Виды педагогических исследований их сущностные признаки кратко

Обновлено: 28.06.2024

3.4. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям: 1) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата; 2) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом; 3) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 4) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.

Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов взаимодействия и педагогического воздействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Для обозначения квазиэкспериментов в школьной практике употребляется целый ряд терминов: опытное преподавание, опытная проверка, опытное внедрение, опытное сравнение, апробирование (апробация, проба), пробное использование (применение), экспериментальное обучение, опытно-экспериментальная работа, творческое экспериментирование и др. Резких границ между всеми этими понятиями не существует, а задача исследователя (и методических служб) состоит в возможно большем приближении каждого эксперимента к строгому научному уровню.

Рекомендуемые требования к педагогическому экспериментированию всех видов и уровней можно сформулировать так:

• желание и готовность учителя к экспериментальной работе;

• наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;

• тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий;

• тщательная фиксация условий и результатов эксперимента;

• научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов;

• взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.

Выделяют следующие типы психолого-педагогических исследований.

1. Обзорно-аналитическое исследование. Предполагает подбор и изучение литературы по проблеме. Основная задача – выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

2. Обзорно-критическое. Оно сродни аналитическому, но носит критический характер.

3. Теоретическое. Включает, кроме обзора и критического анализа литературы, собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы.

4. Эмпирически-описательное. Здесь опытным путем, с использованием определенных методов сбора и анализа фактов добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.

5. Эмпирически-объяснительное. Объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их.

6. Методическое. Его цель – разработать, обосновать и проверить на практике какую-либо методику.

7. Экспериментальное. В процессе этого исследования проводится эксперимент.

В дальнейшем будем понимать под исследованием наиболее распространенное – экспериментальное исследование.

В основе педагогических исследований лежат следующие принципы.

Системный подход. Необходимо рассматривать объект исследования как целостную систему.

Личностный подход. Он требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных возможностей и социальных условий, в которых происходит ее развитие.

Деятельностный подход. Исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание, развитие.

Принадлежность какого-либо труда или рукописи к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии.

В содержании рефлексии исследования по поводу его принадлежности к науке можно выделить характеристики, позволяющие оценить качество педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Педагогическое исследование – это процесс и итог научно-исследовательской деятельности, направленной на открытие новых знаний в вопросах закономерностей образования, их структуры, содержания, механизмов, принципов, технологии. С помощью педагогических исследований определяются и объясняются возможные явления и факты.

Педагогические исследования разделяют на несколько видов:

  • Фундаментальные
  • Прикладные
  • Разработки

Фундаментальный вид педагогического исследования определяет обобщающую концепцию, которая выражает итог теоритических и практических достижений педагогики и выдвигают модели формирования и развития педагогической системы основываясь на педагогической основе.

Прикладной вид педагогических исследований проводит работы целью которых является детальное изучение определенных сторон педагогического процесса, определение закономерно-многосторонней педагогической деятельности.

Разработки педагогического исследования направлены на действия с помощью которых можно обосновать научно-практические достижения, опираясь на уже имеющиеся теоритические выводы.

Все педагогические исследования включают в себя общепринятые методологические параметры, среди которых можно отметить: проблему, тему, объекты, предметы исследования, цели, задачи, гипотезы, защищаемые убеждения.

Под главными критериями качества педагогического исследования понимаются актуальность, новые взгляды, теоритическая и практическая ценность.

Программа и предмет педагогического исследования

Программа исследования включает в себя два раздела:

Методологический раздел в включает в себя объяснение причин актуальности темы, формирование проблемы, обозначение объекта и предмета исследования, цели и задачи исследования, формирование главных понятий, начальный анализ объекта исследования, обозначение главной действующей гипотезы.

Процессуальный раздел раскрывает стратегические планы исследования, а также ход действий направленных на сбор и анализ начальных данных.

Актуальность указывает на обязательное и своевременное изучение, разрешение проблем касающихся развития теории и практики воспитания и обучения. Своевременные исследования предоставляют информацию отвечающую за наиболее острые вопросы сегодняшнего дня, характеризуют общественный заказ, педагогические нужды, обозначают основные противоречия имеющиеся в практике. В общем понимании актуальность понимается как степень расхождения между спросом на научные гипотезы и на практические указания в сравнении с предложениями, которые предлагаются наукой и практикой в настоящий момент.

Основой на которой базируется определение темы исследования становится противоречие между социально-педагогической практикой которая обозначает самые острые, социально значимые проблемы, которые следует без промедления разрешать. Но этого не достаточно, необходимо переходить от социального заказа к определению конкретной темы, объяснений, которые смогут обосновать выбор определённой темы исследования.

В случаях когда социальный заказ формируется на основании анализа педагогической деятельности, то проблему стоит искать в другой области. Она характеризует главное противоречие, которое следует разрешить через научные средства. Формирование научной проблемы это действие которое требует отдельного внимания, определённых знаний, опты и научной квалификации. Проблема присутствующая в исследовании выражает потребность в изучении конкретной области общественно-социальной жизни, для того чтобы эффективно влиять на разрешение противоречий которые имеют не ясное понимание, поэтому не могут быть планомерно регулироваться. Разрешение проблемы является основой исследования.

Методы реализации педагогического исследования

Методы реализации педагогического исследования – это виды исследований целью которых является изучение актуально-сложившегося опыта организации учебно-образовательного процесса.

В процессе изучения педагогического опыта применяются следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анкетирование

Наблюдение это процесс целенаправленного восприятия определённого педагогического явления, в котором исследователь обладает фактическим материалом. Выделяют несколько видов наблюдения: активное (исследователь участвует в процессе с изучаемыми), стороннее, открытое, тайное, целостное, выборочное. Данные наблюдения фиксируется с помощью записей в специальных книгах, видео съемке, аудио записях. Обладая обширными возможностями метод наблюдения все же является ограниченным. С помощью него возможно обнаружить только внешнюю активность педагогических фактов, внутренняя активность недоступна для наблюдения.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Научное исследование представляет собой целенаправленное познание, отличительная особенность которого – выработка новых знаний. Это знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность; должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности; должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.

Научное исследование имеет следующие характерные черты:

1. Оно оперирует каким-то определенным объемом тщательно собранных эмпирических данных;

2. В научном исследовании решаются эмпирические, логические и теоретические задачи – то есть сначала выделяются какие-то факты, разрабатываются методы исследования; затем выводятся одни положения из других, устанавливается связь между ними; и в конце называются причины, выявляются принципы, формулируются гипотезы или законы;

3. Для научного исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;

4. Цель научного исследования – не только объяснение фактов и процессов, но и их прогноз.

Научные исследования характеризуются систематизированностью, обоснованностью, воспроизводимостью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Педагогическое исследование – это целенаправленная деятельность, отражающая научное познание в области педагогических проблем. Педагогические исследования разноплановы: это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, методического характера и др. Но при этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

Научное знание строится и организуется определенным образом. К общим методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в педагогическом исследовании, относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость.

В упрощенном виде это представляют в виде вопросов:

Проблема исследования – что надо изучать из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема – как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность – почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования – что рассматривается?

Предмет исследования – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования – какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения – что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, что не замечают другие?

Новизна результатов – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Этические нормы в исследовательской деятельности. Чаще всего этические ошибки проявляются при обращении к работам других исследователей (или необращении к ним).

Вот некоторые из них:

- искажение идеи и позиции автора – произвольная трактовка;

- эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей.

- историческая некорректность – в одном ряду вперемежку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники, например, Аристотель, К.Д. Ушинский и т.д.




Виды педагогических исследований.

Ряд авторов указывают на условность и даже сомнительность разделения педагогических исследований в соответствии с общепринятой градацией на фундаментальные и прикладные. Однако имеющаяся разница в степени приближения к практике все же дает основание другим специалистам следовать традиционному делению и применять устоявшиеся понятия.

Фундаментальными называют те исследования, которые открывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции науки, ее методологию, анализируют историю.

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами подготовки педагогов и др. Предмет прикладных исследований более ограничен и непосредственно направлен на практический результат. Прикладные исследования чаще всего продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им. Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Кроме прикладных исследований в педагогике также могут быть разработки – они направлены непосредственно на обслуживание практики, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.

Черты, характерные и для фундаментальных, и для прикладных исследований:

1. И в том, и в другом исследовании осуществляется обращение к практике в исходном пункте исследования. Основанием для прикладного педагогического исследования являются прямые недостатки в практической деятельности (снижение интереса к процессу обучения и др.) Основа фундаментального педагогического исследования – также потребности практики, но более абстрактные (аксиологические аспекты образования, то есть имеющие отношение к ценностям; социально-педагогические основы повышения уровня профессиональной выученности выпускников и др.).

2. И в том, и в другом исследовании осуществляется построение теоретических моделей, отражающих объекты исследования. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании (или в рамках) уже имеющейся теории. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющихся.

3. Результатом и фундаментального, и прикладного исследований являются новые знания, но характер новизны этих знаний разный. Прикладные исследования, как правило, представляют результаты на одном из двух уровней: уровне конкретизации (уточнение известного, конкретизация отдельных теоретических и практических положений) или уровне дополнения (открытие новых аспектов, граней проблемы, выявление новых элементов, частей, ранее не известных, но эти нововведения не изменяют картину в целом, а дополняют ее).

По критерию междисциплинарности исследуемых проблем различают также два вида комплексных педагогических исследований: монодисциплинарные и междисциплинарные.

Монодисциплинарное исследование изучает проблемы, сходные по своей сущности, в рамках одной и той же науки. Междисциплинарное исследование – это изучение одного и того же объекта с позиций разных наук.

Научное исследование представляет собой целенаправленное познание, отличительная особенность которого – выработка новых знаний. Это знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность; должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности; должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.

Научное исследование имеет следующие характерные черты:

1. Оно оперирует каким-то определенным объемом тщательно собранных эмпирических данных;

2. В научном исследовании решаются эмпирические, логические и теоретические задачи – то есть сначала выделяются какие-то факты, разрабатываются методы исследования; затем выводятся одни положения из других, устанавливается связь между ними; и в конце называются причины, выявляются принципы, формулируются гипотезы или законы;

3. Для научного исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;

4. Цель научного исследования – не только объяснение фактов и процессов, но и их прогноз.

Научные исследования характеризуются систематизированностью, обоснованностью, воспроизводимостью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Педагогическое исследование – это целенаправленная деятельность, отражающая научное познание в области педагогических проблем. Педагогические исследования разноплановы: это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, методического характера и др. Но при этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

Научное знание строится и организуется определенным образом. К общим методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в педагогическом исследовании, относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость.

В упрощенном виде это представляют в виде вопросов:

Проблема исследования – что надо изучать из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема – как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность – почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования – что рассматривается?

Предмет исследования – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования – какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения – что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, что не замечают другие?

Новизна результатов – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Этические нормы в исследовательской деятельности. Чаще всего этические ошибки проявляются при обращении к работам других исследователей (или необращении к ним).

Вот некоторые из них:

- искажение идеи и позиции автора – произвольная трактовка;

- эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей.

- историческая некорректность – в одном ряду вперемежку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники, например, Аристотель, К.Д. Ушинский и т.д.

Виды педагогических исследований.

Ряд авторов указывают на условность и даже сомнительность разделения педагогических исследований в соответствии с общепринятой градацией на фундаментальные и прикладные. Однако имеющаяся разница в степени приближения к практике все же дает основание другим специалистам следовать традиционному делению и применять устоявшиеся понятия.

Фундаментальными называют те исследования, которые открывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции науки, ее методологию, анализируют историю.

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами подготовки педагогов и др. Предмет прикладных исследований более ограничен и непосредственно направлен на практический результат. Прикладные исследования чаще всего продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им. Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Кроме прикладных исследований в педагогике также могут быть разработки – они направлены непосредственно на обслуживание практики, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.

Черты, характерные и для фундаментальных, и для прикладных исследований:

1. И в том, и в другом исследовании осуществляется обращение к практике в исходном пункте исследования. Основанием для прикладного педагогического исследования являются прямые недостатки в практической деятельности (снижение интереса к процессу обучения и др.) Основа фундаментального педагогического исследования – также потребности практики, но более абстрактные (аксиологические аспекты образования, то есть имеющие отношение к ценностям; социально-педагогические основы повышения уровня профессиональной выученности выпускников и др.).

2. И в том, и в другом исследовании осуществляется построение теоретических моделей, отражающих объекты исследования. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании (или в рамках) уже имеющейся теории. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющихся.

3. Результатом и фундаментального, и прикладного исследований являются новые знания, но характер новизны этих знаний разный. Прикладные исследования, как правило, представляют результаты на одном из двух уровней: уровне конкретизации (уточнение известного, конкретизация отдельных теоретических и практических положений) или уровне дополнения (открытие новых аспектов, граней проблемы, выявление новых элементов, частей, ранее не известных, но эти нововведения не изменяют картину в целом, а дополняют ее).

По критерию междисциплинарности исследуемых проблем различают также два вида комплексных педагогических исследований: монодисциплинарные и междисциплинарные.

Монодисциплинарное исследование изучает проблемы, сходные по своей сущности, в рамках одной и той же науки. Междисциплинарное исследование – это изучение одного и того же объекта с позиций разных наук.

Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

ВложениеРазмер
vidy_ped._issledovaniy.ppt 1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Виды педагогических исследований и их характеристики Выполнила: студентка 10.2-506 группы Шаймарданова Г.А.

Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Виды педагогических исследований Фундаменталь ные Прикладные Методические разработки

. Фундаментальные педагогические исследования. Такие исследования направлены на разработку основных педагогических категорий, определение сущности педагогических фактов и явлений, а также на их научное объяснение. В результате таких исследований появляются и создаются педагогические теории.

Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

. Методические разработки. Они представляют собой конечные результаты исследований, которые находят непосредственное применение на практике.

Результаты фундаментальных исследований составляют теоретическое основание для прикладных исследований, которые решают вопросы, более прямо связанные с практикой; их назначение - давать научные средства для решения этих вопросов.

Качество фундаментальных исследований определяется принципиально новыми концепциями, идеями, подходами в области обучения и воспитания, теории педагогики и психологии, значимостью и влиянием полученных выводов на развитие теории и практики, перспективой, которую они открывают для развития прикладных исследований.

Качество прикладных психолого - педагогических исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения и воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности.

Завершая обзор методологических характеристик исследования, отметим, что все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвижение проблемы и формулировка темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает эмпирическую область, избранную для изучения, а предмет - аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет - это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. В определенном смысле предмет выступает как модель объекта.

Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик исследования выступает интегральным показателем его качества.

Под исследованием в педагогической деятельности понимают процесс и результат специально организованной научной работы, которая направлена на получение актуальных знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, его структуре, механизме, содержании, принципах и технологиях организации.

Исследование в педагогической деятельности способствует объяснению и предсказанию фактов и явлений в различных областях педагогики.

Выделяют три вида педагогических исследований, которые подразделяются в зависимости от направленности:

  1. Фундаментальные исследования. Результат исследования представляет собой обобщенные концепции, в которых отражены итоги теоретических и практических достижений в области педагогической деятельности, предлагаются модели дальнейшего развития.
  2. Прикладные исследования. Представляют собой исследовательскую работу, которая направлена на углубленное изучение какой-то определенной стороны педагогического процесса, открытие закономерностей в области педагогической практики.
  3. Разработки. Имеют направление на обобщение и обоснование определенных научно-практических рекомендаций, с учетом известных теоретических положений.

Логика исследований педагогической деятельности

Динамика и логика исследования педагогической деятельности предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  1. Эмпирический этап. На данном этапе исследователь получает необходимые сведения об объекте исследования, устанавливает проблему и актуальность исследования на основании противоречий между теорией и образовательной практикой. Основным результатом эмпирического этапа является формулирование гипотезы. Гипотеза – это предположение об изменениях в объекте в результате воздействия на него. Гипотеза требует проверки и подтверждения.
  2. Гипотетический этап. Данный этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и потребностью в его постижении. На гипотетическом этапе создаются условия для переход с эмпирического уровня исследования к теоретическому, либо экспериментально-теоретическому.
  3. Теоретический этап. Направлен на изучение преодоления противоречий между гипотетическими и функциональными представления об объекте исследования и потребностью системных представлений о нем.
  4. Прогностический этап. На данном этапе осуществляется разрешение противоречий между представлениями, которые были получены об объекте исследования как целостном процессе и необходимостью предвидеть и предсказать его дальнейшее развитие в существующих условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Организация любого вида исследования в педагогической деятельности подразумевает обязательное определение методологического аппарата, который включает в себя: проблему, актуальность, цель, предмет, объект, задачи, гипотезу, теоретическую и практическую значимость, научную новизну, положения, выносимые на защиту.

Программа исследования педагогической деятельности имеет два обязательных раздела:

  • Методологический. Включает в себя формулировку и обоснование методологического аппарата исследования.
  • Процедурный. Включает в себя план работы, основные процедуры, направленные на сбор, обработку и анализ результатов исследования.

Таким образом, исследования в педагогической деятельности представляют собой строго структурированный процесс, который состоит из нескольких последовательных этапов и обоснованного методологического аппарата исследования.

Методы исследования педагогической деятельности

В соответствии с логикой и динамикой научного исследования в области педагогической деятельности осуществляется разработка методики исследования.

Методика исследования педагогической деятельности – это комплекс теоретических и практических методов, которые направлены на получение достоверных результатов исследования.

Для того, чтобы результаты были максимально правдивы и охватывали все стороны исследуемой проблемы необходимо использовать ряд методов.

Методы исследования педагогической деятельности необходимо отличать от методологии педагогического исследования. Методы исследования – это способы, средства, приемы, технологии и т.д. Все методы исследования педагогической деятельности подразделяются на три группы:

Методы, направленные на изучение педагогического опыта – представлены приемами и способами исследования опыта организации воспитательно-образовательного процесса. Данные методы направлены на изучение не только отечественного опыта, но и опыта зарубежных педагогов. В процессе исследования педагогического опыта раскрываются реальные противоречия и проблемы.

Основные средства изучения педагогического опыта – беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, изучение и анализ продуктов деятельности детей и документации педагогов.

Теоретические методы – направлены на выявление проблем и формулирование гипотез исследования. Данные методы предполагают работу с научной и учебной литературой отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования. Анализу подвергаются учебные и методические пособия, научные статьи, монографии, диссертационные исследования и т.д. Вся полученная информация систематизируется и анализируется. По итогу проделанной работы делается обобщающий вывод от лица исследователя.

Читайте также: