План самообразования использование икт на уроках английского языка

Обновлено: 02.07.2024

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;

Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.

Изучение литературы по проблеме;

посещение занятий преподавателей, работающих по данному методу

Сентябрь –декабрь 2012

А)1.Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

Б) 1. Изучение обязательного минимума содержания образовательных программ по иностранному языку.

2. Изучение и анализ содержания программ по английскому языку и опыта их использования.

3. Изучение методической и учебной литературы по предмету.

4. Выбор методов, приемов, техник и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих результативность учебно-воспитательной работы.

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

2.. Поиск информации по теме самообразования и детальное ее изучение.

3. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме.

4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

1. Планирование открытого урока.

2.. Анализ проводимых уроков и мероприятий (своих и коллег).

3. Разработка модели образовательного процесса в технологии здоровьесбережения.

4. Изготовление методических пособий , раздаточного и наглядного материала.

5. Электронные презентации

6. Электронные тесты

Оформление результатов работы.

1. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

2. Написание реферата по теме самообразование.

Распространение опыта работы.

Публикация методических разработок, статей.

Общение с коллегами в школе и в Интернете.

Интернет ресурсы:

1. Заир-Бек Е.С.. Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха.

2. Лаврикова Т.В. Педагогика личности.

3. Григорьев Д.В. Пособие для учителей.

4. Начальная школа. Просвещение.

5. Иванов А.В. Работаем по новым стандартам.

6. Шумакова Н.Б. работаем по новым стандартам.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Предмет: английский язык
учитель: Тазаян М. Н.
ГБОУ КШИ
2015 г.


Цель:
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания.
Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую Информационно-коммуникативную технологию и проектную.
Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена всем требованиями образовательного стандарта РФ на современном этапе развития сферы общего и среднего образования. Я считаю , что использования информационно-коммуникационных средств обучения на уроке английского языка является лучшим способом повышения эффективности учебного процесса. Во первых этот метод позволяет мне:
1. Экономить время.
2. Повышает интерес к изучению предмета
3. Увеличивает процент самостоятельного поиска зн

Оценить 4690 0

Предмет: английский язык

учитель: Тазаян М. Н.

Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания.

Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую Информационно-коммуникативную технологию и проектную.

Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена всем требованиями образовательного стандарта РФ на современном этапе развития сферы общего и среднего образования. Я считаю , что использования информационно-коммуникационных средств обучения на уроке английского языка является лучшим способом повышения эффективности учебного процесса. Во первых этот метод позволяет мне:

1. Экономить время.

2. Повышает интерес к изучению предмета

3. Увеличивает процент самостоятельного поиска знаний.

4. Обогащет содержание урока.

5. Организуется интерактивное общение

6. Дает возможность реализации принципиально новых форм и методов обучения.

Одним из вариантов применения информационных технологий которые я использую на своих уроках является :

1.Систематическое использование информационных технологий в качестве средств обучения.

Далее хочу остановиться на мультимедийных презентациях, используемых для развития такого вида речевой деятельности, как аудирование. Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

В данной работе хочу остановиться на вопросе развития у учащихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим учащимся облегчает процесс правильного написания. И в дальнейшем эти записи использовать для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Другой положительный результат использования ИКТ – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку. Содержание презентаций может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

Применение средств информационных технологий в процессе обучения английскому языку позволяет эффективно :

1. Вводить новый материал, его структурирование и обобщение

2. Отрабатывать знания в области грамматики и лексики

3. Развивать навыки аудирования и чтения с различной степенью проникновения в текст

4. Развивать диалогическую речь у учащихся.

5. Развивать навыки письма

6. Проводить текущие и итоговые тестовые занятия

7. А также организовывать самостоятельные творческие задания, проекты, переводы по домашнему чтению.

Мои результаты в области применения ИКТ на уроках английского языка:

Результативность работы.

В классах, где ИКТ применяется в системе показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на старшем этапах.

80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;

55% считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал;

62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке мультимедийных презентаций;

Как я уже отмечала выше, в моей практике после применения ИКТ на уроках английского языка заинтересованность в изучении предмета возросла, а также повысилась эффективность обучения.

Положительными результатами использования данного опыта можно

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

индивидуализировать учебный процесс;

Ожидаемые результаты:

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;

повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок;

разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация представляет собой отчет по теме самообразования. Тема актуальна, цель ее - через ИКТ способствовать основной цели модернизации образования - улучшение качества обучения, обеспечения гпрмонического развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. В работе представлены основные направления использования ИКТ, особенности их применения в вечерней школе, на уроках и во внеклассной работе. Особое внимание уделяется созданию собственных мультимедийных презентаций и их использование в своей работе.

Отчёт по теме самообразования

за 2014 – 2015 учебный год

члена ШМО, учителя английского языка

Гусевой Ирины Валентиновны

Приложение 1

План работы над темой по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

3.Изучение литературы по теме.

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

1.Формирование методического комплекса

2.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Создан методический комплекс мультимедийных презентации к урокам (2-11 классы)

2.Оформление результатов работы по теме самообразования

1.Использование опыта в дальнейшей работе.

2.Распространение собственного педагогического опыта

Выступление на заседании методического объединения, обсуждение, проведение экспертизы методических наработок

План работы над темой по самообразованию (Приложение 1)

4. Методологическая основа

5. Система применения ИКТ

6. Аппаратные средства

7. Основные направления использования ИКТ

8. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Актуальность темы:

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Цель: через применение ИКТ способствовать достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

1)использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;

2)сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;

3)формировать и развивать коммуникативную компетенцию;

Пояснительная записка

Особенности образовательного процесса в вечерней школе.

Основной контингент обучающихся составляют осужденные, люди, лишенные свободы. Как правило, это бывшие учащиеся дневных, вечерних школ, в свое время не завершившие образование по разным причинам. Кроме них, обучаются лица, которые не изучали иностранные языки вообще, например в коррекционных школах, ил изучали когда-то немецкий язык. В связи с этим приходится сталкиваться с множеством проблем при проведении уроков и внеклассных мероприятий. Трудности возникают и с использованием в учебном процессе мультимедийных продуктов: непонимание содержания, соответственно, снижение интереса к изучаемому. Поэтому многие презентации составлены на русском языке или на двух языках (английском и русском). Внеклассные общешкольные мероприятия проводятся только на русском языке.

Методологическая основа

Вопрос о применении информационных технологий в школе в процессе обучения обсуждается учёными, методистами и педагогами-практиками. Методологической основой моей работы послужили труды Н.Д. Гальсковой, Е.С. Полат, И.А. Зимней, С.В. Новикова, а также: Современная концепция личностно-ориентированного образования, Концепция информатизации образования Российской Федерации, Государственный образовательный стандарт и Примерная Программа по иностранным языкам.

Наше время предъявляет новые требования к процессу обучения иностранным языкам. Одно из таких требований – коммуникативный подход, основной задачей которого является формирование и развитие коммуникативной компетенции (способности общения на иностранном языке). Поэтому я решила уделить особое внимание поиску наиболее эффективных методов и приемов работы с учащимися для формирования и развития коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка c помощью ИКТ.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи , анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;

2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);

3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.

4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. Я, в основном имею дело только с аппаратными средствами.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Основные направления использования ИКТ

Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.):

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

Из выше перечисленных чаще всего я использую готовые мультимедийные продукты, собственные мультимедийные презентации, использую ИКТ во внеклассной работе и прибегаю к ресурсам сети Интернет.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации на моих уроках. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, по-моему мнению, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю информационно-коммуникативные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Данное направление является наиболее распространённым в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ.

Готовые продукты доступны на различных сайтах Интернета, многие из них взяты у коллег – преподавателей английского языка районного методического объединения.

2. Создание собственных мультимедийных презентаций.

Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики. При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию (например, при изучении вопросов организовать взаимное перемещение подлежащего и сказуемого). Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).

Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация.

Если готовые мультимедийные продукты часто не полностью подходят к теме урока и не всегда соответствуют уровню подготовки обучающихся вечерней школы, слишком сложные для понимания и выполнения имеющихся в них заданий, то в этом случае, я прибегаю к созданию собственных презентаций. Они четко передают материал, необходимый для изучения, доступны для понимания, задания, тесты, вопросы для проверки понимания, тексты к слайдам я стараюсь составить так, чтобы обучающимся было понятно. Иллюстрации подбираю красочные, привлекающие внимание, комментарии иногда делаю на русском языке, чтобы заинтересовать обучающихся, для которых английский язык второй (в школе изучали немецкий или не изучали совсем). Накоплен довольно большое количество таких презентаций. Например,

В начальной школе по учебнику Биболетовой З.М. разработана презентация

3. Использование ИКТ в во внеклассной работе

Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеороликов.

При проведении внеклассных мероприятий также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Учителя нередко прибегают все к тем же программных продуктам, позволяющим соединять в себе все мультимедиа ресурсы.

Внеклассные мероприятия все три года проводятся с использованием презентаций, видеосюжетов.

(Конспект мероприятий с разработанными презентациями прилагается).

4. Использование Интернет – ресурсов.

Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.

Использование сети Интернет в условиях исправительной колонии запрещено обучающимся, поэтому они не имеют возможности принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями.

Учитель использует в своей работе различные электронные ресурсы. наиболее распространенные для учителя английского языка:

На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах я нахожу готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги, презентации и, которые перерабатываю и использую в своей работе (приложение № 2).

Несомненным преимуществом использования ИКТ является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально активной личности.

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

Использование ИКТ на уроках английского языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

индивидуализировать учебный процесс;

Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении английскому языку и нуждается в дальнейшем исследовании.

Библиография

Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36

Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием, ИЯШ № 3 2008 с. 20

Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2009

Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009

Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166

Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

Краткое описание: Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности. Для меня наиболее актуально использование видеоуроков и презентаций. На мой взгляд, главным преимуществом применения данны

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 281"

Использование информационно - коммуникационных технологий обучения на уроках английского языка.


Учитель английского языка

Савченко Марина Васильевна

Москва, 2016 год

Мы живём в компьютерную эру, и это требует от людей разных профессий, включая учителей, компьютерной грамотности и технологической образованности.

Применение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения.

повышения профессионального мастерства,

совершенствования языковых и речевых умений,

для развития интереса учеников к предмету,

переписки с друзьями и коллегами,

создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания,

Выбранная тема очень актуальна в век компьютерных технологий.

Разработан план работы на год над темой по самообразованию:

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Средства ИКТ, применяемые на уроках английского языка

повышение мотивации к изучению языка;

развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

увеличение объема лингвистических знаний;

расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

Для этих целей используются:

А) Электронные учебные пособия (ЭУП) по английскому языку являются одной из самых удобных и успешных компьютерных инноваций.

К ним относятся видеоматериалы учебника "Market Leader" к курсу делового английского языка (business English) и серия видеоуроков "Life", охватывающая разные темы по курсу общего английского языка (general English). Аутентичные видеоматериалы способствуют расширению кругозора учащихся и снятию психологического барьера при общении с носителями языка, а также дают возможность познакомиться с английской культурой более непосредственно в их повседневной жизни.

В) Мультимедийный проектор имеет также массу преимуществ на занятиях по английскому языку: он позволяет сократить количество раздаточного материала, сэкономить время, которое обычно тратится на представление материала на обычной доске, упрощает работу с таблицами, схемами и презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также дает возможность смотреть видеофильмы, с помощью которых можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.

Г) Зачастую на занятиях по английскому языку я предлагаю студентам сделать небольшие устные презентации и доклады по интересующим их профессиональным темам с использованием компьютерных программ. Такие программы, как, например, Power Point и Microsoft Office, позволяют развивать навыки самостоятельной, творческой и исследовательской работы студентов, повышают мотивацию к изучению английского языка, а также реализуют индивидуальный подход к каждому студенту. Иллюстративный и текстовый материал, содержащийся в компьютерных презентациях, помогает студентам легче воспринять и запомнить устную информацию, сообщаемую докладчиком.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:


Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

Индивидуализация работы самого учителя;

Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

Усиление мотивации к обучению;

Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде "диалога с компьютером".

В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

предоставление учебников и другого печатного материала;

пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;

односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Понятие мультимедиа, вообще, и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.

Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" имеет сразу несколько разных значений.

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий - сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM - для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:

разработка структуры ресурса;

отбор и структурирование учебного материала;

отбор иллюстративного и демонстрационного материала;

разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;

2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.

3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.

4. Тестирование и экспертная оценка

системы обработки статической графической информации;

системы создания анимированной графики;

системы записи и редактирования звука;

Для меня наиболее актуально использование видеоуроков и презентаций.

На мой взгляд, главным преимуществом применения данных компьютерных технологий, по сравнению с традиционными методами обучения, является сочетание аудио - и видео наглядности. Все это необходимо для успешного и эффективного восприятия и запоминания учебного материала, в экономии учебного времени, а также в возможности учащихся самостоятельно ознакомиться с аутентичными материалами, отражающими особенности современных реалий английского языка.

В целом необходимо подчеркнуть, что использование новых компьютерных технологий в сфере обучения английскому языку позволяет создать уникальную обучающую среду. В которой, с одной стороны, активизируется деятельность каждого ребенка в процессе обучения (составление докладов, подготовка презентаций и т.п.), а с другой, создаются ситуации для коллективной деятельности студентов (просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей и т.п.), проявляется их творческая активность и индивидуально-личностные особенности.

При помощи применения Интернет-ресурсов школьники постепенно приобщаются и к исследовательской деятельности, формируя навыки ориентирования в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений, что является основной задачей обучения не только английскому языку, но и любому предмету в сфере образования.

Использованные источники информации:

Инновационные технологии в образовании. Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. Вып. № 2. М.: МАКС Пресс, 2011. 141 с.

English for IT specialists: Student's book. Под ред. Стишковой Л.И., Андреевой Т.В., Николаевой Е.Е., Шауб Н.В. СПб: МБИ, 2011. с.5-34.

Читайте также: