Тип темперамента учителя влияет на ученика и если да то как это проявляется кратко

Обновлено: 07.07.2024

Влияет ли темперамент учителя на образовательный процесс и взаимоотношение с учениками? Например, можно предположить, что меланхолик — ранимый, в его классе нет порядка; холерик — раздражительный, ученики его боятся; флегматик — нудный, под его тембр дети сладко спят; сангвиник — самовлюблённый, его предмет никто не знает, в отличие от его биографии. Похоже это на правду или нет, давайте разбираться.


Учитель-меланхолик

Приметы темперамента: чувствителен, склонен к постоянному переживанию, так как остро реагирует на внешние факторы. Ему сложно контролировать бури, бушующие в душе, поэтому он так впечатлителен и раним.

Мягкий и отзывчивый наставник, с которым можно долго беседовать о мотивах поступков Анны Карениной или доверить личные переживания. Коллектив, зачастую, не признаёт выдающихся качеств этих личностей, так как учителя-меланхолики замкнуты и редко показывают, на что они способны. Это происходит из-за того, что они не уверены в своих возможностях и боятся быть непонятыми. Дети могут либо всем сердцем полюбить тонко чувствующего педагога, либо вовсе не воспринять его всерьёз. Однако, если учитель-меланхолик заранее подготовит себя к вызовам, с которыми ему предстоит столкнуться, — это даст ему уверенность в себе, возможность быстро реагировать на внешние раздражители и сгладить особенности своего темперамента. Главное — не забывать о том, кем вы являетесь на самом деле, иначе легко выгореть. Нужно заботиться о себе, выделяя время на любимые занятия, за которыми вы восстанавливаетесь.

Учитель-холерик

Приметы темперамента: резок, склонен к эмоциональным вспышкам, так как его настроение крайне неуравновешено. В любое дело ныряет с головой, но плывёт не по течению, а исследуя всё вокруг, из-за чего его высокая работоспособность быстро истощается.

Энергичный и решительный педагог, на уроке которого невозможно уснуть. Холерика знает каждый член коллектива. Его боятся, его любят. Это яркие личности, о положительных и отрицательных сторонах которых можно говорить бесконечно, ведь, зачастую, именно они являются главными действующими лицами всех школьных историй, благодаря своей инициативности и трудоголизму. Дети боятся учителей-холериков из-за их напускной строгости, но, если узнать педагога ближе, он станет главным вдохновителем. Среди работников профессии много холериков, возможно потому, что такое поведение — выработанная защитная реакция. Чтобы не растратить потенциал, холерикам нужно стараться тормозить себя и выделять время на отдых.

Учитель-флегматик

Приметы темперамента: невозмутим, склонен к спокойствию, граничащему с безразличием. Он настойчив и, несмотря ни на что, упорно идёт к достижению своих целей.

Серьёзный и статный, он не будет тратить время на пустые эмоции. Столкнувшись с трудностями, обдумает план действий и прилежно будет ему следовать. Такой учитель позволит выспаться на уроке, но в конце обязательно задаст сонному ребёнку подготовить пересказ пройденного параграфа. Флегматикам можно доверить организацию любого мероприятия, можно не сомневаться в том, что оно пройдёт гладко. Коллеги часто обращаются к ним за советом, конечно, не за тем, как интересно провести урок, скорее — как сохранить спокойствие. Дети уважают учителей-флегматиков, но на их уроках скучают. Чтобы развить свой профессионализм, необходимо разбавлять монотонные лекции другими формами обучения.

Учитель-сангвиник

Приметы темперамента: обаятелен, склонен к чрезмерной эмоциональности, но может быть слишком зациклен на себе. Зато легко находит общий язык со всеми темпераментами, а своими словами и действиями вдохновляет других.

Безусловно, темперамент учителя влияет, но профессионализм зависит исключительно от уровня самоконтроля и самосознания. Учитель — это роль, и только вы выбираете, каким себя показать. От вашего умения распознавать и учитывать особенности каждого ученика (у этих ребят тоже разный темперамент!) зависит успех в профессии.

Автор: Бабичева Ирина Андреевна, студентка факультета иностранных языков педагогического института, БелГУ, г. Белгород
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, посвященную темпераменту учителя и его влиянию на успешность педагогической деятельности. Данный материал будет полезен всем учителям без исключения, так как носит познавательный характер.

Темперамент учителя и успешность педагогической деятельности

В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы.
Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип.
Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам?
Учитель-флегматик.
Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой.
Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание.
Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь.
Учитель-холерик.
Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый.
Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию.
Учитель-сангвиник.
Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание.
Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей.
Учитель- меланхолик.
Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный.
Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется.
Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы.
Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания.
Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Познание человека часто заключается в том, чтобы спрашивать о действующих в детстве силах развития и о том, как поступать, чтобы правильно идти навстречу этим силам. Душа учителя глубоко интимно воздействует на душу ребенка. Рассмотрим одну из важнейших характеристик человеческой природы - темперамент.

Учитель приходит в школу и вступает в общение с детьми уже обладая определенным темпераментом: холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как действует на существо ребенка тот или иной темперамент педагога?

Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!

Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.

Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.

Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.

Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.

Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.

Как же обучать ребенка?

Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.

В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.

И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.

До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!




Познание человека часто заключается в том, чтобы спрашивать о действующих в детстве силах развития и о том, как поступать, чтобы правильно идти навстречу этим силам. Душа учителя глубоко интимно воздействует на душу ребенка. Рассмотрим одну из важнейших характеристик человеческой природы - темперамент.

Учитель приходит в школу и вступает в общение с детьми уже обладая определенным темпераментом: холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как действует на существо ребенка тот или иной темперамент педагога?

Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!

Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.

Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.

Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.

Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.

Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.

Как же обучать ребенка?

Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.

В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.

И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.

До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!

В научной литературе большое внимание уделяется темпераменту школьников. Но мало кто задумывается о темпераменте учителя, хотя именно от педагога зависит успех учебно-воспитательной работы в школе. Известно, что темперамент не определяет результатов деятельности учителя, однако влияет на процесс и методы его работы.
Темперамент - совокупность тех или иных постоянных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении (в его реагировании на внешние впечатления, в характере смены его настроений и т.п.), зависящих от физиологических условий его организма и образующих определенный психический тип.
Приходя в школу, учитель уже обладает определенным темпераментом: флегматическим, холерическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как же это влияет на его работу и отношение к ученикам?
Учитель-флегматик.
Положительные качества: сдержанный, спокойный, терпеливый, неторопливый, хорошо владеет собой.
Отрицательные качества: вялый, медлительный, безразличный, ригидный, слабо распределяет внимание.
Флегматический темперамент благоприятен для педагогической деятельности. Однако, учителю-флегматику следует тщательно готовиться к урокам, продумывать разнообразные формы и методы работы, оттачивать педагогическую технику. При этом действия учителя становится более быстрыми и оперативными и учащиеся не засыпают под его монотонную речь.
Учитель-холерик.
Положительные качества: энергичный, активный, инициативный, решительный. Отрицательные качества: резкий, несдержанный, раздражительный, сильно возбудимый.
Среди хороших учителей немало холериков. Однако, учителю-холерику нужно следить за своим поведением, воспитывать терпеливость, тормозить несдержанность. Для этого нужно любить детей и педагогическую профессию.
Учитель-сангвиник.
Положительные качества: живой, подвижный, эмоциональный, общительный, легко приспосабливается к новым условиям, умеет распределять и быстро переключать внимание.
Отрицательные качества: поверхностный, непостоянный в поведении, легкомысленный, безразличный, избегает черновой работы, склонен переключаться на более интересную деятельность.
Сангвинический темперамент создаёт хорошие условия для работы учителя, однако учитель-сангвиник должен не забывать о своей эмоциональности, большой подвижности и впечатлительности. Иначе уроки приобретут развлекательный характер и будут излишне возбуждать детей.
Учитель- меланхолик.
Положительные качества: отзывчивый, мягкий, тактичный.
Отрицательные качества: теряется в новых условиях, нерешительный, замкнутый, впечатлительный и требует особого, осторожного отношения к себе. Не уверен в себе и своих возможностях, неадекватно реагирует на действующие раздражители и быстро утомляется.
Меланхолический темперамент в педагогической работе возможный, но нежелательный. Однако, если учитель-меланхолик четко продумывает режим, который предусматривает постепенный переход от одних способов действий, условий жизни к другим, то у него формируются положительные черты характера, такие как уверенность, например, которые маскируют особенности типа нервной системы.
Однако, ошибочно делить людей по четырем типам темперамента, обычно наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Проявление темперамента зависит и от общей культуры человека. Поэтому нельзя несдержанность учителя связывать только с типологическими особенностями нервной системы. Нередко за этим стоят издержки воспитания.
Учителю необходимо знать особенности своего темперамента и учитывать их в педагогической деятельности. Ему следует формировать индивидуальный стиль деятельности, который бы раскрывал его сильные стороны и сдерживал отрицательные черты темперамента. Учитывая свой тип темперамента, можно добиваться высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Познание человека часто заключается в том, чтобы спрашивать о действующих в детстве силах развития и о том, как поступать, чтобы правильно идти навстречу этим силам. Душа учителя глубоко интимно воздействует на душу ребенка. Рассмотрим одну из важнейших характеристик человеческой природы - темперамент.

Учитель приходит в школу и вступает в общение с детьми уже обладая определенным темпераментом: холерическим, флегматическим, сангвинистическим или меланхолическим. Как действует на существо ребенка тот или иной темперамент педагога?

Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!

Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.

Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.

Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.

Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.

Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.

Как же обучать ребенка?

Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.

В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.

И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.

До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!

Читайте также: