Структура плана по самообразованию воспитателя детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования. )

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

5. Оформить в группе уголок…..

7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

Формы работы с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т.д.)

с педагогами (организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовить (провести) мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу и т.д.);

с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год и т.д.).

Изучение научно-методической литературы (перечень):

Автор, название, год издания, издательство.

Форма отчёта :

☻ Отчёт о проделанной работе за учебный год.

☻ Выступление на педсовете;

☻ Подбор и оформление методических материалов;

☻ Подборка и оформление конспектов непосредственно образовательной деятельности;

☻ Подбор материала из опыта работы;

ПРИЛОЖЕНИЕ . План кружковой работы.

НАПРИМЕР:

Сентябрь - диагностика детей

- Организовать работу кружка,

- создать учебную программу,

беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь Оформление папки передвижки.

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки.

Январь познакомится с литературой в периодической печати.

Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов ". /. /. "

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

- в профессиональной сфере (знание своего предмета);

- в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т. д.);

- в сфере педагогической психологии и т. п.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

Как показывает практика, далеко не все преподаватели способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:

- Что обеспечивает успех моей деятельности?

- Что влияет на ее результат?

- Какова цель моего педагогического труда?

- Каков должен быть результат? Как его измерить?

- Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?

Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.

Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.

1. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию1) Ежедневная работа с информацией.

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Источники знаний следующие:

- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

- Видео, аудио информация на различных носителях.

- Семинары и конференции.

- Мероприятия по обмену опытом.

- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.

- Курсы повышения квалификации.

2) Желание творчества.

Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего, когда работа будет интересной и доставит удовольствие.

3) Изменения, происходящие в жизни общества.

4) Общественное мнение.

Преподавателю небезразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим быть обидно.

5) Материальное стимулирование.

Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

2. Функции самообразования:

- компенсация недостатков полученного образования;

- постоянная адаптация в профессиональной деятельности, которая меняется, к ее технологиям;

- непрерывное развитие творческого потенциала личности.

3. Алгоритм работы преподавателя по самообразованию может быть следующим:

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы училища; формулирование личной и индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ПЦК, посещение с обсуждением открытых уроков и др.

5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

4. Рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогов.

4.1. Структура плана по самообразованию

1) Информационно-подготовительный этап (вводно-ознакомительный) включает в себя:

- изучение научно-методической и учебно-методической литературы;

- изучение периодической печати;

- знакомство с работами других педагогов;

- ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2) Практический этап включает:

- составление картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;

- разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;

- разработка конспектов занятий;

- разработка рекомендаций, памяток для педагогов и родителей, подготовка консультаций по теме;

- разработка и апробирование работы по конкретному разделу программы – составление календарно-тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;

- разработка опросников для диагностирования обучающихся;

- создание фотоальбомов или видеофильмов по проблеме, над которой работает педагог;

- создание собственных методических пособий, атрибутов;

- участие в работе конференций, семинаров.

3) Итоговый этап (отчет) в следующих формах:

- выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

- внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;

- ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);

- неделя педагогического мастерства;

- анализ взаимопосещений, видеоматериалов;

- выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

4.2. Организация работы по самообразованию

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

4.2.1. Рекомендации по выбору темы по самообразованию.

В процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода в определении основных направлений профессионального развития. Непрерывному повышению профессионального мастерства педагогов способствует правильно организованная работа по самообразованию.

4.2.2. Цели самообразования:

- повышение профессиональной компетентности;

- расширение педагогических и психологических знаний

- углубление знаний по методике учебных предметов;

- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

- повышение общего культурно уровня преподавателя.

Для молодых специалистов:

- адаптация педагогической деятельности,

- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

- обучение и развитие, формирование основ педагогического мастерства.

Для преподавателей, которые работают больше 5 лет:

- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

- овладение способами проектирования и программирования учебно-воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих преподавателей:

- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

- проявление творческого потенциала педагога;

- развитие исследовательской деятельности.

4.2.3. Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

- тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

4.2.4. Проблемы организации самостоятельной работы и пути решения

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Наиболее часто возникают следующие проблемы:

- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

- не могут правильно сформулировать тему самообразования;

- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

- не могут сформулировать цель и задачи работы.

Таблица. Пути решения обозначенных проблем

Не могут определиться с темой самообразования.

- Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

- Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

Формулируйте темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Книга в коричневом переплёте лежит на блокноте, рядом простой карандаш

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Девушка делает ручкой пометки в блокноте, лежащем на коленях

Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

  • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
  • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
  • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:

    Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.

Воспитательница помогает детям рисовать восковыми карандашами

Педагог должен выбирать такие приёмы работы, которые соответствуют возрасту подопечных

Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы саморазвития

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

Молодая воспитательница и дети держат перед собой клоуна из бумажных детских ладошек

Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

Пятеро воспитателей сидят за столом с разложенными на нём документами

Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

Формы работы

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

  • Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
  • Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Воспитательница снимает накидку с мольберта, на котором закреплён паук-игрушка, дети наблюдают

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

Программа работы над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

Выбор темы

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

Педагог показывает девочке пальчиковый театр

Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов

Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

Организационный период

По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:

  • аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса;
  • формулирование целей и задач работы;
  • определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса;
  • начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.

Пример обоснования актуальности темы самообразования

Освоение теории и практическая реализация

Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:

    изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений;

Воспитательница и четыре ребёнка в костюмах на сцене, дети держат большой ключ

Утренники — это самая яркая форма отчётности, которая позволяет объединить работу с детьми, родителями и коллегами

Выводы

Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).

  • Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
  • Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
  • Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
  • Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
  • Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.

Воспитатели сидят за прямоугольным столом на педсовете

Выступление на педсовете может быть не только на завершающем этапе проработки темы, но и на начальном, когда нужно сформулировать актуальность выбранного вопроса

Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.

Структура папки по самообразованию

  1. Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
  2. Обоснование актуальности темы.
  3. Цели и задачи исследования.
  4. Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
  5. Список печатных и электронных источников по теме.
  6. Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).

Четыре девочки в костюмах матрёшек

Фотоотчёты по разным видам учебно-воспитательной деятельности — это обязательная часть оформления папки по самообразованию

Примеры составления перспективных планов по самообразованию

Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.

Видео: отчёт о работе по самообразованию воспитателя старшей группы

Особенности работы по самообразованию педагогов узкой специализации

Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.

Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано в окружении трёх мальчиков и девочки

Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

Примеры планов по самообразованию узких специалистов

При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

Воспитательница и дети показывают пальцами нос

Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

  • Повышение компетентности.
  • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
  • Наличие консультаций и рекомендаций.
  • Наличие практического материала (карточки).

Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Елена Евсейчик

Елена Евсейчик

Елена Евсейчик запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📌

Подборка материала:
"ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ"
(Делимся опытом и мастерством педагогов ДОО)

Читайте также: