Структура педагогического общения в доу кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основным фактором развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является личность взрослого (родителей, воспитателя, педагога).

Достаточно остро стоит проблема коммуникативной компетентности и педагогического мастерства педагогов ДОУ. Это связано со сложностью и многообразием задач формирования личности ребенка, которые предъявляются современным социумом и новыми стандартами учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Педагогическое общение в ДОУ - это профессиональное общение педагога-воспитателя с детьми в дошкольном учреждении, направленное на формирование благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию воспитательной и учебной деятельности, на улучшение отношений между воспитателем и детьми, внутри детского коллектива.

Признаки педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении:

  • профессиональное общение воспитателя с ребенком на специальных занятиях и вне их;
  • имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного климата;
  • педагогическое общение ориентировано на психологическую оптимизацию учебно-воспитательного процесса, отношений между воспитателем и детьми, воспитателей между собой, между детьми внутри групп.

Многие исследования доказали, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны косвенные воздействия (через игровое общение и игру). В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Содержание и форма оптимального педагогического общения в значительной мере определяются задачами, которые педагог стремится решить в процессе руководства деятельностью детей-дошкольников.

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче - проявление досады и огорчения.

Классификация межличностного общения

Классификация межличностного общения, предложенная М.И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми:

Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка.

Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения является интегративный стиль общения.

Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдается высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные условия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми.

Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтность в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.

педагогическое общение воспитателя ДОУ с детьми

В отношении детей старшего дошкольного возраста такой стиль общения уже не подходит, и воспитателю приходится перестраивать его, исходя из возрастных особенностей воспитанников. При этом в общении с детьми по-прежнему важное место занимает особая теплота и доброта, без которых невозможно воспитание и обучение детей.

В определении педагогического общения существует множество разных формулировок и толкований, но все они сводятся к общим понятиям, дающим представление об описываемом явлении.

Прямое и косвенное воздействие

прямое и косвенное воздействие

В работе с детьми используются следующие виды педагогического воздействия:

  • Прямое педагогическое воздействие, обращенное непосредственно на воспитанников, касающееся их поведения и взаимоотношений в группе. В него входят следующие методы влияния: указания, объяснения, поощрения, наказания и так далее.
  • Косвенное педагогическое воздействие, осуществляемое через третьих лиц. При нем воспитатель напрямую не выдает указаний, но создает определенные условия, способствующие выбору детьми желаемой для них формы деятельности.

Для работы с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, наиболее эффективным является косвенное педагогическое воздействие, так как прямое воздействие зачастую просто не воспринимается адекватно в силу возраста воспитанников. В то же время общение при помощи игры, чтения сказок и художественной литературы, образы искусства намного быстрее и эффективнее достигает своей цели.

На развитие воспитанников огромное влияние имеют особенности педагогического общения воспитателя. Если ему удастся создать необходимую атмосферу, завоевать любовь и доверие воспитанников, обучение и воспитание будет проходить значительно эффективнее, мягче и деликатней, чем при использовании авторитарных, подавляющих характер и личность ребенка методов.

Стили педагогического общения воспитателя с детьми

Стили педагогического общения

Все имеющиеся стили общения можно разделить на следующие типы:

  • Индифферентный. При таком типе общения воспитатель не настроен на общение с детьми, плохо достигает взаимопонимания с ними, равнодушен к ним, оценивает их действия и достижения исключительно с точки зрения практичности и рациональности, по внешним признакам, в основном по качеству исполнения детьми режимных моментов. Для него идеальными являются спокойные, послушные, быстро подчиняющиеся приказам дети без собственного мнения и инициативы. Воспитатель с таким стилем общения менее всего подходит для такого типа деятельности.
  • Игровой. Представители этого типа общения много внимания уделяют игровой деятельности детей, предпочитают вести процесс обучения в игровом стиле, а также оценивают достижения воспитанников, исходя из того, как они проявляют себя в игровом общении, не упуская, однако, и достижений в других сферах деятельности.
  • Формально-прагматический. Представители этой группы много внимания уделяют формальной стороне воспитательного и обучающего процесса. Для них большую важность имеет точное исполнение предписаний, часто без учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Такое же отношение они проявляют и к родителям воспитанников. Из-за жесткого, бескомпромиссного поведения такие воспитатели редко завоевывают любовь своих воспитанников.
  • Дидактический. Основное направление деятельности таких воспитателей – это обучение. Ему они уделяют больше всего внимания, мало времени и сил тратя на эмоциональное и художественное, личностное развитие ребенка. В обучении часто достигают значительных успехов.
  • Художественный. В своей работе такие воспитатели особое внимание уделяют косвенным методам педагогического общения и концентрируются на художественном воспитании и образовании детей. В результате воспитанники имеют возможность проявить художественные таланты своей личности. Они раскрываются в изобразительном искусстве, танце, пении, декламации, изготовлении поделок и так далее.

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Педагогическое общение — форма организации общения воспитателя и детей

Общение — это один из самых важных процессов во взаимодействии людей. Посредством общения происходит обмен информацией, получение знаний человеком. Пед. Общение, это специальная форма подачи материала воспитателем детям. И насколько оно будет эффективным, напрямую зависит от личности педагога.

Понятие педагогического общения

Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.


Педагог дает основы общения

К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.

Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.


Диалог с малышами ведется грамотно

Эвристическая беседа как метод обучения

Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.

В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.

Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.

К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.

При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.

При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.

Формы общения детей со взрослыми

Общение малыша со взрослым жизненно необходимо для его развития в любом возрасте. Наиболее важен этот процесс в раннем детстве, до школы, когда закладывается его личность, характер, психика. Такое общение может принимать различные формы в зависимости от возраста малыша. И педагогу необходимо соотнести возраст ребенка и характерную для него форму общения, чтобы этот процесс протекал эффективно.

Ситуативно-личностное общение

Общение это не заложенная в малыше потребность при рождении. В самом начале своей жизни он не воспринимает окружающих его взрослых. Но родители, со своей стороны, продолжают с ним говорить, стараются поймать его краткий взгляд, привлекать всячески особое внимание.

К сведению! Именно благодаря этим действиям родителей малыш к началу второго месяца жизни начинает осознавать присутствие взрослого, а после и реагировать на его действия.

С взрослого берется пример

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми

Сначала общение выражается в виде ответных действий младенца на родительское внимание (зарождается коммуникация): с ним разговаривают, улыбаются, смотрят на него, в ответ малыш также улыбается, двигает ручками, ножками.

Постепенно, заметив знакомого человека, ребёнок начинает активно двигаться, улыбаться, гулить, пытаясь привлечь к себе внимание. Если же его вниманием обделяют, то он начинает плакать, кричать. Раз возникшая потребность общаться остаётся с человеком до конца жизни.

Дополнительная информация! Часть родителей сухо, без излишних эмоций выполняют свои родительские обязанности, боясь избаловать своего ребёнка. Такое воспитание для младенца крайне вредно, так как доброжелательные, положительные контакты детей со взрослыми закладывают такие основы личности ребёнка, как любопытство к окружающему миру, его восприятие, уверенность в себе. Если же их лишить такого общения, то дети вырастут неактивными, зажатыми или жестокими, агрессивными. Не следует бояться избаловать малыша, в таком возрасте много внимания не бывает.

Внеситуативно-познавательная форма

По психологии данная форма общения у дошкольника проявляется в период от 3 до 5 лет. В этом возрасте у детей появляется больше возможностей. Они начинают интересоваться не только самими вещами, а также могут представлять их свойства и функции, проводить определение характеристик. Речь у них уже достаточно развита, чтобы не только слушать разъяснения, но и самому активно участвовать в разговоре, спрашивать.

Важно! Со стороны взрослых в этот период важным становится их реакция на действия детей. Одобрение сподвигает ребёнка к дальнейшему познанию мира, критика же, наоборот, становится барьером в общении, заставляет малыша затаиться, отдалиться от взрослого.

Внеситуативно-личностная форма

У детей старшего дошкольного возраста уже проявляются личностные мотивы, сподвигающие детей к общению. Они могут проявляться в процессе разнообразной деятельности: трудовой, игровой, обучающей, спорта. Но сейчас оно имеет самостоятельное значение.

Для дошкольников общение такого рода имеет важное значение, так как посредством его они познают суть социальной структуры общества людей, мотивы их поступков в отношении тех или иных обстоятельств. Взрослый человек служит источником информации о социальных явлениях в обществе.

К сведению! Ребёнок выбирает взрослого своим примером для подражания, ведь у него не было подобного опыта ранее — каждая ситуация для него новая, и необходим эталон, средство достижения цели, на которое он будет равняться, отталкиваться в дальнейшей жизни, когда взрослого рядом не будет. Поэтому для дальнейшего успешного развития малыша важно, с какими примерами поведения ему придётся столкнуться впервые.

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:


Говорить стоит всегда правду

  • внимание к индивидуальным особенностям малыша;
  • уважение его как личности;
  • внимание к его мнению.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Читайте также: