Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Обновлено: 30.06.2024

ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
ISBN 5-88527-171-2
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обучающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки специалистов в области образования.
Рекомендуется для студентов всех вузов, в которых курс педагогики введен в качестве обязательной дисциплины гуманитарного блока.
ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ


Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.
Платон

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии


• Возникновение и становление педагогической профессии
• Особенности педагогической профессии
• Перспективы развития педагогической профессии
• Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных отношений, как правило, становятся известны всем.

Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для семей современного общества черты, она характеризуется большей консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания.

К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух-трех предметов, зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая наполняемость классов также оказывает влияние на организацию педагогического процесса.

Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в малокомплектной школе - учителя-универсала.

Вопросы и задания.

1. Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?

2. В каком соотношении находятся понятия "педагог", "учитель", "воспитатель"?

3. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

4. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.

5. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?

6. Что обусловливает возрастание роли учителя в современном обществе?

7. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?

8. В чем своеобразие педагогической профессии?

9. Раскройте сущность гуманистической функции педагога.

10. В чем проявляется коллективный характер педагогической деятельности?

11. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

12. Соотнесите понятия "педагогическая профессия", "педагогическая специальность", "педагогическая квалификация".

13. Перечислите современные педагогические специальности и квалификации.

14. Напишите микросочинение на тему "Педагогическая профессия в XXI в.".

15. В чем специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы?

16. Подготовьте реферат на тему "Современное общество и учитель".

Литература для самостоятельной работы.

1. Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. - М., 1983.

2. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.

3. Жильцов П. А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. - М., 1985.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.

5. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты Мысли - М., 1989.

6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1995.

7. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

8. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

9. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986.

10. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 1991.

В современном российском образовании в настоящее время происходит целый ряд перемен, которые могут серьезно повлиять на обучение и воспитание школьников. Они относятся и к тем важным образовательно-воспитательным процессам, которые ведутся в сельских школах.

Сегодня сельская школа – важнейший фактор развития поселения (деревни, села, поселка), его жизнеобеспечения и сохранения. 19 -я статья закона "Об образовании" гласит, что образовательные стандарты сельских школ не должны отличаться от городских, однако специфика обучения в них, обусловленная некоторыми объективными причинами, влияет на общее качество образования выпускников. В связи с этим вопрос освещения деятельности учителей в сельских школах представляется особенно важным.

Приняв во внимание все те условия, в которых трудится учитель сельской школы, можно выделить ряд объективных факторов повышения эффективности воспитательно-образовательной работы, а также некоторые причины, эту эффективность снижающие. Так, важнейшим объективным фактором, положительно влияющим на воспитание и обучение в сельской школе, является более выраженная связь с природой и сельскохозяйственное окружение. Благодаря этому связь обучения с жизнью становится более яркой и наглядной, ведь ученики могут познакомиться с деятельностью работников и сельскохозяйственным производством непосредственно, на конкретном примере. Организация общения с природой дает возможность получить более полные естественнонаучные знания, обрести высокий уровень экологической осознанности, сформировать бережное отношение к животным и растениям. Более того, школьники зачастую с детства активно привлекаются к труду на личных приусадебных участках, подсобных хозяйствах, опытных участках при школе, благодаря чему приобретается не только трудовое воспитание, но и обеспечивается физическое развитие детей.

Фактор близости к природе во многом обусловливают специфику обучения в сельской школе. Он дает широкую возможность построения эффективного образовательного процесса. Также педагогическая деятельность в сельских условиях имеет дополнительные преимущества, например, во многих регионах сильны и заметны традиции народного воспитания. В городских условиях они часто не применяются в силу разных причин – отрыва от семьи и исторических корней, смешанности учебных групп и т.д. Кроме того, сельский учитель, как правило, хорошо осведомлен о жизни своих воспитанников, бытовых условиях их проживания, семейных отношениях и др.

Также в сельской местности сохраняется более традиционный уклад, активно действует сила общественного мнения, есть возможность создать условия для подготовки учеников к жизни в текущих условиях. Чаще всего педагог обладает весомым авторитетом среди односельчан, а выросшие в селе дети гораздо самостоятельнее городских и более способны к решению хозяйственных и жизненных проблем.

Особенности функционирования малокомплектных сельских школ

Важнейшим фактором, обусловливающим специфику педагогического труда в селе и негативно влияющим на качество образования, является малокомплектность и малочисленность школ. Зачастую в них не набирается параллельных классов, а в одном классе может обучаться весьма незначительное количество учеников (вплоть до одного). В отличие от городских, сельские школы вынуждены обслуживать весьма значительные территории, вплоть до многих десятков километров. Из-за этого могут возникать сложности со своевременным посещением как учебных, так и внеучебных занятий: требуется организация доставки школьников либо создание интерната. Второй вариант порождает множество других трудностей жизни школьника, связанных с отрывом от семьи и семейного воспитания.

Благоприятные изменения демографической ситуации, которые наблюдаются по всей стране, заметны и сельских школах: их численность постепенно увеличивается. Работа педагога в таких учебных заведениях достаточно сложна, и воспитательно-образовательный процесс не может быть идентичен тому, что происходит в условиях городской школы. В итоге формируется специфическая образовательная система, основной чертой которой является интеграция. Например, в условиях начальной школы ученики двух-трех классов учатся в одном комплектном классе, в средней и старшей школе могут учиться всего 3-6 человек. Подросшие дети часто бывают вынуждены уезжать в другие населенные пункты для получения полного среднего образования. С одной стороны, маленькие классы позволяют обеспечить индивидуальный подход, а с другой, это может привести к высокой тревожности, росту нагрузок (эмоциональных, психологических, интеллектуальных). К тому же при этом наблюдаются трудности в формировании эмоциональных и деловых контактов между школьниками, вследствие чего осложняется развитие нравственных качеств, коммуникативных и организаторских способностей. Также в сельских школах бывает очень трудно организовать вариативное обучение (с использованием учебных программ разного уровня).

Специфика работы педагога в сельской школе

Сложности в деятельности учителей сельских школ обусловливаются не только малочисленностью классов, но и некоторыми другими аспектами. Так, в них зачастую приходится преподавать сразу несколько учебных предметов без специальной подготовки по ним. Нагрузка на одного преподавателя может превышать все существующие нормы.

Образовательный процесс в сельской школе характеризуется следующими проблемами:

  • особая близость жизненного пространства, в котором проживают все ученики;
  • специфический контингент сельских учебных заведений;
  • учащиеся серьезно загружены бытовым трудом, особенно в некоторые сезоны;
  • отсутствие профессиональных психологов и психологических служб, в связи с чем ученики не могут получить необходимую социально-психологическую помощь.

Работа в сельской школе часто вызывает трудности у молодого педагога, подчеркивая нехватку его опыта и проблемы подготовки, что могло бы быть менее заметно в городской школе. Повышение квалификации и обмен опытом в таких условиях бывают серьезно затруднены. В сельских школах часто не бывает методических объединений, нет связей с библиотеками и службами, из-за чего самообразование учителя становится серьезной проблемой. Также трудности вызывает обеспеченность методической литературой, из-за чего сельский учитель не может ознакомиться с инновациями в образовательной области. Специализированная литература об обучении в малокомплектных школах пока не слишком распространена: большую часть работ составляют исследования организации воспитания и образования в городских школах.

Единство объективных и субъективных условий обеспечивает развитие взаимодействия преподавателей и студентов, а их взаимообусловленность является главным условием реализации педагогической эффективности взаимодействия.

Социально-экономические условия, специфика общества преломляются через условия работы конкретной школы, что существенно влияет на взаимодействие членов коллектива. Существуют разные возможности для развития взаимодействия, совместных связей в больших и маленьких школах, а также в городских и сельских школах. Например, в небольшой сельской школе, где учителя и дети знают друг друга, есть большие возможности для повседневной работы и неформального общения, что создает благоприятный микроклимат в коллективе и формирует дружеские отношения, основанные на взаимопонимании. Есть и свои трудности и проблемы: например, чрезмерное внимание в некоторых случаях осложняет взаимодействие между учителями и детьми. В большой школе сотрудничество между учителями и учениками происходит в основном на уровне первичных коллективов, как правило, в учебной деятельности, и носит деловой характер. Учитель имеет ограниченные возможности для всестороннего и глубокого изучения индивидуальных особенностей детей, что затрудняет выбор оптимального способа взаимодействия с учениками.

Идиосинкразия школьного микрорайона и его отношения с окружающей средой могут способствовать или препятствовать развитию отношений сотрудничества между членами команды, учителями и учениками. Например, воспитательно осмысленное использование культурно-образовательных объектов, спортивного комплекса, с одной стороны, обогащает содержание, расширяет сферу совместной деятельности и общения педагогов и учащихся, с другой стороны, создает возможности для реализации педагога в этой деятельности, где он может проявить мастерство, свою индивидуальность, сосредоточившись на определенном участке работы, а значит, успешно строить совместную деятельность с детьми.

В ряде сельских и поселковых школ на характер и содержание взаимодействия между членами коллектива влияют национальные и местные традиции, а также атмосфера села и отношение местных властей и производственных коллективов к школе. Когда школа занимает определенное место в жизни села и выполняет свою социальную роль в его развитии, создаются благоприятные условия для формирования доброжелательных, заинтересованных отношений в коллективе.

В последнее время, помимо обычных общеобразовательных школ, появились гимназии, лицеи и т.д., в том числе альтернативные учебные заведения. Усиление дифференциации образования, создание условий для выбора школы, предметов, учителей оказывает существенное влияние на взаимоотношения между учениками, учителями и родителями. В ситуации добровольного свободного выбора создаются объективные условия для формирования сотрудничества между педагогами, так как они связаны содержанием деятельности, сходным отношением к образовательному процессу.

Важнейшая группа условий, влияющих на способ взаимодействия учителей и учащихся, связана со спецификой жизни школьного коллектива, уровнем его развития, связями, В школе, где сформирована воспитательная система, существует определенный порядок, активность отношений, учителя и дети чувствуют себя более защищенными. Их взаимодействие основано на идеях, выработанных в совместном поиске, согласованных действиях, понимании и принятии роли каждого в этом процессе. Отношения в ряде типичных ситуаций регулируются законами, кодексами, контрактами и добровольными обязательствами. Это уменьшает количество конфликтов и способствует диалогу и сотрудничеству в команде.

Весь школьный коллектив представляет собой ряд взаимосвязанных первичных коллективов и объединений. Взаимодействие учителей и учащихся в этих объединениях организуется по-разному, в зависимости от типа образования, вхождения учителей в объединение, времени существования, количественного, возрастного и качественного состава, цели и т.д.

Специфика деятельности учителя сельской школы

Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей

Отметим, что межличностные отношения учителей и учащихся опосредованы отношениями в первичном коллективе, которые, в свою очередь, определяются характером и уровнем взаимодействия учителей и учащихся, общей психологической атмосферой и моральным климатом в школе.

На характер взаимодействия между учителями и учениками влияет стиль руководства школы: авторитарный стиль способствует патернализму и подавлению в коллективе и иногда приводит к конфронтации; демократический стиль стимулирует кооперативный тип взаимодействия между членами коллектива.

В одном и том же коллективе взаимодействие между преподавателями и студентами в учебной и внеучебной деятельности происходит по-разному. На характер влияет среда, место, где происходит сотрудничество и общение. Несмотря на то, что взаимодействие строится на принципах внимания, уважения и доверия, отношения в классе или в рабочем лагере, на развлекательном мероприятии или собрании совершенно разные.

Взаимодействие между преподавателями и студентами во многом зависит от специфики их взаимодействия. Знание друг друга и взаимные ожидания, которые сопутствуют этому, являются важным фактором в формировании отношений. Без учета существующих ожиданий учеников трудно рассчитывать на успех совместной работы учителя и детей. Влияние этих условий связано со временем, продолжительностью контактов, сферой взаимодействия между членами команды.

Какой бы благоприятной ни была атмосфера в коллективе, в конечном итоге характер взаимодействия определяется личностными особенностями взаимодействующих сторон.

В условиях, связанных с особенностями учащихся, на характер взаимодействия существенно влияет возраст детей. Младшие школьники живут интересами школы, коллектива, учителя, их легко вовлечь в любую деятельность. Самое важное для ребенка — это занятия, организованные учителями. Общение с учителем также является для них наиболее значимым.

Подросткам свойственно желание, чтобы на них рассчитывали, с ними советовались, полагались на их мнение, когда речь идет об организации различных мероприятий. Чем сильнее влечение к взрослому, учителю, тем духовно богаче жизнь учителя. Авторитет учителя поддерживается его глубокой компетентностью, эрудицией, высокой эмоциональной культурой, умением прибегать к средствам, захватывающим воображение детей. И наоборот, если учитель вызвал у него антипатию в первые дни работы, он столкнется с множеством трудностей в работе.

Усилия учителей по воспитанию подростков часто оказываются безуспешными, поскольку воспринимаются как попытка взрослых ограничить их самостоятельность. Из этого следует, что взаимодействие между учителями и подростками должно быть таким, чтобы ученик испытывал меньше патернализма со стороны педагогов.

В раннем подростковом возрасте взаимодействие строится на основе чрезвычайно высоких требований, которые подростки предъявляют к учителям. Малейшие промахи в поведении учителя фиксируются подростком и становятся препятствием для построения отношений. В старшем подростковом возрасте эти требования не ослабевают, но подросток глубже задумывается о возможностях взрослых, растет чувство меры, повышается требование к учителю как организатору их деятельности. Умение учителя умело воздействовать на коллектив, незаметно организовать, вовлечь каждого в нужный вид деятельности, высоко ценится старшими подростками и служит основой для построения подлинно человеческих отношений с учителем. Учителя, строящие свои отношения на потакании, грубой силе, подавлении инициативы и активности детей, не принимаются.

Взаимодействие преподавателя и обучающегося в различных моделях обучения

Организация учебно-методической деятельности в учебном процессе зависит от особенностей построения (структурирования) содержания учебного материала и применяемых ведущих методов и средств обучения. Это оказывает существенное влияние на характер взаимодействия в обучении учителя и ученика, характер организованной учителем мыслительной деятельности учащихся, особенности их познавательной деятельности, характер раскрытия содержания учебного материала, характер проверки его усвоения учащимися. В соответствии с этими параметрами в дидактике существуют такие модели обучения, как догматическая, объяснительно-иллюстративная (информативная), проблемная, программированная, дистанционная, личностно-ориентированная и др. Это модели, наиболее часто встречающиеся в школьной и университетской практике, или, как их еще называют, типы обучения. Кроме того, существуют и другие модели обучения, которые менее распространены в школьной практике, например, блочная, модульная, личностно-ориентированное обучение и т.д.

Догматическое учение. Как известно, догма — это утверждение, которое принимается на веру как неизменная истина, которая не меняется ни при каких обстоятельствах. Главной особенностью догматического обучения, известного со времен Средневековья, является коллективная организация познавательной деятельности учителя, а основной деятельностью учащихся — слушание и запоминание.

Объяснительно-иллюстративное (коммуникативное) обучение. Эта модель обучения характеризуется широким использованием наглядности в учебном процессе; ее методологической основой является теория сенсуализма — чувственного познания мира (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Теоретическое обоснование этого типа образования было дано Я.А. Коменским. А. Коменский. Целью данного типа обучения является приобретение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование навыков и умений.

Общие подходы, принципы и проблемы отбора содержания

Структура предмета включала факты, понятия, определения, теоремы, теории, следствия и контуры практического применения набора методов, рекомендаций и технологий.

Позже было отмечено, что предметы эстетического цикла, иностранный язык и физкультура, не являются основами науки, а представляют собой деятельность в конкретных областях школьного образования.

Логика развития научного знания и степень подготовленности самих студентов лежала в основе изучения предмета и системы предметов, поэтому логика изучения часто предполагалась концентрической, с возвратом к более глубокому изучению материала, который уже был пройден на продвинутом этапе развития студентов.

Постепенно совершенствовались принципы отбора научного содержания для школьной программы. Учитывались научная и практическая значимость, соблюдение принципа целостного подхода к науке, соответствие возрастному уровню развития учащихся, учет перспектив дальнейшего обучения и требований жизни.

В те же годы были предприняты попытки ввести элементы профилизации в школах. Появились школы с углубленным преподаванием математики, иностранных языков, биологии, художественного образования и т.д. Появились элементы дифференциации в зависимости от глубины изучения определенных фрагментов или разделов курса. Она должна была дать общее представление о понимании и освоении содержания, то есть научить применять полученный материал как на уровне выученных правил, так и в нестандартных ситуациях, где требовался творческий подход.

Трудовые ценностные ориентации сельских школьников как показатель социального здоровья

Констатирующий эксперимент проводился в 1990 и 2004 годах в 11 сельских школах Рязанской области, в том числе: Ахматовская средняя общеобразовательная школа Казимовского района, Вердеревская средняя общеобразовательная школа Скопинского района, Напольновская средняя общеобразовательная школа Сараевского района, Семено-Оленинская основная общеобразовательная школа Рязанского района и Самыловская основная общеобразовательная школа Казимовского района. Всего в констатирующий эксперимент было включено 256 сельских школьников 1990 и 2004 годов (74 девочки и 54 мальчика в 1990 году и столько же в 2004 году).

Для определения характеристик ценностных ориентаций студентов мы рассматривали два основных показателя: а) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и б) содержание ценностных ориентаций, характеризующееся конкретными ценностями, входящими в структуру.

Степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций определялась способностью личности выделять из множества явлений те, которые имеют для нее специфическую ценность, а затем преобразовывать их в определенную структуру в зависимости от ближайших и долгосрочных целей своей жизни, умением определять перспективные профессиональные цели, соотносить их характеристики с требованиями выбранной профессии и практической подготовкой к будущей профессии. Практическая подготовка к будущей профессии предполагает участие в различных видах деятельности, способствующих формированию трудовых ценностных ориентаций: профессиональные игры, тренинги самопознания; районные, областные, всероссийские конкурсы, олимпиады, конференции, ярмарки, в различных видах творческих работ, персональных выставках творческих работ, в производственных бригадах, экспериментальных, краеведческих и поисковых работах, школьном самоуправлении и др.

Содержание ценностных ориентаций характеризует особенности их функционирования. На основе иерархии ценностных ориентаций личности можно определить, на какие жизненные цели направлена его деятельность и какие средства достижения этих целей представляются ему выгодными, а также насколько выявленные ценностные ориентации соответствуют социальному стандарту, насколько они адекватны целям воспитания.

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ проводилось с помощью методики М. Рокича, трудовых ценностных ориентаций по методике Е.М. Павлютенкова (определение выбора профессии и карьерных намерений) и анкеты. Для обеспечения большей объективности были проведены индивидуальные и коллективные интервью с учениками, классными руководителями, учителями-предметниками и родителями.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание общего и особенного в разных видах педагогической деятельности, а также целостности педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.

§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе.

Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая - некоторым отставанием социально-экономического развития села по сравнению с городом.

Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе, обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.

Читайте также: