Что такое почвенные ресурсы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почвенные ресурсы. Почвы и человек 8 класс 

Цель урока: узнать, что такое почвенные ресурсы, мелиорация, как человек воздействует на почву. 

Почвенные ресурсы Нарушение почв человеком Меры по охране почв и восстановлению почвенного плодородия План урока 

Почвенные ресурсы – часть земельного фонда, обладающая плодородием и пригодная для развития сельского хозяйства. На территории России около 13% земельных ресурсов являются почвенными ресурсами. Большая часть пахотных земель находится на юге Русской равнины и юге Западной Сибири. Именно на юге России находятся самые плодородные почвы. Почвенные ресурсы 

Эрозия – совокупность процессов разрушения почв. Эрозия бывает ветровая и водная. Причины эрозии: Распашка земель Нерегулируемый выпас скота Сведение лесов Нарушение почв человеком 

Водная эрозия почв 

Кроме того негативно на почву влияет избыточное увлажнение в условиях засушливого климата, что может привести к засолению почв. 

Негативно на почвы влияют чрезмерное использование ее ресурсов, использование химических удобрений, промышленные производства. 

Загрязнение сельскохозяйственных земель Русской равнины пестицидами 

Мелиорация – совокупность мероприятий по улучшению свойств почв с целью повышения их плодородия. Виды мелиорации: Гидротехническая Агролесомелиорация Культуротехническая Химическая Меры по охране почв и восстановлению почвенного плодородия 

Для борьбы с эрозией полезащитные лесные полосы, ступенчатые террасы, оросительные каналы; чередование возделываемых культур, глубокая вспашка. 

Не следует забывать, что мелиоративные мероприятия должны применяться разумно. Например, чрезмерное внесение удобрений в почву может привести к ее химическому загрязнению и другим негативным последствиям. Заключение 

Краткое описание документа:

Почвенные ресурсы – часть земельного фонда, обладающая плодородием и пригодная для развития сельского хозяйства.

На территории России около 13% земельных ресурсов являются почвенными ресурсами. Большая часть пахотных земель находится на юге Русской равнины и юге Западной Сибири. Именно на юге России находятся самые плодородные почвы.

Цель урока: узнать, что такое почвенные ресурсы, мелиорация, как человек воздействует на почву.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 261 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2020 1285
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Семенчук Марина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

вид невозобновляемых природных ресурсов, почвенный покров вне зависимости от форм его использования. Гл. свойство почвенных ресурсов – естественное плодородие почв, от которого зависит продуктивность земель в сельском и лесном хозяйстве. Кроме того, почвенные ресурсы выполняют важные экологические функции – почвы служат буфером и фильтром для загрязнителей, условием сохранения биоразнообразия, играют важную роль в круговороте воды и азота. Состояние почвенных ресурсов определяется характером их эксплуатации (применяемая агротехника, мелиорация, севообороты и др.), уровнем развития науки, энергетическими затратами. Существует закон убывающего плодородия почв, в соответствии с которым из-за изъятия питательных веществ растениями и нарушения процессов почвообразования при длительной монокультуре происходит снижение естественного плодородия почв. Этот процесс нейтрализуется за счёт внесения органических и минеральных удобрений, мелиорации земель (создание искусственного плодородия) и др. мер.
К нач. 21 в. около 2000 млн. га почв деградировало. Осн. причины: водная и ветровая эрозия, химическая деградация (обеднение гумусом, засоление, закисление и пр.). Скорость формирования почв несравнимо меньше скорости их деградации. Так, для образования 1 мм почвенного слоя, напр. чернозёмов, затрачивается более 100 лет, а в результате эрозии почвы за один год сразу может быть разрушено несколько сантиметров верхнего, наиболее плодородного слоя. В то же время интенсификация сельского хозяйства, научно обоснованные агротехнические приёмы, внедрение новых высокоурожайных сортов позволяют получать всё бо́льшие урожаи, что отражает противоположную историческую тенденцию.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "почвенные ресурсы" в других словарях:

СССР. Почвенные ресурсы — СССР обладает огромными почвенными богатствами. На его территории расположен крупнейший в мире регион высокоплодородных чернозёмов и лугово чернозёмных почв (168,4 млн. га, или около 8% площади почв СССР). Чернозёмы, а также темно… … Большая советская энциклопедия

Природные ресурсы — (Natural Resources) История использования природных ресурсов, мировые природные ресурсы Классификация природных ресурсов, природные ресурсы России, проблема исчерпаемости природных ресурсов, рациональное использование природных ресурсов… … Энциклопедия инвестора

Природные ресурсы — (a. natural resources; н. naturliche Ressourcen; ф. ressources naturelles; и. recursos naturales) совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты окружающей человека естеств. среды, используемые в процессе обществ.… … Геологическая энциклопедия

природные ресурсы — компоненты и процессы природной среды, которые на данном уровне экономического развития используются для удовлетворения разнообразных потребностей человека. Происхождение и размещение природных ресурсов обусловлено природными закономерностями.… … Географическая энциклопедия

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия

Союз Советских Социалистических республик — Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения Социальный состав населения Миграция населения… … Большая советская энциклопедия

СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия

Рос­сия об­ла­да­ет ог­ром­ны­ми поч­вен­ны­ми бо­гат­ст­ва­ми. Из об­щей пло­ща­ди стра­ны в 17,1 млн.км 2 поч­вен­ный по­кров раз­вит при­мер­но на 14,5 млн.км 2 . Ос­таль­ные тер­ри­то­рии за­ня­ты во­до­ёма­ми, вы­хо­да­ми по­род, ка­ме­ни­сты­ми рос­сы­пя­ми, на­ру­шен­ны­ми и за­стро­ен­ны­ми зем­ля­ми и т. д. Поч­вен­ные ре­сур­сы Рос­сии име­ют осо­бое зна­че­ние в сис­те­ме ми­ро­вых поч­вен­ных ре­сур­сов, не­смот­ря на то, что про­ис­хо­дит сни­же­ние ка­че­ст­ва сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных и от­час­ти лес­ных почв. На до­лю почв Рос­сии при­хо­дит­ся ок. 9% ми­ро­вой паш­ни и св. 20% ми­ро­вой пло­ща­ди ле­сов. Важ­ную эко­ло­ги­че­скую роль иг­ра­ют тун­д­ро­вые и бо­лот­ные тер­ри­то­рии. Об­ще­ми­ро­вое зна­че­ние поч­вен­ных ре­сур­сов Рос­сии воз­рас­та­ет так­же в свя­зи с мас­со­вой вы­руб­кой тро­пи­че­ских ле­сов, в ре­зуль­та­те че­го поч­вы на этих тер­ри­то­ри­ях ут­ра­чи­ва­ют об­ще­эко­ло­ги­че­ские функ­ции. Не­смот­ря на чрез­вы­чай­ное раз­но­об­ра­зие поч­вен­но­го по­кро­ва, на­ли­чие об­шир­ных пло­ща­дей, за­ня­тых поч­ва­ми, и круп­ней­ше­го в ми­ре ре­гио­на вы­со­ко­пло­до­род­ных чер­но­зё­мов, их с.-х. по­тен­ци­ал не­ве­лик. По­дав­ляю­щая часть зем­ле­дель­че­ско­го мас­си­ва Рос­сии (бо­лее 80%) на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии с низ­кой те­п­ло­обес­пе­чен­но­стью или не­бла­го­при­ят­ны­ми ус­ло­вия­ми рель­е­фа (час­то и то, и дру­гое), что прак­ти­че­ски ис­клю­ча­ет их хо­зяй­ст­вен­ное ис­поль­зо­ва­ние и ог­ра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти при­ме­не­ния в ка­че­ст­ве кор­мо­вых уго­дий (см. табл.).


Человек во многом обязан своим существованием почве, поскольку она является главным источником получения сельскохозяйственных продуктов, а также сырья для промышленности. Ценность ее определяется, в том числе и экологической ролью в биосфере. Через покров почвы осуществляются сложные процессы обмена энергией и некоторыми веществами между корой земли, атмосферой и населяющими почву организмами.

Что такое почва

Почва является частью земной коры. Это поверхностный слой суши, который способен к плодородию. Она обеспечивает растения влагой, кислородом, питательными компонентами. Это наиболее важное свойство почвы. Весь растительный мир зависит от плодородия. В основе животноводства тоже лежит растениеводство, так как от него зависит наличие пастбищ.

Благодаря разнообразию почв в России, на ее территории выращивают огромное количество культур: картофель и свеклу, чай, плодовые и технические культуры, ягоды. Но главными растениями нашей страны являются зерновые, которые в большом количестве отправляются на экспорт.

Образование почвы

Верхний слой почвы отличается рыхлостью, имеет четыре основные составляющие:

  • органические – живые организмы (грибы, бактерии, беспозвоночные животные, водоросли);
  • твердые – химические элементы, которые отвечают за плодородие почвы;
  • газообразные – кислород, азот, органические соединения;
  • жидкие – с их помощью растения питаются влагой и веществами, растворенными в ней.

Такой состав формировался на протяжении довольно длительного периода времени. На образование почвы влияло взаимодействие следующие факторы:

  • климата;
  • рельефа;
  • материнской породы;
  • микроорганизмов, животных, растений.

Почва определяет растительный покров, но и сама от него напрямую зависит. Образование почвы считается очень сложным процессом. Исходя из того, на какой горной породе формировалась почва, она бывает песчаной или глинистой. На основные свойства почвы влияет материнская порода, из которой она была образована.

Немаловажную роль в образовании играют микроорганизмы, населяющие ее. Они влияют на химический состав, физические свойства, способствуют накоплению органических веществ. Биологические элементы, перегнивая под воздействие микроорганизмов, образуют перегной. Без него, глина или песок, не могут считаться почвой.

Основные типы почв в России

На территории России существуют почти все виды почв:

  • арктические;
  • черноземные;
  • дерново-подзолистые;
  • подзолистые;
  • серые лесные;
  • бурые и серо-бурые;
  • каштановые.

При систематизации учитывались условия и характер их образования. Такое разнообразие почв в России объясняется разными климатическими условиями. Часть из них малоплодородны или переувлажнены, а почвы сухих степей сильно засолены. Самыми плодородными считаются черноземные. В них содержится большое количество гумуса. Его образованию способствует теплый климат и обилие растительности.

Охрана почвенных ресурсов

Ресурсы почвы не безграничны и восполнить их нельзя. Огромную роль на них оказывает деятельность человека. Она может быть достаточно грамотной и оказывать благоприятное воздействие на свойства почвы, но может оставлять и негативные последствия.

Заключение

Ценность почвы для человечества очевидна. Этот ресурс является легкоразрушаемым, и восполнить его практически невозможно. Именно поэтому проблемы по охране и повышении плодородия призваны решать такие науки как химия, биология, география и некоторые другие.

Читайте также: