Проект музыкального руководителя в детском саду сказка в музыке

Обновлено: 30.06.2024

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Искусство является стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса.

Искусство влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы.

Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  4. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2013г. по январь 2014 г.

- дети старшего дошкольного возраста,

- руководители проекта: воспитатель – Муравьева М.А., музыкальный руководитель – Еноктаева О.А.

Описание деятельности в ходе проекта

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
  • построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;

- подбор необходимых материалов: репродукций и музыкальных произведений;

- обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

- анкетирование родителей по теме проекта;

- встречи с родителями;

- совместное создание фонотеки, видеотеки;

- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);

- совместные встречи в музыкально-творческой гостиной.

2. Основной – практический:

В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю

Перспективный план музыкально-творческой гостиной в подготовительной группе

Художественная литература: Русские народные сказки.

5

Художественная литература: Русские народные былины.

Художественная литература: Сказки про игрушки и детские забавы.

Наглядные пособия: Иллюстрации, картинки,репродукции картин Маковского К. Е.

Художественная литература: Мифы Древнего Рима для детей дошкольного возраста.

Характерные признаки организации музыкально-творческой гостиной по приобщению детей искусству:

Музыкального руководителя Новосёловой Л. Е.

Участники проекта : музыкальный руководитель, дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители

Аннотация проекта :

тип проекта : творческий, коллективный;

доминирующая в проекте деятельность : восприятие музыки; театральная деятельность.

направленность деятельности : воспитательно-образовательная,

число участников проекта : дети подготовительной группы (25человек,

родители, воспитатели (2 человека);

сроки проведения: сентябрь – октябрь 2016год ;

характер контактов: в рамках ДОУ.

^ Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка : добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;

развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;

дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Основные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии; между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;

между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;

между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки : развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки; выработать более совершенные умения и навыки исполнительства; расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Цель проекта

Задачи проектной деятельности

-проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;

-Развивать музыкальные способности детей через театрализованную деятельность.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания к персонажам.

-Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

-Совершенствовать содержательность и связность речи (диалога и монолога);

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности.

-Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей; создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

-Сформировать эмоционально-оценочного отношения к музыке.

Развить образное мышление и творческое воображение.

-Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

-Получить первый опыт самооценки.

-Творческое самовыражение воспитанников.

Основные методы проекта

-Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы.

-Изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных произведений.

-Наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.

Этапы реализации проекта

-Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно

Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось)

Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!

Как же жизнь моя плоха.

Мочи нет одной мне жить.

С вами я хочу дружить.

На сто лет я сказок знаю,

Я сама их сочиняю.

Я расстанусь с помелом,

Ступу сдам в металлолом.

Я хочу хорошей быть,

С вами я хочу дружить.

Конец сказки измените!

Чтобы я из злой Бабы-Яги превратилась в добрую!

(сентябрь-первая неделя месяца)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов

(сентябрь - вторая и третья неделя месяца)

Подбор методического материала, фонотеки, разработка сценария. Планирование работы над музыкальной сказкой.

(Сентябрь – четвёртая неделя, октябрь – первая и вторая неделя месяца)

Коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

Привлечение родителей к созданию костюмов и атрибутов к театральному представлению.

(Октябрь – третья неделя месяца) Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке и музыкально-творческой активности детей. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.

(Октябрь – четвёртая неделя месяца)

Модель организации работы по теме

Непосредственно образовательная деятельность :

1. Музыкально-ритмические движения :

2 Театрализованная деятельность :

Разучивание стихов, ориентирование в пространстве, развитие жестов, движений, мимики.

3. Вокальная деятельность :

- премьера сказки - мероприятие в форме праздника

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы

"Сказка в гости к нам идёт!"

(совместная деятельность музыкального руководителя, детей, воспитателей и родителей)

2. Хореографические композиции

3. Театрализованная деятельность

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Сказки просятся сюда.

Пригласим их дети?

СКАЗКА

Жили-были Маша с Ваней…

Вот однажды папа с мамой на ярмарку уезжали

Маше строго наказали:

Ты за братом последи,

От него не отходи.

(Папа с мамой уезжают. Машут рукой)

Папа с мамой на базаре. Мне стеречь тебя сказали,

А мне хочется гулять, да с подружками играть!

(Выходят девочки и мальчики)

Маша, Маша, выходи!

Что сидеть-то взаперти?

Потанцуй-ка вместе с нами,

Ах, как хочется пойти…

Ты, Ванюша, посиди,

Никуда не уходи!

Маша, Маша, погляди…

Кто летит там впереди?

Это ж злые гуси Бабушки Ягуси!

(Дети разбегаются врассыпную. Под музыку гуси уносят Ваню)

Гуси, Гуси, погодите, вы Ванюшу отпустите!

Вы ведь неплохие и совсем не злые…

Га-га-га! Ге-ге-ге! Служим Бабушке Яге!

И живём не тужим, с музыкою дружим!

Эй, гусята, все сюда…

Вот какой концерт дают,

И играют и поют!

А вы тоже не сидите,

Нам немного помогите!

Ай да, Гуси – молодцы, музыканты и певцы.

Может, Ваню отдадите и у нас тут погостите?

Мы Ванюшу не отпустим, отнесём его к Ягусе.

А если будешь нам мешать, можем и тебя забрать…

(Улетают вместе с Ваней)

Ах, найти мне брата где?

Кто поможет мне в беде?

(Плачет, закрыв лицо руками)

(В это время дети встают в полукруг)

Поплакала Маша, но делать нечего, надо братца выручать. Пошла Маша искать своего братца.

А уж осень наступила, всё в лесу позолотила

И слышны среди листвы песни Осени – красы.

Быстро лето улетело перелётной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила увядающую шаль.

Одарила щедро Осень урожаями плодов,

Грозди ягод в дар приносит, кузовок лесных грибов.

Долго Маша шла в лесу, видит яблоньку – красу.

Что-то яблонька грустна, клонит ветки вниз она.

Я стою совсем одна, оттого я и грустна.

Яблок много – груз тяжёл. Кто бы мне помочь пришёл?

Все отправились на бал, осенних листьев карнавал.

Машенька, мне помоги, яблочки мои сорви!

Я спешу, длина дорога… Дети может быть помогут.

Давайте, ребята, поможем яблоньке.

Дальше Маша побежала,

Трудно по лесу идти, видит – речка на пути.

Течь мне стало трудновато,

Помогите мне, ребята, хоть чуть-чуть почистить дно,

Да и берег заодно.

Дальше Маша побежала, в поле печку повстречала.

(Муз. палитра №2-2004г.)

Дети, здравствуйте, я – Печь!

Нужно пирожок испечь!

Что ж, помочь тут Маше нужно…

Мы поможем ей, ребята. Какие продукты нужны для пирогов?

1. Какие продукты нужны для теста?

2. Что возьмём для начинки?

Ну, спасибо! Помогли!

А за это скажу я вам, где Яга Ваню держит.

Вон там на опушке стоит её избушка.

(Маша тихонько подкрадывается к спящему Ване, берёт его за руку, пытается убежать с ним.

Гуси (окружают Машу с Ваней)

Га-га-га, га-га-га! Вы собрались-то куда?

Вот придёт Яга сейчас, да и съест обоих вас!

(Звучит музыка, появляется Баба-Яга)

Ну, а вы чего сидите, не боитесь, не пищите?

Али сказки не читали? Аль про Ёжку не слыхали? (Дети отвечают)

Ах слыхали? Ну я рада!

Я о чём? Поесть бы надо.

Ваню я конечно съем… А затем… Может быть, и Машу съем.

Но пока хочу поспать, режим нельзя мне нарушать.

(Зевает. Ложится спать)

Раз Яга ложится спать,значит нам пора бежать!

(Маша и Ваня убегают)

Убежал обед Яги!

Будет бабка голодна, съест своих гусей она.

Не хотим мы к ней на ужин, нам менять хозяйку нужно.

Прилетайте к нам в детсад! Не обидим мы гусят!

(Гуси с криком улетают)

Баба- Яга (просыпается)

Где мой вкусненький Ванюшка? Может он уснул в избушке?

Может тут он? Может здесь? Ваня, Ваня! Где ж ты есть?

Гуси – сторожа проспали, ужин у меня украли.

(Оглядывается по сторонам)

Нет гусей. И Вани нет… Где мой ужин? Где обед?

Ну постойте, догоню! Свой обед назад верну.

(Б. Я. убегает за домик. Выходят Печка, Яблоня и Речка)

(Дети подбегают к Яблоне)

Прячьтесь, дети, поскорей посреди моих ветвей!

(Дети прячутся под ветви. Б. Я. пробегает мимо)

(Дети выбегают, бегут к речке)

Вы ко мне бегите, дети! Не найдёт вас, не заметит.

(Дети прячутся у речки, Б. Я. пробегает мимо)

(Маша и Ваня бегут к печке)

Спрячьтесь дети от Яги, да поешьте пироги.

(Дети прячутся. Б. Я. пробегает мимо)

Угощу и Бабку Ёжку. Подкрепится пусть немножко!

Откуси пирог скорей, сразу станешь ты добрей!

Баба-Яга (берёт пирожок)

И меня ведь не забыли, пирожками угостили.

Потому была я злая, что жила в лесу одна я.

Вы простите меня старую, больше вам вредить не стану я.

И не буду больше злиться, хочу с вами подружиться!

Мы тебя,Яга, прощаем! Приходи к нам… Приглашаем!

Здесь так весело у вас,

Запросились ноги в пляс!

Что ж, пришла пора прощаться,

Ждёт детишек дом родной.

(Маша и Ваня машут рукой и уходят)

Снова встретимся мы в сказке, но теперь уже в другой.

-перспективное планирование досугов и открытого мероприятия в форме праздника;

-использование здоровьесберегающих технологий

Обеспечение проектной деятельности

Муз. палитра №2-2004г.)

Диск со сказкой;

Музыкальный центр;

Творческие задания, направленные на:

- формирование музыкального и импровизационного творчества.

- восприятие музыкального образа через синтез искусств

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно подготовить музыкально - театрализованный праздник по сказке, где одним из персонажей будет Баба Яга

К нам приходит Рождество. Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (с фотоотчетом)

К нам приходит Рождество. Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми (с фотоотчетом) К нам приходит Рождество. Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми через художественно-эстетическую деятельность в средней.

Совместная деятельность педагогов и родителей в вопросе этнокультурного воспитания дошкольников. В вопросе этнокультурного воспитания дошкольников и приобщения их к родной культуре немалую роль играет объединение усилий педагогов и родителей.

Совместная деятельность с родителями. Проект по патриотическому воспитанию дошкольников Управление образования Муниципального района МБДОУ д/ с № 8 П р о е к т Совместной деятельности с родителями Тема: " Патриотическое.

Методическая разработка проектной работы по формированию основ музыкальной культуры, развитию эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста через театральную деятельность.

ВложениеРазмер
proekt_-_skazka_v_muzyke.doc 116.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муз.руководитель: Галимуллина А.Р.

2.Цели и задачи проекта

2.1 Цель проекта

2.2 Задачи проекта

2.3 Целевая группа проекта

3. Проектное решение

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

5. Программа проектных мероприятий

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

Список использованных документов и источников информации

Каждый педагог заинтересован в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников. Поэтому, систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

2.Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

2.2 Задачи проекта:

1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.

2. Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.

3. Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

  1. Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; старший воспитатель; воспитатели старшей группы.
  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник.

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитателя Макеевой Натальи Сергеевны,

музыкального руководителя Горбуновой Ирины Дмитриевны.

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители.


Аннотация проекта:
тип проекта: творческий, коллективный;
доминирующая в проекте деятельность: развитие речи.

восприятие музыки .
направленность деятельности: воспитательно - образовательная,
художественно-эстетическая;
число участников проекта: дети старшей группы (27человек), родители , воспитатели ;
сроки проведения: сентябрь – октябрь 2016 год ;
характер контактов: в рамках МДОУ.

На современном этапе, в условиях введения ФГОС, образовательная деятельность требует вариативного подхода в организации формы взаимодействия педагога и воспитанников.

Существуют разнообразные формы организации НОД, но мною предпочтительнее использовать традиционные, например такие как: игры-инсценировки, драматизация песен, сюжетно-ролевые игры, игры с пением и танцевальными движениями-импровизациями.

В некоторых моментах дети испытывают затруднения – передачи музыкального образа в движении, построении импровизированной сюжетной линии в играх, инсценировании песен. Появляется потребность в использовании театрально-игровых упражнений, музыкальных этюдов, несложных драматизаций, музыкально-пластических импровизаций, в результате которой развивается речь.

Я, как педагог заинтересована в развитии речи и музыкально-творческого потенциала воспитанников, поэтому считаю необходимым ввести данные технологии в образовательный процесс. Систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии речи и музыкальных творческих способностей, даже застенчивые и, казалось бы, неуправляемые ребята проявляют интерес и показывают положительные результаты.

Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка . Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;

развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;

дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально- ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Задачи проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для музыкальных руководителей детских садов. учителей музыке в обще образовательной школе и учителей в музыкальной школе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение



Морозова Анна Николаевна



Цели и задачи проекта

Программа проектных мероприятий

Ожидаемые результаты реализации проекта

Список использованных документов и источников информации

Каждый педагог заинтересован в развитии музыкально-творческого потенциала воспитанников. Поэтому, систематическое вовлечение дошкольников в музыкально-театрализованную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей.

Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детьми дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Актуальность проекта

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.

Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала в различных видах театральной деятельности.

Задачи проекта:

1. Теоретически обосновать данную тему, как способ ознакомления с музыкой, развитие представления детей о связях речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения.

2. Развивать образное мышление и творческое воображение посредством использования театральной деятельности.

3. Накопление ребенком опыта восприятия искусства через образы сказок.

4. Проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

Участники проекта группа проекта: дети старшего дошкольного возраста; музыкальный руководитель; родители воспитанников; воспитатели старшей группы.

Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник.



1. Восприятие музыки

2. Восприятие картины

3.Восприятие художественной литературы




Сказка в музыке




3.Игра на детских музыкальных инструментах

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Ответственный

Изучение научно-методической литературы:

Подбор музыкальных произведений, создание фонотеки:

Обновление центра по художественно-эстетической деятельности в группах.

воспитанники, воспитатель, музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель, воспитатель,

Разработка конспектов по организации образовательной деятельности, мероприятий, праздников.

Просмотр мультипликационных фильмов:

Музыкальный руководитель, воспитатель, воспитанники

Воспитанники, родители воспитанников

воспитанники, музыкальный руководитель, родители воспитанников, воспитатели.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.

Развитое образное мышление и творческое воображение.

Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

Получение первого опыта самооценки.

Творческое самовыражение воспитанников.

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013г.

Дополнительная литература:

Интернет-ресурсы:

Конспект музыкального занятия

(для детей старшей группы)

Занятие ориентировано на ознакомление детей подготовительной к школе группы с творчеством композитора Модеста Петровича Мусоргского. В работе представлены современные методические приемы работы по актуализации интеллектуальных и музыкальных способностей детей средствами ИКТ, путешествуя по выставке, дети знакомятся с произведениями композитора.

Краткое описание работы

Обучение умению соотносить настроение музыки и картин художника. Содействовать формированию музыкального вкуса детей.

Образовательные:

Учить детей выражать свое отношение к музыке, переживания, впечатления, возникшие в процессе слушания. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес.

Способствовать развитию и закреплению связной речи посредством описания своих чувств, образов, возникающих при восприятии музыки. Развивать у детей способность к импровизации.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству.

Музыкальный руководитель приглашает всех детей в музыкальный зал. Под спокойную музыку дети проходят и садятся на стульчики.

Здравствуйте, ребята!

Друг на друга посмотрите

И улыбку покажите

Как хорош сегодня день

Заниматься нам не лень.

У нас сегодня встреча в музыкальной гостиной, и я приглашаю вас всех на выставку.

Вы знаете, что это такое выставка?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель:

Верно, выставка – это показ самых лучших достижений в науке, культуре, искусстве.

И сегодня мы отправимся на выставку картин

Но это необычная выставка. На этой выставке вы не только увидите картины, но ещё и услышите их.

Дети отвечают.

Очень давно архитектор Виктора Александровича Гартмана нарисовал картины, он не был художником, он проектировал то есть придумывал красивые дома, но картины у него получались очень красивые, выразительные и он представил их на выставку. И на эту выставку он пригласил своего друга композитора Модеста Петровича Мусорского.

Ой, ребята, какая она необычная. Скажите, пожалуйста, кто изображен на ней?

Дети отвечают: Гном

Музыкальный руководитель:

Верно, ребята, а гном реальный или сказочный персонаж? Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Жили-были где-то гномы

Ростом хоть не больше кошки,

Но внушали страх…

Ребята, а как вы думаете, чем занимаются гномы? Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Да, гномы добывают драгоценные камни под землей, в пещерах.

А какое настроение у этого гнома на картине? (Ответ)

Почему вы так считаете?

Ответы детей

Музыкальный руководитель :

Уродливый, забавный карлик семенит на своих коротеньких ножках, иногда спотыкаясь, иногда неловко подпрыгивая. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Не жалуется ли на судьбу этот маленький человечек, не горько ли ему от того, что он не такой, как все другие существа, а смешной и уродливый?

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

Какое настроение передает музыка? Ответы детей

Музыкальный руководитель:

Да, сначала может показаться, что гном сердитый и злой. Но, если прислушаться, то можно услышать, что настроение Гнома меняется: он то сердитый, злобный, то унылый и тоскливый.

Музыкальный руководитель:

Можно представить, как гном переваливается, немного бежит, затем остановится. Потом мы слышим, что гном устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Может быть гном в чем – то сомневается или осторожничает, прислушивается, а в конце как будто бы даже плачет. Я предлагаю еще раз послушать эту музыкальную пьесу и представить, что делает гном под эту музыку.

Ребята, что делает гном под эту музыку? Ответы детей

Но, не смотря на то, что этот гном грустный, я думаю, что гномы в целом, очень веселый народ и они любят играть на различных музыкальных инструментах. Посмотрите, у нас есть деревянные ложки, бубны, хотите мы с вами попробуем на них поиграть, как бы это сделали гномики.

Ритмическая игра с ложками.

Музыкальный руководитель:

Мы будим петь потешку и ритмично стучать ложками.

Вначале медленно, затем всё быстрее и быстрее. Обращает внимание на посадку детей.

Мы построим дом, дом,
Будем жить мы в нём, нём.
Самый добрый гном, гном,
Бережёт наш дом, дом.

Молодцы, ребята! Вы постарались ритмично играли ложками и чётко произносили слова потешки. Но, что я вижу за картиной лежит колпачок гнома. Наверное, гном оставил нам его в подарок, чтобы мы с ним поиграли. Хотите?

Сделаем ровный круг, во время звучания музыки колпачок передаем по кругу. На ком музыка остановится – тот одевает колпачок и выходит танцевать в круг, а все остальные дети похлопают в ладоши.

Ты беги, наш колпачок, быстро-быстро по рукам,

У кого в руках остался, тот сейчас станцует нам!

Чтобы узнать героя следующей картины, вам нужно разгадать загадку, слушайте внимательно:

Явился в жёлтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

Кто-же это? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, что делают птенцы на картине?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель:

Ребята, какие по характеру птенцы получились у композитора Модеста Петровича Мусоргского?

Дети отвечают: забавные, смешные, веселые

Что делают птенцы под эту музыку?

Дети отвечают: играют, встряхивают крыльями….

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель хвалит детей и приглашает сесть на стульчики

… я видел, как вы весело танцевали…, очень разнообразные и весёлые движения танца. Садимся все на стульчики

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Чудесные получились мелодии! Прелестно, просто чудесно…Продолжим нашу экскурсию, я вас приглашаю взглянуть на следующую картину

Обращает внимание на посадку детей.

Ой, кажется, мы попали в дремучий тёмный лес. Там домик на курьих ножках.

Кто это грозным взглядом смотрит с картины?

Дети отвечают:

послушайте и смотрите музыкальную пьесу Модеста Петровича Мусоргского и постарайтесь определить, какое настроение у Бабы Яги и чем она занимается?

Музыкальный руководитель:

Ребята, какое настроение вы услышали в этой музыке?

Дети отвечают:

тревожное, злое, сердитое, настороженное

Музыкальный руководитель:

Да ребята, вы правы эта музыка быстрая, громкая, колючая, острая, таинственная, не добрая, сердитая.

Ребята, сейчас мы не только услышим, но и увидим внимательно слушайте и смотрите музыкальную пьесу Модеста Петровича Мусоргского

Музыкальный руководитель:

Баба Яга кричит, топает ногами от злости. Затем летит по небу, колдует.

Ребята, я думаю, что не надо бояться Бабу Ягу. Она может быть доброй и смешной. Про нее в народных играх даже сложена забавная прибаутка - дразнилка:

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

Хотите поиграть в эту игру. Кто хочет изобразить злую, сердитую Бабу Ягу?

(предложить детям изобразить Бабу Ягу )

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

Раз, два, три -беги

(игра проводится 2-3раза)

После игры дети садятся на стульчики.

Молодцы, ребята! Как дружно вы играли.

Музыкальный руководитель:

Подведение итогов:

Для того, что бы послушать все пьесы Мадеста Петровича Мусоргского нужно много времени, но наша экскурсия подошла к концу. И в заключении нашей встречи мне очень хочется узнать, как называются музыкальные произведения, которые мы с вами сегодня услышали?

Музыкальный руководитель:

С именем, какого композитора мы познакомились?

На память я вам дарю маленькие портреты композитора А.П.Мусоргского, Постарайтесь дома рассказать своим родителям о музыке, которую вы сегодня услышали, о что бы было более понятно, нарисуйте рисунки.

Наша встреча подошла к концу. До свиданья дети!

Роль сказки

в музыкально-художественном развитии

детей дошкольного возраста

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.

Читайте также: