Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Обновлено: 30.06.2024
ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
ISBN 5-88527-171-2
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обучающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки специалистов в области образования.
Рекомендуется для студентов всех вузов, в которых курс педагогики введен в качестве обязательной дисциплины гуманитарного блока.
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.
Платон
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
• Возникновение и становление педагогической профессии
• Особенности педагогической профессии
• Перспективы развития педагогической профессии
• Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.
Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.
Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.
Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания.
К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса.
Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе - учителя-универсала.
Вопросы и задания.
1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?
3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?
7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
8. В чем своеобразие педагогической профессии?
9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.
10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?
11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация".
13. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации.
14. Напишите микросочинение на тему "Педагогическая профессия в XXI в.".
15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы?
16. Подготовьте реферат на тему "Современное общество и учитель".
Литература для самостоятельной работы.
1. Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. - М., 1983.
2. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.
3. Жильцов П. А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. - М., 1985.
4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.
5. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты Мысли - М., 1989.
6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1995.
7. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.
8. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.
9. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986.
10. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 1991.
В современном российском образовании в настоящее время происходит целый ряд перемен, которые могут серьезно повлиять на обучение и воспитание школьников. Они относятся и к тем важным образовательно-воспитательным процессам, которые ведутся в сельских школах.
Сегодня сельская школа – важнейший фактор развития поселения (деревни, села, поселка), его жизнеобеспечения и сохранения. 19 -я статья закона "Об образовании" гласит, что образовательные стандарты сельских школ не должны отличаться от городских, однако специфика обучения в них, обусловленная некоторыми объективными причинами, влияет на общее качество образования выпускников. В связи с этим вопрос освещения деятельности учителей в сельских школах представляется особенно важным.
Приняв во внимание все те условия, в которых трудится учитель сельской школы, можно выделить ряд объективных факторов повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, а также некоторые причины, эту эффективность снижающие. Так, важнейшим объективным фактором, положительно влияющим на воспитание и обучение в сельской школе, является более выраженная связь с природой и сельскохозяйственное окружение. Благодаря этому связь обучения с жизнью становится более яркой и наглядной, ведь ученики могут познакомиться с деятельностью работников и сельскохозяйственным производством непосредственно, на конкретном примере. Организация общения с природой дает возможность получить более полные естественнонаучные знания, обрести высокий уровень экологической осознанности, сформировать бережное отношение к животным и растениям. Более того, школьники зачастую с детства активно привлекаются к труду на личных приусадебных участках, подсобных хозяйствах, опытных участках при школе, благодаря чему приобретается не только трудовое воспитание, но и обеспечивается физическое развитие детей.
Фактор близости к природе во многом обусловливают специфику обучения в сельской школе. Он дает широкую возможность построения эффективного образовательного процесса. Также педагогическая деятельность в сельских условиях имеет дополнительные преимущества, например, во многих регионах сильны и заметны традиции народного воспитания. В городских условиях они часто не применяются в силу разных причин – отрыва от семьи и исторических корней, смешанности учебных групп и т.д. Кроме того, сельский учитель, как правило, хорошо осведомлен о жизни своих воспитанников, бытовых условиях их проживания, семейных отношениях и др.
Также в сельской местности сохраняется более традиционный уклад, активно действует сила общественного мнения, есть возможность создать условия для подготовки учеников к жизни в текущих условиях. Чаще всего педагог обладает весомым авторитетом среди односельчан, а выросшие в селе дети гораздо самостоятельнее городских и более способны к решению хозяйственных и жизненных проблем.
Особенности функционирования малокомплектных сельских школ
Важнейшим фактором, обусловливающим специфику педагогического труда в селе и негативно влияющим на качество образования, является малокомплектность и малочисленность школ. Зачастую в них не набирается параллельных классов, а в одном классе может обучаться весьма незначительное количество учеников (вплоть до одного). В отличие от городских, сельские школы вынуждены обслуживать весьма значительные территории, вплоть до многих десятков километров. Из-за этого могут возникать сложности со своевременным посещением как учебных, так и внеучебных занятий: требуется организация доставки школьников либо создание интерната. Второй вариант порождает множество других трудностей жизни школьника, связанных с отрывом от семьи и семейного воспитания.
Благоприятные изменения демографической ситуации, которые наблюдаются по всей стране, заметны и сельских школах: их численность постепенно увеличивается. Работа педагога в таких учебных заведениях достаточно сложна, и воспитательно-образовательный процесс не может быть идентичен тому, что происходит в условиях городской школы. В итоге формируется специфическая образовательная система, основной чертой которой является интеграция. Например, в условиях начальной школы ученики двух-трех классов учатся в одном комплектном классе, в средней и старшей школе могут учиться всего 3-6 человек. Подросшие дети часто бывают вынуждены уезжать в другие населенные пункты для получения полного среднего образования. С одной стороны, маленькие классы позволяют обеспечить индивидуальный подход, а с другой, это может привести к высокой тревожности, росту нагрузок (эмоциональных, психологических, интеллектуальных). К тому же при этом наблюдаются трудности в формировании эмоциональных и деловых контактов между школьниками, вследствие чего осложняется развитие нравственных качеств, коммуникативных и организаторских способностей. Также в сельских школах бывает очень трудно организовать вариативное обучение (с использованием учебных программ разного уровня).
Специфика работы педагога в сельской школе
Сложности в деятельности учителей сельских школ обусловливаются не только малочисленностью классов, но и некоторыми другими аспектами. Так, в них зачастую приходится преподавать сразу несколько учебных предметов без специальной подготовки по ним. Нагрузка на одного преподавателя может превышать все существующие нормы.
Образовательный процесс в сельской школе характеризуется следующими проблемами:
- особая близость жизненного пространства, в котором проживают все ученики;
- специфический контингент сельских учебных заведений;
- учащиеся серьезно загружены бытовым трудом, особенно в некоторые сезоны;
- отсутствие профессиональных психологов и психологических служб, в связи с чем ученики не могут получить необходимую социально-психологическую помощь.
Работа в сельской школе часто вызывает трудности у молодого педагога, подчеркивая нехватку его опыта и проблемы подготовки, что могло бы быть менее заметно в городской школе. Повышение квалификации и обмен опытом в таких условиях бывают серьезно затруднены. В сельских школах часто не бывает методических объединений, нет связей с библиотеками и службами, из-за чего самообразование учителя становится серьезной проблемой. Также трудности вызывает обеспеченность методической литературой, из-за чего сельский учитель не может ознакомиться с инновациями в образовательной области. Специализированная литература об обучении в малокомплектных школах пока не слишком распространена: большую часть работ составляют исследования организации воспитания и образования в городских школах.
Единство объективных и субъективных условий обеспечивает развитие взаимодействия преподавателей и студентов, а их взаимообусловленность является главным условием реализации педагогической эффективности взаимодействия.
Социально-экономические условия, специфика общества преломляются через условия работы конкретной школы, что существенно влияет на взаимодействие членов коллектива. Существуют разные возможности для развития взаимодействия, совместных связей в больших и маленьких школах, а также в городских и сельских школах. Например, в небольшой сельской школе, где учителя и дети знают друг друга, есть большие возможности для повседневной работы и неформального общения, что создает благоприятный микроклимат в коллективе и формирует дружеские отношения, основанные на взаимопонимании. Есть и свои трудности и проблемы: например, чрезмерное внимание в некоторых случаях осложняет взаимодействие между учителями и детьми. В большой школе сотрудничество между учителями и учениками происходит в основном на уровне первичных коллективов, как правило, в учебной деятельности, и носит деловой характер. Учитель имеет ограниченные возможности для всестороннего и глубокого изучения индивидуальных особенностей детей, что затрудняет выбор оптимального способа взаимодействия с учениками.
Идиосинкразия школьного микрорайона и его отношения с окружающей средой могут способствовать или препятствовать развитию отношений сотрудничества между членами команды, учителями и учениками. Например, воспитательно осмысленное использование культурно-образовательных объектов, спортивного комплекса, с одной стороны, обогащает содержание, расширяет сферу совместной деятельности и общения педагогов и учащихся, с другой стороны, создает возможности для реализации педагога в этой деятельности, где он может проявить мастерство, свою индивидуальность, сосредоточившись на определенном участке работы, а значит, успешно строить совместную деятельность с детьми.
В ряде сельских и поселковых школ на характер и содержание взаимодействия между членами коллектива влияют национальные и местные традиции, а также атмосфера села и отношение местных властей и производственных коллективов к школе. Когда школа занимает определенное место в жизни села и выполняет свою социальную роль в его развитии, создаются благоприятные условия для формирования доброжелательных, заинтересованных отношений в коллективе.
В последнее время, помимо обычных общеобразовательных школ, появились гимназии, лицеи и т.д., в том числе альтернативные учебные заведения. Усиление дифференциации образования, создание условий для выбора школы, предметов, учителей оказывает существенное влияние на взаимоотношения между учениками, учителями и родителями. В ситуации добровольного свободного выбора создаются объективные условия для формирования сотрудничества между педагогами, так как они связаны содержанием деятельности, сходным отношением к образовательному процессу.
Важнейшая группа условий, влияющих на способ взаимодействия учителей и учащихся, связана со спецификой жизни школьного коллектива, уровнем его развития, связями, В школе, где сформирована воспитательная система, существует определенный порядок, активность отношений, учителя и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие основано на идеях, выработанных в совместном поиске, согласованных действиях, понимании и принятии роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулируются законами, кодексами, контрактами и добровольными обязательствами. Это уменьшает количество конфликтов и способствует диалогу и сотрудничеству в команде.
Весь школьный коллектив представляет собой ряд взаимосвязанных первичных коллективов и объединений. Взаимодействие учителей и учащихся в этих объединениях организуется по-разному, в зависимости от типа образования, вхождения учителей в объединение, времени существования, количественного, возрастного и качественного состава, цели и т.д.
Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
Отметим, что межличностные отношения учителей и учащихся опосредованы отношениями в первичном коллективе, которые, в свою очередь, определяются характером и уровнем взаимодействия учителей и учащихся, общей психологической атмосферой и моральным климатом в школе.
На характер взаимодействия между учителями и учениками влияет стиль руководства школы: авторитарный стиль способствует патернализму и подавлению в коллективе и иногда приводит к конфронтации; демократический стиль стимулирует кооперативный тип взаимодействия между членами коллектива.
В одном и том же коллективе взаимодействие между преподавателями и студентами в учебной и внеучебной деятельности происходит по-разному. На характер влияет среда, место, где происходит сотрудничество и общение. Несмотря на то, что взаимодействие строится на принципах внимания, уважения и доверия, отношения в классе или в рабочем лагере, на развлекательном мероприятии или собрании совершенно разные.
Взаимодействие между преподавателями и студентами во многом зависит от специфики их взаимодействия. Знание друг друга и взаимные ожидания, которые сопутствуют этому, являются важным фактором в формировании отношений. Без учета существующих ожиданий учеников трудно рассчитывать на успех совместной работы учителя и детей. Влияние этих условий связано со временем, продолжительностью контактов, сферой взаимодействия между членами команды.
Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конечном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенностями взаимодействующих сторон.
В условиях, связанных с особенностями учащихся, на характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники живут интересами школы, коллектива, учителя, их легко вовлечь в любую деятельность. Самое важное для ребенка — это занятия, организованные учителями. Общение с учителем также является для них наиболее значимым.
Подросткам свойственно желание, чтобы на них рассчитывали, с ними советовались, полагались на их мнение, когда речь идет об организации различных мероприятий. Чем сильнее влечение к взрослому, учителю, тем духовно богаче жизнь учителя. Авторитет учителя поддерживается его глубокой компетентностью, эрудицией, высокой эмоциональной культурой, умением прибегать к средствам, захватывающим воображение детей. И наоборот, если учитель вызвал у него антипатию в первые дни работы, он столкнется с множеством трудностей в работе.
Усилия учителей по воспитанию подростков часто оказываются безуспешными, поскольку воспринимаются как попытка взрослых ограничить их самостоятельность. Из этого следует, что взаимодействие между учителями и подростками должно быть таким, чтобы ученик испытывал меньше патернализма со стороны педагогов.
В раннем подростковом возрасте взаимодействие строится на основе чрезвычайно высоких требований, которые подростки предъявляют к учителям. Малейшие промахи в поведении учителя фиксируются подростком и становятся препятствием для построения отношений. В старшем подростковом возрасте эти требования не ослабевают, но подросток глубже задумывается о возможностях взрослых, растет чувство меры, повышается требование к учителю как организатору их деятельности. Умение учителя умело воздействовать на коллектив, незаметно организовать, вовлечь каждого в нужный вид деятельности, высоко ценится старшими подростками и служит основой для построения подлинно человеческих отношений с учителем. Учителя, строящие свои отношения на потакании, грубой силе, подавлении инициативы и активности детей, не принимаются.
Взаимодействие преподавателя и обучающегося в различных моделях обучения
Организация учебно-методической деятельности в учебном процессе зависит от особенностей построения (структурирования) содержания учебного материала и применяемых ведущих методов и средств обучения. Это оказывает существенное влияние на характер взаимодействия в обучении учителя и ученика, характер организованной учителем мыслительной деятельности учащихся, особенности их познавательной деятельности, характер раскрытия содержания учебного материала, характер проверки его усвоения учащимися. В соответствии с этими параметрами в дидактике существуют такие модели обучения, как догматическая, объяснительно-иллюстративная (информативная), проблемная, программированная, дистанционная, личностно-ориентированная и др. Это модели, наиболее часто встречающиеся в школьной и университетской практике, или, как их еще называют, типы обучения. Кроме того, существуют и другие модели обучения, которые менее распространены в школьной практике, например, блочная, модульная, личностно-ориентированное обучение и т.д.
Догматическое учение. Как известно, догма — это утверждение, которое принимается на веру как неизменная истина, которая не меняется ни при каких обстоятельствах. Главной особенностью догматического обучения, известного со времен Средневековья, является коллективная организация познавательной деятельности учителя, а основной деятельностью учащихся — слушание и запоминание.
Объяснительно-иллюстративное (коммуникативное) обучение. Эта модель обучения характеризуется широким использованием наглядности в учебном процессе; ее методологической основой является теория сенсуализма — чувственного познания мира (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Теоретическое обоснование этого типа образования было дано Я.А. Коменским. А. Коменский. Целью данного типа обучения является приобретение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование навыков и умений.
Общие подходы, принципы и проблемы отбора содержания
Структура предмета включала факты, понятия, определения, теоремы, теории, следствия и контуры практического применения набора методов, рекомендаций и технологий.
Позже было отмечено, что предметы эстетического цикла, иностранный язык и физкультура, не являются основами науки, а представляют собой деятельность в конкретных областях школьного образования.
Логика развития научного знания и степень подготовленности самих студентов лежала в основе изучения предмета и системы предметов, поэтому логика изучения часто предполагалась концентрической, с возвратом к более глубокому изучению материала, который уже был пройден на продвинутом этапе развития студентов.
Постепенно совершенствовались принципы отбора научного содержания для школьной программы. Учитывались научная и практическая значимость, соблюдение принципа целостного подхода к науке, соответствие возрастному уровню развития учащихся, учет перспектив дальнейшего обучения и требований жизни.
В те же годы были предприняты попытки ввести элементы профилизации в школах. Появились школы с углубленным преподаванием математики, иностранных языков, биологии, художественного образования и т.д. Появились элементы дифференциации в зависимости от глубины изучения определенных фрагментов или разделов курса. Она должна была дать общее представление о понимании и освоении содержания, то есть научить применять полученный материал как на уровне выученных правил, так и в нестандартных ситуациях, где требовался творческий подход.
Трудовые ценностные ориентации сельских школьников как показатель социального здоровья
Констатирующий эксперимент проводился в 1990 и 2004 годах в 11 сельских школах Рязанской области, в том числе: Ахматовская средняя общеобразовательная школа Казимовского района, Вердеревская средняя общеобразовательная школа Скопинского района, Напольновская средняя общеобразовательная школа Сараевского района, Семено-Оленинская основная общеобразовательная школа Рязанского района и Самыловская основная общеобразовательная школа Казимовского района. Всего в констатирующий эксперимент было включено 256 сельских школьников 1990 и 2004 годов (74 девочки и 54 мальчика в 1990 году и столько же в 2004 году).
Для определения характеристик ценностных ориентаций студентов мы рассматривали два основных показателя: а) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и б) содержание ценностных ориентаций, характеризующееся конкретными ценностями, входящими в структуру.
Степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций определялась способностью личности выделять из множества явлений те, которые имеют для нее специфическую ценность, а затем преобразовывать их в определенную структуру в зависимости от ближайших и долгосрочных целей своей жизни, умением определять перспективные профессиональные цели, соотносить их характеристики с требованиями выбранной профессии и практической подготовкой к будущей профессии. Практическая подготовка к будущей профессии предполагает участие в различных видах деятельности, способствующих формированию трудовых ценностных ориентаций: профессиональные игры, тренинги самопознания; районные, областные, всероссийские конкурсы, олимпиады, конференции, ярмарки, в различных видах творческих работ, персональных выставках творческих работ, в производственных бригадах, экспериментальных, краеведческих и поисковых работах, школьном самоуправлении и др.
Содержание ценностных ориентаций характеризует особенности их функционирования. На основе иерархии ценностных ориентаций личности можно определить, на какие жизненные цели направлена его деятельность и какие средства достижения этих целей представляются ему выгодными, а также насколько выявленные ценностные ориентации соответствуют социальному стандарту, насколько они адекватны целям воспитания.
Исследование ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ проводилось с помощью методики М. Рокича, трудовых ценностных ориентаций по методике Е.М. Павлютенкова (определение выбора профессии и карьерных намерений) и анкеты. Для обеспечения большей объективности были проведены индивидуальные и коллективные интервью с учениками, классными руководителями, учителями-предметниками и родителями.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.
§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.
Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.
Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Читайте также: