План работы кружка развивайка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:

Цели реализации программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Основные задачи программы

  • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
  • Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
  • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс +, минус -, равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развитие представлений о форме:
  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
  • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:
  • Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Итоговые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  • Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
  • Показ мультимедийных материалов

Список воспитанников

  1. Бердюгин Даниил
  2. Блинова Милена
  3. Власюк Кирилл
  4. Гилев Кирилл
  5. Валиева Эвелина
  6. Голубева Дарья
  7. Денисова Валерия
  8. Дмитриева Мария
  9. Зиньковский Александр
  10. Иванов Кирилл
  11. Калиненкова Елизавета
  12. Коробейникова София
  13. Кувандиков Караматулло
  14. Лысянов Владимир
  15. Малофеева София
  16. Мальков Артем
  17. Новоселова Кристина
  18. Островский Артем
  19. Свинолупова Николина
  20. Султанова София
  21. Седлуха Вадим
  22. Сенников Александр
  23. Ульянов Константин
  24. Фадеев Глеб
  25. Фоминцев Максим
  26. Хуснутдинов Альмир
  27. Шорохова Ангелина
  28. Шрайнер Оганес
  29. Шунькин Кирилл
  30. Шыхджанов Али-Акбар

Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Программа дополнительного образования

по развитию мелкой моторики дошкольников

(для детей 3-4 лет)

срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Актуальность данной программы

Цель конкретизируется в следующих задачах:

развитие точности выполнения движений,

полноты объема движений пальцев рук,

умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,

совершенствование координации движений руки и глаза;

совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;

формирование интереса и положительной мотивации обучения;

формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников.

Программа включает в себя следующие разделы :

игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.


Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Особенности возрастной группы детей

Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.


Основные формы и методы работы с детьми

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая.

Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
-соты Кайе;

- палочки Кьюзенера
- шнуровка;
- прищепки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста


Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Учебно-тематический план.

Возраст (3-4 года) – 9 часов

Пальчиковая гимнастика 2 ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Графические упражнения 1 ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

Игры и действия с предметами 2 ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Условия реализации программы

В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.

Описание планируемых результатов

пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;

работать с трафаретами;

изготавливать детали по шаблону;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)

лепить шар, цилиндр, диск, куб;

строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;

изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;

пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;

применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;

плести косички из ниток;

Учебно-методическое обеспечение.

различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

Для обучающихся 4 - 6 лет

Срок обучения: 2 года

Составитель: Прошутинская Оксана Александровна,

педагог дополнительного образования

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.

А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

-направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

-от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.

В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:

логические блоки Дьенеша (48 штук);

набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);

палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски

наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.

Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.

Цель и задачи программы

Цель: Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.

Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.

Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.

Тренировать мелкую моторику и глазомер.

Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.

Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:

- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);

- отношения (подобия, порядка, части и целого);

- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.

По завершению программы дети могут:

Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.

Различать и называть основные цвета.

Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.

Следовать устным инструкциям и работать по схемам.

Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.

Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.

Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.

Каждый год предполагает

ступенчатое усложнение программного материала,

многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;

разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка

Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)

Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:

Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

Задания для развития действий классификации и обобщения.

Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:

- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;

- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)

Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:

Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

Задания для развития действий классификации и обобщения.

Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:

- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;

- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;

- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.

Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:

Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;

Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

Организация и проведение мероприятий:

Происходит в несколько этапов:

В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.

Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:

Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;

Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.

Подводятся итоги, которые обычно представлены:

анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;

установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;

созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.

Формы и методы организации детей на занятиях

Формы организации детей:

Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

Задачи: учить детей различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.

Задачи: продолжать закреплять знания детей о характерных признаках осени, учить различать, узнавать, называть растения;

Развивать мышление, речь, временные представления, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.

Задачи: закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть), по среде обитания (воздух, вода);

Формировать навыки пользования моделями, обогащать словарный запас у детей названиями животных.

Задачи: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель;

Развивать внимание, мышление, речь у детей.

Задачи: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, пояснять свои действия.

Задачи: развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.

Задачи: упражнять детей в анализе фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении составлять и обогащать в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой, развивать внимание, мышление.

Задачи: развивать умение осмысленно запомнить тексты. Уметь пользоваться заменителями, развивать творческие способности, внимание, мышление. Развивать речь, умение пользоваться схемами, рассуждать.

Задачи: дать ребенку понятие о колорите;

Сравнение природных объектов по нескольким цветовым оттенкам, учить восприятию цветовой гаммы. Дать понятие о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человек.

Задачи: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами.

Задачи: активизировать в речи детей и уточнить название детенышей животных, учить включать их в различные речевые констукции, использовать во множественно числе родительского падежа. Формировать грамматический строй речи.

Задачи: развивать у детей фонематический слух. Упражнять в делении слов на слоги (в трехсложных словах).

Задачи: объяснить детям, почему люди поздравляют друг друга с новым годом и высказывают добрые пожелания; закреплять знания ребенка о том, что отсчет каждого нового года начинается с первого января, а первым месяцем года является январь.

Задачи: учить детей сравнивать, находить отличия в изображениях предметов, учить придумывать слова с заданным звуком.

Задачи: научить детей различать цвета и размеры. Формировать представления о символическом изображении вещей. Воссоздавать фигуры, силуэты. Развивать внимание, память.

Задачи: закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени, знание дней недели и их последовательности. Развивать внимание, память, мышление.

Задачи: учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Задачи: Познакомит детей с часами. Учить определять время с точностью до получаса.

Задачи: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицировать по цвету и форме.

Задачи: учить детей ориентироваться по схеме

Задачи: развивать представление о цветах, формировать умение обогащать словарный запас.

Задачи: учить детей применять знания о животных для решения игровой задачи. Развивать внимание, формировать умение быстро ориентироваться в игровых ситуациях.

Задачи: учить детей понимать суть игровой задачи, применять умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины. Развивать глазомер, зрительное восприятие.

Задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицированному признаку (величина, цвет, форма). Активизировать в речи сравнительные прилагательные, формировать грамматический строй речи.

Задачи: формировать умение соотносить название взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.

Задачи: формировать умение придумывать несколько вариантов окончания текста по заданному началу.

Задачи: формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем и другим ребенком.

Задачи: развивать внимание, формировать умение выделять признаки предмета.

Задачи: формировать умение образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа.

Задачи: закреплять знания детей о способах питания и рациона диких и домашних животных, активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.

Задачи : учить детей выполнять роли водящих(воспроизводить звуки по заданию воспитателя) и игроков. Развивать воображение, формировать звуковую культуру речи, учить действовать по инструкции.

Задачи: учить детей понимать суть задания, сравнивать и группировать предметы по цвету, активировать в речи названия знакомых им цветов и оттенков. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Задачи: учить детей обследовать знакомые геометрические фигуры при помощи осязания, узнавать их на ощупь. Активизировать в речи детей и уточнить понятия, связанные с названиями и строением геометрических фигур.

Комментарии

Молодец автор, беру пример с вас,тоже хочу организовать кружок с 7 летними детьми на развитие логики.

Читайте также: