Технологический компонент профессионально педагогической культуры кратко
Обновлено: 02.07.2024
Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:
аксиологического, технологического и личностно-творческого.
1.Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере.
2.Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. . В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:
› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
3.Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.
28.Функции профессионально-педагогической культуры учителя/воспитателя
профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:
- передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
- развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;
- обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
29.Профессиональное развитие и саморазвитие педагога
Профессиональное самосовершенствование педагога— это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя: изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности; проектирование системы целей; определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями; постановку на этой основе новых целей. Самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога.
Профессиональное развитие личности педагогапредставляет собой процесс формирования ансамбля профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности. Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Профессионально значимые качества и компетенции формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализацииличности педагога, т. е. усвоения профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации,представляющей собой неповторимо индивидуальный способ и форму присвоения профессиональных отношений. В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и как проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя. Процесс прогрессивного профессионального развития личности педагога может быть активизирован на любом этапе при условии создания образовательных ситуаций исполнения профессиональной роли по-новому, в частности с помощью тренинга профессионально-личностного роста, который, преодолевая деперсонификацию существующей системы повышения квалификации, усиливает мотивацию самосовершенствования, способствует саморазвитию личности педагога, находящегося в рефлексивной позиции, через овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения.
31. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры учителя, воспитателя
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.
Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:
1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);
2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);
3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры:
4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);
5) культура речи;
6) культура внешнего вида.
Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни - предпосылки профнепригодности педагогического работника.
Технологический компонент педагогической культуры раскрывает ее деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культуру общения, в том числе и речевого, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и. т.д.
Этот компонент педагогической культуры характеризуется осознанностью необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогической деятельности и предупреждения вероятных ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных путей и способов развития этих способностей. Культура педагогической деятельности обретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта.
К элементам деятельностной культуры педагога можно отнести:
♦ знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-воспитательной работы;
♦ педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);
Формирование у студентов педвуза деятельностной культуры предполагает ознакомление их с физиологическими и гигиеническими основами трудовой деятельности: с сущностью разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, с современными теориями утомления и факторами, приводящими к утомлению и переутомлению, с простейшими приемами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приемов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Особое внимание необходимо обращать на создание педагогом безопасных и гигиенически целесообразных условий для обучения и воспитания детей, знание допустимых норм освещения, температуры, шума и т.д.
Немаловажно для учителя овладеть культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знать, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съемку процессов; как оформлять записи на доске и т.д.
Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество; в овладении безопасными приемами труда; в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии; в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.
Очень важную роль в формировании культуры педагога играют обстановка, среда, в которой проводится процесс обучения и воспитания, и отношение педагогического коллектива к тем аспектам деятельности, которые составляют основу культуры труда. У будущих учителей необходимо выработать такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь. Вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ будущих педагогов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклям, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.
Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.
Во-вторых, необходимо умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берешься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.
В-третьих, нужно стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах.
Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцели сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: проактивный, реактивный и сверхактивный.
Первый (проактивный) инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он четко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.
Сверхактивный учитель склонен к преувеличенным оценкам своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведение приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!
Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить — рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.
Поэт Эдуард Асадов очень хорошо высказался:
Не кричите, говорите шепотом,
Может быть, поменьше будет лжи,
Собственным готов поклясться опытом:
Шепот — самый громкий крик души.
Кроме главного оружия педагога — слова — в его арсенале — целый набор невербальных (неречевых) средств общения:
♦ экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);
♦ просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);
♦ такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);
♦ проксемика (ориентация, дистанция).
Экспрессивно-выразительные движения — зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10—15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.
Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.
Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Коммуникативная культура педагога предполагает использование так называемых такесических средств общения, к которым относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой и практикой доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей. Кроме того, в педагогическом общении используются проксемические средства, к которым относятся ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогически целесобразной дистанции определена следующими расстояниями:
♦ персональное общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;
♦ официальное общение в классе — 120—400 см;
♦ публичное общение при выступлении перед аудиторией - 400-750 см.
Одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учета изменяющихся условиям и большого напряжения.
Будущему педагогу весьма полезно знать и учитывать принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми:
♦ ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);
♦ уважение познавательного труда ребенка;
♦ уважение неудач и слез ребенка;
♦ уважение тяжелой работы роста;
♦ уважение самобытности ребенка;
♦ уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;
♦ безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;
♦ оптимальная требовательность и уважение;
♦ опора на положительное в ребенке;
♦ компромиссность спорных решений.
Общение с детьми для педагога должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия оптимального педагогического общения?
Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня — хорошо, не любят — тоже не беда: позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.
Несколько слов о стиле общения педагога.
В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью.
В теоретической литературе, посвященной этим проблемам, общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили общения педагога с детьми:
♦ общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
♦ общение на основе дружеского расположения;
![]() |
Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением педагога к детям, к педагогической деятельности в целом, стремлением разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.
Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определенной дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами (смысловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). Психологической основой такого стиля общения является ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении с учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в стремлении властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше других.
Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздействия на них. Основные характерные черты этого стиля — ориентация педагога на различные ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, не может нормально мыслить.
Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами - проявлением нетребовательнорти, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает их от педагога.
Как известно, можно выделить два вида общения учителя с учащимися: монологический и диалогический.
В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Инициатива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.
В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало, чаще говорят дети.
Учитель не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует размышление, стараясь выявить разные мнения, решения.
Часто педагоги на поставленный перед учащимися вопрос отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. В таких случаях надо не спешить переходить к новым вопросам и не отвечать за ученика, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой формулировке; дать время на размышление; использовать наводящие вопросы.
Необходимо формировать у педагогов установку меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся.
Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо уметь разговаривать вопросами; уметь поддерживать порядок при коллективном обсуждений проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее, застенчивых менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими.
Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но не следует превращать все дело в шутку. Как говорил К.Д. Ушинский, нужна ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие.
Педагогически одаренный человек, овладевший педагогической теорией и сделавший педагогический труд главным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.
Формирование информационной культуры педагога осуществляется прежде всего в процессе организованного обучения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств передачи информации в учебно-воспитательный процесс-
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры.
Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач составляет технологию педагогической деятельности как компонента профессионально-педагогической культуры педагога.
многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;
классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения, а иногда сдерживает внедрение нового;
широкое внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов осуществления педагогического процесса;
общая дидактика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической; требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию и практику.
Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре такой элемент, как технология педагогической деятельности, включающего совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности педагога.
Профессиональную культуру педагога характеризует наличие аксиологического, технологического и личностного компонентов.
Подробнее остановимся на описании каждого из представленных компонентов.
Аксиологический компонент
В общем смысле под аксиологией понимается философское учение о происхождении и сущности ценностей.
Аксиологический компонент профессиональной культуры педагога составляют основные педагогические ценности, которые распространены в современном образовании. Процесс педагогической деятельности способствует овладению комплексом определённых идей, концепций, знаний и умений, обладающих на данный момент большей значимостью, составляют педагогические ценности.
Под педагогическими ценностями понимаются внутренние, эмоционально освоенные регуляторы деятельности, определяющие отношение к окружающему миру, себе и моделирующие содержательный компонент профессиональной деятельности.
Изменяющиеся условия педагогической деятельности, а также развития образования, приводят к изменению, переоценке педагогических ценностей. В истории педагогики, к примеру, это можно проследить по эволюции теории обучения – осуществлялся постепенный переход от схоластической теории обучения к объяснительно-иллюстративному, а затем – к проблемно-развивающему.
В современной литературе педагогические ценности классифицированы следующим образом:
- общественно-педагогические;
- профессионально-групповые;
- личностно-педагогические.
Технологический компонент
Готовые работы на аналогичную тему
В процессе профессиональной педагогической деятельности решается целый комплекс профессиональных задач, решение которых представляет собой технологию педагогической деятельности. Технология педагогической деятельности включает в себя приёмы и способы организации деятельности педагогов и может быть рассмотрена в контексте решения педагогических задач, включающих целеполагание, планирование, организацию, оценку и коррекцию.
В литературных источниках представлено наличие следующих бинарных групп педагогических задач:
- аналитико-рефлексивных,
- конструктивно-прогностических,
- организационно-деятельностных,
- оценочно-информационных,
- коррекционно-регулирующих.
Личностный компонент
В данном компоненте профессиональной культуры педагога отражается творчество педагога и его личностные качества. Реализация творчества в практической деятельности педагога требует наличия следующих личностных качеств: инициативы, индивидуальной свободы, самостоятельности, ответственности, готовности к риску, независимости суждений. Таким образом, профессиональная культура педагога характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности.
Одной из предпосылок творчества в педагогической деятельности является выделение своего профессионального Я из окружающей действительности, противопоставление себя в качестве субъекта объектам воздействия, а также осуществление рефлексии своих действий, слов, мыслей.
Творчество определяется как отличительная черта, присущая профессии педагога. В этой связи могут быть представлены специфические черты, которые присущи только педагогическому творчеству:
Читайте также: