Триз в изобразительной деятельности в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. При серьезной теоретической подготовке воспитателей и систематической работе с детьми главные задачи ТРИЗ – педагогики выполняются. А задачи эти тесно перекликаются с современной концепцией формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению, и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Наша цель: воспитать творческую, эстетически развитую личность, духовно богатую, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

  • Воспитать качества творческой личности;
  • Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
    • развитие воображения
    • оригинальность мышления
    • способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации

    Новизной исследования является то, что для всех групп составлен перспективный план и разработаны конспекты занятий по данной теме.
    Практическая значимость педагогической технологии заключается в том, что система знаний, разработанных и апробированных нами, может быть использована в практике работы педагогами ДОУ, а также для работы с ребенком в семье. Предложенный материал поможет педагогам разнообразить изобразительную деятельность детей, их применение будет способствовать формированию творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Представленные разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, граттаж и др., помогут педагогам всесторонне развивать личность ребенка.
    Конспекты занятий построены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, с опорой на уже имеющиеся навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического материала: литературного, игрового – позволяют сделать занятия доступными и интересными.

    Учебный план на год

    Вторая младшая группа в неделю 4 занятия, в год 34 занятия
    Средняя группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
    Старшая группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
    Подготовительная группа в неделю 4 занятия в год 34 занятия
    Примечание: в январе в детском саду проводятся двухнедельные каникулы, поэтому в этом месяце проводятся 2 занятия.

    Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры ; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы и т.д

    Темы занятий для детей второй младшей группы

    Занятие 1. Что я видел по дороге в детский сад? (Кляксаография)
    Занятие 2. Нарисуй цветок. (Пальчиком)
    Занятие 3. Яблоко. (Поролоновой штамповкой)
    Занятие 4. Капуста для зайчика. (Прием клубочка)
    Занятие 5 Ковер из листьев. (Штамповка)
    Занятие 6. Украсим тарелку. (Пальчиком)
    Занятие 7. Платье для куклы. (Обводка силуэта платья на цветной бумаге)
    Занятие 8. Щенок. (Метод тычка)
    Занятие 9. Птицы полетели в теплые края. (Штамповка)
    Занятие 10. Зайчик. (Прием рисования клубочком)
    Занятие 11. Моя мама. (Рисование человека)
    Занятие 12. Моя машина. (Превращение геометрических фигур в машину)
    Занятие13. Лес. (Штамповка)
    Занятие 14. Мячик. (Закрашивать мяч, наклеенная на лист бумаги шерстяная разноцветная нитка в форме мяча)
    Занятие 15. Снег идет. (Кисточкой – ритмичные мазки под музыку)
    Занятие 16. Украсим елочку. (Метод тычка)
    Занятие 17. Снеговик. (Прием рисования клубочком)
    Занятие 18. Птичка,с которой дружит снеговик. (Прием рисования клубочком)
    Занятие 19 Цыпленок. (Метод тычка)
    Занятие 20. Мы гуляем по поселку. (Кляксография)
    Занятие 21. Рыбка. (Рыбок воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги)
    Занятие 22. Салют. (Метод тычка)
    Занятие 23. Цветы маме. (Метод тычка)
    Занятие 24. Волшебный кружок. (Превращение кружка в солнышко)
    Занятие 25. Птицы прилетели. (Скворечник воспитатель рисует свечкой, дети закрашивают лист бумаги кисточкой)
    Занятие 26. Покормим петушка. (Пальчиком)
    Занятие 27. Мы рисуем, что хотим. (При рисовании использовать различное оборудование)
    Занятие 28. Сарафан для лисы. (Пальчиком)
    Занятие 29. Ежик. (Иголки карандашом, силуэт ежика из вырезан из ткани наклеен на лист бумаги)
    Занятие 30. Кошка. (Метод тычка)
    Занятие 31. Одуванчик. (Метод тычка)
    Занятие 32. Божья коровка. (Пальчиком)
    Занятие 33. Это я, э тоя, это вся моя семья. (Воспитатель рисует круг, дети вокруг круга- солнышка делают оттиск своей ладошки)
    Занятие 34. Мы рисуем, что хотим.

    Темы занятий для детей средней группы

    Занятие 1. Веселый детский сад. (Кляксография)
    Занятие 2. Астры в вазе. (Метод тычка)
    Занятие 3. Репка. (Поролоновая штамповка)
    Занятие 4. Яблоки. (Рисование яблок поролоновыми палочками)
    Занятие 5. Осенний парк. (Техника монотипия)
    Занятие 6. Птицы осенью. (Штамповка)
    Занятие 7. Рябина. (Ветка рябины кисточкой, ягоды пальчиком)
    Занятие 8. Поможем зайцу найти друзей. (Метод тычка)
    Занятие 9. Дома. (Превращать геометрическую фигуру в дом)
    Занятие 10. Транспорт. (Геометрическую фигуру в машину, штамповка – колеса)
    Занятие 11. Дорожка для барышни. (Пальчиками)
    Занятие 12. Моя мама. (Учить рисовать фигуру человека)
    Занятие 13. Гусь. (Метод тычка)
    Занятие 14. Гигиена глаз. (Рисуем лицо человека)
    Занятие. 15. Снег идет. (Техника набрызг)
    Занятие 16. Елочка. (Пальчиковая живопись)
    Занятие 17. Домовенок Кузя.
    Занятие 18. Зимний лес. (Штамповка)
    Занятие 19. Платье для куклы. (Набрызг)
    Занятие 20. Птицы зимой. (Метод тампонирования)
    Занятие 21. Снеговик. (Метод тампонирования)
    Занятие 22. Самолеты летят. (Свеча, штамповка)
    Занятие 23. Подарок маме. (Использование различного нетрадиционного оборудования)
    Занятие 24. На выставке кошек. (Метод тычка)
    Занятие 25. Украшение рубашки марийским узором.
    Занятие 26. Сказочная птица. (Оттиск ладошки превратить в птицу)
    Занятие 27. Веселые капельки. (Кляксография)
    Занятие 28. Космос. (Техника монотипия)
    Занятие 29. Рыбки плавают в аквариуме. (Рисование по сырой бумаге)
    Занятие 30. Игрушка – котенок. (Метод рисования клубочком)
    Занятие 31. Бабочки. (Штамповка)
    Занятие 32. Одуванчик. (Метод тычка)
    Занятие 33. Солнышко лучистое.
    Занятие 34. Что мы умеем рисовать. (Использование различного нетрадиционного оборудования)

    Темы занятий для детей старшей группы

    Темы занятий для детей подготовительной группы

    При рисовании дети используют все имеющееся нетрадиционное оборудование и применяют различную технику.

    Занятие 1. Какого цвета лето?
    Занятие 2. Астры в вазе.
    Занятие 3. Овощи. (Рамки Монтессори)
    Занятие 4. Фрукты.
    Занятие 5. Золотая осень.
    Занятие 6. Царица-вода.
    Занятие 7. Хлеб – всему голова.
    Занятие 8. Перелетные птицы (Штамповка, тычок)
    Занятие 9. Часы.
    Занятие 10. Рыбы.
    Занятие 11. Жизнь зверей осенью.
    Занятие 12. Сравнение горного и лугового костюмов народа мари.

    Цель: Закрепить знания детей о марийском орнаменте, продолжать развивать речь детей, воображение.

    Демонстрационный материал: костюмы народа мари, марийская мелодия.

    Раздаточный материал: альбомные листы с нарисованным элементом марийского орнамента, нетрадиционное оборудование.

    В рамках системы проведенных нами мероприятий была предусмотрена работа с педагогами ДОУ и родителями

    Организация работы с педагогами ДОУ

    С педагогами ДОУ проводились следующие формы работы:

    Организация работы с родителями

    Использовались следующие формы работы:

    Развивая творческие способности в изобразительной деятельности, мы убедились и четко следуем тому, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Чтобы передать эту веру детям, попробуйте, научить детей всему тому, чему мы учим наших детей.

    Список литературы.

    В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные умные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивая их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ.

    Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.

    Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.

    • Воспитать качества творческой личности;

    • Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: 1. развитие воображения,

    2. оригинальность мышления,

    3. способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,

    4. находчивости, внимательности и сообразительности;

    ТПФ (типовые приёмы фантазирования)и РТВ (развитие творческого воображения)

    • Оживление или антропоморфизм. Когда очеловечиваем природные объекты.

    Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех и гомон людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём, тяжелоатлетом, даже культуристом, спортсменом, потому что он большой, кряжистый, сильный. Рябина – хозяюшка, потому что кормит птиц зимой ягодами, или модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку в последний раз назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

    1. Кляксография – когда на мокрый лист бумаги капает краска, расплывается, а дети должны увидеть и назвать, на какой образ она похожа. И дорисовать.

    2. Геометрические фигуры – на что они похожи. Необходимо придумать как можно больше объектов для схожести. Самое лучшее, если эта фигура будет мелкой частью образа. Например, обычно треугольник ассоциируется с частью дома – крышей. Но лучше, если дети придумают более мелкую деталь – часть геометрического узора на платье. Затем происходит усложнение, когда на листе предоставлены несколько геометрических фигур и из них нужно составить композицию.

    3. Волшебные линии. Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.

    5. Точка путешествует. Ставят точку, она отправилась в гости к, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения точки). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.

    6. Монотипии сложением, нитками, каплями…

    7. Отпечатки ладонями, спичечными коробками и т. д.

    • Дизайн своей буквы, вещей…

    1. Классификация по тонам: тёплый-холодный, светлый-тёмный, бледный-насыщенный. Усложнение: зелёный цвет может быть холодным – изумрудным и тёплым – салатовый. По цветовой гамме: однотонный-разноцветный.

    2. Контрасты: белый-чёрный, синий-жёлтый, фиолетовый-оранжевый.

    • Один объект – разные материалы. Предлагается сделать солнышко, используя разные материалы (диски, пластилин, бросовый и природный материал). Можно включать в рисование.

    • Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил – убрал, добавил.

    • Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.

    - нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

    - улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок;

    - позлись, как гром, вихрь, ураган;

    - испугайся, как человек, увидевший молнию;

    - устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

    - отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

    Словесные приёмы :

    • Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

    • Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

    • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

    Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на…

    (не на нос, а на голову)

    • Просит бабушка Аркашу

    Из редиска скушать…

    (не кашу, а салат)

    Что нового использую. Кружковая работа.

    • Решаем триззадачи. На сайтах полно тризовских задач. Даже есть возможность поучаствовать в их создании и в конкурсе на лучший ответ.

    Рубин и волшебник по сказке о мумми-троллях. В гости к мумми-тролям пришли Тофсла и Вифсла. У них в чемодане был спрятан Королевский рубин, краше которого нет на всём свете. А с Луны спустился волшебник, который 300 лет собирал рубины и в его коллекции не хватает только Королевского рубина. Он предлагает жителям исполнить по одному желанию, но взамен просит отдать Королевский рубин. Все хотят исполнения желаний, но Тофсла и Вифсла не отдают рубин. Что делать? Сначала ответы сводились к тому, чтобы обмануть волшебника – пусть выполнит все желания, а мы ничего не дадим. Денис сказал, что с волшебниками шутки плохи – может не только все желания назад отобрать, но и превратить во что-нибудь. Тогда решили, что нужно рубин у хозяев отобрать. На что Маша ответила: нет, я бы не хотела, чтобы у меня отбирали мои вещи. Владик спросил с сомнением: а волшебник всехние желания исполняет? Тогда пусть он загадает, чтобы рубинов стало 2. Один останется у Тофслы и Вифслы, а второй заберёт себе волшебник.

    Пример для решения.

    Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые. Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели. И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

    — Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!

    Делать нечего — согласились дети.

    Вопрос: и как же детям принести воду и уцелеть?

    • Как мне повезло, что Я…. Подсолнух, потому что дарю людям семечки, из них делают масло, халву, потому что я всегда слежу за солнышком…

    • Мозговой штурм. Называется слово. Например, гроза. Нужно подобрать слова на ассоциацию. Например, молния, гром, дождь, свет, тучи, страх, сверкание…

    • Преобразование. Что нужно сделать с котиком, чтобы он стал волшебным. И нарисовать.

    • Хорошо-плохо. Дождь-это хорошо или плохо. Почему вы так считаете? (хорошо - напоит цветы, траву, деревья, смоет грязь, станет чище воздух; плохо - мокро, грязно, сыро, может случиться наводнение). Много - мало. Много конфет - хорошо или плохо…Большой маленький. Усложнение – цепочка:

    - есть мороженое - это хорошо, потому что вкусно, но может заболеть горло.

    - горло болит – это плохо, потому что больно глотать, но хорошо, потому что можно сидеть дома, смотреть телевизор.

    - сидеть дома – это плохо, потому что не выпускают на улицу, но хорошо, потому что можно позвать друзей….

    1. Высокий - низкий

    2. закончить самим народные пословицы, например:

    Ученье свет, а неученье. ./тьма/,

    Знай больше, а говори. /меньше/.

    Корень учения горек, да плод…/с л а д о к/.

    Не бойся врага умного, бойся друга …/глупого/.

    Лучшая вещь-новая, лучший друг…/старый/.

    3. противоположные по назначению/ функции:

    Волк /злой/ – бабушка /добрая/

    Карандаш /пишет/ – резинка /стирает/.

    Книга /дает знания/ – ребенок /берет знания/

    4. находят предмет, который несё т в себе противоречия:

    Горячий – холодный – утюг, солнце, ребенок (горячий когда болеет)

    Темный – светлый – тельняшка, черно-белый телевизор и т. д.

    • Придумать новые волшебные предметы. Например, подушка-усыплялка.

    Новый способ применения предмета: свечи, соли, грунта аквариумного, салфеток. Трудность, что у детей мало знаний и опыта. Боятся дать неправильный ответ. Со школьниками более интересно проводить такие разминки.

    Вещи как люди: у нас есть глаза и у… фонаря, машины и т. д.

    • Сказка по кругу. В течении нескольких минут дети рисуют по желанию на листочках, по сигналу пересаживаются на соседнее место и продолжают начатый соседом рисунок. Так несколько раз. Затем составляют рассказ о полученном изображении.

    • Вместо кругов Луллия. Дети выбирают фон, набирают предметы, реально относящиеся к фону, и составляют рассказ. Усложнение: на фон выбирают предметы, не относящиеся реально к фону, и составляют рассказ. Усложнение: дети выбирают фон и предметы и передают его соседу. Составляют рассказ.

    Пчелки, осы и другие насекомые.

    Пчелки, осы и другие насекомые. Сейчас очень часто используются "контейнеры" (даже не знаю, как их правильно назвать) от "Киндер-сюрпризов". Вот и мы нашли им такое приенение:.

    Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.


    Цель: Развитие творческого воображения обучающихся в речевой и изобразительной деятельности на основе элементов ТРИЗ.

    Задачи.

    Воспитательные: воспитывать интерес к зимним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца.

    Развивающие: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование, синонимов в речи, развивать мышление детей; зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику, познавательные интересы.

    Образовательные: учить детей создавать зимний пейзаж, заполняя изображением весь лист бумаги, учить изображать кроны деревьев, кустарников методом печатания капустным и листьями, закреплять умение рисовать нетрадиционным способом, упражнять в рисовании концом кисти ствола и тонких веток.

    Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала печатаем кроны деревьев и кустарников, а затем прорисовываем стволы и ветки)

    Форма занятия: занятие — фантазия

    Приёмы обучения: занимательный момент, игровые задания, чтение стихотворения, метод эмоционального стимулирования, проблемно — поисковый метод, самостоятельная работа под руководством педагога.

    План занятия:

    Материал кзанятию: гуашь, кисточки № 4, № 2, голубые, сиреневые, серые листы бумаги, лист-помощник, листы китайской капусты, тряпочка, влажные салфетки, баночки с водой, персонаж Зайка, сказочный домик.

    Ход занятия.

    Педагог: «Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. К занятию всё готово. Но на столах лежат какие-то зелёные листочки. Как они попали сюда? Кто-то их принёс и разложил на столах. Кто же это? Посмотрите у меня на столе сказочный домик, может быть, там кто-то есть? (стучит по окну). Кто в домике?

    Персонаж: Вы вопросы мне задайте и скорее отгадайте! Педагог: Вот так сюрприз! Угадаем? Нам нужно загадать нашему сказочному герою несколько вопросов. Какие же вопросы нам следует задать? Любой объект мы определяем живой он или нет, разделяем по месту обитания, величине, цвету, форме. Может быть, мы попробуем с них. Спрашивайте, ребята.

    Дети: Сказочный герой! Ты живой?

    Персонаж: Да, я живой.

    Дети: Сказочный герой, а где ты живёшь?

    Персонаж: Яживу в лесу.

    Дети: Герой, какого ты размера?

    Педагог: Представили себе — меньше лисы, но больше кошки. Покажите руками, какого размера герой.

    Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?

    Персонаж: Сейчас я белого цвета.

    Педагог: Ребята! Вы догадались, кто наш гость?

    Дети: Это заяц.

    Из домика появляется зайка.

    Заяц: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы угадали меня.

    Педагог: Зайка, скажи, пожалуйста, это ты разложил листочки на наших столах? Для чего ты это сделал?

    Заяц: Ребята! Я пришёл к вам за помощью. Мама — зайчиха принесла домой много зелёных листочков и назвала их китайской капустой. А я никогда не слышал об этом и не знаю, что с ними делать. А ещё мама сказала, что ими можно рисовать. Вот я решил, что мама пошутила. А потом подумал, может быть и правда ими можно рисовать. Только я не умею. Поэтому разложил листочки, когда узнал, что у вас будет занятие.

    Педагог: Зайка! Ты правильно сделал, что обратился к нам. Ребята! А вы рисовали, когда-нибудь зелёными листочками?

    Педагог: Ребята! Я предлагаю вам нарисовать зиму. Согласны?

    Заяц: Как здорово! Я люблю зиму! А вы? Вы любите зиму?

    Дети: Очень любим.

    Заяц: Ачто хорошего в зиме для вас?

    Дети. Зимой самый любимый праздник — Новый год. И елку надо украшать, и Дед Мороз подарки дарит. А еще можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, и крепость строить! Зима — любимое время года, она такая хорошая.

    Педагог: Я согласна с вами, что Новый год и подарки — это хорошо. А что для вас в зиме плохого?

    Дети: Зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо. Холодно, надо много одежды надевать, можно простудиться и заболеть. Нельзя долго гулять.

    Педагог: Акак вы думаете, что для зайчика в зиме хорошего и что плохого?

    Дети: Зайка надевает белую тёплую шубку, его трудно заметить на снегу — это хорошо. Плохо то, что зимой мало еды и холодно.

    Педагог: Значит, в зиме есть и хорошее и плохое.

    Заяц: Ивсё-таки в зиме больше хорошего! Давайте похвалим зиму. Скажем её комплименты. Ах, какая она! Дополняйте…

    Дети: Снежная, белая, морозная, пушистая (как что?), красивая, серебристая, вьюжная, ослепительная, сказочная, хрустящая (почему?).

    Педагог: Ая добавлю — разноцветная. Вот, послушайте.

    А какого цвета снег?

    Для кого-то он искристый,

    В переливах серебристый.

    Для иных снег голубой

    Или с нежной белизной,

    То от солнца желтоватый,

    Теплой краскою богатый.

    Что за чудесана свете?

    Даже серым снег бывает

    По весне, когда он тает.

    Все почти что краски цвета! (Владимир Зайченко)

    Заяц: Много вы придумали для зимы комплиментов. Но меня беспокоит, как же вы будете рисовать листочками?

    Педагог: Признаться и меня это беспокоит. Ведь ребята сказали, что не рисовали зелёными листьями. Ребята! А вы другими листьями рисовали? Расскажите.

    Дети: Рисовали сухими листьями. На бумажный листочек-помощник клали наружной стороной сухой лист, покрывали его краской — толстой кистью, затем делали отпечаток. А потом прорисовывали ствол, ветки тонкой кистью.

    Педагог: Теперь я спокойна — ребята смогут выполнить твою просьбу: нарисовать нашу зимушку. Работа с зелёными листьями выполняется аналогично.

    Заяц: Ну, тогда скорее рисуйте! Я так хочу посмотреть, как это делается. Педагог: Зайка!Подожди, сейчас мы немного отдохнём.

    Физкультминутка

    Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)

    Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклон вниз)

    На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)

    Педагог: Ребята, приступаем к работе, покажем Зайке, как можно рисовать.

    (Творческая работа детей, педагог помогает по мере необходимости).

    Рефлексия. Дети показывают Зайке свои работы и рассказывают о них.

    Заяц: Как у вас красиво получилось! Совсем, как у нас в лесу! Побегу расскажу маме.

    Педагог: Ребята! А ведь для капусты есть и другое применение, подскажите его Зайке.

    Дети: Зайка, капусту можно просто съесть, она очень вкусная, нежная: тебе понравится.

    Заяц: Спасибо, ребята, за рисунки и за совет. Ну, я побежал. До свидания.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагог, зим, ребята, Сказочный герой, Зайка, заяц, белый цвет, занимательный момент, изобразительная деятельность.

    Похожие статьи

    Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной.

    Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), сажают в них

    Лодки с кривым парусом могут перевернуться, в них зайцы не хотят садиться.

    Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

    Ход образовательной деятельности детей.

    Посмотрите, ребята, какой заинька хорошенький, пушистый, какие у него ушки, какой хвостик.

    Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, зайчик, Ответ детей, лес, зайчонок, зайчиха, осенний лес, зайка.

    Организационный момент.

    Педагог напоминает этапы рисования зайца при помощи кисточки и белой гуаши.)

    Основные термины (генерируются автоматически): ответ детей, ребенок, ребята, Животное, Воспитатель, белая гуашь, волшебный сундучок, дидактическая игра.

    Ход образовательной деятельности детей.

    Воспитатель: Зачем зайка вернулся к нам, Артем? Ребенок: Он пришел за своей корзиной.

    Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, Ребенок, Зайчик, Ответ детей, овощ, какой цвет, заяц, морковь.

    Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей. )

    В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

    Многие ученые, педагоги, психологи пробуют по — новому оценить традиционные подходы к развитию творчества у детей дошкольного возраста.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

    Дети рассказывают, почему заяц поменял цвет шерсти.

    Театрализованная деятельность и ребенок младшего.

    А к зиме мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашел. Ведущий.

    Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

    Цвет в изобразительной деятельности дошкольников. Авторы: Красильникова Елена Михайловна, Кузьмина Юлия Владимировна.

    Развитие эстетического восприятия начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте с помощью родителей, педагогов.

    Дети: Зима. Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами отправимся на прогулку в

    Воспитатель: Все зайцы на зиму меняют свою серую шубку на белую, чтобы на снегу их не было видно.

    (Дети угощают зайку морковкой). Воспитатель: Что подарим лисичке?

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    г. Мичуринска Тамбовской области

    Составил воспитатель

    Провоторова Наталия Николаевна

    Мичуринск-наукоград РФ 2018

    Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность. В творческом процессе дети раскрывают свои способности. Но использование традиционных способов рисования не позволяют, в полной мере, осуществить желаемый результат. На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования. Их необычность позволяет детям быстро и с радостью достичь желаемого результата. Дети начинают верить в свои силы, в то, что они могут выразить свои представления в рисунке, самостоятельно решить творческую задачу. Нетрадиционные техники способствуют заинтересованности ребёнка, позволяют чувствовать себя раскованнее, смелее. Новые техники развивают воображение, дают свободу для самовыражения. Многолетний опыт показывает, что использование нетрадиционных техник повышает творческий потенциал ребёнка в продуктивной деятельности. Но перед педагогом стоит ещё одна огромная задача — научить чётко, излагать свои мысли.

    Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы , прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.

    Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности .

    • Воспитать качества творческой личности;

    • Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты :

    1. развитие воображения,

    2. оригинальность мышления,

    3. способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,

    4. находчивости, внимательности и сообразительности;

    ТПФ (типовые приёмы фантазирования ) и РТВ (развитие творческого воображения)

    • Оживление. Когда очеловечиваем природные объекты.

    Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек, в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём. Рябина – модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

    Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение.

    Рисование эмоций

    Игры на воображение

    Цель: учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.

    Ход игры:

    Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

    Цель: учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями.

    Ход игры:

    Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.

    Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа .

    Ход игры:

    Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр.) из которого им необходимо сделать картину и презентовать ее на «выставке.

    Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

    Ход игры:

    Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.

    Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

    Ход игры:

    Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит сделать любой понравившийся образ.

    6. Волшебные линии

    Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию

    Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования . Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

    При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора :

    *изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глину, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

    *материала на котором будет нанесено изображение : бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

    Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

    Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Чем только не рисуют дети – цветными мелками на асфальте, палочками по сырому песку, строят из снега и песка фигурки и создают прекрасные украшения из природных материалов. А еще на прогулках мы с детьми придумываем загадки.

    В дальнейшей своей работе мы будем продолжать использовать нетрадиционные способы, материалы и оборудование.

    Проделав работу я пришла к выводу что используя элементы ТРИЗ в изодеятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ является основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.

    Цель: распространение педагогического опыта по применению ТРИЗ-технологий, как средства развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности.

    Задачи:

    познакомить педагогов с опытом работы по использованию ТРИЗ-технологии на занятиях по изобразительной деятельности;

    создать условия для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

    Оборудование: мультимедийная система (проектор, компьютер), диск с музыкой, цветные карандаши, акварель, кисточки, непроливайки, нетрадиционные материалы для использования в рисовании, бумага формат А4.

    Ход игры:

    В современном обществе человеку необходимо уметь творчески применять те знания и умения, которыми он обладает; уметь преобразовать свою деятельность так, чтобы сделать ее более эффективной.

    Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования занятий по художественной деятельности детей, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.

    Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей: воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.

    Алгоритм решения изобретательских задач:

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

    На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

    Надеюсь, что вы проведете время с пользой.

    А сейчас предлагаю разделиться на три команды и поиграть. Вопросы задаются одновременно двум другим командам, та команда, которая поднимет руку первой и даст ответ правильно, получает баллы.

    Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме игры.

    Оценивать команды будет жюри (заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед).

    0 баллов – не справились с заданием

    1 балл – справились за отведенное время

    2 балла – справились за отведенное время и за оригинальность

    Если одна команда не знает ответ, то другая может дать ответ и заработать баллы.

    Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

    Например: загадываю слово "Кошка”, вы задаете мне вопросы (Это живое? Это животное? Оно большое? Это домашнее животное?).

    (Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.)

    Одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения – помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть объекты, которые взаимодействуют друг с другом действие, изделие и инструмент. Инструмент – это чем мы выполняем действие, чем воздействуем на изделие, с помощью чего мы будем что-то изменять, и изделие, которое изменяется под действием инструмента.

    Итак, коллеги, у нас есть бумага и есть краски. Что из них будет изделием, а что инструментом? (Ответы коллег: краска – инструмент, бумага – изделие, которое изменяется под его воздействием).

    Что делает краска с бумагой? (Ответы коллег: краска пачкает бумагу: сначала бумага была чистой, мы провели по ней линии, нарисовали кружок, она стала грязной, испачканной).

    А что еще, кроме красок, может каким-то образом пачкать бумагу? (Предположения участников).

    Спасибо, за ответы!

    Наша задача – подвести ребенка к экспериментальной работе, которую он будет выполнять в соответствии с определенной целью. Какой может быть цель?

    Например, ребенок захотел нарисовать пушистую картинку (котенка, снеговика, зимний пейзаж). В соответствии с этой целью ему нужно подобрать подходящие средства, но подобрать не с помощью или по указке педагога, а в процессе экспериментирования с теми ресурсами, которые есть под рукой. Какие ресурсы он может использовать для передачи пушистости объекта? (предположения участников).

    При применении ресурсного подхода также важно научить ребенка определять, чем он может заменить изделие или инструмент, если чего-то у него в данный момент нет; научить подбирать то, чем он будет рисовать и то, на что он будет наносить свой рисунок.

    Создаем проблемную ситуацию: Под рукой нет кисточки? (Ответы и предложения коллег.)

    Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую… Чем не палитра! Каждая команда выполняет коллективный рисунок за определенное время. Оценивает жюри.

    За отведенное время команды должны сочинить сказку.

    Например: Клякса путешествует. Ставят кляксу, она отправилась в гости к, потом в магазин, затем в… (проводят линии-траектории движения кляксы). Затем рассматривают рисунок со всех сторон, определяют на что похоже и дорисовывают образ.

    С детьми можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.

    Моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

    Коллеги, вам предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых предстоит сделать любой понравившийся образ.

    Моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.

    Команды выбирают двух участников. Участники должны совместно нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники своих же команд угадывают получившиеся изображения.

    Подведение итогов.

    В заключение нашей встречи, я предлагаю нарисовать на лепестке цветка свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки лепестков, они записывают и закрепляют их на стебле). После того как цветок собрали, ведущий отмечает наиболее оригинальные отзывы-рисунки.

    В заключение нашей встречи, хочется отметить, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Чем только не рисуют дети – цветными мелками на асфальте, палочками по сырому песку, строят из снега и песка фигурки и создают прекрасные украшения из природных материалов. А еще на прогулках мы с детьми придумываем загадки.

    В дальнейшей своей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные способы, материалы и оборудование.

    Проделав работу, я пришла к выводу, что используя элементы ТРИЗ в изобразительной деятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ является основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления.

    Благодарю вас за сотрудничество и желаю творческих находок в нашей не легкой, но интересной работе.

    Читайте также: