План проведения адаптационно оздоровительных мероприятий в группе доу

Обновлено: 05.07.2024

Адаптация – процесс приспособления живого организма к различным условиям окружающей среды. Поддержание нормальной жизнедеятельности организма в изменившихся условиях внешней среды связано с резким напряжением его физиологических функций, а у детей нередко протекает на грани стрессовых реакций.

Приход ребенка в детское учреждение (ясли, детский сад) – важный этап в его жизни. Это и эмоциональный стресс, обусловленный разлукой с родителями, с привычной обстановкой, ломкой динамического стереотипа и др., на которые ребенок часто протестует, что приводит к напряжению его адаптационные механизмы, снижает его защитные возможности. Во время адаптации к ДОУ (первый месяц пребывания ребенка в детском учреждении) заболеваемость детей, особенно мальчиков, почти в 2 раза выше, чем в послеадаптационном периоде.

Изучив литературу по данной теме и обобщив опыт экспериментальных детских садов, предлагаем соблюдать следующие условия, небходимые для детей в адаптационный период:

• ребенок должен приниматься в ДОУ полностью обследованным детской поликлиникой, с полностью санированным зевом, носоглоткой, полостью рта, быть здоровым на день приема; необходимые прививки должны быть сделаны за 7-10 дней до поступления в ясли-сад;

• формирование новых групп младшего возраста необходимо закончить к концу сентября. При более позднем поступлении в ДОУ дети, находящиеся в адаптационном, наиболее уязвимом для заболеваний периоде, попадают в дискомфортные микроклиматические условия ясли-сада, связанные с еще не начавшимся отопительным сезоном. После начала отопительного сезона прием новых детей можно продолжить;

• формирование младших групп следует проводить постепенно, начав с 3–4 человек и добавляя в группу не более 2–3 человек каждые 3 дня. В первые 3 дня желательно присутствие в группе вместе с ребенком и мамы;

• строгое соблюдение установленных норм набора детей в группы, либо увеличение количества обслуживаемого персонала в переполненных группах;

• тщательное утепление окон для исключения сквозняков и поддержания оптимального температурного режима в помещениях ДОУ;

• привод детей в группу одетыми строго по сезону и с запасным комплектом одежды, который должен постоянно находиться в ДОУ;

• в первые дни ребенок должен пребывать в ДОУ неполный день: 2 дня – до обеда, затем – до полдника; можно прекратить на 2–3 дня посещения ДОУ при выраженных нарушениях эмоционального состояния ребенка;

• работники ДОУ должны обладать высоким уровнем педагогического мастерства, чтобы уметь заинтересовать ребенка, отвлечь его от привычных воспоминаний о доме;

• домашний режим должен соответствовать учрежденческому в воскресенье и праздничные дни, особенно в отношении еды и сна;

• следует ограничивать посещения детьми в домашнем режиме магазинов, кинотеатров, гостей и других массовых мероприятий;

• содействовать устройству детей в ДОУ по месту жительства, чтобы избегать лишних контактов в транспорте;

• в первые 3 дня назначать тубус-кварц на нос (по 1 мин на каждую ноздрю) и носоглотку (по схеме: 1 мин – 1,5 мин – 2 мин). После кварцевания носа кожу вокруг носовых ходов следует смазывать детским кремом (можно вазелином или гусиным жиром);

• в течение месяца ежедневно выдавать по 1 таблетке глю-коната (лактата, глицерофосфата) кальция;

• в течение месяца ежедневно выдавать элеутерококк или другой адаптоген (лимонник китайский, аралия маньчжурская и т. д.) по 1 капле спиртового раствора (на год жизни), лучше после завтрака (с подслащенной водой) или во время обеда (с компотом);

• в течение месяца смазывать крылья носа оксалиновой мазью 2 раза в день (утром и вечером). Эту процедуру у детей ясельного возраста проводят следующим образом: на спичку наматывают ватку, смазывают ее мазью и обрабатывают оба носовых хода ребенка. Для каждого ребенка помазок изготовляется отдельно;

• при тяжело протекающей адаптации желательно давать ребенку лечебный коктейль из трав: корень валерианы, пустырник, шалфей, мята, зверобой, крапива – по 1 ч. ложке. Эту смесь трав залить кипятком в пол-литровом термосе и настоять 2 ч. Для улучшения вкуса добавить 2 ст. ложки фруктового сиропа. Детям 3 лет давать 3–4 раза в день по 1 ч. ложке, дошкольникам – 2 раза в день по 1 ст. ложке;

• распылять в зеве настой и отвар травяного сбора: равные части настоя цветов ромашки (10:200) + отвара листьев эвкалипта (10:200) + отвара коры дуба (10:200) + настоя травы тысячелистника (15:200) – 2–3 раза в день. Распыление лучше всего проводить обычным бытовым распылителем или парфюмерным. Инсуфляция раствора более эффективна, чем обычное полоскание (которое часто вызывает рвотный рефлекс), поскольку позволяет орошать и миндалины, недоступные при полоскании.

Если ребенок в период адаптации болел, то после возвращения в ДОУ ему проводится медикаментозная профилактика по схеме ведения реконвелесцентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лечебно-оздоровительные мероприятия

Лечебно-оздоровительные мероприятия Массаж является одним из лечебно-оздоровительных факторов, оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на весь организм. Он ускоряет кровообращение в крупных сосудах, расширяет капилляры, улучшает приток крови к массируемой

Оздоровительные кризисы

Оздоровительные кризисы Оздоровительные кризисы имеют несколько другую природу, хотя сильно напоминают очистительные. Начав выполнять программу оздоровления, вы будете постепенно улучшать состояние своего здоровья. С ростом внутренней энергетики начнется

Оздоровительные кризисы

Оздоровительные кризисы Все неприятные явления, происходящие с организмом во время выполнения очистительных процедур, оздоровительных мероприятий, носят название кризисов. Кризисы – это естественная реакция организма на очистительную процедуру или мероприятие. Та

Оздоровительные кризисы

Оздоровительные кризисы Оздоровительные кризисы имеют несколько другую природу, хотя сильно напоминают предыдущие – очистительные. Начав выполнять программу оздоровления, вы будете постепенно улучшать состояние своего здоровья. С ростом внутренней энергетики в

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДИЕТЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ДИЕТЫ Диета рассчитана на общее оздоровление организма, повышение работоспособности, стимулирование умственных способностей, укрепление памяти.Примерное меню на неделю (в г).ДЕНЬ ПЕРВЫЙСуточная калорийность должна составлять 1 400 ккал. В рацион

Оздоровительные упражнения для шеи

Оздоровительные упражнения для шеи Следующие упражнения предназначены для расслабления напряжённых мышц шеи и все вместе должны занимать 4–5 минут в день.Упражнение 1.Встаньте свободно, руки опущены. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом состоянии, отведите

Восточные оздоровительные системы

Восточные оздоровительные системы Тибетская оздоровительная методика Тибетские врачеватели говорят о том, что каждая клетка человеческого организма представляет собой микроаккумулятор, вырабатывающий энергию. Человек может затаить дыхание и тем самым втянуть в

Оздоровительные коктейли и напитки

Оздоровительные коктейли и напитки Зеленый коктейль• 1 апельсин;• 1 банан;• 2 небольших пучка свежего шпината;• 1 большой лист китайской капусты (удалить стебель);• 2 стебля сельдерея.Смешать в блендере все ингредиенты в однородную массу (с консистенцией крема). Если вам

Оздоровительные маски для волос

Оздоровительные маски для волос Эффективным средством оздоровления волос являются маски. Перед химической завивкой, окраской волосы необходимо привести в порядок, используя бальзамы и маски.В продаже есть готовые маски для волос. Самая распространенная – «Пантин

Глава 3. Оздоровительные процедуры

Глава 3. Оздоровительные процедуры Помимо всевозможных оздоровительных методик, направленных на укрепление иммунитета, поддержание хорошей физической формы, существует множество маленьких хитростей, которые могут помочь вам сохранить здоровье и бодрость на долгие

Оздоровительные водные процедуры

Оздоровительные водные процедуры Гидротерапия — использование в профилактических и лечебных целях пресной воды — имеет тысячелетнюю историю. Лечение водой применяли египтяне, древние индийцы, китайцы и вавилоняне. В Древнем Риме общественные бани (термы) были

Оздоровительные ванны

Оздоровительные ванны Мыльно-пенистая ванна У многих воспоминания о купании в детстве связаны с обильной пеной в ванне. Конечно, мыльный раствор добавляется в воду, прежде всего, с гигиеническими целями. Но пенистая ванна обладает также сильным расслабляющим и лечебным

Оздоровительные рецепты ароматерапии

Оздоровительные рецепты ароматерапии Спектр лечебного действия естественных ароматов достаточно широк: одни эфирные масла являются замечательным средством избавления от бессонницы, другие – отличным способом нормализации биоритмов, применяя третьи, вам удастся

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения Предлагаемые перечни упражнений могут использоваться профессиональными специалистами в области оздоровления при разработке индивидуальных программ реабилитации и оздоровления. Обведите кружками упражнения, лучше всего подходящие для

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего разлука с близкими, изменение привычного образа жизни, новый статус. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций. Поэтому для этого возраста характерен ряд особенностей:

Быстрый темп развития и неравномерность. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.

Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

Поэтому так необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

Согласованные действия специалистов дошкольного учреждения и родителей могут значительно сократить процесс адаптации ребенка к детскому саду и сделать его менее болезненным.

В данном пособии представляем теоретическую модель управления социальной адаптацией детей к условиям дошкольного учреждения.

Адаптация, как приспособление организма к новой обстановке

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация. Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

При изменении социальных условий, все системы организма начинают работать более интенсивно, это состояние обозначается, как напряженное, если при этом не превышаются системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, то есть реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации. При повышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах.

Формирование адаптивных возможностей у ребенка

Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. Как же формируется у ребенка способности к адаптации. В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?

Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного существования требует коренной перестройки всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, то есть должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый ребенок достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна.

Факторы, определяющие особенности адаптации ребенка

к детскому саду

Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение.

Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям. Мы рассмотрим только основные факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют.

Здоровье это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно.

Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации

2. Возраст ребенка

До 9-10 месяцев у ребенка обычно не возникает ярко выраженных проявлений тяжелой адаптации.

Это объясняется ограниченностью поведенческих стереотипов, незрелостью ВНД, примерно до 9 месяцев у ребенка еще не возникает привязанности к матери.

От 9-10 месяцев до 1,5 лет возникает привязанность к близкому взрослому, особенно к матери, это отрицательно влияет на приспособительные возможности организма.

Подвижность нервных процессов у детей в этом возрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке восприятия окружающего.

Примерно после 7 месяцев у детей появляется страх при появлении незнакомых взрослых.

На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.

В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве - обычно до двух – двух с половиной лет.

Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

Кроме этого существуют половые различия в возрастном диапазоне. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.

У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 - 3,5 года.

Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации.

3. От уровня развития общения

По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:

1группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими. Опыта общения с посторонними они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и плаксивость.

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.

Относительной нормой, уровня социализации ребенка конца первого года жизни, является положительное эмоциональное обращение со всеми окружающими его близкими людьми.

На 2 году жизни нормой является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с другими взрослыми.

На 3 году у детей постепенно формируется умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками.

4. Тип нервной системы

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

В противоположность легковозбудимым есть дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям в адаптации.

Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового.

Холерики и флегматики сложнее адаптируются к дошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают за общим темпом еды, сна, одевания.

Примерные сроки и критерии успешной адаптации

ребенка к детскому саду

Как мы видим, адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему, однако, можно отметить некоторые закономерности прохождения данного периода. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза - характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В данном пособии мы будем рассматривать методы работы только в острый период адаптационного периода.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

У любого ребенка изменение условий жизни, привыкание к новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение.

Данное напряжение проявляется, главным образом, на психо-эмоциональном и физиологическом уровне ребенка. Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.

В данном пособии мы рассмотрели проявление основных показателей адаптации ребенка при легкой, средней и тяжелой степени адаптации.

Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка

Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго.

Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДОО

Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физкультуре в ДОО Коррекционно-оздоровительные упражнения на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации. Авторы: инструктор.

Мероприятия ко Дню Победы.

Мероприятия ко Дню Победы. 9 мая — День Победы — святой для каждого из нас праздник и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции.

Мероприятия в средней группе по ПДД

Мероприятия в средней группе по ПДД Обучение правилам дорожного движения в детском саду — это важная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить родителей с направлениями деятельности ДУ, педагогическим коллективом, образовательной средой, возможностями коллективного воспитания.

До поступления в ДУ.

Предоставить возможность родителям в первые дни посещения ребенком ДУ оставаться с ним в группе.

Предоставить возможность гибкого графика пребывания ребенка в ДУ (начиная с 3-4 часов в день, постепенно увеличивая время пребывания)

в течение адаптационного периода.

Организовать в ДУ на период адаптации щадящий режим для детей с ослабленным здоровьем, с тяжелой формой адаптации (индивидуально подходить к длительности сна, к приему пищи, к участию в образовательном процессе)

в период адаптации

Оформлять листы адаптации на каждого поступившего в ДУ ребенка

Проводить оздоровительные мероприятия по медицинским показателям в период адаптации по решению участкового педиатра.

в период адаптации

І. Образовательный процесс. Гигиенические требования к организации процесса воспитания и развития в ДУ.

Создание развивающей среды, соответствующей санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям.

Создание атмосферы уверенности, успеха, безопасности, ответственности.

Поведение игр, направленных на развитие коммуникативности, кругозора, внимания, речи, абстрактного мышления.

Развитие познавательной активности детей, способностей, развития воображения и творчества.

Обеспечить образовательный процесс ресурсами обучения, развивающими играми, игрушками, книгами.

Соблюдать гигиенические требования и рекомендации по продолжительности сна, пребывания на воздухе, длительности занятий в ДУ

Создание благоприятного климата в коллективе (участка уединения)

2.2. Профилактика функциональных нарушений зрения и опорно-двигательной системы и других заболеваний.

Проведение комплексов гимнастики для глаз, физкультминуток.

постоянно на занятиях

подбор и расстановка мебели в соответствии с ростом детей и гигиеническими требованиями.

Замдиректора по УВР, воспитатели.

Проведение разъяснительных бесед с родителями по вопросу выявления дефектов речи у детей в ЦКОР и Р г. Горки.

по плану ЦКОР и Р

Проведение плановых профосмотров.

по плану райполиклиники

3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в образовательном процессе ДУ.

3.1. Занятия физической культурой.

Проведение обязательных организованных занятий.

3 раза в неделю

Проведение утренней гимнастики

Проведение подвижных игр на прогулке.

Физкультминутки на занятиях

Организованный отдых (физкультурные досуги, спортивные развлечения)

Физкультурный праздник. Дни здоровья.

1 раз в квартал

Соблюдать гигиенические условия в соответствии с САН ПИН №14-46-96 от 11.12 96. при организации физической культуры в ДУ

3.2 Организация закаливания

Проводить закаливание с детьми, имеющими предрасположенность к частым ОРВИ с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей.

При проведении закаливающих процедур соблюдать принцип последовательности, систематичности, комплексности.

-воздухом (воздушные ванны);

-водой (умывание, мытье рук, ног, полоскание рта, игры с водой и песком);

Изучение психоэмоционального состояния вновь прибывших детей во время адаптационного периода.

Собеседование с родителями вновь поступивших детей по вопросам адаптации

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, снизить уровень тревожности родителей

Индивидуальные консультации по итогам обследований

Эффективное воздействие на ребенка, помощь и участие семьи.

Изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы

Выявление причин тяжелой адаптации детей

Индивидуальные консультации по итогам наблюдения за адаптацией детей

Привлечение родителей к сотрудничеству

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Оптимизация воспитательного процесса в семье

Родители по запросу

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях

Разработка рекомендаций для родителей проблемных детей.

Родители по запросу

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях

Оказание помощи воспитателям в проведении адаптационных игр в период адаптации. Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок у детей

Формирование у ребенка привязанности к новому взрослому, ориентировок в пространственно-игровой среде, формирование положительных контактов с ровесниками

Активизация воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных силах

Оформление информационных стендов

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Активизация родительского внимания к вопросам подготовки ребенка к школе

Диагностика уровня адаптированности вновь прибывших детей

Выявление уровня адаптированности детей

Информирование родителей о влиянии семейных ценностей и установок на ребенка

Информирование руководства об условиях адаптации детей в ДОУ

Оптимизация воспитательного процесса в семье

Родители по запросу

Оказание консультативной помощи в организации режима жизни ребенка в домашних условиях

Родители по запросу

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаний

Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях

Обучение приемам формирования у ребенка чувства доверия к окружающему миру, социального интереса

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Продолжение знакомства с возрастными особенностями ребенка

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Оптимизация воспитательного процесса в семье

Родители по запросу

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей; потребность в новых психолого-педагогических знаниях

Читайте также: