода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.) 3 ярлыки на право судить прихожан.

Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.

Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 з Юшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428

Раздел I. Общие положения

Кровная месть не миновала и Русь. Вся система обычного права на Ру­си представляла собой возмездие и возмещение за нанесенную обиду. Обидой считалось как причинение смерти, увечья или совершение кражи, так и грубое нарушение общепринятых житейских правил. В У1П-1Х вв. уголовное и гражданское обычное право для жителей Руси не различа­лись. Обычное право предусматривало возможность защиты от любых посягательств, осуждаемых древними родами. Из права на защиту выте­кало и право возмездия и частной кровной мести, основанной на узах родства и дружбы, а при защите князя - и на преданности его дружины. Исполнение мести ничем не ограничивалось, даже превышение ее меры считалось похвальным.

Первыми древними источниками русского права считаются договоры Руси с Византией: летописи сообщают о четырех договорах 907, 911, 945 и 971 гг. 3 В наиболее полном виде до нас дошли договор 911 г., подписанный при князе Олеге, и 945 г., подписанный при князе Игоре. Однако эти дого-

Поскольку с судом по уголовным делам тесно связано расследование преступ­лений, а в истории эти стадии уголовного процесса иногда совмещались, в главе затрагиваются и некоторые вопросы организации предварительного расследо­вания.

См.: Есипов В В Преступление и наказание в древнем праве. Варшава, 1903. С. 53-54.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права. СПб.. 1853. С. 1-15; Ключевский В С О русской истории. М. 1993. С. 52-53; Салтыкова С. За­рождение древнерусского права // Российская юстиция 1997. № 1. С. 53.

Раздел I Общие положения

Глава 4 Исторический очерк развития судебной власти

воры страдали ярко выраженной односторонностью, касались только узко­го круга отношений между христианами и руссами, предусматривая нака­зание за некоторые преступления (например, убийство, увечье, кражу), но в них ничего не говорилось о порядке и об органах их разрешения. Представ­ляется, что на Руси это был все же суд князя, от имени которого полномоч­ные послы подписывали договоры, которые князь обязан был выполнять. Применение права кровной мести в договорах не оговаривалось, хоть во времена Олега и Игоря единственным спасением для жителей Руси от част­ной кровной мести было бегство провинившегося, часто с семьей, в отда­ленные места Только при Ярославе месть было ограничена степенью род­ства. Но и в этом случае месть, по существу, сама по себе являлась как бы судом, а точнее, самосудом.

Неограниченное применение кровной мести приводило к истреблению значительной части населения. Княжеская власть была этим обеспокоена. Поэтому в Русской правде Ярослава (самый древний список датирован 1016 г.) впервые право и месть родственников ограничивается судом, кото­рый сосредоточивается в руках князя. При отсутствии родственников, обя­занных мстить за совершенное преступление или иное деяние, князь взи­мал виру в пользу своей казны. Постепенно суд стал главной обязанностью князя в мирное время.

Обоснование кровной мести состояло в том, что вред, причиненный од­ному из родственников, считался общим вредом, причиненным всем родст­венникам; последние преследовали обидчика. Суд же старался уладить дело миром только в том случае, если виновный соглашался уплатить виру. При этом, если обиженные родственники не принимали виру или виновный не мог ее заплатить, за родственниками сохранялось право мести.

Наиболее сложные дела, например о должностных преступлениях по­садников, бояр и других приближенных князя, последний разбирал со­вместно с вечем, принимавшим окончательное решение, которое немед­ленно исполнялось

Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Счи­талось, что куда привели следы, там и находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в чистом поле, гонение следа прекраща­лось. Гонение следа при убийстве влекло для общины, где потерялся след убийцы, обязанность самой отыскать его и выдать властям. Отказ общины выдать убийцу или нерозыск убийцы влек за собой наложение судом на общину дикой виры - огромного штрафа по усмотрению судей 2 .

Принятие и распространение христианства на Руси повлекло создание церковных судов, к юрисдикции которых относились прежде всего церков­ные (духовные) дела. Но постепенно в подсудность церковных судов пере­шли дела об изнасиловании, похищении женщин, о кровосмешении, о кра­жах из церкви, а также дела, возникшие во владениях церкви. Церковные суды имели право рассматривать дела о преступлениях священнослужителей и спорах между ними. Судьями церковного суда были митрополиты, еписко­пы и настоятели монастырей в зависимости от места совершения преступле­ния или возникновения спора. Деятельность церковных судов и их подсуд­ность регламентировались Церковными уставами князей Владимира Святого (около 996 г.), Ярослава Мудрого (1051-1054 гг.), Новгородского князя Все­волода (около 1120г.), Смоленского князя Ростислава (1150г.), Великого князя Василия (1402 г.) Во время татаро-монгольского ига церковь от ханов Золотой Орды неоднократно получала (в XIV в.) 3 ярлыки на право судить прихожан.

Считается, что устройство судов, которое было определено в Русской правде, сохранялось до XVI в.

Калачов Н Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды М,1846 С 120-132 з Юшков С В История государства и права СССР М, 1947 Ч 1.С. 140-141.

Собрание важнейших памятников по истории древнего русского права С 323-428


Дохристианская Русь представляла собой множество разрозненных племен, которых объединяли лишь язык и пантеон богов. Вплоть до десятого века она оставалась центром варварских обычаев.

Исследователи не нашли никаких следов того, что религия в Древней Руси была последовательна или упорядочена. Скорее она представляла собой душевные порывы и основывалась более на суевериях и сказаниях, чем богословских трудах.


В каждом племени были свои порядки поклонения, однако пантеоны богов, который устанавливали на почетном месте, в большинстве своём включали бога войны, бога солнца, бога неба, земли и скота, а так же бога подземного мира, куда ж без него.

Поклонение представлялось довольно сумбурным — это произношение определённых молитв, заклинаний, шаманские обряды и, конечно же, жертвоприношения, причём и человеческие.

Интересен и тот факт, что в Дохристианской Руси была широко распространена и кровная месть. Считалось обязательным убийство человека, чьи действия так или иначе повлекли смерть другого человека.


Кровная месть могла осуществляться как между членами разных племён, так и внутри одной общины. Доходило до того, что сын даже мог лишиться наследства, если не отомстит за гибель отца. Так же мужчина лишался милости матери и даже не мог сидеть за одним столом со своими родителями, пока не отомстит за смерть брата.

Но мстили не только за убийства, но и за меньшие проступки, например, воровство. Но так же известно, что в подобных случаях люди умели и договариваться, могли прощать преступника.

Существовала так же и практика заключения брачных союзов между членами разных племён. Такие браки должны были служить залогом примирения семейств или даже целых общин.


Но не стоит думать, что многовековые законы Древней Руси исчезли сразу после ее крещения. На протяжении нескольких столетий племена сохраняли свои внутренние законы и жизненные устои. Лишь некоторые достаточно быстро отказались и от богов, и от многоженства и от жестоких законов.

То же многожёнством сохранялось на Руси вплоть до 13-14 века, Церковь, хоть и грозила многоженцам пальчиком, однако не принимала никаких серьезных действий. То же самое касалось и кровной мести, и некоторых других аспектов жизни новообращенных христиан.

В 15 веке тяжелые преступления стали переходить из разряда частных дел в государственные. Теперь они судились по закону. Однако согласно судебной системе большинство преступлений наказывались лишь выплатой штрафа, казнью же копалось святотатство, поджог, конокрадство, государственная измена и воровство, совершенное в третий раз.

Читайте также: