Правописание ударных безударных окончаний существительных 3 класс пнш план урока
Обновлено: 02.07.2024
2. Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД - учить способам действия по алгоритму для достижения цели урока.
Познавательное УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД – групповая работа (умение обосновывать и доказывать).
3. Личностные УУД – развивать рефлексивные умения оценивать свою деятельность и заносить результаты в индивидуальные карточки достижений (где и как я работал), стремление к созидательной деятельности.
Учебные материалы.
карточки для работы в парах;
карточки для самостоятельной работы;
Этапы урока
Универсальные учебные действия
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: Уметь слушать думать, рассуждать – это залог успеха в учении.
Актуализация знаний учащихся
Цель : актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление 1.Теоретическая разминка
Часть слова без окончания …(основа)
Изменяемая часть слова … (окончание).
Без какой части не может существовать слово? … (Без корня).
Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное).
Как изменяются имена существительные … (число и падеж).
Сколько падежей в русском языке? … (шесть).
Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость).
Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся… (к 1 склонению).
К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).
Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, ).
Девиз нашего урока:
Хочешь грамотным быть, учись
мыслить, думать и творить!
Словарная работа. Самостоятельная работа в парах.
Учитель. У вас на столе лежит карточка. Прочитайте её про себя.
1. Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром,
А лежит нам путь далёк
Восвояси на восток
2. Царь Дадон к шатру спешит,
Что за чудная картина_
Перед ним его два сына…
3. Пушки с пристани палят,
_кораблю пристать велят…
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой…
5. Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако нужен.
6 . Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
7. Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица:
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
8. Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы.
9. Видит белочка при всех
Золотой грызёт орех…
Учитель. Из какого произведения эти строки, назовите автора?
Учитель. - Из каждого отрывка, которые взяты из этой сказки, вам надо выписать словарное слово и вписать его в кроссворд. Будьте внимательны и у вас всё получится.
3.Самопроверка по эталону:
В о сток, к а ртина, к о раблю, гор о д, уж и н, вет е р, р е бёнок, ст о лица, о рех
Учитель. Что общего в этих словах?
Дети. Все слова имена существительные, все слова с безударной гласной
Учитель. На какие две группы можно разделить все слова?
1) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки).
2) Имена существительные мужского и женского рода (постоянные признаки).
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ( личностные УУД)
Умение высказывать свои предположения, строить рассуждения, аргументировать свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки ( личностные УУД)
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Действия учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент.
Число. Классная работа.
Личностные: принятие образа хорошего ученика.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Актуализация знаний.
- Прочтите эти словосочетания, проанализируйте орфограммы.
-Скажите, какое задание нужно выполнить?
-Можно ли сразу правильно написать окончание? Почему?
- Что для этого нам необходимо сделать?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания у существительных? Какие выполнить шаги?
-Какой еще есть способ?
- Выполните это задание самостоятельно
-Проверка с доски.
-С какой часть речи мы сегодня будем работать?
-С какой орфограммой мы будем работать?
-Это не просто безударное окончание, а еще оно какое?
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?
- Это новая для вас тема?
- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.
- Вставить пропущенные окончания.
- Нет. Окончания безударные.
Поставить существительное в начальную форму; определить склонение и падеж.
Обучающиеся выполняют задание
- С безударным окончание.
- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
III. Постановка учебной задачи.
- Так какова же цель нашего урока?
- Сформулируйте учебные задачи.
- Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.
- Учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументация своего мнения и позиции.
IV . Работа над решением поставленных задач
1).- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного?
- Если это имя существительное 1относится к 1 склонению вы хлопаете в ладоши, если ко 2 – топаете ногами, ну а если к 3- приседаете. Снеговик, по окну, дочь, дорога, лес, степь, колечко, за дубом, при дочери, в лесу, над облаком, с новостью, на линейке, у входа.
1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е, в творительном падеже – ой, ей
2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е, в творительном падеже – ом, ем.
3. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже, в дательном и предложном падеже окончание –и.
3). Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж у этих слов.
Все в лесу укрыто снег…. На берёз… лежат пушистые шапки. На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка.
Цель: научить проверять на письме окончания имен существительных в 1, 2, 3 склонениях двумя способами.
- совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
- обогащать словарь учащихся;
- развивать основные мыслительные операции: память, рефлексия, умозаключения, анализ.
Ход урока
1. Организационный момент.
- На доске записаны буквы (с, щ, с, т, в, т, л, ь, н ).
- Какие это буквы? (строчные)
- Запишите их в строчку.
- Какое слово здесь зашифровано?
- Что получилось? (существительное)
3. Активизация знаний (составление кластера)
- Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном (часть речи; предмет; кто? что?; изменяется по числам; бывает мужского, женского, среднего рода; изменяется по падежам; бывает трех склонений).
4. Активизация словарного запаса.
На доске записаны слова, в них пропущены буквы. (З.мля, т.пор, .сина, .кно, с.рень, ро.ь)
- Посмотрите на доску. Что общего у этих слов? (имена существительные)
- В словах пропущены буквы, вставьте их. (Дети вставляют пропущенные буквы, где возможно подбирают проверочные слова)
- На какие группы можно разделить? (Слова из словаря, слова с орфограммой, которую можно проверить)
- Что это за слова из словаря? (Написание, которых надо запоминать)
- Запишите их. На первую строчку запишите слова из словаря, на вторую запишите слова, в которых орфограмму можно проверить.
(Топор, осина, сирень; земля, окно, рожь)
- На какие еще три группы можно разделить эти слова? (По склонениям)
- Укажите склонения имен существительных.
5. Подготовительная работа.
У детей на партах карточки со словами. У каждой колонки свои слова.
- Возьмите, карточку №1. Просклоняйте существительные, написанные в карточке, выделите окончания.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Назовите падежные окончания в 1 склонении, во 2-ом, в 3-ем.
(На доске появляется слайд с правильными ответами).
- В каких словах не вызвало затруднения написание окончаний? (первые)
- Как вы думаете почему? (окончания под ударением)
- В каких слова вы стали задумываться над правописанием окончаний? Почему? (над вторыми, безударные)
6. Постановка проблемы.
- Что же нам делать, если окончание у существительных безударное?
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить, что надо сделать, чтобы безошибочно определить и написать безударное окончание.
7. Объяснение нового.
- Какие буквы в окончаниях вызвали наибольшее затруднение? (-е, -и)
- В написании каких падежей встретились –е, -и? (Р.п., Д.п., П.п.) (слайд 4)
- Когда будем писать окончание –е?
- Когда будем писать окончание –и?
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание? (Выучить таблицу с окончаниями).
- Прежде чем писать, давайте выясним, что надо определить у слова. (Склонение, падеж)
- Давайте проверим, правы ли вы и в этом поможет ей инструкция.
- Возьмите карточку №2. Это инструкция для правильного написания безударных падежных окончаний.
- Посмотрите внимательно, что не назвали? (слайд 8)
- Давайте применим эту инструкцию на практике.
Работа с учебником с. 7.
- Прочитайте двустишье над плакатом летучей мыши. (чтение вслух)
- В каком слове пропущено окончание? (у дорожки)
- Пользуясь инструкцией, объясните написание окончания. (вставьте окончание, укажите склонение и падеж).
Физкультминутка.
- Как вы думаете, почему мы вернулись к таблице?
- Может, есть другой способ?
- Что изменилось в таблице? (слова выделены красным)
- Какие слова выделены красным цветом? (Земля, окно, рожь)
- Как вы думаете, почему? (Слова с ударными окончаниями)
- Кто догадался, какой второй способ проверки есть? (Нужно заменить слово с безударным окончанием на слово с ударным окончанием)
- Прочтите карточку № 3.
- Что главного не сказали из этой инструкции? (нужный падеж)
- Подчеркните в инструкции.
- Ваши предположения подтвердились?
- Кто запомнил эти опорные слова?
- Давайте попробуем проверить слово у дорожки с помощью опорных слов.
- Мы уже определили, что слово дорожка является 1 склонением.
- Каким опорным словом можно заменить? (Земля)
- Проверим. Подставьте в двустишье вместо слова дорожка слово земля.
- Что получилось? Какое окончание в слове земля слышим четко? (-и)
- Значит в слове у дорожки напишем – и.
- Какие 2 способа проверки окончаний существует?
Вывод: пользуемся инструкцией и таблицей окончаний или подстановкой опорного слова: 1 склонение – земля, 2 – окно, 3 – рожь.
Работа с учебником с. 8.
- Давайте посмотрим, какие еще могут быть опорные слова.
- Прочитайте слова, которые мы не называли.
8. Закрепление изученного.
- Давайте попробуем применить полученные знания на пратике.
-Учебник у. 2. (1 пр – вместе, 2 пр – дети в парах, 3 пр - самостоятельно)
Прочитайте первое предложение. Что это за предложение? (Устойчивое выражение).
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Назовите слово, в котором пропущено окончание.
- Каким способом будете пользоваться?
- Что узнали нового?
9. Рефлексия. (Написание синквейна)
- Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Учились писать окончания)
- Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока. (безударное, сложное)
- Подберите три глагола. (Определить, подставить, выбрать)
- Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением. (Безударные окончания можно проверить двумя способами.)
-В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.
-Как вы уже догадались, работать вам предстоит на уроке в командах. Поприветствуем соседа по плечу хлопком в ладонь, а соседа напротив дружеским рукопожатием.
- Какие правила нужно соблюдать, работая командой.
-Откройте содержание учебника и прочитайте название темы, которую мы закончили изучать на прошлом уроке.
-Прочитаем тему сегодняшнего урока.
-Это первый урок в изучении этой темы или мы уже работали с этим материалом?
-На какой странице учебника вам предстоит сегодня работать.
-Откройте эту страницу. Переложите закладку.
-Рассмотрите материал на развороте учебника.
-Какие умения будем проверять выполняя данные упражнения? ( обсудите с соседом по плечу)
Это и будет цель нашего урока:
Проверить, как вы научились писать безударные окончания существительных в ед.числе.
Учащие приветствуют друг друга, настраиваясь на командную работу.
Учащие сообщают правила работы в команде.
- Открывают содержание учебника, читают тему "Как пишутся приставки"
Называют тему "Безударные окончания существительных в единственном числе."
-Нет. Это уже не первый урок по данной теме.
-Выполняя данные упражнения мы проверим свои умения по написанию безударных окончаний существительных в ед.числе
Регулятивные: волевая саморегуляция
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний обучающихся. Повторение имеющихся знаний.
-Кто догадался что это за карточки появились на доске?
-Все ли шаги инструкции здесь обозначены?
-Задание для каждой команды:
На столе у вас лежит наборное полотно и шаги инструкции .
- Расставьте все шаги инструкции по порядку.
После выполнения работы обменяйтесь своими инструкциями с другой группой. 1-2,3-4,5-6.
-Проверьте работу другой команды по образцу и ответьте на вопрос: "Можно ли использовать эту инструкцию при написании безударного окончания имен существительных.
(выслушать ответы групп)
Верните инструкцию в команду.
-Если допустили ошибку, исправьте её.
-Должны уметь определять:
-Это части инструкции, которую мы должны знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных.
-После выполнения задания у каждой группы должна быть такая инструкция.
-извлечение необходимой информации из текстов;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания
-учет разных мнений
для обоснования своего суждения
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
– аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
волевая саморегуляция в
3.Реализация построенного проекта
-Используя инструкцию, а она лежит для каждого на столе выполните задание на карточке.
Карточка1. Карточка2. Карточка 3. Карточка4. (Приложение1)
Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться
гулял без шапк. ( ) , ( ),( рука, плечо, локоть, грудь)
вылил из чашк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
достал из печк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
пошёл без дочк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться
гулял в шапк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
печётся в печк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
сидит на верхушк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
висят на ёлк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)
Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться
подбежал к кошк. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)
заглянул к соседк . ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) .
сел к пап. .( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) подошёл к дяд. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)
Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться
смотрю на солнц. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)
спрятался в облак. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)
купаемся в мор. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)
растут на топол. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) ( ) , ( )
Учащиеся выполняют задание на карточках:
-вставь нужную букву в окончаниях слов
-в скобках напиши скл., падеж., опорное слово
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
– аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
– использование знаково-симво лических средств
– подведение под понятие
– выполнение действий по алгоритму
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
– построение логической цепи
4. Самооценка знаний и способов действий
-Посмотрите внимательно на те склонения и падежи, которые вы написали в скобках.
-Эти сведения помогут выбрать вам правильное направление в группу проверки.
Читайте также: