Структура познавательной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств.

Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние гиостические действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и прослеживающими. Поисковые действия направлены на обнаружения объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее характерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получение информации о тех изменениях, которые происходят в объекте. Продуктом этих действий являются сенсорные познаватель-

ные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.

Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.

Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутрен-них гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление.

Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на оп-ределенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение.

Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время.

Благодаря воображению человек может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления воображения возникают на основе осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение.

Мышление дает возможность отвлечься от чувственно вос-принимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные при-

знаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются.

В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир.

Между сенсорными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь. Содержание сенсорных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, делают их осмысленными и понятными для личности. Все это происходит потому, что познавательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания.

Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность.

Большую роль в процессе познания играет внимание.

Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов.

Процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с воле-выми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания.

Познавательная деятельность неразрывно связана с чувствами и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко проявляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и не-

приятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся другие. Чувства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положительные или отрицательные чувства.

Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышления. Возникающие в процессе мышления трудности иногда оказывают негативное или позитивное влияние на интеллектуальную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интеллектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Такие переживания, которые проявляются в форме любознательности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и торжества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Известно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгласом "эврика" бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестного, которое получило название "эвристики".

Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности.

Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемически- ми, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.

Познавательные способности стимулируют, направляют и регулируют гиостическую деятельность, делая ее более продуктивной, чем при их отсутствии. Сенсорные способности дают возможность более полно и точно отражать свойства и качества предметов и явлений, а также состояний внешней и внутреннй среды. Перцептивные способности проявляются в умении наблюдать за предметами и явлениями, замечать малейшие изменения в их состоянии и развитии. Мнемичес- кие способности обеспечивают полное и точное запоминание, сохранение и воспроизведение полученной в процессе познания информации. Репродуктивные способности помогают представить внутреннее строение и структуру изучаемых объектов и те изменения, которые могут произойти с ними в будущем. Интеллектуальные способности проявляются в умении анализировать и обобщать полученную в процессе познания информацию, и оперировать образами и мыслями, делать

правильные теоретические и практические выводы. Вербальные способности дают возможность правилно описать познаваемые предметы и явления, подвести итоги познавательной деятельности, правильно сформулировать гипотезы, концепции и теории, объясняющие сущность изучаемых явлений.

Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях:а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение) Структура познавательной деятельности:а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом)б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)в) целей- идеальный образ, то, что должно получитьсяг) средствад)методы-способы и приёмы. Результатом познавательной деятельности является знание:- практическое- духовно- практическое- теоритическое

1.Познание-это особый вид отражательной деятельности человека.
2.Познание-есть духовная сторона практической деятельности человека.
3.Познание-высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание- это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение- отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). Восприятие- целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение-связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение-связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
С т.зр. взаимодействия объекта и субъекта нау.позн., последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:
1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. Они и исследуют св-ва, стороны отношения объектов и их классов в данных условиях и в определенное время. 2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п.

12. Научное познание и его структура.

Научное познание -один из важнейших видов познания. Тесно связано с понятием науки.Наука- это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.Научное познание опирается на обыденное, находит в нем материал для обработки.Структура: два уровня научного познания:эмпирический – направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. При этом используются эмпирические термины, которые могут быть проверены экспериментом. Эксперимент- важнейший элемент в эмпирическом исследовании – проба, испытание изучаемого явления в контролируемых условиях. Еще один метод – наблюдение – изучение в естественных условиях. Др. метод – моделирование.Теоретический – реализуется посредством понятий, законов, принципов. Связан с теорией – системой понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить определенный класс явлений. Наука на этом уровне пользуется абстрактными(т.е. неконкретными) понятиями. Используется идеализация – т.е. понятие о несуществующих объектах (идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.) Эти два условия тесно связаны.

Взятое в целом, научное познание включает в себя два ос­новных уровня — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют под­чиненное значение. Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, на­блюдение, измерение, эксперимент, анализ, индукция. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Живое созерца­ние, чувственное познание здесь не устраняются, а становятся подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигае­мых с помощью рациональной обработки данных эмпиричес­кого знания. Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. иссле­дование самого процесса познания, его форм, приемов, мето­дов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Условно структуру науки, способы получения знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей:

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем — посредством наблюдения и экспериментаНапомним, что теоретическое знание — это такой уровень развития науки, когда через знание фундаментальных законов можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы. Третью часть составляет философско-мировоззренческий компонент науки. Поэтому, чем выше степень универсальности и всеобщности закона конкретной науки, открытого учеными, тем он ближе к философии, тем легче философии выступать в роли методологии познания. Мировоззренческий аспект науки отражает истолкование фактов, использование теории для подтверждения существующей картины мира или же дает основания для ее критики и поддержки новых гипотез. В качестве примера можно привести уже упоминавшуюся геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея. В общественной жизни мировоззренческий аспект науки проявляется в подтверждении или отрицании основополагающих принципов общественного устройства и межчеловеческих отношений, например, того или иного типа государственного устройства или различных форм собственности

13.Проблема истины в философии и науке.Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота. Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте.

Со временем медицинские термины, обозначающие умственную неполноценность или болезни, с которыми она связана, вышли за пределы науки и попали в разряд серьёзных оскорблений. Это говорит о том, насколько сильно ценились познавательные процессы с древних времён.

Познавательные процессы

Психология познавательных процессов

Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.

Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.

Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.

Структура и функции

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

  • Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение информации.
  • Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
  • Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
  • Создание стратегии поведения и его мотивов.
  • Формирование целей и перспективных задач деятельности.
  • Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:

  • Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
  • Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
  • Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
  • Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.

Виды познавательных психических процессов

Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.

К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.

Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.

Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции.

Познавательные процессы - структура и функции, классификация

Классификация познавательных процессов

Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.

Ощущения

Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.

В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.

Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.

Восприятие

Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.

Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.

Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.

Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.

Представления

Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.

Мышление

Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.

Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:

  • Наглядно-действенное мышление – элементарный вид, при котором мыслительные операции осуществляются прямо в момент физической (предметной) деятельности.
  • Наглядно-образное – оперирует как конкретными, так и абстрактными образами.
  • Абстрактно-логическое – высший уровень мышления, при котором задействованы такие инструменты, как символы, понятия и знаки.

У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.

Воображение и творчество

Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.

Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.

Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:

  • Репродуктивное – отвечает за воспроизведение элементов реальности по некоторому образцу. Например, это позволяет представить животное по описанию, механизм по чертежу. Чем больше сила воображения и объём имеющихся знаний, тем в большей степени созданный образ будет соответствовать реальности.
  • Творческое – отвечает за создание оригинальных образов, отсутствующих в действительности. Но в какой момент воображение становится творчеством? По-видимому, это происходит тогда, когда воображаемые образы воплощаются в реальности: скульптор создаёт новое произведение, художник пишет картину, писатель выпускает книгу и т. д. В этот момент внутренний мир человека, построенный воображением, как бы вторгается в реальность и изменяет её.

Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.

Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.

Внимание

Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.

Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.

Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях:

а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)

б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)

Структура познавательной деятельности:

а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом) б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)

в) целей- идеальный образ, то, что должно получиться

е) методы-способы и приёмы.

Результатом познавательной деятельности является знание:

Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека. Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец. Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временая теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания. В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога". В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс. В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать. В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.

15. Научное познание и его структура.

Научное познание опирается на обыденное, находит в нем материал для обработки.

Структура: два уровня научного познания:

эмпирический – направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. При этом используются эмпирические термины, которые могут быть проверены экспериментом. Эксперимент- важнейший элемент в эмпирическом исследовании – проба, испытание изучаемого явления в контролируемых условиях. Еще один метод – наблюдение – изучение в естественных условиях. Др. метод – моделирование.

Теоретический – реализуется посредством понятий, законов, принципов. Связан с теорией – системой понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить определенный класс явлений. Наука на этом уровне пользуется абстрактными(т.е. неконкретными) понятиями. Используется идеализация – т.е. понятие о несуществующих объектах (идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.) Эти два условия тесно связаны.

Читайте также: