Педагогическое взаимодействие в доу культура общения в доу коллегами детьми родителями

Обновлено: 01.07.2024

Основным фактором развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является личность взрослого (родителей, воспитателя, педагога).

Достаточно остро стоит проблема коммуникативной компетентности и педагогического мастерства педагогов ДОУ. Это связано со сложностью и многообразием задач формирования личности ребенка, которые предъявляются современным социумом и новыми стандартами учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Педагогическое общение в ДОУ - это профессиональное общение педагога-воспитателя с детьми в дошкольном учреждении, направленное на формирование благоприятного психологического климата, на психологическую оптимизацию воспитательной и учебной деятельности, на улучшение отношений между воспитателем и детьми, внутри детского коллектива.

Признаки педагогического общения в дошкольном образовательном учреждении:

  • профессиональное общение воспитателя с ребенком на специальных занятиях и вне их;
  • имеет определенные функции и направлено на создание благоприятного климата;
  • педагогическое общение ориентировано на психологическую оптимизацию учебно-воспитательного процесса, отношений между воспитателем и детьми, воспитателей между собой, между детьми внутри групп.

Многие исследования доказали, что в работе с дошкольниками наиболее эффективны косвенные воздействия (через игровое общение и игру). В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Содержание и форма оптимального педагогического общения в значительной мере определяются задачами, которые педагог стремится решить в процессе руководства деятельностью детей-дошкольников.

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче - проявление досады и огорчения.

Классификация межличностного общения

Классификация межличностного общения, предложенная М.И. Станкиным, предлагает пять стилей общения воспитателя с детьми:

Каждая форма воздействия и общения оказывает свое особое воздействие на развитие личности ребенка.

Наиболее продуктивным для дошкольного учреждения является интегративный стиль общения.

Воспитанники педагога-демократа чаще проявляют стремление к оригинальности, творчеству, коммуникабельности, самостоятельности, нежели их сверстники. У детей наблюдается высокий уровень коммуникативных умений, доброжелательности, обученности, созданы оптимальные условия для формирования позитивных взаимоотношений между детьми.

Авторитарные тенденции у воспитателя вызывают конфликтность в детских отношениях, формируя неблагоприятные условия для гуманных взаимоотношений и нравственного воспитания. Поведение педагогов способствуют недоброжелательности в отношениях между детьми, конфликтности, создавая неблагоприятные условия для формирования гуманных взаимоотношений, нравственного и социального развития дошкольников.

Автор: Пьянкова Татьяна Александровна

Населенный пункт: Пермский край, г. Оса

Цель: выработка у педагогов внутренней позиции по отношению к взаимодействию с родителями воспитанников, на основе доверия, сотрудничества и профессиональной поддержки.

  1. Актуализировать существующие проблемы педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников.
  2. Познакомить с новыми подходами, технологиями и приемами взаимодействия педагогов и родителей воспитанников.
  3. Содействовать развитию коммуникативных навыков педагога, в том числе посредством работы в парах, группах.

Форма: семинар-практикум с элементами тренинга

Место проведения: музыкальный зал

Продолжительность: 2 часа 45 мин

Ход

Педагоги сидят полукругом перед экраном для мультимедиа-презентации.

  1. Вводная часть. Орг. момент. Погружение в тему (20 мин.)

Здравствуйте, коллеги! Рада всех видеть в добром расположении духа, новогоднее настроение уже точно и до вас добралось! Предлагаю начать нашу встречу с упражнения в парах.

Инструкция: Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки и закройте глаза. Я буду давать вам задания, а вы выполнять их. Прошу вас выполнять упражнение, молча, даже, если очень захочется говорить. Запомните свои ощущения, эмоции от движений, которые вы будете делать. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся, злятся, сердятся. Опустите руки. Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Открывайте глаза. Улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. Давайте обсудим, как проходило это упражнение.

Какие чувства возникали в ходе упражнения?

- что понравилось больше?

Итог: Изо дня в день каждый из нас выполняет какие-то обыденные действия, манипуляции даже не задумываясь об этом. Но стоит только, что-то изменить, например, закрыть глаза…и мир меняется. Обыденность представляется чем-то неопознанным, загадочным. Мы становимся более чуткими, внимательными, ощущаем другого человека как-то особенно. Мы готовы к изменениям. Как здорово уметь видеть новое в старом или забытом, хорошее, в не очень, добром, на первый взгляд, уметь анализировать и находить нужное и важное для себя и в себе. Умения и навыки педагога, такие как позитивное мышление, готовность к саморазвитию и командной работе, рефлексия, коммуникабельность, безусловное принятие и поддержка, непременно будут востребованы на сегодняшнем мероприятии.

Инструкция: Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. И еще 3. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на флипчарте, мольберте. Если слова повторяются, то он ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, чаще всего -1 место – здоровье, 2 место- семья, 3 место-любовь и т.д

Педагогический совет организован в рамках годовой задачи ДОУ и направлен на достижение цели:

- выработка у педагогов внутренней позиции по отношению к взаимодействию с родителями воспитанников, на основе доверия, сотрудничества и профессиональной поддержки.

Педсовет организован в форме семинара-практикума с элементами тренинга. И я предлагаю всего три правила работы:

Цель: Создание условий для осознания установок по отношению к родителям воспитанников ДОУ.

Анализ рисунков (самостоятельно, делайте пометки прямо на рисунке):

- где расположены фигуры в пространстве листа?

- в виде каких фигур изображены вы и родители?

- есть в этих фигурах углы? что для вас означает наличие углов?

- на каком расстоянии от вас родители?

Анализ и обсуждение:

- кто готов поделиться?

Обменяемся своими мыслями и чувствами по принципу попкорна – кто готов тот и высказывается. Спасибо за искренность.

На досуге подумайте, почему ваше бессознательное выдало Вам такие образы вас и родителей? Какие у становки по отношению к родителям воспитанников ДОУ, вы для себя создали и верите в них без особого сомнения? Порассматривайте внимательно ваши рисунки, позадавайте себе вопросы.

ВАЖНО: Напомню, что все практики и упражнения, которые я буду вам предлагать, можно с успехом использовать на мероприятиях с родителями, подкорректировав их под свою тему, цель, особенности родителей. Это вторая задача, которую я для себя ставлю на мероприятиях: поделиться новыми практиками и формами. Одним словом, параллельно занимайтесь трансформацией предлагаемого материала, как Юлий Цезарь.

Анализируя результаты любой деятельности, наряду с достижениями, мы выделяем трудности, сложности. Не будем применять слово ПРОБЛЕМЫ. Так и в аспекте взаимодействия с семьей есть некоторые сложности. Сомнений нет. Хотя бы потому что, это одна из годовых задач ДОУ, об этом часто говорят в педагогическом сообществе, на этом сделан акцент в законодательных актах РФ. Я сейчас вам предлагаю поразмышлять над тем, какие существуют трудности (сложности) взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников? (вопрос на слайд)

Работа индивидуально в течение 2 минут: записать в блокнот. Сейчас самое время вспомнить рефлексию, которую вы проводили после открытого родительского собрания в ноябре.

Работа в четверках в течение 2 минут: обменяться мнением, составить общий список трудностей, записать в блокнот.

Работа в группах по 6-7 человек в течение 4 минут: обменяться мнением, составить общий список трудностей, записать разборчиво на стикеры, приклеить на флипчарт.

Приглашаю четырех добровольцев.

Для первой пары инструкция: рассмотрите внимательно записи коллег на стикерах, подумайте, как их можно разделить. Подумайте вместе, но в полголоса.

Для второй пары инструкция: Посмотрите на шарики в корзине. Это трудности, с которыми сталкивается педагог и администрация в ходе взаимодействия с родителями. Вот они записаны на стикерах. Определите, кто из вас будет сейчас играть роль педагога и администрации 2 в 1? Другой участник - вместе с тем, когда я буду называть трудность выдавать ее, то есть шарик, педагогу и ни о чем его не спрашивать, не комментировать. Трудности ведь нас не спрашиваю, когда можно войти. Инструкция понятна. Перехожу к первой паре.

Для первой пары: пока, мы работаем с другой парой, уберите повторяющиеся трудности, разделите оставшиеся на 3 (4) группы. Если будет трудно, сигнализируйте. Задание дать на листочке, подготовить подсказку на листе.

Для второй пары: Ведущий читает трудности со стикеров.

Эксперимент ведется в двух парах.

1)Шарики валятся, катятся по залу.

2) Коллеги переставляют стикеры, делят трудности на группы.

-Что делать с трудностями? Как быть? Надо решать проблемы, иначе: никуда они не денутся, останутся, достанут других, кто вообще не приделах, добавятся другие еще. Предлагаю собрать шары в корзины, разделив их по цветам. Тем временем, коллеги уже разделили трудности, отнюдь не по цветам. Все было бы очень просто. В жизни не так. По какому способу вы разделили трудности? Зачитайте их. (на слайд)

-трудности, решение которых зависит напрямую от педагогов (администрации)

-трудности, решение которых зависит в большинстве своем только от родителей (от их мотивации)

-трудности, которые решаются только в диалоге родители и педагоги

+трудности, которые объективно от нас не зависят

Список возможных трудностей:

Спасибо коллегам, за работу. Присаживайтесь. Какие трудности точно не берем? Трудности, которые от нас объективно не зависят. С каких начнем? Трудности, решение которых зависит напрямую от педагогов. У нас их получилось…Если их еще немного укрупнить, получится в общем такая картина (на слайд):

  • компетентность педагога
  • информационная открытость группы, учреждения
  • отношение и установки педагога

Как вы думаете, что всего сложнее из этого? Отношение и установки, коллеги, это верно.

О некоторых трудностях, зависящие напрямую от педагога, мы уже поговорим сегодня на педсовете. Что не успеем, вынесем в методическую работу другого формата. Еще затронем 2 группу трудностей, которые решаются в диалоге: родители - педагоги. Продолжаем.

Если сравнить процесс взаимодействия педагогов и родителей, то у каждого возникнет своя ассоциация, метафора. Подумайте, что для вас взаимодействие с родителями. (30 сек)

Для меня это горная тропа: то широкая, то узкая, с крутыми поворотами, завалами. На ней много подъемов и спусков. К сожалению, есть обрывы. Но для меня горная тропа заканчивается высоко на вершине, когда уже столь нелегкий, но интересный путь заканчивается прекрасными видами и красотами, а еще маленькими и большими победами каждого, кто шел по тропе вместе.

Кто готов поделиться своей ассоциацией, метафорой? Спасибо.

-Метафора-притча: прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями. На просторах Интернета найдете их на любую тему.

-Рисунок-метафора и составление рассказов по нему.

Цель: принцип воспитания ребенка на личном примере

Цель: осознание необходимости встраивания индивидуального подхода к ребенку и методов воспитания

Цель: способствовать осознанию особенностей протекания возрастных кризисов (в частности кризиса 3-х лет)

Цель: показать к чему приводит отсутствие последовательности в воспитании.

Метафоры-рисунки вы так же можете подбирать самостоятельно под определенную тему или задачу.

Инструкция: Педагогам предлагается взять интервью у коллег. Нужно подойти к коллеге, задать ему любой вопрос с бланка для интервью, дождаться ответа. После этого он вам ставить свою роспись, около вопроса, на который он ответил. И задает вам вопрос. После ответа - вы ему расписываетесь на бланке. Дальше Вы ищите, у кого бы взять еще интервью. Вам нужно по максимуму собрать больше подписей разных людей, на разные вопросы. Но при этом качество вашей работы не должно страдать. Время на работу 5 минут. После 5 минут - присаживаются на стулья.

Если бы Вы были Министром образования, то в первую очередь Вы…

Самый яркий случай работы с родителями воспитанников, за который Вы себя благодарите. Это был случай…

Если вернуть время назад, то какой бы поступок Вы точно не совершили? (педагогический конфликт)

Ваши воспитанники говорят о Вас…

С кем из родителей воспитанников вы хотели бы улучшить отношения? Почему?

Что Вы хотите изменить в себе (в плане личностной и профессиональной компетентности)?

Какой Ваш самый достойный поступок (по отношению к воспитаннику) в 2019 году?

Родители воспитанников о Вас говорят, что Вы…

В Вашей практике есть ребенок, с которым очень сложно? Почему?

-Кто взял интервью на все 12 вопросов?

-На какой вопрос было трудно ответить? Почему?

-Как вы думаете, почему в данную практику был включен вопрос про ваших собственных детей?

На это есть несколько причин:

-во-вторых, у каждого человека, есть определенная модель поведения -осознаем мы это или нет, но она есть. Лучше осознавать. Сейчас со стороны тоже можно было наблюдать, как действовал каждый из вас. Модель поведения здорового человека, личности, в общем и целом схожа в любой сфере жизни. Возьмем два примера: Ответственное поведение человека по отношению к чему - то, кому - то проявляется во всех его сферах жизни. Согласитесь, если человек ответственный по отношению к работе, маловероятно, что в семье он безответственен. И наоборот, например, авторитарный стиль общения с окружающими проявляется во всех сферах жизни человека. Мнение о том, что я дома человек чуткий, заботливый, а на работе – тиран, по какой – то не зависимой от меня причине. Это миф. Личность - то она одна… по крайней мере, у здорового человека. Маска спадает уже в первые минуты, когда человек оказывается в новой ситуации. Модель поведения формируется в детстве. Об этом надо знать, по отношению к своим детям, воспитанникам, родителей просвещать. Хорошая новость в том, что модель поведения (паттерн языком психологии) взрослый человек может подкорректировать сам, если сам того захочет.

Кстати, модель поведения родителей воспитанников, тоже в большинстве своем предсказуема. По возможности чаще, внимательно и безоценочно, наблюдайте за родителями воспитанников, как они взаимодействуют с детьми и другими взрослыми. И это надо учитывать при выстраивании контактов.

Данное упражнение можно с легкостью видоизменить для родителей и предложить им побыть в роли репортера. Вы решите как минимум 3 задачи: коммуникация, осознание родительской позиции и трудности конкретных родителей воспитанников. Смело применяйте упражнение! А мы продолжаем.

Мы плавно подошли к тому, насколько важно эффективное общение вообще для человека, в т.ч. с родителями воспитанников.

Обмен мнениями: представитель от каждой группы говорит аргументы, остальные слушают, уважая мнение других.

-Присаживайтесь. Как вы думайте, что бы выбрали родители? А почему вы так решили?

У родителей на этот счет тоже имеются свои ожидания и установки. Социологи выделили: (на слайд)

-неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;

-неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возможно уже старший ребенок ходил в детский сад с трудностями, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем.

Цель: Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Инструкция: Участники стоят в круге, взявшись за руки, ведущий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, "просочиться" через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось снова у ведущего. Включить веселую музыку.

-как ощущения? Эмоции?

-легко/трудно ли было выполнять инструкцию и насколько?

-как можно данное упражнение спроецировать на взаимодействие с родителями?

Вывод: Я предлагаю вновь всем взяться за руки. Призываю каждого из Вас к осознанию того, что детский сад, микро коллектив группы: родители воспитанников и другие члены семьи, педагоги, администрация и все, кто помогает организовать образовательную деятельность, работают на единую цель. Наша цель: держась за руки, вместе, как бы ни было сложно иногда, поддержать детей в естественном развитии их личности, увидеть их индивидуальности, бережно корректировать особенности, расширять границы круга (шаг назад), а значит социальные контакты, доверять ребенку, отпуская его из круга (отпустить руки), верить в то, что он выберет нужный путь для него самого. Но при этом оставаться участным в его жизни и благодарным тем, кто был и есть с ним рядом. Это осознание для каждого, будь то родитель или педагог, помогает сделать детство и взросление ребенка более комфортным и благополучным. Я призываю каждого из Вас, в отношении с собственными детьми или воспитанниками, каждый раз, будь то это повседневный разговор, приятный или не очень, или же предстоит трудный выбор, мысленно задать себе вопросы:

-А станет ли от моих слов или поступков ребенок счастливее?

-Сохраню ли я его мечту и веру в себя?

-Помогаю ли я ребенку стать и остаться самим собой?

Я благодарю всех, кто присоединился к ритуалу, поделился теплом своих рук и сердец.

Цель: поиск внутренних ресурсов для того, чтобы больше раскрыться в общении со своим ребенком.

Инструкция: Перед вами лист с 5 вопросами как к РОДИТЕЛЮ (у кого нет детей – воображаем, у кого несколько - выбираем одного). И шестое -продолжить фразу. Задача, заглянуть в свое сердце и вписать ответы в пустые строки. Задание индивидуальное. (включить музыку релакс). После выполнения убрать скрепки и раскрыть лист полным, прочитать, что получилось. Осознать, согласиться с тем, что получилось или взять паузу на раздумье дома в тишине. Уберите листок в блокнот.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЮ

Чтобы встретиться (побольше раскрыться) со своим РЕБЕНКОМ, мне необходимо:

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления методов и форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В своих трудах А. С. Макаренко писал: " Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей". Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В середине XX в. большое внимание начало уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания. Исследования прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В конце XX в. начинает уделяться внимание взаимодействию дошкольного учреждения и семьи. Ведётся поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

"Семья - дошкольное образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание работы дошкольного учреждения с родителями воспитанников состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (семинары, индивидуальные и групповые консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогиче­ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе­да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа­гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре­миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре­зультате беседы родители должны получить новые знания по во­просам обучения и воспитания дошкольника.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетради­ционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Ав­тором выделяются следующие нетрадиционные формы: информа­ционно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информа­ционные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности

Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей

Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей

Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного образования, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Приведем примеры некоторых из них.

Посещение семьи ребенкамного дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра руководитель или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.Обычно составляется система консультаций. Проводятся индивидуальные или групповые консультации для родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы и открытые занятия. Такие формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, основные направления и итоги образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода; знакомят с нормативно-правовыми документами о дошкольном учреждении.

На общих собраниях выступают: заведующая ДОУ, старший воспитатель, врач, психолог, логопед, может быть приглашен юрист. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции сотрудников ДОУ, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют психолого-педагогические и социально-нравственные вопросы, которые их наиболее волнуют. Воспитатель группы собирает информацию и анализирует ее. С помощью старшего воспитателя и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Примерные темы родительских вечеров:

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла организаторов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Дошкольное учреждение входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного образования не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таблица 1.


Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

Читайте также: