Философия как идеология кратко

Обновлено: 29.06.2024

Содержание

Введение 2
Глава I. Понятие и содержание идеологии 4
Глава II. Понятие и содержание философии 8
Глава III. Философия и мировоззрение 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

Введение

Во-первых, философия составляет существенную часть идеологии, так как любая философская концепция основана на различных идеях и системах ценностей определенного общественного класса.

Во-вторых, философия снабжает идеологию обширной информацией о разных сторонах общественной жизни, принципах ее функционирования и путях ее познания.

В этом смысле идеология присутствует в жизни общества очень давно, фактически с момента его возникновения, правда на ранних ступенях истории, преимущественно в качестве элемента других форм духовной деятельности людей, в том числе религии и философии.

В узком смысле слова идеология означает способность выражать интересы и формулировать цели определенных социальных групп.

Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.

Только разобравшись в значении и функциях идеологии, её роли в общественной жизни, мы сможем понять, как она влияет на философию, в определенные этапы развития человечества.

Глава I. Понятие и содержание идеологии

Понятие и содержание философии и идеологии должны быть разведены в их действительном функционировании. Их нельзя считать совпадающими, хотя в историческом развитии они имели точки пересечения. В современном значении и понимании общим для них является только то, что и философия, и идеология – определенные концепции, системы идей, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности – это совершенно различные типы отношения человека к миру.

Понятие "идеология" появляется в социальных теориях XVIII-XIX вв. Причем, это понятие в первоначальном определении имело мало общего с современным его пониманием. Впервые оно встречается в трудах де Траси, Кабаниса. В момент своего возникновения это понятие включало в себя систему методов воспитательного воздействия, основанных на изучении психолого-физиологических особенностей человека. Позже, понятие "идеология" приобретает более универсальное содержание и значение и разрабатывается как система идей, теоретически выражающих реальность и будущие перспективы общественного развития.

Особое значение и большое внимание разработке этого понятия уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как категория исторического материализма – марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. С точки зрения марксизма, идеология – важнейший элемент, так называемой надстройки над экономическим базисом, который является ее основанием.

В идеологии в отличие от других форм духовной деятельности организующим началом или стержнем выступает классовый, политический или иной социальный интерес.

Идеологиями являются такие теоретические построения, которые претендуют на абсолютное знание путей и целей социального развития. Идеология – это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий, следовательно, идеология является групповым, массовым сознанием. Личность в системе идеологии занимает подчиненное место по отношению к групповому сознанию. Поэтому в любой идеологии личный интерес – это ничтожно малая величина по сравнению с общественным интересом. Для идеологии – общественные интересы всегда выше личностных. Идеология претендует на абсолютную значимость, поэтому инакомыслие, свобода взглядов никак не приветствуются, является нонсенсом, изгоняются из конкретной идеологии всеми средствами и способами. Отсюда: нетерпимое, враждебное отношение идеологии и ее идеалов к другим воззрениям, к ее критическому переосмыслению. Основанием для такой враждебности и нетерпимости является превратно истолкованный социальный интерес, обожествленный с точки зрения отдельных групп, классов, партий. Причем, этот интерес часто субъективирован, представлен через теоретические доктрины профессиональных идеологов, вождей, руководителей партий и т.д. Можно считать, что идеология – это выражение группового, партийного эгоизма. Любая идеология претендует на абсолютно верное понимание всеобщего счастья и считает свою систему законченной и единственно правильной – истиной в последней инстанции. Философия не предъявляет таких жестких требований. Она представлена плюрализмом мнений и взглядов, вся ее история тому свидетельство. Свобода мнений и творчество индивида – ее суть.

Очень важным признаком для идеологии, в отличие от философии, является наличие социальных и политических организаций для поддержки идеологии. Существенным признаком многих идеологий является насильственное приобщение людей к социальной истине, на которую претендует любая идеология. История знает и религиозные, и националистические, и социальные примеры такого насильственного приобщения. Следовательно, у идеологии прямая связь с тоталитаризмом. Общественное развитие в условиях жесткой идеологии обязательно принимает тоталитаризированную форму. Философия не имеет никакой материализированной базы для своего функционирования.

Наиболее острое классовое содержание понятию "идеология" было придано последователями Маркса и Энгельса – большевиками (В.И. Лениным и его соратниками). Большевизм напрямую связал понимание идеологии с революционными целями и задачами "пролетариата". Философский фундамент такой идеологии был найден в диалектическом и историческом материализме. Марксизм в целом можно считать симбиозом философского материализма и пролетарской идеологии. Следует отметить, что философия может стать идеологией, выполнять ее роль, если начинает использоваться как выражение идеологических интересов. В случае с марксистской идеологией (и не только с ней, можно вспомнить средневековье, например) философия стала выполнять роль "служанки" этой идеологии.

В связи с крушением марксизма как господствующей идеологии во многих странах мира, современное ее понимание утратило марксистский смысл. Данное понятие сейчас используется как синоним политики и политической деятельности, партийных программ, определенных форм общественного сознания и признаков, но никак не совпадает с содержанием и определением философии.

Глава 2. Понятие и содержание философии

Все изложенные выше различия чрезвычайно актуальны и сохраняют свое значение: философия – это философия: свобода мнений, критичность, творчество, индивидуальность, отсутствие корыстного интереса; а идеология – это идеология: единое мнение, зависимость, узкогрупповой интерес, претензия на абсолютную истинность, насильственное приобщение т.д.

Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном понимании – такая сфера человеческой деятельности, которая имеет дело, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. Если говорить о философии конкретно, то в ее содержании есть немало специфичного, того, что не позволяет ставить ее в один ряд с наукой в привычном понимании последней. До конца XIX в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье место после религии, философии и искусства. Но кризис религиозного мировоззрения и триумф научно-рационального мышления перед интуитивным к XIX в. привел к тому, что наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В XX в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое место в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия свои позиции в этом отношении не сдаст, значит, все же она – наука. И, тем не менее, нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она все же наука, то далеко не в том смысле, в каком "научны" естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утверждают, что философия не может претендовать на статус знания вообще, упрекая философию в недоказуемости и принципиальной непроверяемости (неверифицируемости) ее истин. Они утверждают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако сциентисты не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, но наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения.

Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского знания был поставлен И. Кантом, последующим кантианством и иррационалистической философией XIX века. В работе "Критика чистого разума" Кант по этому поводу задает два основных вопроса: 1) Как возможна наука? и 2) Как возможна философия? Отвечая на них, Кант определяет и ограничивает область науки сферой опыта (эмпирии) и логикой рассудочного мышления (обработка данных опыта в системе понятий, суждений, умозаключений, теорий). Область философии находится, по Канту, за пределами чувственного опыта – в сфере духа, ценностей, трансцендентного бытия. Там другие закономерности и методы, а вернее, – никаких закономерностей. Но от того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, выработанные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным. Сциентисты, отрицающие статус философии как знания, стремятся умалить ее значение вплоть по полного ее перевода в область элементарной житейской мудрости (и не более того). Стремление к рационализации философского знания по образцу естественных наук может свести ее, например, к социальной психологии, или вообще лишить философию ее специфики.

И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: ". философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание." (Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990, с. 57).

Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является специфической теоретической работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, приобщиться к необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Философия не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука; в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа его отношения к миру.

Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками, то она не только является методологической основой познания, но и интегрирует знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в "государстве наук", а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, кажущиеся иногда фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.

Очевидно, сомнения в "научности" (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности бытия, об отношении мышления к бытию – одни из основных вопросов, на которые пытаются дать ответ и сейчас. "Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" – так определяла сущность и значение основного вопроса философии марксистская философия. (Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым, а для современной философии – не актуальным. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления и различных подходов к их решению.

Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.

Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.

Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др.

Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.

В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется:

Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент);

Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью;

5.1. Почему у Алексеева и Панина все же идеология, а не идеализм?

5.2. Актуальность: рассудочная, материалистическая позиция Совка: ". Что такое идеализм? Это весь философский хлам. "

5.3. Парадокс от Гегеля: вся философия есть идеализм, в т.ч. и марксистско-ленинская философия
5.4. Философия реализует идеализм в бесконечных формах мышления (рассудок)

5.5 Идеализм философии в форме бесконечного понятия (разум)

1. Философия как мудрость

2. Философия как наука

3. Философия как трансцендент

4. Философия как искусство

5. Философия как идеология.

5.1. Почему у Алексеева и Панина все же идеология, а не идеализм?

Однако речь в философии как идеологии идет о том, что сегодня в мире существует два класса (людей и стран) и история представляет собой противоборство двух тенденций, двух идеологий: коммунистической и капиталистической. Все государства делятся по этому признаку, так в Китае власть коммунистическая, а в России буржуазная. Естественно и философы разделились на два класса, одни социалистической ориентации (РУСО), другие оправдывают либерализм (интересы олигархии) под мифической вывеской общечеловеческих ценностей. Два класса, две идеологии есть сфера особенного, сфера рассудка. Однако философия полезна тем, что она как мудрость, наука, трансцендент проникает в сферу первопричин происходящего, оценивает единичное и особенное с позиции всеобщего, что полезно человеку для осознания своих действий. Так, у левых появляется возможность осознать социализм не на уровне однобокого определения, а на уровне целостного разумного понятия. Разумное понятие является основой прекращения всех бесполезных споров по поводу того же СССР (социализм ли это или госкап?). В данном случае философия выступает как идеология в отношении идеала марксизма (бесклассового общества - гуманизма).

5.2. Актуальность: рассудочная, материалистическая позиция Совка: ". Что такое идеализм? Это весь философский хлам. "

Совок., 23 Февраль, 2021 - 14:01, ссылка

Что такое идеализм. Это весь философский хлам скопившийся за тысячелетия мракобесия начиная с платонов, аристотелей, хайдеггеров и пр..Наступила новая эпоха, эра материализма, фундамент которой заложили Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Весь философский хлам предыдущего идеалистического мракобесия в топку истории за исключением некоторых мыслителей. прошедших цензуру марксистских классиков, которые составят справочный архив человеческого материалистического общественного сознания. Да здравствует исторический материализм, фундамент общественного сознания, открывающий перед человеком истинную объективную картину мира, что даёт человечеству беспрепятственную возможность двигаться по лестнице эволюции кратчайшим путём не наступая на традиционные грабли мракобесия и не блуждая в тупиках национализма, шовинизма и религиозных мировых войн.

1. Кто из философов идеалистов прошел, интересно, прошел проверку марксизма и не вброшен в хлам?

2. Что делать с таким крутым АБСОЛЮТНЫМ идеалистом как Гегель, если марксизм взял от него метод диалектики?

3. Что делать с отцом немецкой философии Кантом, без категорического императива которого, никакой будущий коммунизм - гуманизм не возможен?

4. Что делать с идеалистом Платоном, которому Ленин противопоставил атомиста Демокрита, если без открытия диалектической способности мышления, никакая диалектика не мыслима.

5. А первому систематизатору наук, человеку энциклопедических знаний Аристотелю вообще от Совка досталось по полной.

Без четырех причин (материальная, формальная, целевая, деятельная) Аристотеля вообще никакая человеческая деятельность не возможна.

Пересказ Л. Санталова «Аристотель о причинах. Физика, II, 2-3, 194b-195b30 // Сочинения. В 4-х тт. Т.3. – М., 1981

6. Бедный гений человечества идеалист Сократ, все искал идеи прекрасного, справедливости, добродетелей. Тоже в хлам вместе с майевтикой?

7. А весь тот хаос представлений об истории, который Маркс разгрёб благодаря такой религии как субстанция Спинозы, где вся природа есть бог, на основе этого Маркс создает свою теорию - материалистическое понимание истории.

8. Как может быть зрелый материалист Маркс без молодого Маркса идеалиста (гегельянец). И т.д. и т.п.

Что самое главное сам материализм без самосознания (идеализма) и любая логика вообще не существуют, вместе с мышлением. Почему у левых и отсутствует разумное понятие социализма. Относительно философии эпохи античности - это эпоха непосредственного знания, т.е. материализм и идеализм вообще не разделялись. Это означает, что все философы античности были одновременно и материалистами и идеалистами. За что же их выбрасывать из копилки человеческой мудрости?

Вячеслав ответил на поверхностную критику достойно, с позиции материалиста.

ОТВЕТЫ ОППОНЕНТА СОВКА

Совок., 23 Февраль, 2021 - 19:21, ссылка

В порядке поставленных вопросов.

1. Эти имена можно найти в трудах МИЭМ и Ленина.

2. На этот вопрос ответили МиЭ: поставили Гегеля правильно с головы на ноги и сдали в философский архив материализма.

4. Платона тоже наверно в хлам, поскольку, по вашим словам, Ленин его не жаловал.

5. Судя по его физике, представленой Сандаловым тоже в хлам ибо это не физика, а древний бред.

6. Сократ и вообще вся домарксистская философия должны пройти цензуру материализма и затем сортировку на хлам и архив, нужный для последующих поколений материалистов изучающих историю эволюции общественного сознания.

7. Если Маркс использовал Спинозу, то по крайней мере последнего в архив, а может быть и оставить наглядным пособием истории материализма не пряча в архив.

8. Этот вопрос дублирует п.2. Дальше вопрошающий делает странное заявление о том, что никакая логика не существует без идеализма. Если считать идеализм хотя бы каким-то боком причастным к логике, то такую логику нельзя назвать иначе как абсурдной.

5.3. Парадокс от Гегеля: вся философия есть идеализм, в т.ч. и марксистско-ленинская философия

Все источники определяют идеализм так: «(фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. И. возник более 2,5 тыс. лет назад, но как философская доктрина, в решении основного вопроса философии противостоящая материализму, воспроизводится и по сей день. И. впервые выразил Платон, в частности, в философской концепции мира идей, эйдосов как идеальных образцов вещественно-чувственных предметов.

Гегель связывает идеализм с бесконечным, что является первопричиной конечного, как противоположность разума рассудку. Истина конечного в бесконечном, противоположности существуют всегда в единстве. Человек стремится познать истину, а цель философии познать высшую истину. Связь бесконечного с конечным существует и реализуется через бесконечные формы мышления, что выражается в логике.

5.4. Философия реализует идеализм в бесконечных формах мышления

ЛАС, 6 Февраль, 2021 - 19:27

Бесконечное понятие (понятие понятия)– эволюция возникновения. Данный тезис требует, пояснить, что это есть бесконечная форма мышления, и откуда она взялась?

2. Сначала ч т о такое "бесконечное понятие". А затем откуда взялось. Слова "понятие понятия" ничего не поясняют. "Бесконечная форма мышления" - тоже мало чего добавляет

…2. С БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ МЫШЛЕНИЯ, другой формы мышления не существует, я впервые столкнулся у Ильенкова Э. В., что пропагандирует Виктор. Э.В. доказывал тем, что мышлению безразлично, что исследовать, мышление воспринимает все без исключения.

ЛАС, 6 Февраль, 2021 - 19:27

Диалектика это: . не хаос категорий (основное недоразумение диамата

ЛАС, 25 Февраль, 2021 - 15:32, ссылка

...существование всяких логик, особенно АССОЦИАТИВНОЙ, КОМБИНАТОРНОЙ, ФОРМАЛЬНОЙ, ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ не убедительно.

В итоге получается эволюция форм мышления в шести видах, причем эволюция форм мышления непосредственно связана с историей развития общества:

«1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.
2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй.
3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.
4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй
5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй

6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.

[ - Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй (а)

- Мышление в конечных восприятиях – родо-племенной общинный строй (б)].

Чем (б) хуже (а). Как докажите, что родо-племенной общинный строй - это именно мышление в бесконечных понятиях, а не в конечных.

Может быть, оба строя можно мыслить и в тех, и других понятиях в соответствующих аспектах?

Итак,

Шесть пунктов выглядят не убедительными уже при первом взгляде на них. Соответственно, не убедительны и последующие выводы из подведенного Вами итога.

Т.е. существование всяких логик, особенно АССОЦИАТИВНОЙ, КОМБИНАТОРНОЙ, ФОРМАЛЬНОЙ, ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ не убедительно. В т.ч. и Аристотель заблудился, обозвав логику как МЫШЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ (замыкание на себя - бесконечность, круг)

Чем (б) хуже (а). Как докажите, что родо-племенной общинный строй - это именно мышление в бесконечных понятиях, а не в конечных.

Не хуже, а лучше, т.к. второе это уровень уже ЛОГИКИ АССОЦИАТИВНОЙ. А у дикарей е было самосознания.

". Что такое идеализм. Это весь философский хлам. "

Совок., 23 Февраль, 2021 - 14:01, ссылка

Что такое идеализм. Это весь философский хлам скопившийся за тысячелетия мракобесия начиная с платонов, аристотелей, хайдеггеров и пр..Наступила новая эпоха, эра материализма, фундамент которой заложили Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Весь философский хлам предыдущего идеалистического мракобесия в топку истории…

Что самое главное, без самосознания (идеализма) никакая логика вообще не существует, вместе с мышлением. Почему у левых и отсутствует разумное понятие социализма.

Бесконечные формы мышления являются границей перехода на более высокий уровень мышления. Так ассоциативная логика уже сохраняется в памяти и возникает представление. Искусство, религия имеют своим предметов всеобщее, т.е. пытаются найти сходство представлений. Т.е. снова самосознание на более высоком уровне, но это уже представление представлений, или бесконечное представление, или комбинаторная логика (деятельность художников, шахматистов, инженеров, математиков, информатика…). Более совершенная форма мышления есть понятие – сфера традиционной науки, вершина сознания, которую венчает рассудок. Между понятием и бесконечным понятием существует граница, которую обосновал Аристотель как мышление мышления (самосознание) и выразил эту бесконечность мышления в формальной логике:

«1074b20

что же именно мыслит он? Либо сам себя, либо

1074b30

…, ум мыслит сам себя, если только он

превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении

Высшая бесконечная форма самосознания есть бесконечное понятие, которое выражает диалектическую логику и вызывает здесь на ФШ наибольшее недоразумение.

5.5 Идеализм философии в форме бесконечного понятия.

Вряд ли стоит что-то дополнять, так как последовательность осознания бесконечного понятия изложил в дискуссии.

ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЯ или БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ, или ЗАМЫКАНИЕ ПОНЯТИЯ НА САМОГО СЕБЯ, или САМОСОЗНАНИЕ (ФД), или ЕДИНСТВО ПОНЯТИЯ предмета и ПОНЯТИЯ метода диалектики, или единство СОЗНАНИЯ, САМОСОЗНАНИЯ и РАЗУМА

Бесконечное понятие (понятие понятия)– эволюция возникновения. Данный тезис требует, пояснить, что это есть бесконечная форма мышления, и откуда она взялась?

2. Сначала ч т о такое "бесконечное понятие". А затем откуда взялось. Слова "понятие понятия" ничего не поясняют. "Бесконечная форма мышления" - тоже мало чего добавляет

В каком порядке бесконечное понятие проясняется?

Нам в явном виде дана вся история классической философии, из которой мышление Гегеля только на четвертый раз прочтения было осознано и выловило структуру и логику БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ в трёх отношениях мысли к объективности. … Гегель это сделал один единственный из сотен разных философов. Когда он этим овладел, тогда он структуру бесконечного понятия применял абсолютно ко всему, что было в поле его зрения. Это усвоенное бесконечное понятие становится бесконечным понятием формы мышления, или диалектики.

Но это все потом, сначала необходимо было разобраться СУБЪЕКТОМ = "Я", т.е. с самосознанием, без чего вообще любое познание =0. здесь находится самая большая проблема МАРКСИЗМА, т.к. это корень его заблуждений по поводу диалектики. Повторю, никакая теория отражения не работает, "чистая доска" отразить ничего не может. Это многократно уже объяснял. Проблема упирается в различии практического и теоретического отношения сознания к предмету (ЛЕС).

3. Одно из заблуждений в том, что СОЗНАНИЕ представляют в виде абстракции от объекта. Такая абстракция вообще не существует, даже в мысли, сознание всегда единство субъекта и объекта, Гегель объясняет данную этимологию для школьников в "Философской пропедевтике".

4. Поэтому, сфера сознания для Гегеля МАТЕРИАЛИЗМ. Но вершина сознания – РАССУДОК, формальная логика (кладбище диалектики - К. Поппер), поэтому никакой диалектики в материализме по природе быть не может. Рассудок схватывает концы движения, начало и конец А=А, внутреннего перехода А= не-А рассудок не видит, в этом и заключается его трагедия.

6. Далее, обладая бесконечным понятием мышления из истории классической философии (диалектики), осуществляем совершенствование и развитие "Я". У субъекта " Я" разное, в зависимости от уровня развития. Но самосознание делает "отрыжку" в сферу СОЗНАНИЯ, и наполняют "ЧИСТУЮ ДОСКУ" содержанием логики (ассоциативной, комбинаторной, формальной). Далее " Я" развитое до уровня рассудка (формальной логики) перебирается в сферу САМОСОЗНАНИЯ, развивает себя до уровня бесконечного понятия и спешит назад к объекту, но уже в сфере разума. "Я" уже в состоянии диалектического мышления и исследует содержание объекта на уровне бесконечного понятия.

7. Итог, не только "Я" субъект, но и содержание объекта познано в бесконечном понятии. Так получили: ПОНЯТИЕ ПОНЯТИЯ или БЕСКОНЕЧНОЕ ПОНЯТИЕ, или ЗАМЫКАНИЕ ПОНЯТИЯ НА САМОГО СЕБЯ, или САМОСОЗНАНИЕ (ФД). или ЕДИНСТВО ПОНЯТИЯ предмета и ПОНЯТИЯ метода диалектики, или единство СОЗНАНИЯ, САМОСОЗНАНИЯ и РАЗУМА

Объект познан не только в устойчивом состоянии (А=А: формальная логика - относительная истина), но в постоянном изменении содержания (А=не-А) от начала и до конца своего существования (диалектика - абсолютная истина).

Ключевые слова: философия, идеология, наука, критика, свобода, практика, духовное производство, идея, общественные отношения, свободное время.

Чуть позже данный термин обрел еще один смысл, – более уничижительный – обозначая все то, что не является наукой и не обладает поэтому значением истинного, общеобязательного знания. Идеолог – не ученый, а носитель определенной системы идей, выражающей интересы определенного класса или какой-то социальной группы. В таком значении идеология и стала предметом критики, но не философской, а научной.

И после крушения капитализма Валлерстайн не исключает сохранения между людьми идеологических перегородок. Число идеологий разного уровня, активности и направленности явно возрастает в наше время, что свидетельствует об усложняющейся дифференциации современного мира по разным основаниям. Классификация и характеристика этих идеологий не входит в нашу задачу. Но напрашивается вывод: говорить о конце идеологии в наше время явно преждевременно. Иное дело, что они обретают новое качество по сравнению с тем, чем были раньше. Как правило, классическими. В большинстве своем они уже не так привержены идее индивидуальной свободы, что как раз и свидетельствует о разрыве идеологии с философской классикой.

В ситуации происходящей ныне трансформации буржуазного общества в какое-то новое качество, о чем пишет Валлерстайн, философы как бы уступили свою роль идеологов представителям других профессий – политологам, геополитикам, социальным программистам и пр., а то и просто журналистам и публицистам. Похоже, не философия, а именно идеология, правда, совсем иного качества, вышла победителем. Борьба идей все более сменяется борьбой компроматов, когда бьют уже не по идеям, а по лицам, на смену идеологам пришли пропагандисты, политтехнологи, имиджмейкеры, специалисты по пиару и пр. Голосуют (если вообще голосуют) уже не умом и даже не сердцем, а глазами. Возможно, для современного человека философия, как считают многие философы, вообще утратила какой-либо общественный смысл.

У меня нет здесь возможности дать исчерпывающую характеристику постклассической философии. На мой взгляд, в своей значительной части она демонстрирует отказ от создания какой-либо новой идеологии, обращенной к конкретному классу или партии (при всей возможной политической ангажированности ее авторов), претендуя, скорее, на роль некоторой разновидности интеллектуального чтения для узкого круга потребителей. Свое предназначение подобная литература видит теперь в философской саморефлексии ее авторов, рассчитанной на читательский спрос без сколько-нибудь четкого социального адреса. Каждый волен искать для себя философию по своему вкусу и разумению, что, конечно, расходится с попытками классической философии придать своим выводам и обобщениям характер общезначимой истины. Сегодня каждый сам себе философ, а ныне существующая профессиональная философия все более обретает камерный вид мысленного эксперимента интеллектуала-одиночки, сближаясь в чем-то с элитарным искусством и литературой. Какая философия может претендовать сегодня на роль мобилизующей идеологии нашего времени, способной сплотить вокруг себя достаточно большое число людей?

Освобождение человека от власти идеологии посредством перехода к свободному времени может показаться не менее утопическим решением данной проблемы (при всем желании Маркса представить это решение как строго научный вывод), чем желание устранить идеологию путем ее чисто философской критики. В отличие, однако, от этой критики свободное время позволяет человеку реально преодолеть отчужденный характер своих общественных отношений, превратить их в отношения самих людей и тем самым навсегда покончить с их существованием лишь в форме вещей или идей. Концом идеологии, с этой точки зрения, может быть, следовательно, не философия, якобы призванная заменить ее собой, и даже не сама по себе наука, а такая общественная система, в которой время человеческой жизни принадлежит самому человеку, живущему в нем, и которым он может распоряжаться по собственному усмотрению. Иными словами, власти идей над человеком может противостоять только свобода человеческих отношений.

Содержание

Введение 2
Глава I. Понятие и содержание идеологии 4
Глава II. Понятие и содержание философии 8
Глава III. Философия и мировоззрение 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

мой реферат.docx

Введение

Во-первых, философия составляет существенную часть идеологии, так как любая философская концепция основана на различных идеях и системах ценностей определенного общественного класса.

Во-вторых, философия снабжает идеологию обширной информацией о разных сторонах общественной жизни, принципах ее функционирования и путях ее познания.

В этом смысле идеология присутствует в жизни общества очень давно, фактически с момента его возникновения, правда на ранних ступенях истории, преимущественно в качестве элемента других форм духовной деятельности людей, в том числе религии и философии.

В узком смысле слова идеология означает способность выражать интересы и формулировать цели определенных социальных групп.

Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически.

Только разобравшись в значении и функциях идеологии, её роли в общественной жизни, мы сможем понять, как она влияет на философию, в определенные этапы развития человечества.

Глава I. Понятие и содержание идеологии

Понятие и содержание философии и идеологии должны быть разведены в их действительном функционировании. Их нельзя считать совпадающими, хотя в историческом развитии они имели точки пересечения. В современном значении и понимании общим для них является только то, что и философия, и идеология – определенные концепции, системы идей, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности – это совершенно различные типы отношения человека к миру.

Понятие "идеология" появляется в социальных теориях XVIII-XIX вв. Причем, это понятие в первоначальном определении имело мало общего с современным его пониманием. Впервые оно встречается в трудах де Траси, Кабаниса. В момент своего возникновения это понятие включало в себя систему методов воспитательного воздействия, основанных на изучении психолого-физиологических особенностей человека. Позже, понятие "идеология" приобретает более универсальное содержание и значение и разрабатывается как система идей, теоретически выражающих реальность и будущие перспективы общественного развития.

Особое значение и большое внимание разработке этого понятия уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как категория исторического материализма – марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. С точки зрения марксизма, идеология – важнейший элемент, так называемой надстройки над экономическим базисом, который является ее основанием.

В идеологии в отличие от других форм духовной деятельности организующим началом или стержнем выступает классовый, политический или иной социальный интерес.

Идеологиями являются такие теоретические построения, которые претендуют на абсолютное знание путей и целей социального развития. Идеология – это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий, следовательно, идеология является групповым, массовым сознанием. Личность в системе идеологии занимает подчиненное место по отношению к групповому сознанию. Поэтому в любой идеологии личный интерес – это ничтожно малая величина по сравнению с общественным интересом. Для идеологии – общественные интересы всегда выше личностных. Идеология претендует на абсолютную значимость, поэтому инакомыслие, свобода взглядов никак не приветствуются, является нонсенсом, изгоняются из конкретной идеологии всеми средствами и способами. Отсюда: нетерпимое, враждебное отношение идеологии и ее идеалов к другим воззрениям, к ее критическому переосмыслению. Основанием для такой враждебности и нетерпимости является превратно истолкованный социальный интерес, обожествленный с точки зрения отдельных групп, классов, партий. Причем, этот интерес часто субъективирован, представлен через теоретические доктрины профессиональных идеологов, вождей, руководителей партий и т.д. Можно считать, что идеология – это выражение группового, партийного эгоизма. Любая идеология претендует на абсолютно верное понимание всеобщего счастья и считает свою систему законченной и единственно правильной – истиной в последней инстанции. Философия не предъявляет таких жестких требований. Она представлена плюрализмом мнений и взглядов, вся ее история тому свидетельство. Свобода мнений и творчество индивида – ее суть.

Очень важным признаком для идеологии, в отличие от философии, является наличие социальных и политических организаций для поддержки идеологии. Существенным признаком многих идеологий является насильственное приобщение людей к социальной истине, на которую претендует любая идеология. История знает и религиозные, и националистические, и социальные примеры такого насильственного приобщения. Следовательно, у идеологии прямая связь с тоталитаризмом. Общественное развитие в условиях жесткой идеологии обязательно принимает тоталитаризированную форму. Философия не имеет никакой материализированной базы для своего функционирования.

Наиболее острое классовое содержание понятию "идеология" было придано последователями Маркса и Энгельса – большевиками (В.И. Лениным и его соратниками). Большевизм напрямую связал понимание идеологии с революционными целями и задачами "пролетариата". Философский фундамент такой идеологии был найден в диалектическом и историческом материализме. Марксизм в целом можно считать симбиозом философского материализма и пролетарской идеологии. Следует отметить, что философия может стать идеологией, выполнять ее роль, если начинает использоваться как выражение идеологических интересов. В случае с марксистской идеологией (и не только с ней, можно вспомнить средневековье, например) философия стала выполнять роль "служанки" этой идеологии.

В связи с крушением марксизма как господствующей идеологии во многих странах мира, современное ее понимание утратило марксистский смысл. Данное понятие сейчас используется как синоним политики и политической деятельности, партийных программ, определенных форм общественного сознания и признаков, но никак не совпадает с содержанием и определением философии.

Глава 2. Понятие и содержание философии

Все изложенные выше различия чрезвычайно актуальны и сохраняют свое значение: философия – это философия: свобода мнений, критичность, творчество, индивидуальность, отсутствие корыстного интереса; а идеология – это идеология: единое мнение, зависимость, узкогрупповой интерес, претензия на абсолютную истинность, насильственное приобщение т.д.

Для того, чтобы ответить на вопрос: является ли философия наукой, нужно определиться в том, а что такое наука вообще? Наука в ее традиционном понимании – такая сфера человеческой деятельности, которая имеет дело, прежде всего, с конкретной реальностью, предметным миром. Если говорить о философии конкретно, то в ее содержании есть немало специфичного, того, что не позволяет ставить ее в один ряд с наукой в привычном понимании последней. До конца XIX в. наука занимала в европейской культуре почетное и особое, но все же третье место после религии, философии и искусства. Но кризис религиозного мировоззрения и триумф научно-рационального мышления перед интуитивным к XIX в. привел к тому, что наука вышла в этой системе ценностей на второе после философии место. В XX в. престиж научного знания поднялся настолько высоко, что наука стала занимать уже первое место в системе интеллектуальной деятельности. Встала дилемма: если философия не наука, то она должна отступить от своей претензии на научность, а если философия свои позиции в этом отношении не сдаст, значит, все же она – наука. И, тем не менее, нельзя, исходя из специфики философского знания, однозначно решить: наука философия или нет. Если она все же наука, то далеко не в том смысле, в каком "научны" естественные науки. Сейчас существуют две противоположные точки зрения на эту проблему: сциентизм и антисциентизм. Сциентисты утверждают, что философия не может претендовать на статус знания вообще, упрекая философию в недоказуемости и принципиальной непроверяемости (неверифицируемости) ее истин. Они утверждают, что философия, не являясь точным знанием, больше приближается к искусству. Однако сциентисты не учитывают при этом, что, начиная с эпохи Нового времени и вплоть до И.Канта, отнюдь, не ставился вопрос о разрыве философии и науки, но наоборот, сохранялась традиция их гармонического взаимодействия. Такой процесс был необходим для борьбы против господства еще сохраняющегося тогда религиозного мировоззрения.

Наиболее четко вопрос о специфике и методах научно-конкретного и философского знания был поставлен И. Кантом, последующим кантианством и иррационалистической философией XIX века. В работе "Критика чистого разума" Кант по этому поводу задает два основных вопроса: 1) Как возможна наука? и 2) Как возможна философия? Отвечая на них, Кант определяет и ограничивает область науки сферой опыта (эмпирии) и логикой рассудочного мышления (обработка данных опыта в системе понятий, суждений, умозаключений, теорий). Область философии находится, по Канту, за пределами чувственного опыта – в сфере духа, ценностей, трансцендентного бытия. Там другие закономерности и методы, а вернее, – никаких закономерностей. Но от того, что философия не может (и не должна) применять верифицируемые методы, выработанные математикой и естествознанием, она не перестает быть знанием, специфическим, но вполне организованным. Сциентисты, отрицающие статус философии как знания, стремятся умалить ее значение вплоть по полного ее перевода в область элементарной житейской мудрости (и не более того). Стремление к рационализации философского знания по образцу естественных наук может свести ее, например, к социальной психологии, или вообще лишить философию ее специфики.

И еще одно. Естественными науками занимаются только ученые-специалисты, а философия – это особый всеобщий вид человеческой деятельности. Известный российский философ Мераб Мамардашвили писал: ". философом является каждый человек в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и эксплицирует особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке. Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание." (Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990, с. 57).

Здесь мы видим, что философ небезуспешно борется за то, что философия, как предмет занятий специалистов, является специфической теоретической работой, необходимой не только философам, а всем людям, которые бы хотели к ней приобщиться, приобщиться к необходимой культуре и знанию вообще. И никто, кроме специалистов-философов, хорошо эту работу не сделает. Философское знание – это мировоззренческое знание. Воззрение на мир в целом и на человека в нем – это то, что мы можем почерпнуть только из философии. Философия не может строиться по естественно-научному образцу, она имеет свою меру точности и свою меру доказуемости. Философия так же объективна, как и наука; в том смысле, что предметом философии является не только субъективное ощущение человека, но и объективная природа его отношения к миру.

Если говорить о взаимоотношении философии с другими науками, то она не только является методологической основой познания, но и интегрирует знания. Поэтому не удивительно, что практически каждый выдающийся ученый-естественник поднимается до уровня философского осмысления полученных им знаний. И все-таки философия – это не регламентирующий орган в "государстве наук", а самостоятельная область духовного знания, участвующая в непосредственном производстве идей. Философия может и должна мировоззренчески реагировать на разные, кажущиеся иногда фантастическими, фундаментальные открытия частных наук – будь то идея Большого Взрыва или методы генной инженерии. Она не может их не осмысливать и не увязывать в единую мировоззренческую картину мира.

Очевидно, сомнения в "научности" (будем все-таки говорить: в объективности) философии порождены еще и тем, что еще с античных времен она как бы разделилась на два противостоящих лагеря: материализм и идеализм, что было вызвано тем, что философия пыталась ответить на те вопросы, которые никогда не ставила перед собой никакая другая конкретная наука: вопрос о первичности бытия, об отношении мышления к бытию – одни из основных вопросов, на которые пытаются дать ответ и сейчас. "Великий основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" – так определяла сущность и значение основного вопроса философии марксистская философия. (Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.282). Но разделение философии на два противоположных лагеря в решении этого вопроса говорит о том, что с научной точки зрения этот вопрос так и не был решен, он остался и до сих пор открытым, а для современной философии – не актуальным. Следовательно, философия в отличие от науки ставит, задает вопросы, оставляя плюралистическое поле для размышления и различных подходов к их решению.

Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

Философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления. Она преимущественно рациональное, высокой степени абстракции знание. Иррационалистическая философия также теоретически может быть представлена только в рациональной форме.

Философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

Теоретическая философия, представленная в ее истории, – системное, синтезирующее, концептуальное знание. Как концептуальные представления об общих формах бытия природы, общества, познания и человека философия представляет свои знания в системе основополагающих принципов и понятий, которые взаимосвязаны и взаимоопределяемы между собой.

Как и любое другое знание, философия нарабатывает свой понятийный аппарат (систему философских категорий). Наиболее важные среди них, к примеру: бытие, небытие, материальность, идеальность, сущее, сущность, причинность, сознание, дух, объективность, субъективность, субстанциональность, трансцендентность ценность и многие др.

Философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.

В отличие от конкретных наук философия не является наукой в классическом понимании этого слова. Это особое, специфическое знание. Ее специфика определяется:

Во-первых, исторической обусловленностью (каждая эпоха имеет свой философский акцент);

Во-вторых, относительной субъективностью философских систем, их авторской индивидуальностью;

Идеология – комплекс идей, оценок и суждений, которые связаны между собой, с их помощью формируется осознание и отношение к существующим вещам, явлениям, процессам социального мира. Идеология в данном понимании уже очень давно сосуществует вместе с обществом, на первых ступенях развития имея форму религии и философии.

Объединение идеологии и философии

  • Интеллектуально богатая идеология основывается на определенной философской концепции. В отсутствии необходимой философской концепции создатели идеологии могли самостоятельно творить ее. Таким способом оформилась идеология Французского Просвещения. Ее философский фундамент определили Вольтер По данной теме мы уже выполнили реферат Вольтер подробнее , Монтескье По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Монтескье подробнее , Руссо, Дидро По данной теме мы уже выполнили реферат Материалистическая концепция Дени Дидро подробнее , Гельвеций.
  • В фундаменте идеологии Немецкого Просвещения значительный вклад внесли Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер.
  • Для философской основы марксистской идеологии стал сформированный Марксом и Энгельсом диалектический и диалектический материализм, который в дальнейшем развился в философских и политических трактатах Ленина, Плеханова и др.

Объединение и слияние философии и идеология – закономерный процесс.

Философия является формой духовной деятельности, которая настроена на обозначение и разрешение мировоззренческих проблем. Оно связаны с оформлением единого мнения о мире и месте человека в нем. В фокусе философии располагается в выявлении возможностей и обязанностей людей во всем их объеме, исходя из его места и смысла в жизни. Идеология же фокусируется не сколько на человеке в общем, сколько на частном человеке, имеющим конкретное место в конкретном обществе.

Философия выдвигает характерное понимание включения человека в мир, системы духовных ценностей, которые формируют деятельность человека в мире, и таким образом, философия предоставляет идеологии необходимые ресурсы, с помощью которых она разрешает похожие, идентичные проблемы, связанные с условиями бытия и интересами конкретного человека и социума. Философия дает идеологии возможность исключить замыкания человека, социума на собственных интересах, поскольку они характерно приобретут доминирующее положение, когда начинают рассматриваться за общим пониманием сущности человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеология и наука

Также тесно идеология связана и с наукой. Идеология опирается не только на общественные и гуманитарные науки, но так же и на естественные. Наука прямо и сильно воздействует на формирование самого фундамента идеологии.

Наука предлагает новую картину мира, новые методы познания, мышления, новый язык, с помощью которого описываются факты, явления, ситуации, процессы, закономерности природы и общества. Наука легитимирует идеологию. Идеология же всегда имеет стремление обосновать саму себя, общественную структуру, которую считает приемлемой, обращаясь к науке и ее авторитету. Эта роль науки имела большое значение в $19 – 20$ веках, когда могущество науки было неоспоримо.

Взаимосвязь науки и идеологии двусторонняя. Факторы идеологии влияли на научные достижения, теории, учения, как и научные открытия и успехи определяли глубокое изменение в идеологии.

Ключевым отличием науки от идеологии является то, что наука совершено беспристрастна и нейтральна к ценностям и идеалам, имея свободу от политики и идеологии.

Наука дает знания о мире, природе, о них самих, но не стремиться научить людей тому, как им должно поступать, какими идеалами жить, к чему стремиться.

К отдельному аспекту можно отнести синтез науки и идеологии, где обнаруживается стремление создать идеологию по стандартам познавательной деятельности, которые сложились в науке. В основе этого стремления находится вера в силу рациональности, разумного осмысления мира. Это характерно, к примеру, для марксизма.

Другие виды идеологий также берут за основу данное представление, где наука предстала в качестве эталона для обоснования индустриального и постиндустриального типа развития.

Читайте также: