Swot анализ это кратко и понятно в образовании

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

SWOT-анализ состояния образовательной системы МАОУ СОШ № 1 .

Сильные стороны организации

- сплоченность и работоспособность

- высокий авторитет директора МАОУ СОШ № 1;

- действующий Управляющий совет учреждения;

- внедрение современных образовательных технологий;

- существование потенциала и создание всех условий для постепенного перехода на ФГОС ;

- профессиональный состав учителей, способный работать по ФГОС;

- участие учителей в олимпиадах и конкурсах на региональном и всероссийском конкурсе;

- медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей обучающихся;

- витаминизированное питание, отлаженная работа пищеблока;

- просветительская работа учителей, медицинской сестры на темы здоровьясбережения;

- привлечение социального партнерства с волонтерами города;

- организация медицинских осмотров работников учреждения;

- использование здоровьесберегающих технологий;

- педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, проходят аттестацию;

- учителя пользуются школьными сайтами , Интернет - ресурсами для обогащения опыта , с помощью Интернет - порталов общаются с учителями других городов , происходит обмен опытом

Слабые стороны организации

- преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу ;

- у учителей проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний , присутствует страх перед вступлением в ФГОС ;

- недостаточно помещений в учреждении для максимального развития детей ( например , спортивных тренировочных площадок , кабинетов );

- в ыявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все учителя ;

- оборудование не всегда соответствует современным требованиям СанПин;

- для обучающихся с ОВЗ нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля ( ввиду отсутствия средств );

- ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне , на катке , лыжах и других видов спортивной деятельности.

Внешние возможности

- в результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления ;

- в результатах взаимодействия заинтересованы учреждения города ;

- внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования ;

- создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей (электронные журналы, сайт школы) ;

- привлечение родителей к участию в мероприятиях учреждения ;

- привлечение социальных партнеров и спонсоров к решению вопросов развития школы .

- разница в оплате труда может привести к оттоку ряда учителей ;

- нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров , приходится реализовывать ФГОС внутри организации , вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок ;

- к онсервативный подход некоторых учителей по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ;

- р иск увеличения объема работы , возлагающийся на членов администрации и учителей ;

- увеличение численности обучающихся , или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением по учреждениям города ;

- ф инансирование системы образования , вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов , консультантов , научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей

- Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных сторон организации?

- Расширение использования ресурсов родительского сообщества, привлечение спонсоров участия учреждения в самоуправлении позволит повысить рейтинг учреждения, активизирует повышение квалификации учителей, повысит материально – техническую составляющую учреждения

- Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней среды?

- В условиях активного включения внешних факторов в виде подключения родительского сообщества могут быть компенсированы такие слабые стороны как традиционные установки учителей, слабая родительская просвещенность, слабая материально - техническая база учреждения

SWOT-анализ – инструмент, позволяющий определить потенциал организации и наилучшие пути развития любого дела. Школьное учреждение не бизнес, однако в связи с введением нормативов финансирования, зависящего от количества учащихся, стало понятно, что между образовательными учреждениями существует и даже возрастает конкуренция.

Причины проведения анализа

Основных причин две:

  • Количество потенциальных учеников меньше, чем количество мест. Это проявление так называемой демографической ямы и связанных с ней результатов низкой рождаемости.
  • Родители стараются дать ребенку лучшее образование, поэтому выбирают учебные заведения, имеющие хорошую репутацию, иногда основанную на славном прошлом, а не на реальных заслугах учебного заведения.

Таким образом, директор образовательного учреждения должен решить, как сделать свое учебное заведение привлекательным, как обеспечить сотрудникам должную нагрузку и заработную плату. Надежной основой для принятия верных решений может стать SWOT-анализ школы.

Какая польза может быть от SWOT-анализа школы

Этот тип исследования пришел в Россию с Запада. Его название — первые буквы английских слов strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые стороны; opportunities – возможности; threats – угрозы.

SWOT-анализ деятельности школы помогает определить внешние и внутренние моменты, влияющие на успешную работу всего коллектива. К внутренним относятся сильные и слабые стороны образовательного учреждения, а к внешним – возможности для развития и угрозы нормальному функционированию.

Грамотный SWOT-анализ потенциала развития школы показывает следующее:

  • Каковы преимущества школьного учреждения и его недостатки, как они связаны с внешними и внутренними угрозами. Например, сильный педагогический коллектив – это явное преимущество, однако большое количество учеников и перегруженность учителей –недостаток. Мастерство педагогов, которое позволяет качественно подготовить учеников к поступлению, – отличная возможность для развития, а большое число учащихся в классах – угроза надлежащему уровню подготовки.
  • Как влияют на работу школы внешние обстоятельства. Здесь хорошим примером может служить расположение школьного здания. Если оно находится в центральном районе, до школы можно быстро добраться – это благоприятное обстоятельство, а если стоит в стороне от жилых кварталов – вы столкнулись с минусом.
  • Как можно использовать преимущества учебного учреждения, чтобы компенсировать слабые стороны и противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Например, сильный учительский состав поможет компенсировать неудачное расположение школьного здания.
  • Как недостатки школы могут помешать ее успешной работе. Так, слишком большое количество учеников снижает уровень подготовки детей и вызывает недовольство родителей, а это уже чревато оттоком учащихся.
  • Какие преимущества стоит развивать и какие из них можно использовать с максимальной выгодой. Так, правильно организованная работа сильных учителей поможет повысить результаты ЕГЭ или вырастить победителей олимпиад, что быстро поднимет популярность школы.

На основании SWOT-анализа развития школы составляется план дальнейшей работы, принимаются решения о том, как нивелировать недостатки либо превратить их в достоинства. Допустим, расположение школьного здания на окраине и большая окрестная территория позволят сделать акцент на физической подготовке учеников. Не имея подробных данных, выбрать оптимальные направления развития учебного заведения очень сложно.

Как провести SWOT-анализ школы

Прежде чем приступать к анализу, стоит уточнить основные компоненты метода и правила его применения. У SWOT-анализа четыре компонента:

  • Сильные стороны организации – это особенности и характеристики, которые дают дополнительные возможности, помогают выделиться на фоне множества таких же учебных заведений. Сюда могут входить методы работы, организационные навыки, сотрудничество с вузами, опыт проведения уникальных мероприятий, какие-либо традиции.
  • Слабости организации – это недостаток необходимых для развития ресурсов. Учебному заведению может не хватать нужного оборудования, высокопрофессиональных учителей, грамотной организации всех процессов.
  • Возможности – это то, что поможет образовательному учреждению развиваться, все, что способствует его развитию. Это может быть закрытие другой школы в том же районе, получение гранта или дополнительного финансирования и пр.
  • Угрозы – это факторы, которые могут нанести организации ущерб и на которые организация не может влиять. К ним можно отнести ухудшение демографической ситуации, изменение законодательства и т. п.

Все эти компоненты в итоге будут сведены в таблицу:

Правила проведения

Проведение SWOT-анализа управления школой выполняется по тем же правилам, что и анализ любой компании. Правил всего 5, но если их не учитывать, результаты анализа будут искаженными и непригодными для принятия управленческих решений.

  • Важно четко определить область, которую предстоит проанализировать. Общее исследование важно, однако его часто приходится дополнять более узкими, например, SWOT-анализ условий для проведения профориентации, пропаганды здорового образа жизни, формирования патриотизма и гражданской позиции.
  • Необходимо точно определить разницу между компонентами SWOT. Заметим, что преимущества и слабости школы – это ее внутренние особенности, руководство может их контролировать и при желании менять. Угрозы и возможности изменить нельзя, поскольку от действий руководства они практически не зависят.
  • Преимущества и недостатки учебного заведения необходимо оценивать с позиции учащихся и их родителей, поскольку именно они являются потребителями образовательных услуг. Сильный педагогический коллектив будет преимуществом только в том случае, если есть нужные результаты – успешно пройденные ЕГЭ, высокий процент поступивших в вузы, завоеванные на олимпиадах призы.
  • Анализ должен быть абсолютно объективным. Этого невозможно достичь, если его выполняет кто-то один из сотрудников, поскольку проанализировать составляющие системы можно, только находясь вне ее.
  • Все формулировки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей должны быть максимально краткими и четкими, а лучше всего – измеряемыми. Только такой подход делает исследование полезным.

Технология проведения

SWOT-анализ проводится либо сторонними экспертами, либо, что бывает чаще, методом мозгового штурма. Это может выглядеть следующим образом:

  • Собираются все сотрудники, поскольку мозговой штурм предполагает получение массы идей, иногда абсурдных.
  • Если собравшихся больше 7 человек, стоит разделиться на группы, с тем чтобы каждая группа выписала все, что знает и думает по направлениям анализа – слабости, силе, возможностям и угрозам.
  • На этом шаге к каждому пункту списков добавляются пояснения и комментарии. Они должны показывать, почему что-то считается сильной стороной, а что-то слабой и пр.
  • Затем участники выделяют в каждом из 4 получившихся списков три самых важных пункта. Это будет то, на чем вам надо сосредоточиться.

Примерный перечень вопросов для анализа вы можете скачать внизу статьи.

Анализ информации

Собранную в результате мозгового штурма информацию надо обработать и проанализировать. В ходе анализа данные обычно группируются следующим образом:

  • Сильные стороны соотносятся с возможностями. Это позволяет понять, как, используя имеющиеся преимущества, по максимуму использовать все предоставленные шансы.
  • Далее преимущества школы надо сопоставить с угрозами – это поможет понять, как минимизировать неблагоприятное влияние внешних обстоятельств с учетом имеющихся ресурсов.
  • Следующим шагом сводят недостатки учебного учреждения, его слабые стороны и возможности. Это подскажет, что именно надо усилить, как наилучшим образом использовать предоставленные возможности для компенсации или уничтожения слабостей.
  • На последнем шаге соотносят слабости и угрозы. Это дает понимание, как можно снизить уровень угроз, убрав имеющиеся недостатки.

В результате такого анализа получается список решений, которые и определят дальнейшие действия администрации и педагогического коллектива.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Проведение SWOT-анализа образовательной организации на примере ВУЗа и школы позволит выявить преимущества и недостатки учреждения, а также определить пути эффективного управления им.

Особенности SWOT-анализа образовательной организации

Состояние университета, школы или другого учебного заведения зависит не только от организации учебного процесса, но также от способности учреждения реагировать на изменения извне и решать текущие проблемы. Для успешного развития важно проводить анализ ситуации в разрезе важных факторов.

SWOT-анализ – это один из распространенных методов для комплексной оценки состояния организации.

SWOT-анализ школы

Рассмотрим SWOT-анализ школы в таблице:

· большой стаж учителей;

· хорошее территориальное расположение школы (рядом спальный район);

· выпускники получают высокие баллы ЕГЭ, положительная репутация сохраняется, что приводит к увеличению числа обучающихся;

· снижение рождаемости, что может привести к сокращению штата;

Вывод. Репутация школы позволит и дальше набирать достаточное количество учеников, несмотря на снижение рождаемости. Тем не менее, следует поддерживать квалификацию педагогического состава на высоком уровне и следить за эффективностью учебных программ, чтобы оставаться конкурентоспособным учреждением.

SWOT-анализ ВУЗа

Рассмотрим SWOT-анализ на примере университета в г. Иваново:

· престиж среди абитуриентов;

· известность в регионе;

· высокая квалификация преподавателей;

· дополнительное финансовое поощрение технических ВУЗов со стороны государства;

· абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ стремятся поступать в Москву или Санкт-Петербург;

· сокращение педагогического состава, что приводит к перегрузке;

· низкий уровень заработной платы преподавателей может привести к увольнению ценных кадров;

Вывод по SWOT-анализу университета. ВУЗ функционирует в благоприятной среде. Однако следует улучшать преподавательский состав университета и развивать методическую базу. Уклон нужно сделать на повышение уровня технического образования.

SWOT-analiz-primeri

Разберем, что такое SWOT-анализ: примеры будут представлены из разных областей. Когда вела проектную деятельность, этой методике уделялось очень много времени. Еще бы, ведь это многофункциональный инструмент. Можно использовать как в личных целях, так и бизнесе. Даже при планировании стратегии развития большой компании применяется этот аналитический метод. Хотите научиться им пользоваться?

S – Strengths – сильные стороны, достоинства, преимущества;

W – Weaknesses –слабые стороны, слабые места, недостатки;

O – Opportunities –возможности, шансы, перспективы;

T – Threats –угрозы, опасность, риски.

Синонимы приведены для лучшего толкования и понимания сути. Все слова даны во множественном числе, это показывает на то, что при анализе необходимо выделять несколько вариантов каждой позиции.

Сама методика подразумевает анализ с разных позиций, с четырех сторон. Проанализировать можно любое явление или человека. Чаще всего применяют в управлении бизнесом, в психологии, в маркетинге, в проектной деятельности.

Плюсы техники SWOT-анализа:

  • Легка в использовании;
  • Можно получить за короткое время отличную стратегию для развития на короткий промежуток времени;
  • Не требует статистических выкладок и аналитических отчетов;

В этой статье рассмотрим применение анализа СВОТ в сфере развития бизнеса, на конкретных жизненных примерах. Как этот метод применить в рамках саморазвития, или например, при оценке сотрудников или руководителя, можно почитать отдельно, там есть свои психологические тонкости.

Перед Вами матрица SWOT-анализа.

Обратите внимание, что левая сторона таблицы рассматривает положительное влияние на бизнес. Правая колонка описывает негативное влияние. Верхнее поле отмечает факторы, действующие внутри компании или бизнеса. Нижнее поле отражает параметры внешнего окружения.

Совет 1

Возьмите себе за привычку помечать плюсы и минусы. Это даст не только лучшее понимание методики, но и скорейшее ее запоминание.

Как же составить СВОТ-анализ правильно? Подскажу несколько нюансов, как делать, с практической точки зрения.

Как составить SWOT анализ правильно

Мне очень помогали вопросы на каждый сектор. Вопросы примерно одинаковые для всех областей деятельности: для бизнеса — для услуг населению, в образовании, в медицине, в муниципальных сферах. Главное понять общую канву и применять соответственно ситуации.

Рассмотрим вопросы для каждого квадранта.

S — список сильных сторон, преимуществ (+)

  • Что есть самого лучшего?
  • За что любят клиенты?
  • Почему предпочитают работать с нашей компанией?
  • Какие качества, свойства выделяют среди конкурентов?
  • Чем можно гордиться?
  • Какие преимущества есть у наших сотрудников, по сравнению с другими организациями?
  • Какой положительный опыт, ресурсы или активы есть у нашей компании?

Вопросы можно моделировать, исходя не из картины бизнеса в целом, а в рамках конкретного проекта.

W – список слабых сторон, недостатков (-)

  • Какие недостатки у нашего бизнеса?
  • На что больше всего жалуются наши потребители?
  • Что не устраивает больше всего наших сотрудников?
  • Каких источников для роста нам не хватает?
  • Что делают конкуренты лучше нашей компании?
  • Что не устраивает наших партнеров или контрагентов?
  • Какие минусы видят в организации бизнес-процесса собственники или руководители?

Совет 2

O — перечень возможностей, перспектив (+)

  • Какие условия будут более благоприятны для развития бизнеса?
  • Что может нам помочь в достижении цели?
  • Каких резервов не хватает и где их взять?
  • Возможно ли, найти информацию, которая будет полезна? Где?
  • Какие изменения в бизнес-процессе могут улучшить результат?
  • Какой персонал нам может помочь в выполнении задачи?

В этом блоке оцениваются не только человеческие ресурсы, но и все остальные – время, бюджет, инновации.

T — перечень угроз и рисков (-)

Совет 3

В данном случае, много вопросов не надо – а то будете погребены под горой ненужной информации. Достаточно шести – семи точечных запросов. Формулируя пункты, важно опирать не на субъективное мнение, а на факты.

Чтобы лучше понять, как эта техника работает, рассмотрим примеры составления СВОТ анализа для бизнеса.

SWOT-анализ: примеры из жизни реального бизнеса

Пример 1

SWOT-анализ на конкретном примере компании по закупке и установке охранной сигнализации

Таблица СВОТ-анализа 1

  • Первые в России, кто масштабирован по данному микро-сегменту;
  • Вышла за пределы своего региона;
  • Имеем на 4% цены ниже на услуги, чем у конкурента;
  • Наша аппаратура немецкого качества, поэтому ломается в 2 раза реже
  • Открываются точки еще в 2 городах;
  • На открытые вакансии охотно идут люди;
  • Можно задействовать социальные сети для маркетинговых активностей;
  • Тренера для обучения можно найти в любом регионе;

T

Отвечая на эти вопросы, можно начинать заполнять таблицу. Однако – это только начало. Самое главное, поработать с элементами СВОТ-анализа и создать матрицу решений.

СВОТ анализ — пример матрицы решений

В практической работе пункты SWOT анализа соотносят между собой, перекрывая минус на плюс. Составляют план мероприятий, который позволит решить текущие вопросы и, возможно, опередить возникновение новых проблем.

Перекрёстная работа с пунктами дает стратегию поведения:

  • S и O (Стратегия прорыва)
  • S и T (Стратегия переходного периода)
  • W и O (Стратегия переходного периода)
  • W и T (Стратегия выживания)

Однако, в чистом виде, одна стратегия не встречается. Обычно, во внимание берется анализ всех внутренних и внешних плюсов и минусов. Как итог работы СВОТ анализа, создается план мероприятий.

На примере разберем, как это работает.

Упор в данной паре идет на плюсы: внешние перспективы и внутренние сильные стороны.

Расширение регионов пребывания, при активной рекламе и внутреннем обучении сотрудников позволит обойти конкурентов.

Эта пара элементов анализа может помочь понять, как с помощью внутренних возможностей избежать внешних угроз.

Tablica-SWOT-analiza

  • Свои лучшие стороны описываем в рекламе;
  • Поработать со статистикой: соотношение цены и качества, цены и ремонта; срока службы аппаратуры, гарантийное обслуживание.

Превратить минус в плюс, а недостатки в силу с помощью перспектив и возможностей.

Primer-SWOT-analiz

Составляем план мероприятий:

  • Нанять специалиста по обучению;
  • Разработать программу адаптации;
  • Опубликовать на публичных сайтах объявления о вакансиях;
  • Активизировать работу в социальных сетях;
  • Позже, выделить минимальный бюджет на таргетинг по гео-признаку.

Составляем план мероприятий для ликвидации недостатков компании, и снижаем риски и угрозы.

SVOT-analiz- primer-matrici

Прорабатываем пункты из W (слабых сторон, недостатков)

  • Обучить сотрудников качественному сервису;
  • Выяснить причины претензий клиентов;
  • Устранить проблемы;

Возможно, Вам будет интересно почитать про клиентоориентированность.

Классическая работа с СВОТ-анализом завершается составлением матрицы решений. Пункты из матрицы переносятся в план мероприятий.

Совет 5

Не забыть отметить для каждого пункта ответственного и срок исполнения (помните, цели по SMART). И, конечно, контролировать.

В результате, получилась вот такая матрица решений:

S + O

S + T

  • Свои лучшие стороны описываем в рекламе;
  • Поработать со статистикой: соотношение цены и качества, цены и ремонта; срока службы аппаратуры, гарантийное обслуживание.

W + O

  • Нанять специалиста по обучению;
  • Разработать программу адаптации;
  • Опубликовать на публичных сайтах объявления о вакансиях;
  • Активизировать работу в социальных сетях;
  • Выделить минимальный бюджет на таргетинг по гео-признаку

W + T

  • Обучить сотрудников качественному сервису;
  • Выяснить причины претензий клиентов;
  • Устранить проблемы;

Разбираем остатки позиций:

В таблице – это подчеркнутые зеленым маркером пункты, которые еще не послужили основанием для плана мероприятий.

  1. В слабых сторонах есть буллит о том, что цены выше на 5%. Соотносим с последним пунктом из сильных сторон, и делаем УТП. (Отдельно можно прочитать про тонкости составления УТП)

Например, обыгрываем фразу:

Matrica-SWOT-analiza

Чтобы не запутаться, что же такое SWOT-анализ – примеры парикмахерской и пиццерии.

Примеры SWOT-анализа № 2 и № 3

Пример 2

конкретного бизнеса (услуги) – СВОТ-анализ парикмахерской

Матрица SWOT анализа 2

  • Составить УТП с уникальными признаками;
  • Проанализировать работу успешного мастера – стиль общения с клиентами, возможно, технику стрижки. Перенять лучший опыт. Если необходимо, пройти тренинг по клиентскому сервису или коммуникативным навыкам общения;
  • Создать паблики в социальных сетях, раскручивать по мере необходимости;
  • Размещать фото-отчеты на странички;
  • Дать рекламу по территориальному признаку;
  • Объявить конкурс на вакантное место мастера маникюра и педикюра.

Это только некоторые пункты плана мероприятий.

Пример 3

реального бизнеса (сеть быстрого питания) – СВОТ-анализ пиццерии

Матрица SWOT анализа 3

Подобный SWOT-анализ может помочь любой точке общепита: кафе, ресторана, закусочной, понять свои точки роста и составить стратегию развития на ближайшее время.

Кстати, если увлекаетесь бизнес-литературой, то можно почерпнуть подобранный список из статей: полезные книги для руководителей, лучшие издания для бизнеса.

Или просто по теме (со скидкой 10%): Владимир Токарев. СТАРТАП: стратегическая экспресс-диагностика. SWOT-анализ .

Резюме:

  • Применяйте матрицу СВОТ-анализа в своей деятельности почаще;
  • Задавайте вопросы на каждый сегмент;
  • Соотносите полученные пункты между собой, перекрывая минусы плюсами;
  • Разрабатывайте стратегии поведения (кстати, об основной стратегии компании, а также о миссии можно почитать отдельно)
  • Прописывайте план мероприятий со сроками и ответственными сотрудниками.

Составляйте свой SWOT-анализ — примеры которого, надеюсь, Вам были понятны, и двигайтесь вместе со своим бизнесом вперед.

Читайте также: