Правописание ударных безударных окончаний существительных 3 класс пнш план урока

Обновлено: 02.07.2024

2. Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД - учить способам действия по алгоритму для достижения цели урока.

Познавательное УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД – групповая работа (умение обосновывать и доказывать).

3. Личностные УУД – развивать рефлексивные умения оценивать свою деятельность и заносить результаты в индивидуальные карточки достижений (где и как я работал), стремление к созидательной деятельности.

Учебные материалы.

карточки для работы в парах;

карточки для самостоятельной работы;

Этапы урока

Универсальные учебные действия

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Уметь слушать думать, рассуждать – это залог успеха в учении.

Актуализация знаний учащихся

Цель : актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление 1.Теоретическая разминка

Часть слова без окончания …(основа)

Изменяемая часть слова … (окончание).

Без какой части не может существовать слово? … (Без корня).

Часть речи, обозначающая предмет, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто? что? … (имя существительное).

Как изменяются имена существительные … (число и падеж).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Постоянный признак имён существительных… (род, тип склонения, одушевлённость и неодушевлённость).

Имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание -а или -я относятся… (к 1 склонению).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Ко 2 склонению относятся … (имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е, ).

Девиз нашего урока:

Хочешь грамотным быть, учись

мыслить, думать и творить!

Словарная работа. Самостоятельная работа в парах.

Учитель. У вас на столе лежит карточка. Прочитайте её про себя.

1. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром,

А лежит нам путь далёк

Восвояси на восток

2. Царь Дадон к шатру спешит,

Что за чудная картина_

Перед ним его два сына…

3. Пушки с пристани палят,

_кораблю пристать велят…

Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь перед собой

Видит город он большой…

5. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зелёный над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако нужен.

6 . Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

7. Словно горькая вдовица,

Плачет, бьётся в ней царица:

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

8. Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы.

9. Видит белочка при всех

Золотой грызёт орех…

Учитель. Из какого произведения эти строки, назовите автора?

Учитель. - Из каждого отрывка, которые взяты из этой сказки, вам надо выписать словарное слово и вписать его в кроссворд. Будьте внимательны и у вас всё получится.

3.Самопроверка по эталону:

В о сток, к а ртина, к о раблю, гор о д, уж и н, вет е р, р е бёнок, ст о лица, о рех

Учитель. Что общего в этих словах?

Дети. Все слова имена существительные, все слова с безударной гласной

Учитель. На какие две группы можно разделить все слова?

1) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (постоянные признаки).

2) Имена существительные мужского и женского рода (постоянные признаки).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ( личностные УУД)

Умение высказывать свои предположения, строить рассуждения, аргументировать свои высказывания (коммуникативные и познавательные УУД).

Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки ( личностные УУД)

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Число. Классная работа.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний.

- Прочтите эти словосочетания, проанализируйте орфограммы.

-Скажите, какое задание нужно выполнить?

-Можно ли сразу правильно написать окончание? Почему?

- Что для этого нам необходимо сделать?

- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания у существительных? Какие выполнить шаги?

-Какой еще есть способ?

- Выполните это задание самостоятельно

-Проверка с доски.

-С какой часть речи мы сегодня будем работать?

-С какой орфограммой мы будем работать?

-Это не просто безударное окончание, а еще оно какое?

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?

- Это новая для вас тема?

- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

- Вставить пропущенные окончания.

- Нет. Окончания безударные.

Поставить существительное в начальную форму; определить склонение и падеж.

Обучающиеся выполняют задание

- С безударным окончание.

- Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Постановка учебной задачи.

- Так какова же цель нашего урока?

- Сформулируйте учебные задачи.

- Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

- Учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

IV . Работа над решением поставленных задач

1).- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного?

- Если это имя существительное 1относится к 1 склонению вы хлопаете в ладоши, если ко 2 – топаете ногами, ну а если к 3- приседаете. Снеговик, по окну, дочь, дорога, лес, степь, колечко, за дубом, при дочери, в лесу, над облаком, с новостью, на линейке, у входа.

1. Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е, в творительном падеже – ой, ей

2. Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е, в творительном падеже – ом, ем.

3. Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже, в дательном и предложном падеже окончание –и.

3). Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж у этих слов.

Все в лесу укрыто снег…. На берёз… лежат пушистые шапки. На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка.

Цель: научить проверять на письме окончания имен существительных в 1, 2, 3 склонениях двумя способами.

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся;
  • развивать основные мыслительные операции: память, рефлексия, умозаключения, анализ.

Ход урока

1. Организационный момент.

- На доске записаны буквы (с, щ, с, т, в, т, л, ь, н ).

- Какие это буквы? (строчные)

- Запишите их в строчку.

- Какое слово здесь зашифровано?

- Что получилось? (существительное)

3. Активизация знаний (составление кластера)

- Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном (часть речи; предмет; кто? что?; изменяется по числам; бывает мужского, женского, среднего рода; изменяется по падежам; бывает трех склонений).

4. Активизация словарного запаса.

На доске записаны слова, в них пропущены буквы. (З.мля, т.пор, .сина, .кно, с.рень, ро.ь)

- Посмотрите на доску. Что общего у этих слов? (имена существительные)

- В словах пропущены буквы, вставьте их. (Дети вставляют пропущенные буквы, где возможно подбирают проверочные слова)

- На какие группы можно разделить? (Слова из словаря, слова с орфограммой, которую можно проверить)

- Что это за слова из словаря? (Написание, которых надо запоминать)

- Запишите их. На первую строчку запишите слова из словаря, на вторую запишите слова, в которых орфограмму можно проверить.

(Топор, осина, сирень; земля, окно, рожь)

- На какие еще три группы можно разделить эти слова? (По склонениям)

- Укажите склонения имен существительных.

5. Подготовительная работа.

У детей на партах карточки со словами. У каждой колонки свои слова.

- Возьмите, карточку №1. Просклоняйте существительные, написанные в карточке, выделите окончания.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Назовите падежные окончания в 1 склонении, во 2-ом, в 3-ем.

(На доске появляется слайд с правильными ответами).

- В каких словах не вызвало затруднения написание окончаний? (первые)

- Как вы думаете почему? (окончания под ударением)

- В каких слова вы стали задумываться над правописанием окончаний? Почему? (над вторыми, безударные)

6. Постановка проблемы.

- Что же нам делать, если окончание у существительных безударное?

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить, что надо сделать, чтобы безошибочно определить и написать безударное окончание.

7. Объяснение нового.

- Какие буквы в окончаниях вызвали наибольшее затруднение? (-е, -и)

- В написании каких падежей встретились –е, -и? (Р.п., Д.п., П.п.) (слайд 4)

- Когда будем писать окончание –е?

- Когда будем писать окончание –и?

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание? (Выучить таблицу с окончаниями).

- Прежде чем писать, давайте выясним, что надо определить у слова. (Склонение, падеж)

- Давайте проверим, правы ли вы и в этом поможет ей инструкция.

- Возьмите карточку №2. Это инструкция для правильного написания безударных падежных окончаний.

- Посмотрите внимательно, что не назвали? (слайд 8)

- Давайте применим эту инструкцию на практике.

Работа с учебником с. 7.

- Прочитайте двустишье над плакатом летучей мыши. (чтение вслух)

- В каком слове пропущено окончание? (у дорожки)

- Пользуясь инструкцией, объясните написание окончания. (вставьте окончание, укажите склонение и падеж).

Физкультминутка.

- Как вы думаете, почему мы вернулись к таблице?

- Может, есть другой способ?

- Что изменилось в таблице? (слова выделены красным)

- Какие слова выделены красным цветом? (Земля, окно, рожь)

- Как вы думаете, почему? (Слова с ударными окончаниями)

- Кто догадался, какой второй способ проверки есть? (Нужно заменить слово с безударным окончанием на слово с ударным окончанием)

- Прочтите карточку № 3.

- Что главного не сказали из этой инструкции? (нужный падеж)

- Подчеркните в инструкции.

- Ваши предположения подтвердились?

- Кто запомнил эти опорные слова?

- Давайте попробуем проверить слово у дорожки с помощью опорных слов.

- Мы уже определили, что слово дорожка является 1 склонением.

- Каким опорным словом можно заменить? (Земля)

- Проверим. Подставьте в двустишье вместо слова дорожка слово земля.

- Что получилось? Какое окончание в слове земля слышим четко? (-и)

- Значит в слове у дорожки напишем – и.

- Какие 2 способа проверки окончаний существует?

Вывод: пользуемся инструкцией и таблицей окончаний или подстановкой опорного слова: 1 склонение – земля, 2 – окно, 3 – рожь.

Работа с учебником с. 8.

- Давайте посмотрим, какие еще могут быть опорные слова.

- Прочитайте слова, которые мы не называли.

8. Закрепление изученного.

- Давайте попробуем применить полученные знания на пратике.

-Учебник у. 2. (1 пр – вместе, 2 пр – дети в парах, 3 пр - самостоятельно)

Прочитайте первое предложение. Что это за предложение? (Устойчивое выражение).

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

- Назовите слово, в котором пропущено окончание.

- Каким способом будете пользоваться?

- Что узнали нового?

9. Рефлексия. (Написание синквейна)

- Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)

- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Учились писать окончания)

- Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока. (безударное, сложное)

- Подберите три глагола. (Определить, подставить, выбрать)

- Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением. (Безударные окончания можно проверить двумя способами.)

-В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.

-Как вы уже догадались, работать вам предстоит на уроке в командах. Поприветствуем соседа по плечу хлопком в ладонь, а соседа напротив дружеским рукопожатием.

- Какие правила нужно соблюдать, работая командой.

-Откройте содержание учебника и прочитайте название темы, которую мы закончили изучать на прошлом уроке.

-Прочитаем тему сегодняшнего урока.

-Это первый урок в изучении этой темы или мы уже работали с этим материалом?

-На какой странице учебника вам предстоит сегодня работать.

-Откройте эту страницу. Переложите закладку.

-Рассмотрите материал на развороте учебника.

-Какие умения будем проверять выполняя данные упражнения? ( обсудите с соседом по плечу)

Это и будет цель нашего урока:

Проверить, как вы научились писать безударные окончания существительных в ед.числе.

Учащие приветствуют друг друга, настраиваясь на командную работу.

Учащие сообщают правила работы в команде.

- Открывают содержание учебника, читают тему "Как пишутся приставки"

Называют тему "Безударные окончания существительных в единственном числе."

-Нет. Это уже не первый урок по данной теме.

-Выполняя данные упражнения мы проверим свои умения по написанию безударных окончаний существительных в ед.числе

Регулятивные: волевая саморегуляция

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний обучающихся. Повторение имеющихся знаний.





-Кто догадался что это за карточки появились на доске?

-Все ли шаги инструкции здесь обозначены?

-Задание для каждой команды:

На столе у вас лежит наборное полотно и шаги инструкции .

- Расставьте все шаги инструкции по порядку.

После выполнения работы обменяйтесь своими инструкциями с другой группой. 1-2,3-4,5-6.

-Проверьте работу другой команды по образцу и ответьте на вопрос: "Можно ли использовать эту инструкцию при написании безударного окончания имен существительных.

(выслушать ответы групп)

Верните инструкцию в команду.

-Если допустили ошибку, исправьте её.

-Должны уметь определять:

-Это части инструкции, которую мы должны знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных.

-После выполнения задания у каждой группы должна быть такая инструкция.


-извлечение необходимой информации из текстов;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-учет разных мнений

для обоснования своего суждения

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

– аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации

волевая саморегуляция в

3.Реализация построенного проекта

-Используя инструкцию, а она лежит для каждого на столе выполните задание на карточке.

Карточка1. Карточка2. Карточка 3. Карточка4. (Приложение1)

Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться

гулял без шапк. ( ) , ( ),( рука, плечо, локоть, грудь)

вылил из чашк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

достал из печк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

пошёл без дочк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться

гулял в шапк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

печётся в печк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

сидит на верхушк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

висят на ёлк. ( ) , ( ), ( рука, плечо, локоть, грудь)

Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться

подбежал к кошк. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)

заглянул к соседк . ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) .

сел к пап. .( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) подошёл к дяд. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)

Вставь нужную букву в окончаниях слов, в скобках напиши склонение, падеж, подчеркни опорное слово, которым будешь пользоваться

смотрю на солнц. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)

спрятался в облак. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)

купаемся в мор. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь)

растут на топол. ( ) , ( ) ( рука, плечо, локоть, грудь) ( ) , ( )

Учащиеся выполняют задание на карточках:

-вставь нужную букву в окончаниях слов

-в скобках напиши скл., падеж., опорное слово

– выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

– аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

– использование знаково-симво лических средств

– подведение под понятие

– выполнение действий по алгоритму

– осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

– построение логической цепи

4. Самооценка знаний и способов действий

-Посмотрите внимательно на те склонения и падежи, которые вы написали в скобках.

-Эти сведения помогут выбрать вам правильное направление в группу проверки.

Читайте также: