План методического семинара для учителей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Разработчик: Киркова Валентина Александровна, преподаватель второй квалификационной категории.

Рассмотрены и одобрены на заседании

Протокол № ____ от _______________

Председатель комиссии ____________ Н.В.Клименко

Пояснительная записка 4

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума 7

2. Ход семинара – практикума 8

Список использованной литературы 29

Форма проведения : семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведения семинара-практикума:

1. Технология сотрудничества:

- постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;

- индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;

- оценка работы группы в целом.

2. Проблемное обучение:

- предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся;

- преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ГОС СПО, стремлению сделать вывод.

3. Дифференцированное обучение:

- использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп).

4. Групповые технологии:

- использование групповой работы (на принципах дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под непосредственным руководством председателя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

5. Информационно-коммуникационные технологии:

- работа с информационными источниками;

- использование электронной презентации.

6. Игровые технологии:

- использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.

- Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.

- Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно- компетентным подходом.

- Обобщить: знания о современном уроке.

- Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.

- Оказание методической помощи преподавателям в разработке современного урока.

- Популяризация инновационных идей, авторских находок.

- Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.

- Повышение интереса к профессиональной деятельности.

- Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

- Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.

Методическая разработка семинара-практикума рекомендована для методистов и преподавателей при подготовке к уроку.

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума

Перед началом работы участники семинара-практикума объединяются в группы под руководством опытных педагогов.

Ход семинара-практикума представляет собой модель современного урока.

1. Постановка проблемы (проблемные вопросы): Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним обучающимся?

3. Открытие новых знаний (восприятие и осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).

5. Включение нового знания в систему знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о характере взаимодействия преподавателя и обучающегося в современном образовании).

6. Подведение итогов – рефлексия.

2. Ход семинара - практикума.

Цель: показать эффективность современного урока и его влияние на качество обучения

- конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

- определить структуру современного урока,

- научиться отличать современный адаптивный урок от традиционного;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности преподавателей.

Организационный момент.

- Каким должен быть современный урок в образовательном учреждении?

Современный урок – это значит новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором педагог работает вместе со студентами, сотрудничает, направляет их, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы. Поэтому работу нашего семинара - практикума предлагаю построить по принципу современного урока. Тема определена, необходимо поставить цель. Согласно новым стандартам, её формируют сами обучающиеся.

Давайте сейчас каждый из вас определит для себя цель сегодняшнего мероприятия. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Так как у нас время совсем мало, то план наших действий составили мы сами и предлагаем вам с ним ознакомиться.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Только со временем меняются его роль и позиция.

Виды учебных занятий:

Определение целей и задач семинара-практикума.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План методического семинара для учителей

Кол-во слушателей 17

Дата_____________ Педагог: Первова С.В.

Тема методического семинара для учителей

2.Способствовать развитию у коллег стремления к саморазвитию, чтобы руководящими жизненнымипринципами стали общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы.

3. Презентация «Условия внедрения программы нравственно-духовного

4. Анкеты для учителей

Позитивный настрой.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинки держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

«Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опускается свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распростоняясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: « Я в Свете. Свет внутри меня. Я есть Свет. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.

- Кто желает поделиться впечатлениями?

Позитивное высказывание (цитата)

В. А. Сухомлинский

1.Психолого-педагогические основы программы нравственно духовного образования

1.Классики о духовно-нравственном образовании (А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили).

2.Новые подходы к гуманизации современного образовательного пространства через духовно нравственное воспитание.

3.Два аспекта образования. Три типа педагогики.

4.Манифест гуманной педагогики.

5.Психологи о развитии духовного потенциала человека (А.Маслоу, К. Роджерс)

2.Аксиологические основы программы нравственно духовного образования

Аксиология как философская дисциплина.

2.Классификация системы ценностей, предложенная Т.И. Петраковой

3.Вечные общечеловеческие ценности как основа самопознания.

4.Включение общечеловеческих ценностей в базовое содержание образования и выявление скрытого в нем ценностного потенциала.

5.Взаимосвязь общечеловеческих ценностей и качеств характера человека.

3.Интеграция программы нравственно духовного образования Самопознания и других дисциплин.

1.Гармоничное развитие двух аспектов образования:интеллектуального и духовно-нравственного.

3.Каждый предмет школьной программы может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

4. Виды и пути интеграции.

5.Самопознание через внеучебную деятельность (Дни спорта, походы, клубы, дискуссии, кружки).

Все учителя делятся на 4 группы по цвету жетонов (красный, синий, жёлтый, зелёный).

По группам составляют примеры внешней и внутренней интеграции урока самопознания

с литературным чтением,

с изобразительным искусством,

По завершению работы проводится презентация интегрированных уроков.

4 .Проведение анкетирования учителей

Предложить учителям заполнить повторно анкету.

Первое анкетирование проведено за несколько дней до семинара, повторное – сразу после окончания семинара.

Хоровое исполнение песни

(сл. И. Демарин, муз.М.Танич)

1.Есть люди, которые жизнь положили,

На то, чтоб мы с вами счастливее жили.

Примером нас учат любить и дружить,

И нам вместе с ними счастливее жить.

Золотое сердце, сердце золотое,

Бьётся как другие, нет ему покоя,

Бьётся, отличаясь, может быть одним,

То, что это сердце бьется для других. (2 раза)

2.И, глядя на лучших, мы с вами, мы с вами

Добрее и выше становимся сами.

И там, где мы можем учиться у них,

Становится больше сердец золотых.

Золотое сердце, сердце золотое,

Бьётся как другие, нет ему покоя,

Бьётся, отличаясь, может быть одним,

То, что это сердце бьётся для других(2 раза)

Домашнее задание:

2.Прочитать одну из книг Ш.А.Амонашвили:

«Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,

Заключительная минута семинара.

Сделайте глубокий вдох (при вдохе вдохните самоедоброе). Выдохните. Вспомните все те нужные моменты внешней интеграции, которые вы запомнили из проведённого семинара. Я думаю, что вы будете с удовольствием использовать приёмы интеграции урока самопознания в своих уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит примеры интегрированных заданий предмета "Самопознание" с другими общеобразовательными предметами.

План методического семинара для учителей

Кол-во слушателей: 16

Дата: 11.10.2016 г.

Педагог: Галеева С.А.

Тема. Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического процесса

- раскрыть смысл значимости обновления общеобразовательной программы через проявление абсолютных общечеловеческих ценностей;

-развивать умения применять методы внутренней интеграции самопознания и других учебных дисциплин;

- воспитывать внутреннюю гармонию и профессиональное мастерство, основанное на общечеловеческих ценностях.

План проведения

Орг. момент. Позитивный настрой.

2) Теоретическая часть:

О приоритетах нравственно-духовного образования в современном мире:

Всё человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей и отношений, таким образом, имея общую судьбу и общую ответственность. Мы наблюдаем критическое состояние Человечества. Глобальные проблемы:

Индивидуальный кризис (интеллектуальный, эмоциональный, физический)

Общественный кризис (экономический, политический, культурный, семейный, образовательный)

Экологический кризис (ресурсный, природный, климатический).

Аксиологические аспекты преподавания самопознания:

Классификация ценностей, предложенная Т.И.Петраковой. Природные ценности. Приобретённые ценности. Абсолютные общечеловеческие ценности. Связь общечеловеческих ценностей между собой и со структурой человеческой личности.

Интеграция самопознания и других дисциплин.

Гармоничное развитие двух аспектов образования:

-интеллектуального (внешнее, образование для ума)

-духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца)

Интеграция внешняя (применение методических приемов самопознания)

Существуют разные пути интеграции:

- вдохновляющие примеры из жизни великих учёных и из истории развития науки;

- знакомство с открытиями современной науки;

- интеграция через ценностное обогащение содержания школьных дисциплин.

Мировоззренческая позиция учителя – это основа всех методик интеграции.

Примеры интеграции самопознания в другие учебные предметы.

- По чьей вине в основном возникают пожары?
- Чем грозит человеку пожар в лесу?

- Что необходимо делать каждому из нас, чтобы не возникали пожары?

- Сформулируйте лозунг, который мог бы разместиться на плакате об охране окружающей среды.

- Расскажите о своём отношении к халатному обращению с огнём.

С кем можно сравнить слова в предложении?

- Значит, с чем можно сравнить предложение?

- Если слова в предложении будут расставлены беспорядочно и не будут между собой взаимодействовать и дополнять, получится ли у нас составить правильно предложение?

- Что объединяет слова в предложении?

- Что объединяет всех членов семьи, кроме родственных уз?

- Стараются ли в вашей семье создать атмосферу любви и уважения? Как?

- Какие традиции соблюдаются в вашей семье?

- Как вы выражаете любовь к членам своей семьи?

Сережа и Аннушка оставались дома одни, и брат сказал сестре:
— Пойдем, поищем, не осталось ли дома чего-нибудь вкусного и полакомимся.
— Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобой.
— Пойдем в кладовую; там мы найдем что-нибудь съестное, и никто нас не увидит.
— Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед; он колет на дворе дрова.
— Ну так пойдем в кухню, — уговаривал брат сестру: — там стоит целый горшок меда и мы намажем себе по большому куску хлеба.
— В кухне увидит нас соседка; она, верно, теперь сидит у окна и прядет.
— Ишь какая ты трусиха, Анюта! — сказал настойчивый лакомка; пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже, наверное, нас никто не увидит.
— Ах, милый Сережа! Неужели ты думаешь, что в погребе никто нас не увидит? Разве ты не знаешь о том, что госпожа Совесть видит через стены и от неё и в темнице нельзя скрыться.

- Что такое совесть?

- Для чего человеку нужна совесть?

- Какого человека можно назвать бессовестным человеком?

- Какие качества присущи человеку, у которого есть совесть?

- А какие из перечисленных качеств есть у вас?
- Всегда ли вы поступаете по совести?

3) Практическая часть

Работа в группах. 4 группы по 4 человека.

группа – предметы естественно – математического цикла

группа – предметы гуманитарного цикла

4) Домашнее задание.

5) Заключительная минута семинара.

- Что вы выявили для себя на семинаре?

- Будете ли вы систематически применять интеграцию вашего предмета с самопознанием на своих уроках?

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1);
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2);
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3);
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

2. Упражнение “Представление”

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

– проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

    Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры: что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются, если (Приложение 3):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Читайте также: