Субъекты правоотношений анализ обучения в школе

Обновлено: 02.07.2024

§ 7. Правоотношения в сфере образования:
общая характеристика
Понятие и признаки правоотношений в сфере образования. В об - ществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные соци- альные связи.
В самом общем виде, правоотношения – это фактические обще- ственные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере обра- зования приобретают ряд определенных признаков и свойств.
Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изме- няются и прекращаются только на основе правовых норм.
Речь идет не только о международных документах и внутригосу- дарственных нормативных правовых актах различного уровня, ко то - рые закрепляют право человека и гражданина на образование. В пра- воотношении субъективные права, юридические обязанности и от- ветственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании обра- зовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, явля- ются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.
Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как ми- нимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле.
С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях. Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполне- ния обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучаю- щемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспе- чить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.
Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего ак-


Глава I. Общие положения образовательного права
116
– обучающиеся;
– родители (законные представители) несовершеннолетних обу- чающихся.
К каждому участнику правоотношений в сфере образования зако- нодатель предъявляет специфические требования.
Так, организация, осуществляющая образовательную деятель-
ность, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
К педагогическим работникам предъявляются требования ст. 65,
331 ТК РФ. Согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой до- говор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
– страховое свидетельство государственного пенсионного стра- хования;
– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, под- лежащих призыву на военную службу;
– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголов- ного преследования либо о прекращении уголовного преследо- вания по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допуска- ются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или под- вергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по


Глава I. Общие положения образовательного права
118
2) Вменяемость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с различной формой умственной отсталости), которые в гражданском и иных отраслях права считаются недееспособ- ными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обуча- ются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
1 3) Наличие уровня образования, необходимого для продолжения обучения.
Например, для того чтобы обучаться по программам бакалавриата или специалитета, необходимо предоставить аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании, по программам магистратуры – диплом бакалавра или диплом специ- алиста и т.д.
?
Ответьте на вопрос.
Вам предлагается выполнить практическое задание 6 рабочей
тетради.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаю- щихся являются субъектами правоотношений в сфере образования до достижения детьми совершеннолетия и, как правило, активно реали- зуют свои права, когда речь идет о защите прав и законных интересов их детей. Специфика правоотношений в сфере образования состоит также и в том, что обучающиеся выступают активными участниками правоотношений и самостоятельно реализуют предоставленные им права и обязанности.
!
Особенности правосубъектности.
Вам предлагается выполнить практическое задание 5 рабочей
тетради.
Объекты правоотношений в сфере образования. Объект правоотно- шений в сфере образования многогранен и представлен следующими категориями:
а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обуча- ющимся и передаваемых педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков, компетенций определенного объема и сложности, соответствующих требованиям ФГОС и
1
Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения /
Т.Н. Трош кина // Реформы и право. 2011. № 3. – С. 55.


§ 8. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса
121
регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения, международная деятельность в сфере образования /
А.А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 351 с.
3. Методические рекомендации для уполномоченных по правам участ- ников образовательного процесса / Сост.: Д.В. Замышляев, К.П. Кра- ковский. – М.: Юрист, 2013. – 130 c.
4. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекоменда- ции / авт.-сост. Т.Г. Гричаникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель,
2010. – 121 с.
5. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития: Монография /
В.В. Спасская. – М.: Поматур, 2006. – 176 с.
6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сы- рых. – М.: Готика, 2002. – 400 с.
7. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / М.Ю. Фе- дорова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 173 с.
8. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие /
Д.А. Ягофаров. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 399 с.

Образовательное отношение – это отношение, возникающее между обучающимися, образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимися дошкольного, общего и профессионального образования.

Субъектами правоотношений выступают обучающиеся лица, которые желают получить общее или профессиональное образование.

Образовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательную деятельность и имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности и имеющие государственную аккредитацию, т.е. имеющие право на выдачу дипломов государственного образца.

Педагогический работник – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование и ведущее образовательную деятельность.

Образовательными отношения характеризуются следующими особенностями:

1. Правоотношения возникают на основе правоприменительного акта образовательного учреждения, которым лицо признается в качестве обучающегося этого учреждения

2. Образовательное правоотношение проявляется в том, что преподаватель осуществляет свою деятельность посредством передачи знаний и умений в ходе лекций, семинарских занятий и иных способов, предусмотренных образовательной программой

3. Образовательное отношение характеризуется особым объектом – совокупностью духовных благ, ради которых человек вступает в образовательное правоотношение. Эти блага – знания, навыки, способность совершать определенные действия на высоком профессиональном уровне и умения

4. Особенность объекта напрямую влияет на правовой статус обучающегося. Обучающийся в этом правоотношении выступает управомоченным лицом. Он имеет право на получение знаний, навыков и умений. Одновременно обучающийся выступает обязанным лицом. Он должен постоянно демонстрировать наличие у него наличие знаний, навыков и умений в соответствии с учебным планом. Эти знания, навыки и умения демонстрируются в ходе семинаров

5. В этом плане педагогические работники выступают в 2х ипостасях:

· Как специалист, передающий знания

· Как должностное лицо, осуществляющее функции аттестации обучающегося

6. В образовательных отношениях отсутствует материальная и иная ответственность за прекращение обучающимся занятий

2. Почему образовательное правоотношение не является образовательной услугой

В современной юридической литературе нередко можно встретить утверждения о том, что образовательные правоотношения являются образовательной услугой и права и обязанности субъектов этого правоотношения определяются гражданским законодательством.

· Во-первых, в этом правоотношении отсутствует принцип равенства, потому что преподаватель в этом правоотношении не равноправный партнер, а специалист, наделенный властными отношениями.

· Во-вторых, содержание образовательного отношения определяется не обучающимся, и не образовательным учреждением, а государственным образовательным стандартом и учреждение отступать от него не имеет права. Далее, аттестация как промежуточная, так и итоговая ведется по образовательному государственному стандарту.

· В-третьих, итоговая аттестация проводится государственной комиссией, которую возглавляет председатель, утверждений МинОбр на уровне ВУЗов, либо другим органом управления образования.

· В-четвертых, договор, на основании которого обучающийся, оплачивая стоимость обучения, выступает лишь юридическим фактом необходимым для заключения образовательного отношения.

Таким образом, эти особенности нам показывают, что образовательные отношения гражданскому праву не соответствуют и выступают особым видом правоотношений.

3. Образовательное право как самостоятельная отрасль системы российского права

Образовательное право представляет собой сложное системное образование. Состоит из отношений, образующих его основу, профиль. Кроме того в образовательное право входят комплексные институты – гражданского, трудового, семейного, финансового права и т.д.

Наличие норм и институтов других отраслей права присутствующих в образовательном праве не отменяет самостоятельного значения данной отрасли, поскольку нет ни одной отрасли, имеющей чистый предмет правового регулирования без присутствия норм других отраслей права. Например, гражданское право является наиболее уникальной отраслью права и имеет наиболее чистый предмет правового регулирования, тем не менее в нем присутствуют процессуальные нормы и нормы административного права. Поэтому наличие комплексных институтов в образовательном праве не лишает его права быть самостоятельной отраслью, тем более что образовательное право имеет свой уникальный метод правового регулирования, который выражается в следующих особенностях:

1. В образовательном праве отсутствуют недееспособные лица. Любой самый умственно отсталый ребенок является субъектом образовательных отношений, его все равно обучают элементарным навыкам поведения

2. В образовательном праве существует весьма низкий уровень наступления дееспособности. По общему правилу полная дееспособность в отраслях права с 18 лет, однако в образовательном праве дееспособность наступает с того момент как ребенок пошел в образовательное учреждение за получением знаний. Поэтому гражданско-правовая конструкция, когда за дееспособное лицо действуют опекуны или родители, в образовательном праве не действует.

3. Метода образовательного права характеризуется особенностью вступления в образовательные правоотношения. На уровне общего образования все лица, достигшие определенного возраста, не только имеют право, но и обязаны приступить к изучению школьной программы. Эта обязанность является всеобщей, доступной и бесплатной

Метод образовательного права характеризуется специфическими способами прекращения данного правоотношения. Обучающийся профессиональному образованию может покинуть образовательное учреждение в любой момент, не неся за это ответственность.

Таким образом, названное свидетельствует, что метод образовательного права характеризуется определенной спецификой, отличающееся

Следовательно, образовательное право, обладающее собственным предметом и отличным методом правового регулирования, является отдельной отраслью права. Однако эта отрасль находится в стадии становления. Не все юристы признают право данной отрасли быть самостоятельной отраслью права, что имеет определенные исторические предпосылки.

В условиях советского государства, когда образование было полностью бесплатным, все регулирование осуществлялось на уровне актов. Оно было лаконичным и пробельным, потому что споров между обучающимся и преподавателем не было.

В настоящее время система образования существенно расширилась, появилось платное образование, чтобы решать вопросы, связанные с решением проблем в данной сфере.

Решающим этапом на пути формирования образовательного права как новой отрасли права является подготовка и принятие образовательного кодекса. В настоящее время такой кодекс имеется во Франции и Белоруссии. В РФ пока что ведутся предпроектные исследования данного вопроса – нужен ли в России образовательный кодекс.

Первая попытка создания такого кодекса в России предпринималась в начале 21 века

Основы этого кодекса были закреплены в модельном кодексе об образовании, принятом Генеральной Ассамблеей стран-участников СНГ.

§ 7. Правоотношения в сфере образования:
общая характеристика
Понятие и признаки правоотношений в сфере образования. В об - ществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, моральные, религиозные, наиболее значимые из них требуют юридического закрепления, то есть создания правовых норм, регламентирующих поведение людей, вступивших в различные соци- альные связи.
В самом общем виде, правоотношения – это фактические обще- ственные отношения, урегулированные нормами права. Становясь правовыми, образовательные отношения и отношения в сфере обра- зования приобретают ряд определенных признаков и свойств.
Во-первых, правоотношения в сфере образования возникают, изме- няются и прекращаются только на основе правовых норм.
Речь идет не только о международных документах и внутригосу- дарственных нормативных правовых актах различного уровня, ко то - рые закрепляют право человека и гражданина на образование. В пра- воотношении субъективные права, юридические обязанности и от- ветственность участников конкретизируются в договорах различного вида (например, договор об образовании, договор об оказании обра- зовательных услуг, договор между учредителем и муниципальным образовательным учреждением и др.), которые, в свою очередь, явля- ются одним из оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере образования.
Во-вторых, правоотношение в сфере образования – это, как ми- нимум, двусторонняя связь между субъектами, выражающаяся во взаимном содействии и взаимном контроле.
С точки зрения собственно образовательных отношений данная связь не может быть в полной мере равноправной, что обусловлено спецификой педагогических отношений. Педагогический работник и обучающийся заведомо находятся не в равных условиях. Педагог имеет право требовать добросовестного отношения к учебе, выполне- ния обучающимся предъявляемых к нему требований, а обучающийся обязан их выполнять. Педагог также имеет право применять к обучаю- щемуся меры педагогического воздействия, которые призваны обеспе- чить эффективность образовательного процесса в случае отсутствия мотивации к обучению у учащегося.
Следует также заметить, что образовательный процесс основан на принципе педагогического сотрудничества, предполагающего ак-


Глава I. Общие положения образовательного права
116
– обучающиеся;
– родители (законные представители) несовершеннолетних обу- чающихся.
К каждому участнику правоотношений в сфере образования зако- нодатель предъявляет специфические требования.
Так, организация, осуществляющая образовательную деятель-
ность, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.
К педагогическим работникам предъявляются требования ст. 65,
331 ТК РФ. Согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой до- говор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
– страховое свидетельство государственного пенсионного стра- хования;
– документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, под- лежащих призыву на военную службу;
– документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
– справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголов- ного преследования либо о прекращении уголовного преследо- вания по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допуска- ются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В соответствии со ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
– лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или под- вергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по


Глава I. Общие положения образовательного права
118
2) Вменяемость. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (в частности, с различной формой умственной отсталости), которые в гражданском и иных отраслях права считаются недееспособ- ными, в образовательном праве обладают правосубъектностью и обуча- ются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
1 3) Наличие уровня образования, необходимого для продолжения обучения.
Например, для того чтобы обучаться по программам бакалавриата или специалитета, необходимо предоставить аттестат о среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном образовании, по программам магистратуры – диплом бакалавра или диплом специ- алиста и т.д.
?
Ответьте на вопрос.
Вам предлагается выполнить практическое задание 6 рабочей
тетради.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаю- щихся являются субъектами правоотношений в сфере образования до достижения детьми совершеннолетия и, как правило, активно реали- зуют свои права, когда речь идет о защите прав и законных интересов их детей. Специфика правоотношений в сфере образования состоит также и в том, что обучающиеся выступают активными участниками правоотношений и самостоятельно реализуют предоставленные им права и обязанности.
!
Особенности правосубъектности.
Вам предлагается выполнить практическое задание 5 рабочей
тетради.
Объекты правоотношений в сфере образования. Объект правоотно- шений в сфере образования многогранен и представлен следующими категориями:
а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обуча- ющимся и передаваемых педагогическими работниками в ходе образовательной деятельности или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков, компетенций определенного объема и сложности, соответствующих требованиям ФГОС и
1
Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения /
Т.Н. Трош кина // Реформы и право. 2011. № 3. – С. 55.


§ 8. Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса
121
регулирование качества образования, экономика образовательной деятельности, отдельные виды образования и профессионального обучения, международная деятельность в сфере образования /
А.А. Кирилловых. – М.: Книжный мир, 2013. – 351 с.
3. Методические рекомендации для уполномоченных по правам участ- ников образовательного процесса / Сост.: Д.В. Замышляев, К.П. Кра- ковский. – М.: Юрист, 2013. – 130 c.
4. Обеспечение прав детей на образование: нормативы, рекоменда- ции / авт.-сост. Т.Г. Гричаникова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель,
2010. – 121 с.
5. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития: Монография /
В.В. Спасская. – М.: Поматур, 2006. – 176 с.
6. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сы- рых. – М.: Готика, 2002. – 400 с.
7. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования / М.Ю. Фе- дорова. – 4-е изд., испр. – М.: Академия, 2013. – 173 с.
8. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие /
Д.А. Ягофаров. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 399 с.

И учителю, и ученику необходимо знать свой правовой набор. Но помимо правовых гарантий, существует целый ряд обязанностей, делающих процесс обучения и воспитания стабильным и результативным.

Права и обязанности учителя и ученика

В Российской Федерации основные права и обязанности человека отражены в главном законе – Конституции РФ. Помимо данного нормативно-правового акта, регулируют права ребенка международные акты, главным из которых является Конвенция о правах ребенка, закрепляющая фундаментальные основы, которые позволяют личности достойно развиваться.

Права учащегося

Ученик - субъект образования, который имеет целый ряд прав, признанных обеспечить полноценное развитие и становление личностных качеств, защитить от возможного произвола со стороны администрации и педагогов. Ученик имеет право на следующее:

права детей

  1. Получение бесплатного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
  2. Развитие талантов, физических и умственных возможностей.
  3. Обучение в рамках ФГОС по индивидуальным учебным планам, которые определены уставом образовательной организации.
  4. Свободное выражение мнений, убеждений и взглядов в корректной форме, которая не унижает права и достоинство других.
  5. Получение информации, которая соответствует возрасту, задачам и целям учебного процесса.
  6. Свободу совести, религии и мысли.
  7. Уважение своего человеческого достоинства.
  8. Получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, которые предусмотрены уставом школы.
  9. Информирование учителем о выставленных оценках за письменные работы и устные ответы.
  10. Заблаговременное предупреждение о контрольных работах.
  11. Участие в выступлениях на школьных конференциях, открытых микрофонах, внеклассных мероприятиях.
  12. Отдых во время каникул и между уроками.
  13. Перенесение контрольной работы после пропусков по болезни, которая подтверждена документами из медицинской организации.
  14. Перевод в другое образовательное учреждение при успешной аттестации.
  15. Неприкосновенность собственных вещей.

Права ученика на уроке:

  1. Ученик может знать о выставленной оценке, балле за ответ.
  2. Имеет право знать текущие оценки за предмет.
  3. Может высказать собственную точку зрения, мнение на уроке.
  4. Вправе выйти в туалет, предупредив об этом учителя.
  5. Имеет возможность корректно указать на ошибку учителя, если тот ее совершил.
  6. Может поднять руку и ответить по содержанию темы.

Обязанности

Каждый обучающийся, кроме прав, имеет и обязанности. Ученик обязан:

  1. Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные планом учебные занятия, выполнять индивидуальный план и задания, которые дал учитель.
  2. Стремиться к духовному развитию и нравственному совершенствованию.
  3. Соблюдать устав образовательной организации.
  4. Бережно относиться к школьному имуществу.
  5. Уважать достоинство и честь других участников образовательного процесса.
  6. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
  7. Соблюдать правила техники безопасности.

Что запрещено ученикам в школе

Существует ряд действий, категорически запрещенных в учебном заведении.

В школе запрещено:

  1. Распивать спиртное, курить.
  2. Носить опасные для здоровья и жизни предметы.
  3. Играть в азартные игры.
  4. Выражаться с использованием нецензурной лексики.
  5. Портить чужое имущество.
  6. Унижать чужое достоинства и права.

Права учителя в школе

Учитель имеет право на следующее:


Зная права и обязанности, каждый может быть защищен от принижения собственного достоинства, от неправомерных действий. Ведя ребенка в первый класс, родители должны рассказать ему об основных правилах поведения.

Читайте также: