План мозгового штурма на уроках истории

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткое описание: (Brainstorming) один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Является методом группового экспертного оценивания. Считается, что автором метода является А. Осборн (США), предложивший общую концепцию данной интеллектуальной технологии в конце 30-х гг. ХХ века. В настоящее время мозговой штурм признан в качестве распространенного и эффективного оперативного метода решения проблем на основе стимулирования творческой активности привлекаемых специалистов. В ходе мозгового штурма участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, а затем из общего числа высказанных идей отбирается наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Основные правила классического брейн - сторминга:

2. Все идеи высказываются и регистрируются.

4. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.

Примерные этапы проведения брейн - сторминга :

1. Разделить учащихся на две группы. Одна группа - "генераторы идей", соответственно другая группа - "аналитики", или "эксперты".
2. Объяснить учащимся правила данного метода, рассказать об обязанностях участников. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи возможно выставлять баллы, которые потом могут быть преобразованы в поурочные оценки всей группе или же индивидуально отдельным учащимся.
3. Поставить обеим группам задачи в ходе мозгового штурма и провести общий контроль понимания.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи. Если будет шум у "генераторов", то это нормально, даже хорошо. Учащиеся должны выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на "выкрика" необходимо сокращать, учащиеся должны научиться высказываться, а потом и говорить по очереди.

6. Когда идеи иссякнут, надо дать слово "аналитикам". Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения. Предоставьте возможность каждому защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Тем самым вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех участников, отметьте самых активных и остроумных.

7. В следующий раз поменяйте учащихся ролями. Скоро выявятся лучшие "генераторы" и "аналитики".

Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений;

Полный запрет на критику (на начальном этапе);

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Преимущества метода:

Метод весьма прост, доступен и детям и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников, кроме ведушего - педагога, который должен знать теорию метода, специфику его проведения.

Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм можно при обсуждении широкого спектра учебных тем. С его помощью можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое может быть правильным в своих конкретных условиях; научить учащихся не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и возможностью ошибиться; научить слушать одноклассников, уважать и свое и чужое мнение; поднять статус любого учащегося, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые; научить учащихся позитивной критике.

Легкость освоения и простота в обращении. Незначительные затраты времени на проведение. Универсальность метода.

Недостатки метода:

Возможны проблемы в поиске четкого алгоритма целенаправленного движения к наиболее сильному решению, обоснованию правильности сделанного выбора. Процессом решения надо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильному решению.

Велика роль ведущего штурм - от него зависит как минимум половина успеха данного мероприятия.

Основные этапы работы:

Подготовка подбор фактического материала обучение и инструктаж участников обеспечение деятельности участников выдвижение идей уточнение задачи генерация идей проработка и развитие наиболее ценных идей запись предложений редактирование списка идей оценка и отбор идей уяснение проблемы определение критериев оценки классификация и оценка идей развитие идей на основе анализа (частично на уроке и частично в виде творческого домашнего задания). Подчеркнем еще раз, что мозговой штурм проводится не в целях получения мнения каждого из участников; задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей, способных стать начальным звеном в решении изучаемой проблемы.

Наиболее известные варианты метода мозгового штурма:



Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

Выводы

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мозговой щтурм по теме разработан для проведения нетрадиционных уроков в предметные недели. Работа позволяет учащимся проявить свои знания, работать в команде.

Мозговой штурм в 9 классе по истории России

Разработала учитель истории и обществознания

Урмарского района Чувашской Республики

Николаева Мария Михайловна

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время — одна из основных задач основной школы. Очень трудно организовать систематическую работу по развитию активного, исследовательского мышления на уроках , так как они насыщены учебным материалом. Необходимы регулярные внеклассные занятия. Один из возможных форматов таких занятий — уроки в нетрадиционной форме.

Цели мозгового штурма : стимулировать творческую познавательную активность школьников; оценить сформированность предметных и общеучебных умений, необходимых для успешной жизни и учебы.

способствовать развитию познавательного интереса у детей;

оценить общий уровень способностей школьников;

повысить интерес школьников к изучению предметных областей;

поддержать тех учеников, которые уже высоко мотивированы к учёбе;

формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма.

Задания данного конкурса оценивают сформированность у учащихся следующих умений:

давать определение понятиям, подводить под понятие;

строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи;

читать и понимать текст, находить в нём требуемые сведения;

отвечать на простые и сложные вопросы;

создавать собственные тексты;

самостоятельно оценить свою работу.

Вступление. Слово учителя

История развития нашей страны в начале 20 века неразрывно связана с войнами, как с внешним врагом, так и между гражданами внутри государства. Сегодня мы отправимся в историю развития России в начале 20 века, попытаемся детализировать некоторые факты.

Представление команд (max оценка – 5 баллов)

Дать название командам, выбрать капитана. Компетентное жюри оценит ваши знания.

(Просмотр слайдов)

|||. Выполнение заданий по станциям ( вопросы заранее распечатаны и лежат на партах)

27 января 1904года -

23 августа ( 5 сентября) 1905 года –

19 июля ( 1 августа) 1914 года –

22 мая 1916 года –

2 марта 1917 года –

26 октября 1917 года –

23 февраля 1918 года –

Он родился 6 мая 1868 года, в день святого Иова Многострадального, и поэтому считал, что обречен на неудачи и мучения…

2.) Годы его жизни (1862-1911), он являлся сыном героя обороны Севастополя в 1854 -1855гг.

Он был губернатором в Саратовской губернии, затем в июне 1906 года стал председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел.

После взрыва во время приема посетителей были искалечены его дочь и ранен сын.

Это покушение ускорило подписание им 19 августа Указа о военно - полевых судах.

3) . Родился в селе Покровское Тобольской губернии в семье крестьянина среднего достатка.

Ему приписывалось страшное предсказание о судьбе всей царской семьи, сбывшееся на самом деле.

4). Родился в семье инспектора, позже директора народных училищ Симбирской губернии.

В 1887 году за участие в подготовке покушения на Александра был казнен старший брат Александр.

Советский военачальник, герой Гражданской войны, уроженец землицы чувашской.

Про него сложена песня, снят кинофильм и назван его именем, сочинено много небылиц.

Погиб в 1919 году в одном из сражений.

Модернизация -

Инвестиции –

Контрибуция –

Сепаратный мир –

Гражданская война

Пор…ут…ий мирный договор

Бр…ский мирный договор

Вед. После выполнения всех заданий, пока жюри подсчитывает баллы, мы поиграем

Куда ты катишься?

К белому попадешь,

Так пели красные, а белые…?

Прослушайте песенные отрывки. Воспроизведите те слова, которые обычно вы слышали. Их пели в Красной армии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная: проанализировать явление и причины Гражданскoй войны, ее основные этапы; познакомить учащихся с процессом формирования антибольшевистского движения и целями белогвардейцев; выделить особенности большевистской политики;

Метапредметная: способствовать формированию навыков и умений анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью, а так же умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностная: формировать интерес учащихся к историческому прошлому своей страны; формировать активную гражданскую позицию молодежи; воспитать чувство патриотизма (общекультурная компетенция).

- Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

- Подвести обучающихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

- Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.

- Развивать умение анализировать и аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.

- Воспитывать гражданственность, ориентировать обучающихся на гуманистические и демократические ценности.

Личностные: определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе; формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, одноклассников, формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Предметные: определять исторические процессы, события времени, применять основные хронологические понятии; соотносить историческое время и историческое пространство; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию;

Метапредметные: анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь ставить проблему и решать ее.

Основные понятия:

гражданская война, белогвардейцы, большевики, Красная Армия, зеленые, махновщина, интервенция, военный коммунизм, анархия, террор.

Формы учебной работы:

фронтальная работа с группой, мозговой штурм

Дидактическая структура урока

Дидактическая структура

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Подготовка к уроку, приветствие учителя.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Регулятивные: умение мобилизовать свои силы.

II. Проверка знаний

Фронтальный опрос обучающихся:

1. Каковы причины Октябрьской революции?

2. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов?

3. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декрет о мире и о земле?

4.Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное собрание?

6. Когда был заключён Брестский мирный договор? Каковы его условия?

7. Каковы были первые мероприятия советской власти в области экономики?

Выслушивают задание учителя. Отвечают на вопросы

Познавательные: самостоятельное создание способов решения задания

III. Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя, актуализация темы урока. Постановка проблемы:– выявить причины гражданской войны, ее особенность, участников, выделить этапы и решить проблемно–познавательную задачу – выяснить причины победы “красных” и поражения “белых”.

2. В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

Почему победу одержали красные?

Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

Чему учат итоги Гражданской войны?

Определить последствия войны для судьбы нашей страны.

3. Работа с новыми терминами: учитель задаёт вопросы

Что такое Гражданская война?

Что такое интервенция?

Что такое анархия?

4.Читает лекцию задает вопросы

1. Записывают тему урока. Рассуждают на поставленную учителем проблему.

Записывают проблемные вопросы

генерируют идей, обсуждают, записывают определения на доске

Слушают, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют, записывают

- умение , проводить анализ и вычленять главное

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Личностные: личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание событий.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации;; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

IV. Закрепление знаний.

Проверка усвоения материала, Игра верно не верно. Читает утверждения

Выполняют задания, отвечают верна или не верно утверждение, объясняют свою точку зрения

-Умение применить полученные знания

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство своей точки зрения.

Коммуникативные: учувствовать в коллективном обсуждении проблем,

умение слушать друг друга, вступать в диалог и вести его;

V. Итоги урока. Рефлексия.

1.Подводит итоги урока.

2.Предлагает ученикам сформулировать вывод урока.

3. Организует заполнение учениками листа самоконтроля

Формулируют выводы, осуществляют самооценку, заполняют листы самоконтроля.

Познавательные: Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других.

Читайте также: