Что такое род в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родовая община — это форма социальной организации, основанная на кровном родстве ее членов, коллективном труде, потреблении, собственности на орудия труда, землю, территорию охоты.

Историки считают, что это первая форма социальной организации. Изначально она строилась на принципах равноправия: все ее члены трудились сообща, представляли собой единый большой коллектив, на равных правах распоряжались имуществом.

Несколько родовых общин, живущих по соседству и имеющих партнерские отношения, составляли племя. В его главе стоял совет старейшин, который решал все бытовые задачи. Вопросы охраны находились в ведении военного предводителя — вождя племени.

История появления, какому периоду характерна

Первые общины сформировались 30000 лет назад. К этому времени наиболее успешными оказались те формирования, где люди передавали накопленный опыт своим детям. Именно в них активно развивалось изготовление орудий труда, накапливались знания, умения. Они и являлись родовыми общинами.

Род — это основа возникновения общины, группа людей, имеющих единого предка-родоначальника.

Самые древние из подобных поселений обнаружены археологами в украинском селе Триполье, в окрестностях современного Еревана, в Туркмении — недалеко от Ашхабада. Известно, что большинство жителей были земледельцами. В их глинобитных укрытиях найдены емкости для хранения ячменя и проса, зернотерки из камня, орудия для возделывания грунта.

Признаки, правила и структура родовой общины

Женщины в те времена занимались земледелием, собирательством трав, кореньев, грибов и лесных ягод, рожали потомство. Ответственностью мужчин была добыча пропитания. С этой целью они занимались рыбалкой, ходили на охоту, а их пребывание в жилищах было кратким. Роль мужчин в жизни общества казалась меньшей. Поэтому родство велось по женской линии, и главной в роду долгое время была женщина.

Отношения между мужчинами и женщинами были свободными: мать крайне редко знала, кто является отцом ее ребенка, поэтому все дети считались общими и воспитывали их тоже сообща.

Старейшины почитались, к ним относились с уважением, но возраст не являлся мотивом для получения привилегий или создания привилегированных групп.

В экономическом плане коллектив представлял собой натуральное хозяйство. Земли всем хватало, поэтому между родами сохранялся мир, междоусобных войн практически не было.

Сохранению мира внутри поселения способствовало отсутствие понятия частной собственности. Все предметы обихода, кухонная утварь и орудия труда были общими. Споров на этой основе, как правило, не возникало.

Главная женщина-мать распределяла добычу и собранные припасы. Схема был проста: продукты раздавались поровну или пропорционально естественной потребности каждого из членов. В осенний период труженики участвовали в празднествах-ярмарках, где обменивались едой и орудиями с представителями других племен.

Виды общин, чем отличаются

Развитие матриархальных общин постепенно привело к формированию нового вида — патриархальной или семейной общины. Матриархат сдал свои позиции, уступив патриархальному укладу.

Причиной послужило усложнение используемых человеком орудий и технологий обработки земли, развитие скотоводства. Теперь мужчина реже покидал жилище, выполняя самую тяжелую и ответственную работу. Поэтому и главная роль постепенно перешла к нему.

На первых этапах важной характеристикой семейной общины служило демократическое управление. С ходом времени положение менялось: глава приобретал все большую власть, получал в собственность общее имущество.

В отличие от родовой общины, семейная обрела черты общества с частной собственностью. Эта собственность не распределялась как раньше поровну между членами коллектива, а передавалась по наследству старшим сыновьям главы.

Так поменялось смысловое содержание общин. Все чаще они стали распадаться на мелкие формирования, по описанию напоминающие современные семьи.

РОД, или родовая община, историческая общественная форма, свойственная первобытнообщинному периоду истории и представляющая собой хозяйственное, общественное и идеологическое соединение кровных родственников, происходящих от одного предка; в более широком смысле понятие рода обнимает не только всех живущих, но и умерших членов рода — предков. Род возникает на определенной стадии развития производительных сил, на смену начальной общественной форме — первобытному человеческому стаду (см. Стадо первобытное). С точки зрения археологической периодизации род возникает с началом верхнего палеолита (см.), в эпоху Ориньякской культуры (см.). По периодизации Моргана (см.), принятой Энгельсом, Р. возникает на средней ступени дикости. Возникновение Р. знаменуется отчетливо сказывающимся скачком в развитии прежде всего самого человека, затем—техники, хозяйства, организации общества и идеологии. В развитии человека в этот момент биологическое становление человека, или антропогенез, достигает своего завершения от homo primigenius к homo sapiens (см. Происхождение человека), причем одновременно возникают и современные расы (см.). В области техники совершается представляемое Ориньякской культурой и отличное от предшествующей Мустьерской культуры (см.) развитие от универсального к дифференцированным, разнообразным по типу орудиям, при одновременном значительном повышении техники обработки; наряду с кремневыми орудиями, получает большое развитие и костяная техника, причем ряд типов представляет собой уже орудия для выделки орудий. Несомненно возникновение копья, дротика, позднее — лука со стрелами. Впервые возникает на данной стадии и искусственно сооруженное жилище. В области производительной деятельности возникновение рода сопровождается развитием массовой охоты на крупных животных, а равно рыболовства и зачатками земледелия.

Описанный подъем производительных сил требует новой организации общества, обусловливая возникновение нового прочного коллектива на смену непостоянному первобытному стаду. С другой стороны, тот же подъем производительных сил достаточным образом обеспечивает существование этого нового коллектива. Форму и связь, объединяющую этот коллектив, дает естественное родство, — возникает род. Возникновение рода знаменуется и появлением ряда элементов идеологии, в частности искусства и религии. Одной из наиболее ранних форм последней является тотемизм (см.), состоящий в представлении о связи всех членов рода с каким-либо животным, растением или явлением природы. Тотемизм остается существенным элементом идеологии рода.

Структура и организация развитого рода состоит в следующем. При матриархате основной хозяйственной и общественной ячейкой рода является небольшая, в зависимости от уровня развития производительных сил, материнская семья, возглавляемая старшей женщиной. При патриархате эта ячейка превращается в большую патриархальную семью или домовую общину. Несколько материнских семей группируются в матронимии, несколько больших патриархальных семей—в патронимии (см.). Совокупность названных ячеек составляет при матриархате материнский, при патриархате—отцовский род, или родовую общину. Размеры рода на различных стадиях развития родового строя и в зависимости от самых разнообразных условий бывают крайне различны. Производство и потребление в родовом строе покоится на коллективистических, или общинных, основаниях. Основным средоточием производства и потребления является семья. Основу хозяйственного единства рода в целом, или родовой общины, составляет владение и распоряжение землей, распределяемой по родам из общеплеменной земли. Из этого фонда рода наделяет участками усадебной и пахотной земли семьи рода для непосредственной обработки, причем эти участки подвергаются периодическим переделам в зависимости от численности обрабатывающих их семей. Вся остальная часть земельного фонда рода остается в общем владении и пользовании всего рода. В скотоводческих обществах преимущественно вся земля остается в общеродовом владении и пользовании. рода свойственно и производственное единство; нередко весь род соединяется для коллективного выполнения работ, требующих большого числа рабочих рук; при работах отдельных семей действует в случае надобности родовая взаимопомощь.

Большая советская энциклопедия. Гл. ред. О.Ю. Шмидт. Том сорок девятый. Робер – Ручная граната. – М., АО Советская энциклопедия. – 1941. Колонка. 29-32.

Аватар

Община – это группа людей, которые жили вместе по определённым правилам и селились рядом по определённому признаку. Обычно различают родовую и соседскую общины.

Род – это группа людей, связанных родством, обычно они верят, что произошли от общего предка. В древности роды часто обладали общим для всех членов имуществом.

Племя объединяло несколько общин, в начале – родовых. Часто у племени, как и у рода, был свой легендарный общий предок. Главное, в племени были свои органы власти.

Аватар

Род или родовая община – первые объединения древних людей, включавшие кровных родственников. Имущество общины считалось общим достоянием, все её члены имели равные права, вопросы решали сообща. При этом наибольшим влиянием пользовались самые старшие, умудрённые опытом люди. Племя – несколько живущих по соседству родовых общин.

Проблема происхождения рода является одной из самых трудных в науке о первобытном обществе и вызывает много споров и по сегодняшний день. Процесс перехода первобытной стадной общины в родовую реконструируется на основе научного анализа сохранившихся пережиточных явлений в реликтовых и отчасти в цивилизованных обществах. Нередко ученым приходится ограничиваться логическими доводами из-за отсутствия непосредственной этнографической информации.

Несомненно одно: совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, который согревал его обитателей, — все это объединяло людей, сплачивало их.

Примечательно, что в отличие от животного человек заботился уже не только о самом себе и не только о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю добычу на месте охоты, мустьерские охотники несли ее в пещеру, туда, где у пылающего костра оставались занятые ведением домашнего хозяйства женщины, а также дети и старики.

Таким образом, благодаря успешной охоте и относительной оседлости в эту эпоху жилища служили не только для защиты от неблагоприятных внешних условий, как это было раньше, но и стали хозяйственной базой, местом хранения продуктов.

Вполне вероятно, что именно в этот период начинается переход к новой форме общественной жизни. Возникают первые зачатки древнейшей формы родового общества, материнской родовой общины, мри которой ее члены связаны узами родства.

Вследствие существовавшей тогда формы брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни или ролью ее как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение.

Претерпели некоторые изменения и брачные отношения, хотя трудно с уверенностью сказать, какого уровня они достигли. Раньше, как уже отмечалось выше, отношения между полами носили неупорядоченный характер. Но дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении, прежде всего путем ограничения брачного общения между поколениями родителей и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т. д.

Впрочем, подробнее мы рассмотрим это немного позже.

ОСТРОВ РОДА

ОСТРОВ РОДА Генеральный консул пригласил меня совершить прогулку по окрестностям Каира. Отвергать подобное предложение было бы неразумно, поскольку консулы обладают всевозможными привилегиями и могут беспрепятственно бывать там, где им заблагорассудится. Кроме того,

Происхождение рода и фамилии Романовых

Происхождение рода и фамилии Романовых История рода Романовых документально воспроизводится с середины XTV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого – Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве,

ЖИЗНЬ РОДА

ЖИЗНЬ РОДА Будучи объединены общим скотом, общими мыслями, они вместе боролись. Ригведа. Мужчины были хозяевами в этой жизни, потому что они кормили род — от их охотничьей удачи зависела жизнь каждого. Женщины лишь изредка принимали участие в больших охотах, основными их

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III[19] из рода Вельфов (1125–1137)

Два рода в борьбе за власть. Лотарь III[19] из рода Вельфов (1125–1137) Генрих V умер, не оставив после себя прямого наследника. Наследование престола не было очевидным фактом. При таком положении вещей найти решение должны были князья. И оно охотно взвалили на себя такой груз. Уже

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Происхождение рода и фамилии Романовых

Происхождение рода и фамилии Романовых История рода Романовых документально воспроизводится с середины XIV века, с боярина великого князя московского Симеона Гордого — Андрея Ивановича Кобылы, игравшего, как и многие бояре в средневековом Московском государстве,

Рода войск

Рода (Круг)

Рода (Круг) Присмотримся ближе. Кто-то затягивает пронзительную грустную песню, которой остальные внимают в молчании:Boy? Who was your mestre?My mestre was Solomon.I owe him welth, helth and duty.I am a disciple who learnsI am a mestre who teaches.The secret of Sao Cosme,Is known only to Damon, camara.Парень, кто твой мастер?Мой мастер Соломон.Он дал мне

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов

84 Истребление рода Слкуни Мамгоном из рода ченов Когда персидский царь Шапух отдохнул от войн, а Трдат отправился в Рим к святому Константину, Шапух, освободившийся от дум и забот, стал замышлять зло против нашей страны. Побудив всех северян напасть на Армению, он

Происхождение рода Годуновых

Происхождение рода Годуновых Род Годуновых, согласно старинным преданиям, происходит от татарского мурзы Чета. В конце XIII в. он выехал из Орды на службу к русским князьям, правившим в Костроме. Вероятно, это были сыновья великого князя Дмитрия Александровича, Александр

Из рода Бутаковых

Из рода Бутаковых Если ехать по дороге из Костромы в Галич, то недалеко от Судиславля вам встретится село Антипино. Если же от Антипина свернуть вправо, то через несколько километров у речушки Мезы вы увидите маленькую, почти заброшенную деревушку Пчелкино. Когда?то,

Мы – из рода половецкого

Мы – из рода половецкого О Небо – всевеликий мой отец! О мать моя – великая Земля! Я сын

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт польских и литовских панов. — Самозва

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. — Описание их страны и селитьбы. — Самозванец на Дону. — Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. — Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. — Быт

Читайте также: