Технологический компонент профессионально педагогической культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессионально-педагогическая культура состоит из трех основных компонентов:
аксиологического, технологического и личностно-творческого.
1.Аксиологический компонент включает в себя совокупность педагогических ценностей, принятых учителем и воспринятым из разных источников на всем протяжении жизни и профессиональной деятельности. Культура педагога с этой точки зрения определяется набором этих ценностей, распределением приоритетов среди них, умением выявлять новые ценности в окружающем мире, процессах жизнедеятельности и педагогической сфере.

2.Технологический компонент представляет педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач. . В связи с отмеченной особенностью профессионального мышления педагога выделяют следующие группы педагогических задач:
› аналитико-рефлексивные – задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементов;
› конструктивно-прогностические – задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений;
› организационно-деятельностные – задачи реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
› оценочно-информационные – задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;
› коррекционно-регулирующие – задачи коррекции хода, содержания и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникационных связей, их регуляция и поддержка и др.
3.Личностно-творческий компонент педагогической культуры проявляется в умении учителя творчески реализовывать технологию педагогического процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деятельность, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальных решений. Культура профессионального педагога отличается его способностью к нахождению эвристических решений, выработке на основе собственного опыта и опыта коллег новых, максимально эффективных выходов из сложившейся ситуации. Творческая мыслительная деятельность педагога вызывает сложный синтез всех психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной.

28.Функции профессионально-педагогической культуры учителя/воспитателя
профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
профессионально-педагогическая культура – это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

- передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

- развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

- обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

29.Профессиональное развитие и саморазвитие педагога
Профессиональное самосовершенствование педагога— это осознанный, целенаправленный процесс повышения своей профессиональной компетентности, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями педагогической деятельности и личной программой развития.
В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.
Самосовершенствование личности педагога включает в себя: изучение уровня сформированности своей профессиональной компетентности; проектирование системы целей; определение содержания и адекватных методов достижения поставленных целей; выявление полученных за тот или иной период времени результатов и соотнесение их с постановленными целями; постановку на этой основе новых целей. Самосовершенствование выступает основой прогрессивного профессионального развития личности педагога.
Профессиональное развитие личности педагогапредставляет собой процесс формирования ансамбля профессионально значимых качеств, необходимых компетенций, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности на основе индивидуально-психологических свойств конкретного субъекта этой деятельности. Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Профессионально значимые качества и компетенции формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходе профессиональной социализацииличности педагога, т. е. усвоения профессионального опыта и культуры, а также индивидуализации,представляющей собой неповторимо индивидуальный способ и форму присвоения профессиональных отношений. В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и как проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и как субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя. Процесс прогрессивного профессионального развития личности педагога может быть активизирован на любом этапе при условии создания образовательных ситуаций исполнения профессиональной роли по-новому, в частности с помощью тренинга профессионально-личностного роста, который, преодолевая деперсонификацию существующей системы повышения квалификации, усиливает мотивацию самосовершенствования, способствует саморазвитию личности педагога, находящегося в рефлексивной позиции, через овладение эффективными способами свободного, демократического, социально ответственного поведения.




31. Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры учителя, воспитателя
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве. Если основу образованности составляет накопленный человеком фонд теоретических и конкретных знаний, то сущность воспитанности заключается в гуманном отношении к окружающим, в культуре труда, поведения и быта.
Показателем общего развития педагога является также уровень его познавательных процессов: мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения.
Профессионально-педагогическая культура является частью общей культуры, она на ней базируется. Профессиональная культура – это системное образование в сфере профессиональной деятельности.
Системные компоненты и показатели уровня сформированности профессиональной культуры являются:
1) уровень интеллектуального развития (развитие педагогического мышления: способность к педагогическому анализу и синтезу, развитие таких качеств как: критичность, самостоятельность, гибкость, активность мышления, наблюдательность, память, творческое воображение);
2) уровень организации деятельности педагога (развитие педагогических способностей);
3) уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры:
4) культура общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, готовность и желание общаться и др.);
5) культура речи;
6) культура внешнего вида.
Результативность профессиональной педагогической деятельности во многом определяется также степенью развитости эмоционально-волевой сферы, богатством и "дисциплиной" чувств, т. е. умением сдерживать себя, не поддаваться настроению, прислушиваться к голосу разума. Человеку, обладающему эмоциональной культурой, присущи душевная чуткость, эмпатия, что часто бывает необходимо в различных учебно-воспитательных ситуациях. Специальные исследования и практика свидетельствуют о важном значении особенностей характера педагога. Такие качества, как энергичность, общительность, самостоятельность, оптимизм, чувство юмора, способствуют успешному решению дидактических и воспитательных задач. Напротив, апатия, замкнутость, склонность к негативному восприятию жизни - предпосылки профнепригодности педагогического работника.




Технологический компонент педагогической культуры раскрывает ее деятельностный компонент, способы и при­емы взаимодействия участников образовательного процес­са, культуру общения, в том числе и речевого, использо­вание педагогической техники, информационных и обра­зовательных технологий и. т.д.

Этот компонент педагогической культуры характеризу­ется осознанностью необходимости развития всего спект­ра собственных педагогических способностей, как залога успешности педагогической деятельности и предупрежде­ния вероятных ошибок, а также осмысленностью наибо­лее рациональных путей и способов развития этих способ­ностей. Культура педагогической деятельности обретается в процессе практической работы путем более детального освоения и творческого применения достижений специ­альных, психолого-педагогических, социально-гуманитар­ных наук и передового опыта.

К элементам деятельностной культуры педагога можно отнести:

♦ знания и умения по содержанию, методике и органи­зации учебно-воспитательной работы;

♦ педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные, проективные, коммуникативные, экс­прессивные, организаторские);

Формирование у студентов педвуза деятельностной куль­туры предполагает ознакомление их с физиологическими и гигиеническими основами трудовой деятельности: с сущностью разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, с современными теориями утомле­ния и факторами, приводящими к утомлению и переутом­лению, с простейшими приемами предупреждения утомле­ния и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приемов релаксации, эмоциональной раз­грузки, физических упражнений). Особое внимание необ­ходимо обращать на создание педагогом безопасных и ги­гиенически целесообразных условий для обучения и вос­питания детей, знание допустимых норм освещения, тем­пературы, шума и т.д.

Немаловажно для учителя овладеть культурой демон­стрирования наглядных пособий, приборов и установок: знать, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обо­зрения; как использовать различные подставки, прибо­ры для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съемку процессов; как оформлять записи на доске и т.д.

Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество; в овла­дении безопасными приемами труда; в способности воп­лощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии; в аккуратности выпол­ненного изделия; в художественной грамотности испол­нения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.

Очень важную роль в формировании культуры педагога играют обстановка, среда, в которой проводится процесс обучения и воспитания, и отношение педагогического коллектива к тем аспектам деятельности, которые состав­ляют основу культуры труда. У будущих учителей необхо­димо выработать такой менталитет, при котором счита­лось бы неприличным ходить без сменной обуви, выстав­лять на всеобщее обозрение некрасивую вещь. Вся образо­вательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание худо­жественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ будущих педагогов (рефератов, докладов, нагляд­ных пособий, аксессуаров к спектаклям, учебно-иссле­довательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, ак­куратность, оригинальность оформления.

Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое: диапозити­вы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, техни­ческие средства обучения, учебники для детей, что по­зволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучаю­щих средств. Учитель должен знать, как изготовить кар­точки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием ди­дактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.

Во-вторых, необходимо умение тщательно продумы­вать каждое дело, за которое берешься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его вы­сокой трудовой культуры, мастерства.

В-третьих, нужно стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в фи­нансах.

Культура самоорганизации немыслима без практичес­кого овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей во­лей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самопри­каз, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцели сложных задач, эмо­циональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.

В зависимости от стиля педагогического общения вы­делены три типа учителей: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Первый (проактивный) инициативен в организации об­щения (и группового, и парного) в классе. Он четко вы­страивает индивидуальные контакты с учениками, но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способ­ствует достижению цели.

Сверхактивный учитель склонен к преувеличенным оценкам своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведе­ние приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!

Важнейшее значение для техники педагогического об­щения имеют овладение культурой речи (в том числе дик­цией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить — рассказывать и объяснять, но и потому, что выразитель­ное слово помогает лучше применять методы педагоги­ческого воздействия.

Поэт Эдуард Асадов очень хорошо высказался:

Не кричите, говорите шепотом,

Может быть, поменьше будет лжи,

Собственным готов поклясться опытом:

Шепот — самый громкий крик души.

Кроме главного оружия педагога — слова — в его арсена­ле — целый набор невербальных (неречевых) средств общения:

♦ экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);

♦ просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);

♦ такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);

♦ проксемика (ориентация, дистанция).

Экспрессивно-выразительные движения — зрительно вос­принимаемое поведение учителя, где особую роль в пере­даче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Ис­следования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10—15% инфор­мации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С по­мощью глаз передаются самые точные сведения о состоя­нии, поскольку сужение и расширение зрачков не подда­ются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состо­яние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют диском­форт, эффективность работы снижается.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомни­те, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и го­лос может стать препятствием для занятия педагогиче­ским делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя.

Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; мед­ленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Коммуникативная культура педагога предполагает ис­пользование так называемых такесических средств обще­ния, к которым относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой и практикой доказано, что они являются биологически необходимой фор­мой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погла­див по голове шалуна или обиженного, вы иногда дости­гаете большего, чем всеми выбранными средствами, вме­сте взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование ди­намических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей. Кроме того, в педагогическом общении используются проксемические средства, к которым относятся ориента­ция педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогически целесобразной дистан­ции определена следующими расстояниями:

♦ персональное общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;

♦ официальное общение в классе — 120—400 см;

♦ публичное общение при выступлении перед аудитори­ей - 400-750 см.

Одной из особенностей педагогического труда являет­ся постоянное изменение дистанции общения, что требу­ет от педагога многократного учета изменяющихся усло­виям и большого напряжения.

Будущему педагогу весьма полезно знать и учитывать принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми:

♦ ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);

♦ уважение познавательного труда ребенка;

♦ уважение неудач и слез ребенка;

♦ уважение тяжелой работы роста;

♦ уважение самобытности ребенка;

♦ уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;

♦ безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;

♦ оптимальная требовательность и уважение;

♦ опора на положительное в ребенке;

♦ компромиссность спорных решений.

Общение с детьми для педагога должно быть не тяж­ким долгом, а естественным и даже радостным процес­сом взаимодействия. Каковы условия оптимального педаго­гического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявле­ние и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня — хорошо, не любят — тоже не беда: позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения. Любовь воспитанников к сво­ему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могу­чий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных пе­дагогов, то объединяет этих очень разных людей и специ­алистов то обстоятельство, что все они очень любимы сво­ими учениками, которые, как правило, проносят эту лю­бовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее сред­ство и важнейшее условие успеха педагогического обще­ния, всего педагогического дела.

Несколько слов о стиле общения педагога.

В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью.

В теоретической литературе, посвященной этим про­блемам, общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А.Кан-Калик выделяет следую­щие стили общения педагога с детьми:

♦ общение на основе увлеченности совместной творчес­кой деятельностью;

♦ общение на основе дружеского расположения;


Стиль общения на основе увлеченности совместной твор­ческой деятельностью характеризуется устойчивым положи­тельным отношением педагога к детям, к педагогической деятельности в целом, стремлением разрешать возникаю­щие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.

Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определенной дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода пси­хологических барьеров в общении, препятствующих нала­живанию духовных контактов между партнерами (смыс­ловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). Психологической основой такого стиля общения являет­ся ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ори­ентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдви­га мотивов, когда основную ценность педагогической де­ятельности учитель видит не в духовном общении с уче­никами, в возможности повторения самого себя в лич­ности ученика, а в стремлении властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и мо­рально (по собственным меркам) выше других.

Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздей­ствия на них. Основные характерные черты этого стиля — ориентация педагога на различные ограничения, запре­ты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информаци­ей, запугивание, борьба с любыми оплошностями в по­ведении и деятельности детей. Такой стиль создает атмос­феру нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений меж­ду учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, не может нор­мально мыслить.

Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлени­ем завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомни­тельными средствами - проявлением нетребовательнорти, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает их от педагога.

Как известно, можно выделить два вида общения учи­теля с учащимися: монологический и диалогический.

В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Инициа­тива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.

В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взгля­дами, идеями, переживаниями, осуществляется совмест­ный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало, чаще говорят дети.

Учитель не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует раз­мышление, стараясь выявить разные мнения, решения.

Часто педагоги на поставленный перед учащимися воп­рос отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. В таких случаях надо не спешить переходить к новым воп­росам и не отвечать за ученика, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой фор­мулировке; дать время на размышление; использовать на­водящие вопросы.

Необходимо формировать у педагогов установку мень­ше говорить на уроке самим и больше активизировать уча­щихся.

Для овладения диалогическим общением с детьми не­обходимо уметь разговаривать вопросами; уметь поддер­живать порядок при коллективном обсуждений проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность высказаться каждому ученику; включать в разговор наи­более, застенчивых менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несог­ласие с выступающими.

Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми при­сутствовала шутка, но не следует превращать все дело в шутку. Как говорил К.Д. Ушинский, нужна ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, добро­та без слабости, порядок без педантизма.

Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в усло­виях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успоко­ить его, как выразить ему свое сочувствие.

Педагогически одаренный человек, овладевший педа­гогической теорией и сделавший педагогический труд глав­ным содержанием и смыслом своей жизни, просто не может разминуться с успехом.

Формирование информационной культуры педагога осу­ществляется прежде всего в процессе организованного обу­чения информатике и информационным технологиям в школе и включения современных электронных средств пе­редачи информации в учебно-воспитательный процесс-

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры.

Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ его профессиональной деятельности, обеспечивающий решение различного рода профессиональных задач. Процесс решения задач составляет технологию педагогической деятельности как компонента профессионально-педагогической культуры педагога.

многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса. В теоретических исследованиях происходит формулировка законов, построение теорий и концепций, в то время как прикладные исследования анализируют саму педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты;

классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения, а иногда сдерживает внедрение нового;

широкое внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов осуществления педагогического процесса;

общая дидактика остается очень теоретической, методика обучения и воспитания - очень практической; требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию и практику.

Рассматривая педагогическую технологию в контексте профессионально-педагогической культуры, правомерно выделить в ее структуре такой элемент, как технология педагогической деятельности, включающего совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности педагога.

Профессиональную культуру педагога характеризует наличие аксиологического, технологического и личностного компонентов.

Подробнее остановимся на описании каждого из представленных компонентов.

Аксиологический компонент

В общем смысле под аксиологией понимается философское учение о происхождении и сущности ценностей.

Аксиологический компонент профессиональной культуры педагога составляют основные педагогические ценности, которые распространены в современном образовании. Процесс педагогической деятельности способствует овладению комплексом определённых идей, концепций, знаний и умений, обладающих на данный момент большей значимостью, составляют педагогические ценности.

Под педагогическими ценностями понимаются внутренние, эмоционально освоенные регуляторы деятельности, определяющие отношение к окружающему миру, себе и моделирующие содержательный компонент профессиональной деятельности.

Изменяющиеся условия педагогической деятельности, а также развития образования, приводят к изменению, переоценке педагогических ценностей. В истории педагогики, к примеру, это можно проследить по эволюции теории обучения – осуществлялся постепенный переход от схоластической теории обучения к объяснительно-иллюстративному, а затем – к проблемно-развивающему.

В современной литературе педагогические ценности классифицированы следующим образом:

  • общественно-педагогические;
  • профессионально-групповые;
  • личностно-педагогические.

Технологический компонент

Готовые работы на аналогичную тему

В процессе профессиональной педагогической деятельности решается целый комплекс профессиональных задач, решение которых представляет собой технологию педагогической деятельности. Технология педагогической деятельности включает в себя приёмы и способы организации деятельности педагогов и может быть рассмотрена в контексте решения педагогических задач, включающих целеполагание, планирование, организацию, оценку и коррекцию.

В литературных источниках представлено наличие следующих бинарных групп педагогических задач:

  • аналитико-рефлексивных,
  • конструктивно-прогностических,
  • организационно-деятельностных,
  • оценочно-информационных,
  • коррекционно-регулирующих.

Личностный компонент

В данном компоненте профессиональной культуры педагога отражается творчество педагога и его личностные качества. Реализация творчества в практической деятельности педагога требует наличия следующих личностных качеств: инициативы, индивидуальной свободы, самостоятельности, ответственности, готовности к риску, независимости суждений. Таким образом, профессиональная культура педагога характеризуется творческим приложением и реализацией педагогических способностей личности.

Одной из предпосылок творчества в педагогической деятельности является выделение своего профессионального Я из окружающей действительности, противопоставление себя в качестве субъекта объектам воздействия, а также осуществление рефлексии своих действий, слов, мыслей.

Творчество определяется как отличительная черта, присущая профессии педагога. В этой связи могут быть представлены специфические черты, которые присущи только педагогическому творчеству:

Читайте также: