Какие функции обеспечивает портал кратко

Обновлено: 04.07.2024

Веб-портал для пользователей — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы (Интернет-сервисы), которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов, если они объединены под одним доменным именем.

Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, которые помогают пользователям в поиске нужной информации через Интернет. Такие порталы представляют информацию из различных источников в единообразном виде, их также называют навигационными сайтами.

Все порталы выполняют функции поиска, а также предоставляют интернет-сервисы, например: электронная почта, лента новостей и т. д..

Идея работы портала — предоставление максимального количества интернет-сервисов для привлечения наибольшего числа пользователей.

Содержание

Терминология

История

Интенсивному развитию порталов способствует ряд программных продуктов (портальные решения), которые позволяют объединить в единое пространство информацию из различных источников. Такие решения связаны, в частности, с:

  • Наличием технологии единого входа (Single Sign On), когда пользователь переходит из одного раздела портала в другой без повторной авторизации;
  • Организацией передачи данных между различными приложениями, задействованными пользователем в ходе работы на портале;

Классификация по специализации информации

Горизонтальный портал

Такие порталы, как правило, сочетают в себе разнообразные функции, предлагают разноплановый содержание (контент) и различные сервисы (новостные, финансовые, развлекательные, игровые и т.д.).

Вертикальный портал

'Вертикальный портал' (Vertical portal), портал-ниша (Niche portal) — портал узкой тематической направленности, предоставляющий различные сервисы для пользователей сети по определенным интересам и ориентированный на полный охват тематики или области деятельности.

Классификация по направленности на пользователей

Публичный портал

Корпоративный портал

Корпоративный портал (Corporate portal, Enterprise portal) — совокупность информационных систем и баз данных предприятия, организации или учреждения, представленных в сети Интернет.

Корпоративный портал предоставляет сотрудникам компании (или её постоянным партнерам) строго персонифицированный вход в ее автоматизированную систему управления (информационную систему подготовки принятия решений, экспертную систему, систему совместной работы, систему управления бизнес-процессами и т.д.).

Стандарты

  • Web Services for Remote Portlets (WSRP) — сетевой протокольный стандарт для связи с удаленными портлетами
  • JSR 168 (Java Portlet Definition Standard) определяет контракт между портлетами и контейнером портлетов и предоставляет удобную программную модель разработчикам портлетов

См. также

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Веб-портал" в других словарях:

Веб-портал — веб сайт, выполняющий роль отправной точки для своей аудитории. Обычно порталы совмещают в себе разнообразные функции с целью удержать клиента как можно дольше. Доминирующим сервисом портала является сервис справочной службы: поиск, рубрикаторы,… … Финансовый словарь

ПОРТАЛ (в Интернете) — ПОРТАЛ (англ. portal, от лат. porta ворота), в Интернете сервер (см. СЕРВЕР), предоставляющий прямой доступ пользователям к множеству серверов, включая установленные на них информационные ресурсы, а также Web приложения, которые реализуют Web… … Энциклопедический словарь

Веб (web (Интернет)-портал — интегрированный web ресурс, обеспечивающий единый интерфейс для доступа пользователей к различным информационным ресурсам, программным приложениям и web сервисам, основанным на использовании как собственной ИС, так и внешних по отношению к нему… … Официальная терминология

Веб-комикс — Веб комиксы (онлайн комиксы) вид комиксов. Формальным признаком веб комикса является то, что такой комикс опубликован в компьютерной сети. Как качественный признак выделяется то, что веб комиксы создаются или развиваются с учётом специфики … Википедия

Портал оценки врача — (нем. Arztbewertungsportal) веб страница, предоставляющая пользователям возможность оценивать врачей. Впервые появилась в Германии, немногим позже и в России. Пользователи этих сайтов могут оценивать соответствующего врача: стоматолога … Википедия

Веб-разработка — Веб разработка процесс создания веб сайта или веб приложения. Термин включает в себя веб дизайн, программирование для веб на стороне клиента и сервера, а также конфигурирование веб сервера. Содержание 1 Основные этапы веб разработки … Википедия

Веб-сериал — (англ. Web series) тип сериала, выпущенного с целью трансляции через интернет, однако в дальнейшем возможно появление и на телевидении. Одна серия наиболее часто именуется веб эпизодом. Содержание 1 Описание 2 История … Википедия

Виртуальная реальность Веб-дизайн Реклама в Интернете Интернет и бизнес Информационные Интернет - технологии SEO, оптимизация и продвижение сайтов Cоздание сайта Электронная коммерция

На основании анализа описаний, опубликованных компаниями- производителями порталов (приложение 1), а также на основании анализа литературы [29, 30, 32-39] выявлены наиболее часто встречающиеся функции портала. Среди выявленных функций портала выделены три, которые позволяют отличить его от Web-сайта.

Этими обязательными функциями являются:
интеграция информационных источников;
интеграция приложений;
поиск по всем информационным источникам.
Все выявленные функции портала сгруппированы в функциональные модули (рис. 1.2). Три обязательные функции выделены в три соответствующих функциональных модуля. Следовательно, каждый портал содержит как
минимум три функциональных модуля - модуль интеграции данных, модуль интеграции приложений и сервисов и модуль индексирования и поиска.

Инфраструктура и функциональные модули портала

Рис. 1.2. Инфраструктура и функциональные модули портала
Модуль интеграции данных предоставляет средства организации единого информационного пространства из множества разнородных источников информации. В его задачи входит организация унифицированного доступа к различным источникам информации - реляционным базам данных, хранилищам документов и электронной почты, каталогом пользователей и так далее.
Модуль интеграции приложений и сервисов решает задачу интеграции в портал различных программных приложений, а также предоставляет возможности расширения функциональности портала за счет добавления сервисов. Различие между приложениями и сервисами заключается в том, что приложения являются отдельно разработанными программными продуктами, а сервисы специально разрабатываются как часть портала.

Модуль индексирования и поиска позволяет находить требуемую пользователю информацию. Для этого модуль периодически сканирует все источники информации и индексирует их текстовое содержание. Созданные индексы используются для ускорения поиска информации по запросам.
Модуль категоризации позволяет структурировать все информационное пространство портала. Под структуризацией понимается разделение всего множества информации на связанные между собой подмножества. Каждое подмножество составляют связанные по смыслу информационные единицы — документы, описания объектов, таблицы баз данных и так далее. Связь между подмножествами может иметь различный характер.

Например, структура может быть сетевой или иерархической. Помимо этого модуль предоставляет средства формирования необходимой структуры.
Модуль профилирования предоставляет возможности явной и неявной персонификации во время взаимодействия пользователя с порталом. Для этого каждый пользователь имеет в портале свой профиль - описание предпочтений и/или интересов. При явной персонификации непосредственно учитываются предпочтения пользователя. Примером явной персонификации является настройка внешнего вида страниц портала или выбор необходимой информации для отображения. Неявная персонификация основана на автоматическом анализе действий пользователя в портале и выявлении его предпочтений. Например, пользователю может быть предоставлена информация, которую он не искал, но которая соответствует его интересам.
Модуль оповещения использует push-технологии для информирования пользователей о различных событиях в портале. Примером событий могут служить публикация новой информации в портале по определенной тематике, появление новой версии документа, регист-
рация нового пользователя и т.п.

Ключевыми вопросами, от решения которых зависит качество работы портала, являются выбор подходящего решения и функциональных возможностей современных портальных технологий.

Ключевыми вопросами, от решения которых зависит качество работы портала, являются выбор подходящего решения и функциональных возможностей современных портальных технологий

Для преодоления указанных трудностей создается единое приложение - портал. Портал - это среда для разработки, установки и запуска различных Web-приложений, с одной стороны, и для унифицированного, управляемого и администрируемого доступа пользователей к различным информационным ресурсам и сервисам - с другой. Такие ресурсы могут быть самыми разными, начиная от систем электронного документооборота (СЭД), ERP- и CRM-систем и заканчивая информационными системами, разработанными специально для конкретной организации.

Таким образом, портал обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, который дает возможность сотрудникам взаимодействовать друг с другом в рамках процессов обмена информацией и предоставляет им единый доступ ко всему многообразию приложений компании в соответствии со своими задачами.

Существует несколько классов портальных решений, выполняющих различные задачи и ориентированных на различных потребителей. Можно выделить, например, следующие:

  • для взаимодействия организации с сотрудниками (B2E), формирования единого информационного пространства;
  • для взаимодействия организации с внешними клиентами (B2C) - предоставления различных услуг внешним пользователям;
  • для взаимодействия между компаниями, проведения совместных действий с партнерами (B2B), частный случай - создание электронных торговых площадок.

Корпоративные порталы могут быть горизонтальными, то есть охватывающими весь объем информации, приложений и процессов предприятия; или вертикальными - сосредоточенными на специфическом бизнес-процессе, функции или приложении. Их также можно классифицировать в соответствии с решаемыми задачами: исполнительные порталы, порталы управления, порталы разработчиков, порталы знаний и порталы коммерческой информации.

Согласно классификации аналитической компании Gartner, можно выделить два типа корпоративных порталов.

Составляющие портала, его возможности и сервисы

Базовые составляющие портала

Основное преимущество портального решения, обеспечивающее его гибкость и возможность настройки под конкретные задачи, - модульная структура, позволяющая эффективно управлять представлением и структурой информации. Благодаря службам индексирования, категоризации и организации ссылок создается общее хранилище документов, в котором могут содержаться объекты различных типов: договоры, приказы, инструкции и положения (текстовые документы), финансовая отчетность подразделений и данные о состоянии проектов (электронные таблицы и выборки из баз данных), отчеты для руководства и доклады (различного вида презентационные материалы), стандартные шаблоны и формы.

Для удобства пользователей в рамках портала предоставляются различные механизмы, упрощающие дальнейшую работу с содержимым хранилища. Это позволяет вести совместную работу с материалами, отслеживать внесенные изменения за счет автоматической рассылки уведомлений, контролировать версию обрабатываемого документа. В ходе совместной работы над проектом каждый сотрудник получает возможность использовать наиболее привычный ему интерфейс - как популярную оболочку Windows Explorer, так и Web-браузер.

В состав портального решения могут быть включены, например, следующие сервисы групповой работы

Важная функция портала - структурирование хранящейся информации. Решение позволяет быстро создавать и поддерживать разветвленную иерархию разделов, которая отражает структуру организации. Используя готовые модули как конструктор, на портале можно создать раздел для каждого подразделения или пользователя (персональную страницу). Имеется библиотека шаблонов, позволяющая быстро создавать типовой раздел портала, при этом управлять структурой разделов достаточно легко, для этого не требуются специальные технические навыки.

Внедрение портала особенно выгодно организациям с территориально распределенной структурой, поскольку сотрудники разных подразделений получают единый доступ к документам, могут вести общие базы данных и поддерживать информационный обмен, отслеживать изменения ключевых параметров. Например, портальные технологии позволяют из всех территориально разбросанных баз данных получать и структурировать информацию, визуализировать ее и анализировать общую картину. Информация передается по каналам связи с использованием Web-технологий.

Портал и его наполнение

Портал - более универсальное, гибкое, многофункциональное средство создания и управления контентом, чем сайт. Например, используя портальные технологии, можно организовать автоматическое размещение информации в сети intranet, причем процессы публикации будут эффективно организованы с учетом принятой модели безопасности в организации.

Одно из ключевых отличий портала от сайта состоит в механизмах информационного наполнения и поддержания актуальности данных. Существующие сайты можно разделить на два основных типа со следующими характеристиками.

Много информации, мало изменений. Это сайты предыдущей эпохи, иногда с тысячами страниц, наполнение которых происходило (и происходит) вручную. Они на первый взгляд производят хорошее впечатление, но требуют глобальной технологической перестройки, которая должна обеспечить автоматическую публикацию информации из других систем и переход на оказание сервисов через сайт.

Введение в эксплуатацию портала ставит ряд важных вопросов, в частности вопросы ресурсов, ответственности, определения регламентов межведомственного обмена информацией. Например, с правительственного портала Великобритании можно получить сервисы определенных ведомств: заказать паспорт, визу, посмотреть по социальным картам свои учетные характеристики, послать запрос и отследить его прохождение, и все это делается через одно окно. В настоящее время на Западе органы государственной власти стремятся устанавливать и поддерживать прямые отношения с клиентами, а также предоставлять персонализированные государственные услуги, максимально приспособленные к нуждам конкретного человека.

Интеграция на основе порталов

Для организаций, не имеющих территориально распределенных филиалов, внедрение портала может дать существенный выигрыш за счет его интеграционной составляющей, объединения различных информационных систем компании.

Важной составляющей такого решения являются серверы интеграции приложений или наборы средств для их интеграции. Кроме того, автоматизация обновления содержания портала возможна только в том случае, если он входит составной частью в достаточно развитую ERP-систему (или внутреннюю информационную систему С такими функциями). Средства OLAP-анализа, data Mining и им подобные выходят за рамки портала, но он предоставляет возможность пользователям получать к ним оперативный доступ, в том числе и защищенный.

Указанные интеграционные возможности портала реализуются за счет уже включенного в базовый функционал набора готовых решений для связи с промышленными системами ERP-класса и промышленными интеграционными платформами, что позволяет поддерживать бизнес-процессы любой сложности, в том числе и распределенные.

Портальные возможности для пользователя

Благодаря интеграции приложений пользователь работает уже не в каком-то одном из них, а в единой среде, ориентированной на решение конкретной задачи. Если, например, необходимо провести поиск неструктурированной, текстовой информации, то портал должен интегрироваться со всеми существующими ИТ-системами, а средства поиска и управления контентом будут конвертировать все документы в унифицированный формат.

С помощью портала весьма эффективно решается проблема доступа. Современным портальным решениям свойственен мощный сервис каталогов (Directory Service), обеспечивающий развитые средства администрирования и унифицированного контроля прав доступа на основе ролей.

У каждого работающего приложения и, говоря шире, ИТ-подсистемы имеется своя модель идентификации. За счет технологии однократной регистрации (SSO - Single Sign-On) портал может предоставить доступ сразу ко всему многообразию приложений, необходимых конкретному пользователю в его работе.

Интерфейс портала может настраиваться конечным пользователем с учетом его привычек и навыков, но степень свободы в таких настройках управляется администратором. Таким образом, можно достичь оптимального баланса учета личных предпочтений и информационной политики организации. Каждый сотрудник пользуется своими сервисами - от отчетов до сервиса пропусков.

Преимущества для организации за счет внедрения портала

Внедрение портального решения не только дает преимущества при работе с информацией, но и повышает качество управления и контроля деятельности компании, позволяет сократить расходы на сопровождение пользователей и администрирование. Благодаря возможности организовать на портале внутрикорпоративное обучение сотрудников и простоте и наглядности работы, повышается уровень знаний пользователей в области информационных систем. По некоторым экспертным оценкам, время, затрачиваемое сотрудниками на коммуникацию, сокращается в 2-2,5 раза. При этом результаты оказываются измеримыми за счет ведения статистики на портале.

Выбор решения и затраты на внедрение

Основные побудительные причины создания портала чаще всего формулируются следующим образом: необходимо обеспечить контроль исполнения и доведение поручений до сотрудников во всех подразделениях. Кроме того, требуется сократить время принятия решений руководителем, не упрощая при этом регламент процесса. Помимо этого, важно, чтобы сотрудники постоянно имели перед глазами все необходимые им средства работы и информационные источники.

Выбор того или иного портального решения - достаточно серьезная проблема. Зачастую она решается в ИТ-департаменте с учетом уже внедренных платформ. Если ведомство работает на технологиях Oracle, то дешевле будет внедрение портала, сделанного средствами Oracle, хотя, возможно, решение от SAP и будет лучше по каким-то параметрам. Решения одного производителя проще интегрировать между собой, нежели с продуктами других поставщиков. Кроме того, одним из главных критериев выбора остается стоимость создания и внедрения портала.

Расходы на внедрение портала можно разделить на четыре основные группы: затраты на собственно разработку портала (предпроектное обследование, программирование и консалтинг); на создание или модернизацию аппаратной и коммуникационной инфраструктуры, в частности развертывание серверной подсистемы; на приобретение лицензий (серверных и клиентских); косвенные расходы (например, внутренние затраты сотрудников организации - рабочего времени, на обучение, оплату труда вовлеченных в реализацию проекта).

Расходы на разработку портала варьируют в довольно широком диапазоне. В верхней ценовой части находятся проекты, при реализации которых необходимо создание функционала под заказ. Также сюда можно отнести проекты для организаций, которые имеют распределенную территориальную структуру, число сотрудников составляет несколько тысяч человек и, кроме того, требуется интеграция с другими системами - тогда расходы могут составить не менее 300-500 тыс. долл. Верхняя планка является достаточно условной - все зависит от требований заказчика, сложности разработки и т. д. При этом стоимость может возрастать за счет того, что в ходе внедрения приходится преодолевать трудности организационного характера, связанные с недостаточной проработкой бизнес-процессов внутри компании, отсутствием регламентов работы и т. д.

Стоимость разработки простейшего портального решения с использованием только базовых модулей и без создания дополнительных возможностей может составлять 30-50 тыс. долл. К этому же случаю можно отнести систему с небольшим числом рабочих мест или разработанную без привязки к какой-либо промышленной платформе (собственная разработка).

Расходы на аппаратное обеспечение. Если создается простой портал, то может потребоваться установка одного-двух серверов общей стоимостью в 3-5 тыс. долл. В случае крупного проекта речь может пойти о развертывании целой сети серверов, и тогда счет пойдет уже на десятки тысяч. Если при этом требуется дополнительная прокладка сети, развитие инфраструктуры - все это также влечет за собой дополнительные затраты.

Основные трудности внедрения и пути их преодоления

Как и в случае внедрения любой информационной системы, основные проблемы внедрения портала можно разбить на несколько категорий:

Основными в этом перечне оказываются трудности организационного характера. Во-первых, для успеха проекта необходима заинтересованность руководства компании, определение лица, ответственного за внедрение и дальнейшую работу портала. Привлечь внимание высшего менеджмента компании к проекту можно в том случае, когда будут показаны преимущества от проекта непосредственно для него. Например, благодаря встроенным средствам аналитики для руководителя ежедневно в автоматическом режиме готовится отчет или аналитическая справка с ключевыми показателями деятельности предприятия.

Во-вторых, необходима подробная регламентация всех процессов работы с порталом, подготовка соответствующих приказов и распоряжений. По мнению многих экспертов, этап разработки и внедрения в работу организации административных регламентов является одним из ключевых для успеха проекта в целом. В среднем процесс разработки может занимать до 1,5-2 месяцев от момента начала работ по внедрению портала.

Необходимо также проводить постоянное обучение пользователей, так как одной из причин нежелания работать с порталом может оказаться их недостаточная подготовленность. С этой же целью могут использоваться развитые средства визуализации, позволяющие очень наглядно и просто работать. Внедрение портала целесообразно начинать с запуска пилотного проекта, предназначенного для ограниченного числа пользователей, что позволит отработать технологические решения, выявить все узкие места и получить дополнительную информацию, которую, возможно, не удалось собрать на этапе предпроектного обследования.

Также важен постепенный переход к портальному решению, применение уже отработанных и знакомых пользователям технологий, таких как электронная почта, средств поиска документов и т. д.

Кроме трудностей внедрения, возникает ряд проблем, связанных с эксплуатацией порталов, их поддержкой. Здесь ситуация зависит от того, какого масштаба решение внедряется на предприятии и какие требования предъявляются заказчиком к процессу сопровождения. Например, если портал был создан для крупной организации с территориально-распределенной структурой и большим количеством сотрудников, при этом разрабатывались специализированные функциональные возможности для пользователей, то затраты на сопровождение портала могут быть сравнимыми со стоимостью создания решения. Для ведомства с десятками филиалов в регионах и несколькими тысячами сотрудников, которые в той или иной степени пользуются порталом, эксплуатационные расходы могут составлять 100-200 тыс. долл. при суммарных затратах на внедрение портала решения порядка 300-500 тыс. долл. Часто в ходе сопровождения требуется доработка функциональных возможностей портала по запросам пользователей, их дополнительное обучение, модернизация инфраструктуры - подобные шаги также удорожают эксплуатацию. Стремление сэкономить на эксплуатации в таком случае, не привлекая к сопровождению компанию-разработчика, а опираясь на собственные силы, может только ухудшить ситуацию и привести к существенному росту издержек.

Несмотря на то что определить прямой эффект от внедрения портала в работу компании довольно затруднительно, косвенным положительным моментом является снижение совокупной стоимости владения ИТ-инфраструктурой, поскольку благодаря интеграционной составляющей портала нет необходимости поддерживать большое число интерфейсов между уже существующими информационными системами. Кроме того, происходит снижение издержек благодаря упрощению работы конечных пользователей, в первую очередь за счет более эффективного взаимодействия, и снижения временных затрат на поиск требуемой информации и принятия решений.

Интернет в педагогическом процессе, несомненно, можно назвать инновационной технологией. Но для того, чтобы правильно применять весь спектр открывшихся с появлением во многих школах доступа к сети возможностей, необходимо правильно представлять себе дидактические свойства, достоинства и ограничения новой технологии. На современном этапе в нашей стране практическое применение как компьютерных и сетевых технологий вообще, так и возможностей Интернет находится в зачаточном состоянии. Причин тому несколько. Самая важная из них – это низкий уровень информационной культуры. Преодолеть это достаточно сложно, ввиду необходимости длительного "общения с компьютером", играющего важную роль на начальных этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с высокой ценой компьютера, средний педагог такой возможности лишён. Не на руку в решении этой и других проблем играет неполная, односторонняя компьютерная грамотность молодого поколения школьников, сводящаяся зачастую лишь к умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем случае набрать и распечатать текст.

Понятие портала

Портал (Portal) – это защищенная, базирующаяся в Web, удобная для использования фокусная точка доступа к разнообразной корпоративной информации, сервисам, приложениям и накопленным знаниям, доступная как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Основные требования, предъявляемые к порталам

Основные требования к порталам следующие:

доступность – обслуживание большого числа пользователей;

информационная полнота – предоставление широкого спектра информации;

возможность персонализации – настройка рабочего места пользователя под его требования;

интеграция – обеспечение возможности взаимодействия сотрудников компании с приложениями и информационными ресурсами через единый интерфейс;

наличие поискового сервиса – предоставление возможности по организации поиска информации;

наличие механизмов анализа и планирования бизнес-процессов;

наличие системы управления знаниями – обеспечение работы с приложениями интеллектуального анализа (системами управления знаниями);

наличие системы обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т. д.).

Ключевые функции порталов

К ключевым функциям могут быть отнесены следующие функции порталов:

агрегирование контента (текста и графики) – объединение информации, полученной из различных источников, в одно целое в виде web-страницы (агрегация);

синдицирование контента – способность упорядоченно и систематически включать в общую структуру портала информацию, полученную в различных форматах;

федеративно-объединенный поиск информации – параллельный поиск на множестве распределенных источников, организованных на различных платформах, со своими типами баз данных и файловыми структурами;

организация совместной работы – обеспечение удобного и полнофункционального интерфейса для совместной работы территориально распределенных участников бизнес-процесса.

Задачи совместной работы , это:

проведение консультаций и обсуждение различных документов (в режиме мультимедийных совещаний);

обеспечение сотрудников удобным хранилищем документов с возможностью поиска и с логической рубрикацией;

создание системы рассылки новостей и распоряжений как отдельным сотрудникам, так и различным группам и отделам;

обеспечение сотрудников информацией о событиях, происходящих в компании, проведение опросов;

предоставление информации для дилеров, поставщиков и VIP-клиентов.

Типы порталов

Порталы обычно подразделяются на публичные Интернет-порталы и корпоративные порталы. В свою очередь, корпоративные порталы могут быть частными или публичными. Частные порталы включают в себя порталы для партнеров и порталы для сотрудников (рис. 1).

Для публичных Интернет-порталов основу бизнеса составляет сам портал, служащий для размещения рекламы, синдицированного контента, предоставляющий права компаньонства и др.

Миссией корпоративных порталов является продвижение услуг, продуктов компании, ее имиджа и философии.

Перспектива развития порталов – это консолидированные корпоративные порталы, разделенные на секции с помощью аутентификации, персонализации и XML-технологии.

Рисунок 1 – Типы порталов

Организация информационных образовательных порталов

Важным средством организации обучения с использованием Интернета можно назвать образовательные сайты и более крупные единицы – информационно-образовательные порталы, подразделяемые на несколько групп:

сайты в поддержку учебно-методического комплекса. На таком сайте можно найти дополнительные материалы к базовому учебнику.

методические Интернет-объединения. Такие сетевые объединения позволяют учителям с разных концов земного шара обмениваться мнениями и идеями, а также готовыми уроками.

информационные сайты, которые не ставят своими целями образовательный аспект, но могут послужить в качестве аутентичных источников. На таких сайтах можно найти информацию о фильмах, музыкальных группах, тенденциях в современном обществе. Несомненно, подобная информация может быть полезной в свете того, что информация в учебниках устаревает, а ученики не стоят на месте. Информационные сайты могут помочь обновить информационное содержание ваших уроков.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке.

Для того чтобы повысить качество обучения школьников взаимодействию с Интернетом и использованию его в образовательных целях, можно создать некую адекватную модель Интернета и поместить ее на компакт-диск. Таким образом, обучать можно не на самом Интернете, а на его модели, включающей в себя все особенности представления информации в Сети, интерактивные моменты и т.д. Модель будет построена на принципе доступности (получения и понимания) информации, на использовании психологических приемов, эффектов (и объяснении их), возможности выбора той информации, которая нравится, игровых моментах.

Подобный локальный сайт поможет решению следующих задач:

Формирование и применение информационно-коммуникативной компетентности учащихся в учебном процессе.

Формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии; организация обучения на фоне развития игровой ситуации.

Формирование системы информационных ресурсов; систематизация учебного и дидактического материала по предмету.

Отработка технических навыков в использовании наиболее распространенного браузера Internet Explorer.

Использование коммуникации как среды, в которой происходит изучение нового учебного материала.

Учащиеся на уроках информатики могут найти необходимую справочную информацию по теме на сайте и использовать ее по назначению. Учащиеся используют все виды информационных объектов – тексты, числовые данные, звуки, неподвижные и движущиеся изображения, гиперобъекты (то есть объекты с ассоциативными связями между элементами).

В процессе урока преподаватель показывает основной спектр сайтов, представленных в Сети. Приводятся примеры поисковых систем и каталогов, официальных сайтов образовательных учреждений, научных сообществ, библиотек, web-квестов, учебных пособий. Также нельзя игнорировать популярные и развлекательные сервера для каждого желающего. В связи с тем, что их сейчас в Интернете преобладающие количество, надо показать детям, что это не единственное, что находится в Сети и нельзя замыкаться только на них. Преподаватель указывает на то, где ученик может увидеть выходные данные сайта, контактную информацию, возможность задать авторам сайта вопрос, выразить альтернативную точку зрения.

Рассмотрим программные средства образовательных ресурсов на примере Федерального образовательного портала "Российское образование".

Портал включает следующие разделы:

"Каталог" – основной раздел портала, обеспечивающий эффективный поиск и удобный доступ к существующим образовательным Интернет-ресурсам, размещенных как на образовательных порталах, так и различных сайтах русскоязычного Интернет, принадлежащих государственным и негосударственным образовательным организациям, коммерческим организациям, частным лицам.

"Порталы" – список специализированных порталов, участвующих в системе Интернет-порталов сферы образования, а также других порталов и сайтов, связанных с образовательной и научной деятельностью.

"Сайты" - раздел каталога, в котором собраны данные о сайтах в сети Интернет, содержащих образовательные ресурсы, учебную или научную информацию.

"Вузы" – каталог информации о ВУЗах России.

"Карты" – картографическая информация по ВУЗам России, контурные карты и тематические картографические пособия и иллюстрация различного содержания для учебных предметов и курсов средней и высшей школы.

"Законы" – правовая и законодательная информация об образовании и научной деятельности.

"Стандарты" – государственные образовательные стандарты начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

"Документы" – распорядительные и нормативные документы Министерства образования России.

интернет педагогический процесс образовательный

"Глоссарий" – собрание слов и выражений с толкованием, отсортированных по алфавиту, часто встречающихся в образовательной и научной литературе.

"Форум" – стандартный сервис форумов для обсуждения посетителями образовательной тематики и работы портала.

Каталог образовательных Интернет-ресурсов портала "Российское образование" формируется на основе метаописания информационных ресурсов, объединенных общими принципами редакционной и технологической политики, и составляющих логически единую базу знаний.

Для достижения поставленных целей используются следующие средства:

Поддержание высококвалифицированной редакционной политики по сбору и обработке информации.

Привлечение к редакционной деятельности ведущих ученых, профессоров и преподавателей.

Предоставление максимально удобных технологических средств для подготовки и публикации метаописаний материалов, обеспечения редакторской деятельности.

Создание и развитие основанных на современных Интернет-технологиях инструментальных средств, минимизирующих работу авторов и редакторов по подготовке и представлению материалов в сети Интернет.

Обеспечение свободного и неограниченного доступа ко всей публикуемой в образовательной среде информации.

Структура каталога определяется информационно-технологическими особенностями отечественных образовательных ресурсов. Данные особенности ресурсов характеризуются:

большим разнообразием содержания и форм представления;

большим объемом и высокой степенью обновления;

большой территориальной распределённостью;

большим количеством и разнообразием групп пользователей.

В связи с этим единый распределенный каталог Интернет-ресурсов рассматривается как основа единой образовательной информационной среды, позволяющей:

интегрировать образовательные информационные ресурсы для обеспечения эффективного взаимодействия субъектов системы образования;

осуществлять функции координатора и модератора процесса информационного обмена между пользователями и носителями знаний;

предоставлять эффективный механизм взаимодействия между поставщиками и потребителями образовательной информации, с целью выявления реальных информационных потребностей целевой аудитории и последующей коррекции информационной политики.

Информационные ресурсы единого распределённого каталога горизонтального портала базируются на метаописаниях информационных ресурсов вертикальных (тематических, профильных) порталов и собственных закаталогизированных информационных ресурсах.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.

Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.

2. Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.

Главная Яндекса

ВК1
ВК2
ВК3

А этими опциями можно воспользоваться в приложении ВКонтакте

Чем портал отличается от сайта

Сайт – страница или несколько страниц, которые объединены одной тематикой или автором (группой авторов, компанией-владельцем). Портал – это тоже сайт, но гораздо более сложный. Он содержит контент, произведенный разными людьми, иногда без авторства. В зависимости от вида портала, тематика материалов может ограничиваться или не ограничиваться одной конкретной сферой.

  • сложная разветвленная структура с большим количеством страниц;
  • ежедневное обновление контента;
  • дополнительные функции (сервисы), помимо основного контента – новостей или тематических статей;
  • большое ежедневное число посетителей, в том числе постоянных;
  • большое количество упоминаний в сети и интернет-СМИ.

Из этого не сложно сделать вывод, что информационный портал – сайт с большим числом статических и динамических страниц, которое каждый день увеличивается. Подобные ресурсы имеют тематические разделы и категории.

Получается, что каждый портал – это сайт, но не каждый сайт – портал.

Какие задачи выполняют информационные порталы

Порталы посещают разные группы пользователей. Одни ищут ответы на вопросы, используя поиск. Другие получают интересующую их информацию из тематических разделов. Третьи пользуются специальными сервисами, а для четвертых портал – это способ выполнить какое-либо активное действие – заказать такси, купить пиццу и т.п.

При этом основа любого информационного портала – коммерческая деятельность. Кто-то продает рекламные места на страницах, а другие создают специальные сервисы (Я.Такси, Я.Доставка и т.п.).

Виды порталов

В зависимости от того, какую тематику охватывает ресурс, различают горизонтальные, вертикальные и смешанные порталы.

По охвату аудитории различают порталы:

Кратко: информационные порталы – сложные сайты, которые предоставляют посетителям широкий спектр разнотематического контента и дополнительных сервисов. Студия ЯЛ предлагает Вам заказать создание портала.

Читайте также: