Кому удалось пройти северным морским путем за одну навигацию 8 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эта статья — о водном пути между Тихим и Атлантическим океанами в восточном полушарии, вдоль северного побережья Евразии. О водном пути между теми же океанами в западном полушарии, вдоль северного побережья Северной Америки см. Северо-Западный проход.

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

До начала XX века Северный морской путь называли Северо-Восточным проходом. Из Атлантического океана в Тихий через арктические моря можно попасть не только пройдя вдоль северного побережья Евразии, но и обогнув Северную Америку. Но Северо-Западный проход менее перспективный вариант. При одинаковой протяженности здесь более тяжелая ледовая обстановка, некоторые участки трассы блокируют многолетние паковые льды. Поэтому все взоры в поисках кратчайшего морского пути из Европы в Азию всегда были обращены на Северо-Восточный проход.

Впервые о возможности практического использования Северо-Восточного прохода заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Он ссылался на плавания поморов – жителей побережья Белого моря.

Считалось, что в XIII и XIV веках они ходили на небольших судах бить морского зверя в Баренцево море, добирались до Обской губы. Однако никаких доказательств таких походов до сих пор не найдено, поэтому современные историки сомневаются в правдивости этой версии.

Пионером среди европейцев в исследовании Северо-Восточного прохода стал англичанин сэр Хью Уиллоуби. Собираясь отыскать кратчайший путь в Китай, в 1553 году он снарядил и возглавил экспедицию из трех кораблей. Однако первая попытка покорить арктические моря окончилась трагедией: два корабля застряли во льдах Белого моря, Уиллоуби и его спутники погибли. Лишь одному кораблю, которым управлял главный кормчий Ричард Ченслер, удалось добраться до Архангельска и получить от царя Ивана Грозного привилегии для английской торговли.



В конце XVI века русские мореходы проложили путь сначала к устью Оби, а потом и к Енисею, основав на этих реках первые русские поселения. А системные исследования арктического побережья Сибири впервые провела Великая Северная экспедиция 1733-1743 годов.

Во многом благодаря стараниям Ломоносова, в 1764 году была организована экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова. Однако ее ждала неудача: трем парусным судам не удалось преодолеть полярные льды, пришлось возвращаться в Архангельск.

К одному из этапов освоения Северо-Восточного прохода можно отнести и экспедицию казачьего атамана Семена Дежнева.

В 1647 году он на небольших деревянных кочах обошел Чукотский полуостров и вышел в Тихий океан, открыв пролив между Евразийским и Американским континентами. Так было доказано: Северо-Восточный проход может стать маршрутом между Атлантическим и Тихим океанами. Однако до появления паровых судов пройти по нему не удавалось.

В 1914 году они отправились в путь под руководством Бориса Вилькицкого, обогнули мыс Челюскин, но затем встретили непроходимые льды и были вынуждены остаться на зимовку. Лишь в следующем году пароходы завершили сквозное плавание в две навигации, как и Норденшельд, но под российским флагом.

В годы Гражданской войны Северный морской путь впервые получил юридический статус. 23 апреля 1919 года при правительстве Александра Колчака был создан Комитет Северного морского пути.

Адмирал ранее сам принимал активное участие в полярных исследованиях и понимал всю важность Севморпути для экономического развития Сибири и внешней торговли. Когда правительство Колчака было низложено, большевики сохранили комитет, поставив перед ним задачу изучить и освоить Севморпуть.

Экипажу пришлось менять срезанные льдом лопасти винта, ложиться в дрейф и ставить паруса, когда пароход окончательно лишился винта. И все же за два месяца и три дня цель была достигнута: 1 октября команда вывела судно под самодельными парусами в чистые воды Берингова залива.

По итогам экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути, которое возглавил Отто Шмидт. Главсевморпуть занялся строительством ледоколов и судов ледового класса, развитием полярной авиации, обеспечением радиосвязи и созданием метеостанций вдоль арктического побережья.



Одновременно шла работа по созданию транспортной инфраструктуры на северном побережье России. Были построены арктические порты, в том числе Игарка, Диксон, Певек и Провидения. Все они приобрели стратегическое значение с началом Великой Отечественной войны. Севморпуть стал самым безопасным маршрутом для перевозки грузов, в том числе и поступающих от стран-союзников по ленд-лизу.

Лишь в западной части магистрали транспортные караваны поджидала опасность: на советские транспорты охотились фашистские подводные лодки. Конвою из военных судов Северного флота приходилось отбивать атаки, неся потери. И все же Севморпуть продолжал бесперебойно снабжать фронт: за военные годы было перевезено свыше 4 млн тонн различных грузов, а по Севморпути прошли сотни судов.



Атомоходам предстояло обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути, требовавшуюся для развития таких гигантов, как Норильский комбинат. Эта задача впервые была решена в 1978 году, когда ледоколы начали круглый год проводить караваны по маршруту Мурманск-Дудинка. Севморпуть стал обретать реальные очертания национальной транспортной артерии. К 1987 году навигацию обслуживали 17 линейных ледоколов, в том числе 8 атомных, а объем перевозок достигал 6-8 млн тонн в год.



В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства. Однако мировые корпорации всерьез заинтересовались новой глобальной магистралью лишь после того, как ученые заявили о начале глобального потепления. Таяние арктических льдов открывает новые перспективы и уже появились первые желающие ими воспользоваться. Так, если в 2009 году через Севморпуть прошли всего два иностранных коммерческих судна, то в 2011 году этот вариант выбрали уже 34 корабля.

Конечно, это ничтожно мало по сравнению с Суэцким каналом, который обсуживает в год 18 тысяч судов, но тенденция к росту уже говорит о многом. Ведь Севморпуть не перегружен, как Суэцкий канал, здесь не нужно платить за проход и подолгу дожидаться своей очереди. А главное, маршрут через арктические моря почти вдвое короче, что позволяет серьезно сэкономить и время, и деньги, которые тратятся на топливо и оплату труда экипажа. Поэтому задача, которую поставил президент России Владимир Путин – увеличить к 2024 году объем перевозок по Севморпути до 80 млн тонн в год – выглядит более чем реалистичной.

По итогам 2018 года грузопоток уже составил 18 млн тонн, в три раза превысив пиковые объемы времен СССР. Севморпуть снова востребован.

Что значит "пройти Северным морским путём за одну навигацию"? Кому это удалось сделать первому?

Северный морской путь - путь по морю, благодаря которому можно попасть из Европейской части нашей страны на Дальний Восток. Из всех морских путей по данному маршруту, он является наиболее коротким. Одной навигацией считается период в три летних месяца. Как раз это время наиболее хорошо подходит для прохода судов по пути, благодаря отсутствию льдов. Первый, кто сумел пройти этот путь за время одной навигации был Отто Шмидт со своей экспедицией в 1932 году.

16 сентября 1915 года в Архангельск прибыла гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого.

Сто лет назад Северный морской путь впервые покорился русским мореплавателям

Отметим, что ранее в 1878–1879 гг. Севморпуть был пройден с запада на восток экспедицией шведского исследователя Нильса Норденшельда, профинансированной совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями.

Читайте также: