Творчество в профессиональной деятельности воспитателя доу

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль творчества в педагогической деятельности воспитателя.

Задача образовательных учреждений реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы сегодня состоит в том, чтобы готовить обучающихся к предстоящей жизни. Педагоги таких учреждений должны предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества, предвосхищать требования, которые предъявляет жизнь к человеку, быть готовыми к поиску новых, нестандартных решений. И в этом главный признак педагогического творчества.

В современной системе образования поднимаются требования к личным и профессиональным качествам педагога, большое внимание уделяется творчеству воспитателя и проявлениям этого творчества в педагогической деятельности.

Понятие творчество педагога в основном употребляется, когда речь идет о внедрении инновационных идей в педагогическую деятельность. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие. Таким образом, творчество воспитателя это:

- способность изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать до возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося ;

- гибкость в выборе адекватных средств воздействия на обучающегося;

- поиск нестандартных способов решения образовательных задач;

- оригинальное целесообразное применение средств стимулирования творческой инициативы обучающихся и их познавательной активности.

Продуктами моего творчества являются не только результаты творческой деятельности в виде конспектов, нового дидактического материала или игры, методических разработок, но и результаты творческого сотрудничества с обучающимися в процессе наших совместных игровых, поисковых действий и вариаций сотворчества в разных сферах деятельности. Для этого в своей работе я использую различные воспитательные технологии, связанные с творчеством:

технологии проектного обучения;

технологии учебной деловой игры;

технологии развития критического мышления;

технологии создания ситуации успеха;

технология КТД И. П. Иванова;

КТД дают возможность:

- реализовать и развить свои способности;

- проявить элементы организаторских умений;

- расширять коммуникативные навыки;

- осваивать культурное, социальное пространство;

- формировать коллектив единомышленников;

- проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь.

- раскрыть и развить творческий, педагогический, личностный потенциал;

- совершенствовать организаторские способности и возможности;

- изучить коллектив группы;

- объединить обучающихся и педагогов;

- управлять процессом развития личности обучающегося;

- развивать рефлексивные способности.

Виды коллективных дел:

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Подводя итог, можно сделать вывод, что творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности, проявляется через развитие творческих способностей обучающихся и формируется посредством организации поисковой деятельности.

Своим мастерством, трудолюбием, умением наслаждаться и восхищаться красотой, педагог способствует созданию творческой атмосферы и закладывает основы для дальнейшего роста творческого потенциала школьников в различных видах деятельности.

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития. Тем не менее, система дошкольного образования продолжает функционировать и развиваться.

Происходит это, прежде всего, благодаря высокому уровню педагогического творчества воспитателей и специалистов ДОУ.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей.

Развитие личности ребёнка напрямую зависит от профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, и главным показателем её результативности является то, что ребенок станет уверенным, счастливым, умным, добрым, успешным, готовым транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Воспитатель должен быть творческим, умеющим нетрадиционно, по-новому преподнести учебный материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставить детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Таким образом, современная педагогическая действительность определяет заказ на развитие творческого, активного, инициативного, профессионально-компетентного педагога.

Что может побудить воспитателя к творчеству?

1. Готовность к творчеству в профессиональной деятельности, его активная жизненная позиция.

2. Профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

3. Стремление выйти за пределы условностей и консервативных правил.

Можно выделить следующие основные направления творческой деятельности воспитателя :

•ежедневные моделирования процесса взаимодействия воспитателя с детьми, в том числе, составление содержательных календарных планов образовательной деятельности с воспитанниками;

•совершенствование известных и разработка новых педагогических методов и приемов, активное использование их в работе с детьми;

•систематическое обновление и обогащение игровой и развивающей среды в группе;

•поиск неординарных форм работы с детьми (интересные путешествия, занятия-развлечения, поисковая деятельность и экспериментирование, кружковая работа и т. д.);

•овладение и внедрение современных прогрессивных педагогических технологий и идей в практику работы с дошкольниками;

•выбор эффективных средств стимулирования творческой активности детей и их родителей;

•оригинальное решение проблем методического характера (подготовка консультации, выступления на педсовете, разработка конспекта нетрадиционного занятия или развлечения; творческий отчет и т. д.).

В нашем ДОУ уделяется особое внимание работе с педагогическими кадрами. Работая непосредственно с педагогическим коллективом, необходимо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

По нашему мнению наше дошкольное учреждение имеет особую образовательную среду, имеет видение образа современного ДОУ.

Образ современного ДОУ-это внедрение инновационных механизмов развития.

•создание творческой атмосферы;

•культивирование интереса к инициативам и новшествам;

•создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

•инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;

•интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в ДОУ.

А значит образ современного педагогического коллектива

- Ориентирован на поиск

- Отдаёт предпочтение творческому поведению;

- Обеспечивает продуктивность творческой деятельности;

- Проявляет интерес к инновациям;

- Активизирует инициативность;

Здоровая напористость, отстаивание своих интересов, умение заметить возможность и вовремя ею воспользоваться – вот что отличает инициативного педагога.

•убеждение – обращаемся к здравому смыслу людей;

•внушение – обращаемся к эмоциям и чувствам людей;

•подражание – сами являемся образцом для подражания;

•заражение – процесс перехода эмоционального состояния от одного к другому, на уровне контакта.

Жизнь любого детского сада полна невероятных идей и творчества. Конкурсы педагогов наиболее удобная форма выражения своего профессионального мастерства и индивидуальности. Это возможность стимулирования профессионального педагогического творчества, распространение образцов инновационной педагогической деятельности и формирования нового педагогического мышления.

Творческая активность нашего коллектива стабильно активная

Муниципальный уровень -15

Региональный уровень -6

Международный уровень -1

Количество участников (родители и воспитанники) – 428

Участие в интернет-конкурсах:

Участники Участие% Победы %

Педагоги: 204(22 в мес.) 84% 148(16 в мес.) 59,4%

Воспитанники : 152 (17 в мес.) 74 (9 в мес.) 31%

ИТОГО 356 - 73% 222- 45%

Коллектив, по результатам социологического опроса был разделен на творческие группы. Система работы творческих групп построена по следующим направлениям:

Инициативная группа

В рамках реализации данного проекта:

• В течение года творческие группы проводили консультации, открытые просмотры совместной и непосредственно образовательной деятельности с детьми, взаимопосещения режимных моментов.

В мае 2016 года были подготовлены презентационные материалы, аналитические отчеты о деятельности творческих групп.

Значимую роль в творческом образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий, которые в нашем ДОУ носят название “Включенное наблюдение занятий и досуговой деятельности”. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт.

Ну, и, конечно же, одним из условий становления творческого коллектива и развития положительных взаимоотношений в детском саду являются традиции.

Традиции способствуют сохранению здорового равновесия:

- Чествование ветеранов труда, юбиляров;

- Фестиваль творчества;

- Творческие отчёты;

Традицией стало вручение Кубка Достижений лучшей группе по результатам деятельности учебного года.

Еще одной новой традицией в этом ДОУ стал созданный на педагогическом совете: “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя, так как в нем содержится вся практическая информация.

Все перечисленные традиции позволили зафиксировать личные или коллективные достижения, создать ситуацию успеха. В планах ДОУ – выставки увлечений, хобби педагогов.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее.

В результате нашей деятельности выработалась система методической работы по развитию творческого потенциала педагогов по следующим направлениям:

Работа с педагогом - (инициатива с его стороны, личностно-сообразный и добровольный характер, активное сотрудничество, доверие);

Групповая работа с педагогами - (организация команды единомышленников: интерес, добровольный характер, активное сотрудничество).

Работа с коллективом – (активное сотрудничество, включение традиций педагогического коллектива в условия образовательной среды ДОУ).

С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру творческой деятельности.

Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются не только в работе административно-управленческого аппарата, но и в работе с педагогами, родителями и детьми. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам, конкурсным мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран. Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками.

В нашем ДОУ созданы групповые сайты. На сайтах ГРУПП в сети интернет -педагоги размещают консультативную информацию для родителей и проводимых досуговых и конкурсных мероприятиях.

Главная задача педагогов ДОУ – проводить работу с родителями интересно, творчески, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимного понимания и поддержки.

Мы выделили наиболее популярную категорию поводов обращения воспитателей к родителям - это вопросы перспектив развития и обучения ребенка.

Педагогическая деятельность – постоянный процесс инициативы и творчества и новых идей.

Инициативность и творческая деятельность выходят за рамки образовательного учреждения!

По результатам деятельности, считаем, что коллектив МБДОУ является профессиональным и компетентным, творческим и восприимчивым к педагогическим инновациям, способным адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Интерес к жизни во всех ее проявлениях - вот секрет всех творческих людей.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Отчет о профессиональной деятельности воспитателя Отчет о профессиональной деятельности воспитателя. Лакомкина О. В. Профессиональное образование В 2004 закончила обучение в СурГПИ. Направление:.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Клементьева Н. В., 1967 года рождения, образование средне-педагогическое, окончила АПУ в 1986 году. Квалификация – учитель начальных классов.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Самоанализ профессиональной деятельности[/url]В аттестационную комиссию Муниципального автономного дошкольного учреждения «Гамовский детский.

Утренний сбор — новый подход к организации совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования,.

Понятие творчество педагога по большей части употребляется, как само по себе понятное образование, когда идет речь о внедрение инновационных идей в педагогическую деятельность. Специфика же творческой деятельности воспитателя дошкольного заведения в литературе лишь очерчена отдельными штрихами в связи с развитием способностей детей.

Психолог Т.Пироженко отмечает: каждый педагог, каждая группа и каждый отдельный ребенок переживает, осознает и проявляет творческий процесс своеобразно, что лишний раз подтверждает невозможность применения одного универсального подхода к развитию детей.

Результатом творчества воспитателя дошкольного заведения, по нашему мнению, является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие.

Исходя из определений, которые существуют в науке, и личного профессионального опыта, мы определяем это понятие так.

Творчество воспитателя – это способность воспитателя изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что – то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное, к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка; гибкость в выборе адекватных способов воздействия на ребенка; поиск нестандартных способов развязывания образовательных заданий; оригинальное целесообразное применение способов стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.

Иначе говоря, педагогическое творчество – способ и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, усовершенствования, восхождения к идеалам в профессиональной деятельности.

По мере того, как раскрепощается творческая энергия и обновляются ее запасы, определяет К.Роджерс, снижается уровень тревожности и стресса, интегрируется в единое целое наш интеллект, тело, эмоции и дух, делая нас сильнее и даря чувства радости и надежды. Когда на нас накладываются ограничения, мы становимся напряженными, начинаем болеть. Творчество – это процесс трансформации, исцеления. Ощутив хотя бы один раз радость творческого подъема, воспитатель уже не может работать без этого.

Позитивные чувства и эмоции, которые наполняют человека в процессе творческой деятельности, не только поддерживают, побуждают к дальнейшей творческой активности, а и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым, оберегая от стрессов и предотвращая возникновению синдрома профессионального выгорания.

Особенности творчества воспитателя.

Особенность творчества воспитателя дошкольного заведения заключается в том, что он налаживает отношения с каждым ребенком, как с творческой личностью в процессе их совместных многократных игровых, поисковых действий и вариаций сотворчества в разных сферах деятельности.

Размышляя о специфике творчества воспитателя, вначале определим: продуктами творчества являются не только результаты творческой деятельности в виде конспекта, нового дидактического материала, методической разработке и т.д., а результаты творческого взаимоотношения с воспитанниками в виде художественного изделия, придуманной сказки, инсценированной ситуации и т.д.

Как показывает многолетний опыт, творчество нельзя навязывать. Ее отшлифует сам педагог. И для этого необходима настоящая свобода деятельности.

Чтоб иметь творческих педагогов необходимо, вначале, дать им возможность быть свободным в организации своей работы.

Психологические факторы развития творчества.

Эффективный фактор увеличения уровня индивидуального и коллективного творчества – профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

Высоко эффективная педагогическая деятельность невозможна без творчества, поскольку занятия с одним ребенком не схоже с работой с другим, даже если используется один и тот же учебный материал. Это искусство, которое требует большой работы над собой.

Направления творческой деятельности воспитателя.

- Моделирование процесса взаимодействия воспитателя с детьми.

- Усовершенствования известных или разработка новых педагогических методов и приемов.

- Обогащение игровой и развивающей среды.

- Оригинальное разрешение проблем методичного характера.

- Поиск нетрадиционных форм сотворчества с детьми.

- Выбор эффективных средств стимулирования творческой активности детей и их родителей.

- Поддержка процесса сотворчества с детьми.

- Помощь ребенка в познании собственного потенциала, способности понять и создать красоту вокруг себя.

- Внедрение собственных педагогических идей в практику своей работы.

- Овладение новых учебных технологий.

Желание выйти за границы условностей и консервативных правил тоже является побуждением к творчеству. Красивый рассказ коллеги о использовании нетрадиционных приемов, особенно, если он выступает эмоционально, его мимика, жесты, сила голоса, которые излучают позитивные чувства, энергию и уверенность, активизируют участников, заряжают их на творчество. Особенно хороший эффект бывает, когда педагоги – новаторы, не только рассказывают о своих достижениях, а и привлекают всех присутствующих к совместному творческому поиску. Если каждый может положиться на толерантное отношение коллег, то смело будет выдвигать фантастические идеи, будет способствовать личным открытиям, станет толчком к активизации собственного творческого поиска и коллег.

Понятно, что творчество требует вдохновения. Однако воспитатель не может надеется на спонтанное, нерегулируемое вдохновение, слишком ответственная и сложная его работа. Вот почему так тяжело приживаются инновации. Они приобретают жизненной силы лишь тогда, когда педагог творчески осмысливает их.

На первом этапе воспитатель готовится на творческое взаимодействие с детьми. Он знакомится с учебным материалом, стремится увлечься им, и тем самым возбуждает в себе желание творить и учиться руководить процессом усвоения материала, а соответственно, и деятельностью, которая для этого предполагается.

Третий этап заключается в том, что воспитатель создает мысленно внутренние и внешние образы будущего взаимодействия с детьми, целостный образ будущего сотрудничества с ними, средства и результаты стимулирования их творческого самочувствия.

Увидеть возможную модель бедующего сотрудничества, четче представить ее структуру педагогам помогает прием разделения рабочего дня на этапы. Детальная творческая разработка каждого этапа, определения его заданий дает воспитателю возможность продумать бедующую деятельность: в целом и на том или ином отрезке работы, объединить разноплановые задания в единый педагогический процесс.

На четвертом этапе воспитатель воплощает свою творческую идею в видимую оболочку: план, конспект, наглядность, дидактический материал.

Пятый этап творчества воспитателя – выражение им своего эмоционального восприятия к материалу, чтоб вызвать у детей желание творчески реализовать педагогическое задание, развивая и дополняя его.

Шестой этап – воплощение в практику педагогической идеи, полное слияние собственного подъема и творческой активности воспитанников. Оба процесса должны происходить одновременно, порождая, поддерживая и развивая друг друга. Эмоциональное погружение педагога и детей в творчество сопровождается эмоциональным подъемом: воспитатель, получив от детей обратный заряд эмоций и энергии как результат сотворчества, настраивается на новый творческий поиск. Это позитивно закрашенное эмоциональное состояние остается в подсознании, физиологической и эмоциональной памяти, которая в дальнейшем будет служить мотивационным базисом в творчестве.

Индивидуальная работа с педагогами.

Психология педагога должна не замыкаться на собственных проблемах профессиональной деятельности, а направляться на серьезную, творчески сориентированную активность. Поэтому особенно актуальной становится проблема поиска новых форм сотворчества, гармонизации отношений отдельной личности с членами коллектива и психокоррекция, которая основывается на новом понимании сущности деятельности и зависит от индивидуально – психологических особенностей конкретного воспитателя.

Поэтому воспитателю, которому не хватает веры в себя, очень важно позитивное отношение педагогического коллектива и поощрение со стороны руководства.

Характерная особенность сотрудников с таким педагогом – отсутствие внешних проявлений доминирование руководителя как ведущего, отказ от жесткой субординации, предоставление педагогу большей свободы, переход от прямых указаний до обсуждения и совместного поиска возможностей развязывания профессиональных проблем.

В этом аспекте эффективными оказались такие приемы.

* Чтоб преодолеть неуверенность педагога в своих возможностях, методист, заведующий и психолог оказывают ему своевременную психологическую и методическую поддержку в разработке планов, конспектов, обобщению материалов, подготовке самоанализа, выступлению на педагогических советах и др.

* Педагогу дают возможность закрепить впечатление о позитивных результатах. Например, анализируя определенных творческий прием, руководитель отмечает, что он был использован успешно, но это было интуитивно, эпизодично, если использовать этот пиме осознанно и системно в других ситуациях, можно достичь лучших результатов.

Очень важно, чтоб руководство своевременно замечало позитивные изменении в личном развитии и профессиональной деятельности воспитателя. Немаловажную роль при этом играет публичная позитивная оценка или признание даже незначительного успеха воспитания в той или иной сфере деятельности. При этом важно, чтобы педагог осознал: успех является результатом постоянных усилий, уа неудачи – временные, т. е. не стоит концентрировать на ни внимание. Эти факторы существенно влияют на раскрытие творческого потенциала и жизненный тонус воспитателя.

Одновременно актуализируется другая проблема: как закрепить достигнутые позитивные изменения? Ведь не стоит надеяться, что воспитатель вдруг сможет сразу, постоянно и без остановки творить. Здесь важны поддержка коллег в коллективе, координация усилий руководителя, методиста, психолога, родителей и, как не странно, детей – партнеров, отношение которых к воспитателю и является чувствительным барометром результативности педагогического творчества.

Психокоррекционной работы требуют также педагоги, для которых характерны не гибкость психических процессов, бедность идей пассивность. Эффективной для такого воспитателя выявилась работа в паре с неординарной сильной личностью. Он пытался копировать коллегу, сделать свой посильный вклад в совместную деятельность, дополнить своего творческого коллегу, довести его задумки до логического завершения.

Творчески натурам легче вносить пропозиции, разрабатывать идеи, а детализировать, поэтапно их реализовывать и завершать, как правило, не хватает терпения. Доводя творческие идеи напарника к логическому завершению, воспитатель обогащает свой жизненный опыт алгоритмами творческих форм взаимодействия с детьми, осваивает оптимальные средства творческого развязывания тех или иных профессиональных заданий достигает собственных успехов. Это помогает ему сохранить самоуважение и осознать собственную значимость.











ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Понятие творчество педагога в основном употребляется, когда речь идет о внедрении инновационных идей в педагогическую деятельность. Результатом творчества воспитателя является рост его профессионального мастерства и личностное саморазвитие. Таким образом, творчество воспитателя - это способность изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать до возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; гибкость в выборе адекватных средств воздействия на малыша; поиск нестандартных способов решения образовательных задач; оригинальное целесообразное применение средств стимулирования творческой инициативы воспитанников и их познавательной активности.

Другими словами, педагогическое творчество - средство и одновременно результат деятельности воспитателя в преодолении себя вчерашнего, процесс обновления, совершенствования в профессиональной деятельности. Положительные чувства и эмоции, которые наполняют воспитателя в процессе творческой деятельности, не только побуждают к дальнейшей творческой активности, но и отвлекают от концентрации на стрессогенных факторах профессиональной деятельности, тем самым предохраняя от стрессов и предотвращая возникновение синдрома профессионального выгорания [1, c. 107].

Особенность творчества воспитателя заключается в том, что он легко налаживает отношения с каждым малышом как с творческой личностью в процессе их совместных многократных игровых, поисковых действий в различных сферах деятельности. И наоборот, воспитателю, который недостаточно уделяет внимания своему творческому профессиональному росту, трудно найти общий язык с детьми и наладить с ними сотрудничество.

Стоит помнить: продуктами творчества воспитателя является не только результаты творческой деятельности в виде конспекта, нового дидактического материала или игры, методической разработки и т.п., но и результаты творческого сотрудничества с воспитанниками: художественное изделие, придуманная сказка, инсценирована ситуация, разыгранная роль персонажа в спектакле, конструкторское сооружение и другое.

Для запуска творческих механизмов в коллективе педагогов максимально значимыми именно на начальных этапах развития творчества являются яркие впечатления, события, явления и пики положительных эмоций у воспитателя и детей. Такое эмоциональное погружение педагога и детей в творчество сопровождается эмоциональным подъемом: воспитатель, получив от детей обратный заряд эмоций и энергии как результат сотворчества, настраивается на новый творческий поиск и так продолжается ежедневно.

С таким воспитателем детям интересно, такому воспитателю дети доверяют, они слышат его с первого раза и эмоционально откликаются на предложение о деятельности, проявляют познавательную и творческую активность, демонстрируют стремление быть похожим на любимого воспитателя, с таким воспитателем дети не хотят прощаться в конце рабочего дня, и это является свидетельством высокого уровня его профессионального мастерства и творчества [2, c. 36].

Что может побудить воспитателя к творчеству?

1. Готовность к творчеству в профессиональной деятельности, его активная жизненная позиция.

2. Профессиональная потребность в овладении секретами мастерства.

3. Стремление выйти за пределы условностей и консервативных правил.

Стоит помнить: особенно хороший эффект есть от того, когда творческий педагог, педагог-новатор не остается наедине со своими идеями и достижениями; он не только рассказывает о своих достижениях, демонстрирует их, делится ими, но и побуждает своих и привлекает их к общему творческому поиску, передает свой опыт работы для активного использования в своем и других педагогических коллективах; творческий воспитатель никогда не будет слепо списывать, а вдумчиво генерировать свои идеи в решении данной проблемы.

Иногда в педагогических коллективах находятся воспитатели, для которых характерны негибкость психических процессов, бедность идей, пассивность. Они привыкли работать только по указанию другого. Эффективной для такого воспитателя является работа в паре с неординарной сильной личностью. Тогда он пытается подражать коллеге, вносить свой посильный вклад в совместную деятельность, дополнять своего творческого коллегу, доводить его творческие замыслы до логического завершения.

Можно выделить следующие основные направления творческой деятельности воспитателя:

  • ежедневные моделирования процесса взаимодействия воспитателя с детьми, в том числе, составление содержательных календарных планов образовательной деятельности с воспитанниками;
  • совершенствование известных и разработка новых педагогических методов и приемов, активное использование их в работе с детьми;
  • систематическое обновление и обогащение игровой и развивающей среды в группе;
  • поиск неординарных форм работы с детьми (интересные путешествия, занятия-развлечения, поисковая деятельность и экспериментирование, кружковая работа и т.д.);
  • овладение и внедрение современных прогрессивных педагогических технологий и идей в практику работы с дошкольниками;
  • выбор эффективных средств стимулирования творческой активности детей и их родителей;
  • оригинальное решение проблем методического характера (подготовка консультации, выступления на педсовете, разработка конспекта нетрадиционного занятия или развлечения; творческий отчет и т.д.).

Каким же образом творческая деятельность воспитателя влияет на развитие творческих способностей ребенка? Общеизвестно: у активного, творческого педагога и дети творческие. Он знает меру в том, что детям нужно показать, а что они сами должны открыть под его руководством. Слишком распространены объяснения, изложение готовых истин, предложения образцов для запоминания или копирования - все это не способствует саморазвитию ребенка, реализации его творческих наклонностей. Активность ребенка, в том числе и творческая, формируется при условии поддержки взрослым ее инициативе. Многочисленные же запреты и негативные оценки тормозят познавательную активность и развитие творческих способностей дошкольника [3, c. 48].

Творческие способности - это способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового, необычного, оригинального. В развитии творческих способностей детей важнее не стремление получить конечный результат, а сам процесс деятельности - экспериментирование. Слишком тщательное отношение к тому, что делает ребенок, к результатам его труда может воспрепятствовать развитию его познавательной активности, творческих способностей.

Детское творчество, как правило, связано с игрой. Дошкольники рисуют и - играют, танцуют и - играют, конструируют и - играют, называют слова, составляют предложения, придумывают сказки и - играют. Через игру ребенок познает мир, в игре ребенок пытается найти свое место в жизни. Итак, в игре ребенку следует ненавязчиво раскрывать приемы творческого мышления, учить ее замечать необычное, проявлять креативность - одну из базовых характеристик, которая заключается в развитии способности ребенка к творчеству.

Основными характеристиками творчества ребенка являются: скорость мысли; гибкость мышления; оригинальность идей и решений; смелость; чрезвычайная любознательность и любопытство; способность к концентрации внимания в течение длительного времени; устойчивые желание делать все по-своему - независимость действий и мыслей; изобретательность.

Стоит заметить: об уровне профессионального мастерства воспитателя и его творческом потенциале можно судить, исходя из количества в группе творческих детей. На это указывают их ответы на занятиях, работы по изобразительной деятельности, рассказы детей из собственного опыта, созданные сказки, небылицы, загадки, конструкции из стройматериала, выполненные роли в сюжетно-ролевой игре и тому подобное [4].

Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческие способности детей проявляются примерно с пятого года жизни, но это вовсе не означает, что до этого момента их не следует развивать. Поскольку творческие способности ребенка формируются в процессе различных видов деятельности, педагогу следует постоянно заботиться о психолого-педагогические условия для их развития:

1. обеспечивать систематическое накопление детьми как можно больше положительных впечатлений об окружающем мире во время различных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, лепка, аппликация, игра на ДМИ, пение и танцы, театрализованная деятельность, чтение, письмо, сочинение стихов или сказок, труд, ДПД и т.д.);

2. стремиться, чтобы дети получали удовольствие от самого процесса деятельности и не занимались ею под принуждением взрослого;

3. обеспечивать стимулирующее развивающая среда, наличие необходимых для творческой деятельности дошкольников всегда доступных материалов;

4. ни в коем случае не давать негативной оценки детскому творчеству,

5. поощрять интересные и глубокие вопросы детей,

6. активно использовать в образовательном процессе нестандартные творческие задания (изобразительные, музыкальные, словесные, логико-математические, творческие задания комбинированного типа),

7. не допускать чрезмерной опеки детей, которая может мешать детскому творчеству,

Читайте также: