Формирование представлений о системе языка в начальной школе обеспечивает какой подход

Обновлено: 04.07.2024

Современная четырехлетняя начальная школа получает в настоящее время все более благоприятные условия для своего развития, а начальное языковое образование приобретает все более определенный статус в методической науке. Языковое образование младшего школьника и его речевое развитие более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.

Анализ целостного подхода к содержанию и структуре современного начального языкового образования позволяет выделить следующие его компоненты:

— языковая система — совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, представленных в учебных программах, а также языковые умения (графические, грамматические, морфемные);

— речевая деятельность как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент объединяет в себе речеведческие знания и умения разной степени сложности, умения воспринимать и создавать текст. В данный компонент также входят орфографические и пунктуационные умения, навыки правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения;

— речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты-образцы определенного типа и стиля речи;

— способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений;

— культура речевого поведения (культура общения);

— культура народа-носителя русского языка.

Сложность содержания языкового образования в школе обусловлена полифункциональностью языка. Язык для ученика выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияние людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника средство познания самого себя как социального субъекта (у него возникает потребность понять: кто я? Кто рядом со мной? Что я могу? Каким я должен быть? И т. п.)

Функции слова, предложения и текста как единиц языка и речи представлены во взаимосвязи уже в I классе.

Необходимо подчеркнуть, что функции всех трех единиц речи рассматриваются в их взаимосвязи. Исходным материалом являются практические упражнения речевой направленности, а не сведения для запоминания.

Авторское отношение к поступкам действующих лиц по-своему воспринимается учащимися и с их стороны заслуживает своей оценки. Важно создать на уроке атмосферу творческого поиска, учитывая и изобразительные средства в тексте, кроме содержания. Эта функция осуществляется на уроках литературы, словесности, риторики, музыки, истории.

Научно обоснованная связь изучаемого в настоящий момент с предыдущими и последующими по своему содержанию и формируемой познавательной деятельности создает благоприятные условия для развития ученика как личности, творчески мыслящей, способной к дальнейшему совершенствованию и саморазвитию. Данная взаимосвязь обеспечивает благоприятные условия для целостной системы обучения языку и речи, а следовательно, развития школьника.

В качестве системообразующих связей курса русского языка выступают связи между формируемыми языковыми и речевыми умениями. Данная связь определяет содержание и структуру таких систем, как системы изучения морфологии, синтаксиса, морфемики, лексики во II-IV классах. В структуре каждой из систем (например, система изучения имен существительных, глаголов, морфемного состава слова) и микросистемы (правописание безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корнях слов и т. д.).

От класса к классу каждая из микросистем усложняется с учетом конкретных знаний по каждой из изучаемых тем, связей с другими темами курса, а также между формируемыми языковыми и речевыми умениями и способами познавательной деятельности.

Таким образом, в каждом классе осуществляется изучение языка как целостного явления, т. е. с учетом взаимосвязи и функций всех подсистем языка: фонетики и графики, лексики, грамматики, морфемики, орфографии, пунктуации. В этом своеобразие курса начального языкового образования.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми доступными нормами литературного языка. Эти нормы определяют, во-первых, правильное произнесение слов (орфоэпические нормы), во-вторых, правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях (грамматические нормы), в-третьих, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

Ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи принесли реальные результаты, если систематически проводить анализ текстов образцов на уроках русского языка и уроках чтения, развивать языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, устанавливая, почему уместно именно это слово, а не его синоним; необходимо развить у обучающихся интерес в художественной литературе, произведениям разных жанров как произведениям искусства и желание заучивать их наизусть или близко к тексту.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года. В связи с изучением разных тем по курсу русского языка, в внеклассными занятиями по предмету, написанием изложений и сочинений, уроками литературы. Надо учить детей исправлять друг другу речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями. Это естественный путь овладения литературными нормами русского языка.

Оценить 822 0

Сущность языкового образования в младшем школьном возрасте

Цели и задачи обучения языку, содержание, методы и организационные формы обучения для достижения поставленных целей – все, безусловно, считается характеристикой языкового образования как процесса. Исходя из этого, основные функции языка – коммуникативная (средство общения) и когнитивная (средство познания) определяются целями и задачами языкового образования прежде всего на ступени начального образования.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе и начального образования, указывает на поддержку на государственном уровне потребности современного общества в качественном языковом образовании. При этом, как указывается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, особо важным считается непрерывность языкового образования и его направленность на реализацию перспективных задач развития личности, таких, как повышение общего уровня образованности школьников, повышение требований к их общей культуре, формирование у обучающихся готовности и реальной способности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Таким образом, задачи обучения младших школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую он выполняет в жизни общества и каждого человека, являясь и важнейшим средством познания окружающего мира, и важнейшим средством общения людей, взаимовлияния их друг на друга.

В процессе начального школьного образования русский язык является:

- предметом для изучения и предметом для обучения, так как ученики должны изучить устройство языка и научиться им пользоваться;

- средством изучения всех иных учебных предметов, потому что ученики пользуются освоенными языковыми навыками в процессе обучения любому предмету, в чем и выражается его метапредметность.

Именно коммуникативная функция русского языка выделяет в содержании языкового образования на начальной школьной ступени обучения (т.е. начального языкового образования) составляющие его компоненты:

- языковую систему как совокупность лингвистических знаний, состоящих из понятий, сведений, правил, а также формируемых на их основе языковых умений;

- речевую деятельность в виде реализации языка через процессы чтения, письма, слушания, говорения;

- речевые произведения, используемые в качестве дидактического материала при овладении языком и речью;

- способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общеучебных умений;

- культуру речевого поведения;

- культуру народа, являющегося носителем языка.

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- функционально-семантический, когда единицы языка (слово, предложение, текст) рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении;

- коммуникативно-деятельностный, в соответствии с которым обучение языку направлено на овладение эффективным использованием языковых средств в процессе общения, включая коммуникативно-речевые умения;

- системно-концентрический, то есть продолжающийся во времени так, что на каждом году обучения в содержании курса русского языка представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, что способствует знаниям школьников об этих подсистемах языка постепенно расширяться и углубляться.

Поэтому Стандарт признает языковое образование не только процессом, но и результатом учебно-познавательной деятельности, определяемой установленным в этом документе уровнем владения языком, включающей как совокупность показателей, так и готовность обучающихся начальной школы решать грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и другие практические задачи в различных учебных ситуациях, а также способность использовать полученные знания по языку в практических ситуациях речевого общения.

Языковое образование младших школьников, являясь значимым средством, которое, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося начальной школы при опоре на установки Стандарта, оптимально обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, чем обеспечивает эффективное освоение и иных учебных предметов, предопределяя успешность как в учебной деятельности, так и в обществе.

Современная четырехлетняя начальная школа получает в настоящее время все более благоприятные условия для своего развития, а начальное языковое образование приобретает все более определенный статус в методической науке. Языковое образование младшего школьника и его речевое развитие более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.

Анализ целостного подхода к содержанию и структуре современного начального языкового образования позволяет выделить следующие его компоненты:

— языковая система — совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, представленных в учебных программах, а также языковые умения (графические, грамматические, морфемные);

— речевая деятельность как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент объединяет в себе речеведческие знания и умения разной степени сложности, умения воспринимать и создавать текст. В данный компонент также входят орфографические и пунктуационные умения, навыки правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения;

— речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты-образцы определенного типа и стиля речи;

— способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений;

— культура речевого поведения (культура общения);

— культура народа-носителя русского языка.

Сложность содержания языкового образования в школе обусловлена полифункциональностью языка. Язык для ученика выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияние людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника средство познания самого себя как социального субъекта (у него возникает потребность понять: кто я? Кто рядом со мной? Что я могу? Каким я должен быть? И т. п.)

Функции слова, предложения и текста как единиц языка и речи представлены во взаимосвязи уже в I классе.

Необходимо подчеркнуть, что функции всех трех единиц речи рассматриваются в их взаимосвязи. Исходным материалом являются практические упражнения речевой направленности, а не сведения для запоминания.

Авторское отношение к поступкам действующих лиц по-своему воспринимается учащимися и с их стороны заслуживает своей оценки. Важно создать на уроке атмосферу творческого поиска, учитывая и изобразительные средства в тексте, кроме содержания. Эта функция осуществляется на уроках литературы, словесности, риторики, музыки, истории.

Научно обоснованная связь изучаемого в настоящий момент с предыдущими и последующими по своему содержанию и формируемой познавательной деятельности создает благоприятные условия для развития ученика как личности, творчески мыслящей, способной к дальнейшему совершенствованию и саморазвитию. Данная взаимосвязь обеспечивает благоприятные условия для целостной системы обучения языку и речи, а следовательно, развития школьника.

В качестве системообразующих связей курса русского языка выступают связи между формируемыми языковыми и речевыми умениями. Данная связь определяет содержание и структуру таких систем, как системы изучения морфологии, синтаксиса, морфемики, лексики во II-IV классах. В структуре каждой из систем (например, система изучения имен существительных, глаголов, морфемного состава слова) и микросистемы (правописание безударных падежных окончаний имен существительных, безударных гласных в корнях слов и т. д.).

От класса к классу каждая из микросистем усложняется с учетом конкретных знаний по каждой из изучаемых тем, связей с другими темами курса, а также между формируемыми языковыми и речевыми умениями и способами познавательной деятельности.

Таким образом, в каждом классе осуществляется изучение языка как целостного явления, т. е. с учетом взаимосвязи и функций всех подсистем языка: фонетики и графики, лексики, грамматики, морфемики, орфографии, пунктуации. В этом своеобразие курса начального языкового образования.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми доступными нормами литературного языка. Эти нормы определяют, во-первых, правильное произнесение слов (орфоэпические нормы), во-вторых, правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях (грамматические нормы), в-третьих, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

Ознакомление с нормами литературного языка, изобразительными средствами речи принесли реальные результаты, если систематически проводить анализ текстов образцов на уроках русского языка и уроках чтения, развивать языковое чутье, внимание к правильному употреблению слов, словосочетаний и фразеологизмов. Полезно наблюдать за стилистически точным употреблением слов в авторских текстах в зависимости от цели высказывания и проводить анализ, устанавливая, почему уместно именно это слово, а не его синоним; необходимо развить у обучающихся интерес в художественной литературе, произведениям разных жанров как произведениям искусства и желание заучивать их наизусть или близко к тексту.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года. В связи с изучением разных тем по курсу русского языка, в внеклассными занятиями по предмету, написанием изложений и сочинений, уроками литературы. Надо учить детей исправлять друг другу речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями. Это естественный путь овладения литературными нормами русского языка.

Формируемые компетенции: ПК 1.1. , 4.3 ОК 1,5,7,9.

Время выполнения – 2 часа.

Место выполнения – работа на уроке.

Задачи занятия:

1) систематизировать представления о методах обучения ИЯ, существовавших в истории;

2) развивать умения анализа, учить самостоятельно находить признаки и характеристики различных методов в существующих программах обучения, учить сопоставлять разные методы.

Вопросы для обсуждения

1. Какой метод обучения ИЯ (в широком смысле слова) считается самым древним? Каковы его основные черты?

3. Когда методика начинает превращаться в отрасль научного знания? Кто стоит у ее истоков?

5. Какие методы возникли на основе грамматико-переводного метода? Где они развивались активнее: в нашей стране или за рубежом? Как вы оцениваете эффективность этих методов?

6. Какие методы обучения ИЯ являются ведущими за рубежом в настоящее время?

7. Какой метод обучения ИЯ считается доминирующим в нашей стране на современном этапе? Кого считают его разработчиком? К какому типу обучения его относят? Каковы его основные особенности?

8. Как определяется цель обучения ИЯ на современном этапе? Какие 4 составляющие выделяются Е.И. Пассовым в этой цели? Как они связаны с содержанием предмета ИЯ?

11. Что подразумевается под практическими (прагматическими) целями обучения ИЯ?

12. Что включается в образовательные цели обучения ИЯ?

13. Какие воспитательные и развивающие цели возможно реализовать в обучении ИЯ?

Глоссарий: метод обучения; грамматико-переводной метод; прямой метод; ситуативный тип обучения; грамматический тип обучения; деятельностный тип обучения; гипнопедия; суггестопедия; интенсивные методы; аудиолингвальный метод; аудиовизуальный метод; программированное обучение; структурно-функциональный метод; сознательно-сопоставительный метод; сознательно-практический; метод коммуникативного обучения; общение; проблемное обучение; проблемная задача; проблемная ситуация; развивающее обучение; цель обучения; коммуникативная компетенция; вторичная языковая личность; содержание обучения.

Критерии оценки:

Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:

1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ обведите в кружок.

2. Время на выполнение теста – 15 мин.

5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

Критерии оценки:

1. Что является объектом изучения в МОИЯ?

а) иностранный язык как учебный предмет

б) методы и приемы обучения ИЯ

в) закономерности овладения иностранным языком

2. Выделите главную (глобальную) цель обучения ИЯ в современном понимании:

а) обучение общению

б) овладение иноязычной культурой

в) формирование вторичной языковой личности

г) формирование определенного уровня коммуникативной компетенции

а) формирование речевых навыков

в) формирование умений общения на основе знаний и навыков

4. Исключите принцип, который не используется в современном обучении ИЯ в том виде, в котором он представлен в списке:

а) опоры на родной язык

в) интеграции и дифференциации

5. Наиболее правильно считать метод категорией, которая означает:

а) какую-то операцию, действие учителя или учащегося

б) обобщенный способ деятельности, направленный на достижение какой-либо цели

в) прием (приемы) деятельности

г) последовательность учебных операций

6. На основании чего строится следующая классификация упражнений: тренировочные, условно-речевые, речевые?

а) на основании участия памяти и сознания

б) на основании последовательности формирования навыков и умений

в) на основании используемого лингвистического материала

г) на основании используемых видов речевой деятельности

7. Основное свойство навыка:

г) все одинаково равноценны

8. Умением нельзя назвать деятельность, лишенную:

9. К методическим средствам обучения ИЯ не относятся:

б) текст и ситуация

г) таблицы и схемы

10. Прочитайте описание метода обучения как системы, определите его название:

в) метод коммуникативного обучения

1 – в, 2 – б, 3 – в, 4 – а, 5 – б, 6 – б, 7 – г, 8 – в, 9 – б, 10 – а.

Практическое занятие №2

Тема. 1.2. Основные подходы и методы преподавания ИЯ.

Формируемые компетенции: ПК 1.1., ПК 4.1. ОК 1,2,4,11.

Время выполнения – 2 часа.

Место выполнения – работа на уроке.

Задачи занятия:

1) систематизировать представления об общедидактических и специфических принципах обучения, учить анализировать историческое развитие принципов обучения;

2) развивать способность сопоставлять позиции разных ученых (психологов, физиологов, методистов) по вопросам формирования навыков и умений, находить взаимосвязи и противоречия в их взглядах, делать выводы

3) продолжать развивать профессиональную рефлексию, учить анализировать собственные навыки и умения, намечать пути их совершенствования;

4) учить работать коллективно, самостоятельно распределяя задания в малой группе, осуществлять взаимооценку.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое принцип обучения? Изменялись ли принципы обучения ИЯ на разных этапах развития методики? Приведите примеры.

2. Почему ряд принципов обучения ИЯ называют общедидактическими? Какие принципы относятся к этой группе? Как реализуются на практике принципы активности, сознательности, прочности знаний?

3. Какие принципы являются специфическими для обучения иностранным языкам? Всегда ли они присутствовали в обучении ИЯ или появились на определенном этапе? Для какого метода обучения характерны эти принципы? Как реализуется принцип коммуникативной направленности в обучении ИЯ?

4. Какова роль родного языка в обучении иностранному? Как изменялась она в разных методах обучения? Как трактуется эта роль с точки зрения коммуникативного метода обучения?

5. Как соотносятся интеграция и дифференциация в обучении ИЯ?

Глоссарий: принцип обучения; коммуникативная направленность; дифференциация; интеграция.

Задания на систематизацию знаний, развитие методического мышления и профессионально-коммуникативной компетенции

1.1. Дайте определения терминов из глоссария (индивидуальная работа по карточкам).

1.2. Разделитесь на 4 группы по 3–4 человека. Обсудите в группе ответы на вопросы 1 и 2 по следующей схеме: один отвечает на вопрос, другой конспектирует его ответ в ключевых словах, третий отвечает на следующий вопрос и т. д. Далее выбирается лучший ответ, который оценивается самими студентами наивысшим баллом (сведения сообщаются преподавателю, который наблюдал за работой групп). После этого каждая группа отдает записанные конспекты (ключевые слова) представителям другой группы, которые по ним пытаются восстановить ответ (основная задача представителей другой группы – оценить точность записи ключевых слов, возможность восстановить ответ по ним).

1.3. Подготовьте карточки-рекомендации или памятки по реализации разных принципов обучения ИЯ (общедидактических и специфических).

Критерии оценки:

Практическое занятие №3

Тема 1.3. Содержание и средства обучения ИЯ

Формируемые компетенции: ПК 1.1.-1.4., ПК 4.2. ОК 1,2,3,4,10.

Время выполнения – 2 часа.

Место выполнения – работа на уроке.

Задачи занятия:

1) развивать умение сопоставлять различные варианты классификаций упражнений, подходы к системе упражнений; учить применять полученные знания для преобразования традиционных способов обучения (тренировочные упражнения) в более современные, развивать способность формулировать коммуникативную задачу;

2) развивать умение анализировать возможности текстов для обучения ИЯ;

3) развивать умения профессиональной рефлексии, учить анализировать свою речевую деятельность и речевую деятельность других людей в разных ситуациях, анализировать разные ситуативные позиции, абстрагироваться и делать обобщенные выводы;

4) способствовать развитию творческого воображения, формировать умения использовать знания для создания нового (составление ситуаций общения).

Вопросы для обсуждения

1. Есть ли отличия в определении и классификации средств обучения в дидактике и МОИЯ? Чем это объяснить?

3. Почему в МОИЯ в последнее время чаще говорят не просто об упражнении, а о системе упражнений? Какими признаками должна обладать система упражнений на уроке ИЯ?

4. Почему вопрос классификации упражнений в МОИЯ является проблемным? Какие типы классификации упражнений вам известны?

5. Чем тренировочные упражнения отличаются от условно-речевых (приведите примеры)? Какие требования необходимо соблюсти при составлении условно-речевых упражнений? Что можно назвать речевыми упражнениями? Как разные упражнения соотносятся с последовательностью формирования навыков и умений?

6. Зачем нужно создавать ситуации при обучении ИЯ? Что такое учебная речевая ситуация (УРС)? Какова ее структура?

7. Что называется текстом? Какие тексты используются в обучении ИЯ?

Глоссарий: средство обучения, языковые средства, упражнение, тренировочное упражнение, условно-речевое упражнение, системаупражнений, учебная речевая ситуация, речевой стимул, ситуативная позиция, текст.

Задания для самостоятельной работы:

Найдите в интернете Примерную программу по английскому (немецкому) языку для НОО.

Читайте также: