План работы кружка развивайка в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений стали:
Цели реализации программы:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Основные задачи программы
- Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению.
- Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
- Привить любовь к конкретному предмету – математике.
- Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс +, минус -, равно (=).
- Развитие представлений о величине:
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- Развитие пространственной ориентировки:
- Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Понимать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- Развитие ориентировки во времени:
- Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Итоговые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
- Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
- Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
- Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
- Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
- Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
- Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
- Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
- Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
- Показ мультимедийных материалов
Список воспитанников
- Бердюгин Даниил
- Блинова Милена
- Власюк Кирилл
- Гилев Кирилл
- Валиева Эвелина
- Голубева Дарья
- Денисова Валерия
- Дмитриева Мария
- Зиньковский Александр
- Иванов Кирилл
- Калиненкова Елизавета
- Коробейникова София
- Кувандиков Караматулло
- Лысянов Владимир
- Малофеева София
- Мальков Артем
- Новоселова Кристина
- Островский Артем
- Свинолупова Николина
- Султанова София
- Седлуха Вадим
- Сенников Александр
- Ульянов Константин
- Фадеев Глеб
- Фоминцев Максим
- Хуснутдинов Альмир
- Шорохова Ангелина
- Шрайнер Оганес
- Шунькин Кирилл
- Шыхджанов Али-Акбар
Программа рассчитана на 1 год на детей 6-7 лет. Группа работает 4 раза в месяц по 25-30 минут, всего 32 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики дошкольников
(для детей 3-4 лет)
срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Актуальность данной программы
Цель конкретизируется в следующих задачах:
развитие точности выполнения движений,
полноты объема движений пальцев рук,
умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
совершенствование координации движений руки и глаза;
совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
формирование интереса и положительной мотивации обучения;
формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является личностно-ролевая форма организации совместной работы учащихся. Вся деятельность делится между группами учеников.
Программа включает в себя следующие разделы :
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.
Особенности возрастной группы детей
Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Основные формы и методы работы с детьми
Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая.
Содержание основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
-соты Кайе;
- палочки Кьюзенера
- шнуровка;
- прищепки;
- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
- аппликация с использованием не традиционных методов, таких как – скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.
- лепка из солёного теста
Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.
Учебно-тематический план.
Возраст (3-4 года) – 9 часов
Пальчиковая гимнастика 2 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения 1 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами 2 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Условия реализации программы
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
Описание планируемых результатов
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы)
лепить шар, цилиндр, диск, куб;
строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек;
изготавливать поделки в технике “аппликация”,по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
плести косички из ниток;
Учебно-методическое обеспечение.
различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
Для обучающихся 4 - 6 лет
Срок обучения: 2 года
Составитель: Прошутинская Оксана Александровна,
педагог дополнительного образования
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г.Дональдсон, Г.Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого. Работа по данной программе направлена на подготовку мышления ребенка к конструированию простейших логических умозаключений посредством работы с логическими играми.
А.А.Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:
-направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;
- возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5-7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).
На основе исследований Е.А.Носовой, ученицы А.А. Столяра, направленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов работы для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):
-от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);
- от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).
Е.А.Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:
Так же в программе используются игры, проблемные ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их общих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов). Их значение – способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания, составления алгоритмов.
В качестве средств обучения по программе используются следующие пособия и материалы:
логические блоки Дьенеша (48 штук);
набор геометрических логических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки);
палочки Кюизенера и их аналог – разноцветные полоски
наглядно-дидактически пособия для игр с блоками и палочками.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.
Работа по данной программе помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную эмоциональную атмосферу, побуждает детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
Организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого, уверенными в своих силах.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование комплекса мыслительных умений на протяжении всего дошкольного обучения.
Создать предпосылки для наилучшего перехода от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а затем и к словесно – логическому мышлению.
Формировать умение следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
Развивать познавательные процессы восприятие память, внимание, воображение.
Тренировать мелкую моторику и глазомер.
Развивать творческие способности и фантазию, способность к моделированию и конструированию.
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца.
Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста:
- свойства (форма, цвет, количество, расположение в пространстве);
- отношения (подобия, порядка, части и целого);
- логические и математические зависимости и закономерности (следование, чередование, включение, сохранение количества и др.)
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
переход от простейших форм и способов осуществления игровых действия к сложным.
По завершению программы дети могут:
Различать основные геометрические фигуры, называть их отличительные признаки.
Различать и называть основные цвета.
Сравнивать предметы, посредством разных приемов, объединять их по сходным признакам и разделять на группы, обосновывать свой выбор.
Следовать устным инструкциям и работать по схемам.
Освоят элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Научатся работать в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Программа рассчитана на два года – на обучение детей от четырёх до шести лет.
Средняя группа (4 – 5 лет) - количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в средней группе – 20 мин. Количество детей 10 – 12.
Старшая группа (5 – 6 лет) – количество педагогических мероприятий в неделю 2 . В год проводится – 46 .Длительность в старшей группе – 25 мин. Количество детей 10 – 12.
Каждый год предполагает
ступенчатое усложнение программного материала,
многократное повторение упражнений для наилучшего развития мыслительных умений всех детей;
разную степень сложности мыслительных задач для учета индивидуального уровня развития каждого ребенка
Первый этап (первый год обучения – дети 4 – 5 лет)
Направлен на первоначальное освоение детьми навыков работы с логическими играми. Задания, используемые в программе разбиты на четыре группы с постепенным усложнением:
Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
Задания для развития действий классификации и обобщения.
Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточк5ами, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Второй этап (второй год обучения – дети 5 – 6 лет)
Задания также разбиты на четыре постепенно усложняющиеся группы:
Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
Задания для развития действий классификации и обобщения.
Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим направлениям:
- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению оперировать тремя свойствами;
- от умения работать с одной карточкой- символом свойства предмета (или карточкой-символом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточками-символами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
Так же на втором году обучения усложняются задания для самостоятельной работы и добавляются новые виды знаний, например:
Задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;
Задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе варьирования и др.
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
Организация и проведение мероприятий:
Происходит в несколько этапов:
В предметно-игровой обстановке, соответствующей сюжету предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) завязку.
Происходит развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:
Осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
Овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
Подводятся итоги, которые обычно представлены:
анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры;
установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.
Формы и методы организации детей на занятиях
Формы организации детей:
Коллективная, индивидуальная, парная, подгрупповая.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
Задачи: учить детей различать породы деревьев, подбирать листочки к определенному дереву.
Задачи: продолжать закреплять знания детей о характерных признаках осени, учить различать, узнавать, называть растения;
Развивать мышление, речь, временные представления, вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы.
Задачи: закрепить умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть), по среде обитания (воздух, вода);
Формировать навыки пользования моделями, обогащать словарный запас у детей названиями животных.
Задачи: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель;
Развивать внимание, мышление, речь у детей.
Задачи: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны, пояснять свои действия.
Задачи: развивать внимание, зрительное восприятие, речь, формирование у детей умения рассказывать о произошедших изменениях, указывая различные характеристики игрушек и их взаиморасположения.
Задачи: упражнять детей в анализе фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении составлять и обогащать в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой, развивать внимание, мышление.
Задачи: развивать умение осмысленно запомнить тексты. Уметь пользоваться заменителями, развивать творческие способности, внимание, мышление. Развивать речь, умение пользоваться схемами, рассуждать.
Задачи: дать ребенку понятие о колорите;
Сравнение природных объектов по нескольким цветовым оттенкам, учить восприятию цветовой гаммы. Дать понятие о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человек.
Задачи: формировать умение называть не только предмет, но и его признаки и действия, обогащать речь прилагательными и глаголами.
Задачи: активизировать в речи детей и уточнить название детенышей животных, учить включать их в различные речевые констукции, использовать во множественно числе родительского падежа. Формировать грамматический строй речи.
Задачи: развивать у детей фонематический слух. Упражнять в делении слов на слоги (в трехсложных словах).
Задачи: объяснить детям, почему люди поздравляют друг друга с новым годом и высказывают добрые пожелания; закреплять знания ребенка о том, что отсчет каждого нового года начинается с первого января, а первым месяцем года является январь.
Задачи: учить детей сравнивать, находить отличия в изображениях предметов, учить придумывать слова с заданным звуком.
Задачи: научить детей различать цвета и размеры. Формировать представления о символическом изображении вещей. Воссоздавать фигуры, силуэты. Развивать внимание, память.
Задачи: закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени, знание дней недели и их последовательности. Развивать внимание, память, мышление.
Задачи: учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Задачи: Познакомит детей с часами. Учить определять время с точностью до получаса.
Задачи: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицировать по цвету и форме.
Задачи: учить детей ориентироваться по схеме
Задачи: развивать представление о цветах, формировать умение обогащать словарный запас.
Задачи: учить детей применять знания о животных для решения игровой задачи. Развивать внимание, формировать умение быстро ориентироваться в игровых ситуациях.
Задачи: учить детей понимать суть игровой задачи, применять умения выбирать на глаз предметы одинаковой величины. Развивать глазомер, зрительное восприятие.
Задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицированному признаку (величина, цвет, форма). Активизировать в речи сравнительные прилагательные, формировать грамматический строй речи.
Задачи: формировать умение соотносить название взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи.
Задачи: формировать умение придумывать несколько вариантов окончания текста по заданному началу.
Задачи: формировать умение составлять описание игрушки вместе с воспитателем и другим ребенком.
Задачи: развивать внимание, формировать умение выделять признаки предмета.
Задачи: формировать умение образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа.
Задачи: закреплять знания детей о способах питания и рациона диких и домашних животных, активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.
Задачи : учить детей выполнять роли водящих(воспроизводить звуки по заданию воспитателя) и игроков. Развивать воображение, формировать звуковую культуру речи, учить действовать по инструкции.
Задачи: учить детей понимать суть задания, сравнивать и группировать предметы по цвету, активировать в речи названия знакомых им цветов и оттенков. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Задачи: учить детей обследовать знакомые геометрические фигуры при помощи осязания, узнавать их на ощупь. Активизировать в речи детей и уточнить понятия, связанные с названиями и строением геометрических фигур.
Комментарии
Молодец автор, беру пример с вас,тоже хочу организовать кружок с 7 летними детьми на развитие логики.
Читайте также:
- Планы сторон в первой мировой войне кратко
- В чем состояли основные проблемы послевоенного международного урегулирования в азии кратко
- Виды педагогических исследований их сущностные признаки кратко
- Регламент защиты проекта в школе образец
- Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании истории в школе