Приемы и техники организации совместной деятельности со сверстниками в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?
Многие известные исследователи (М.И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

Совместная деятельность является необходимым условием социализации человека, средством и фактором его общего психического и личностного развития, источником познания, переживаний, социальной практики, средством самопознания и самопроявления растущей личности. Участвуя в совместной деятельности, ребёнок учится уступать желаниям сверстников и требованиям взрослого или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, в ФГОС ДО рекомендуются следующие педагогические условия организации совместной деятельности в ДОУ:

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.

Для того, чтобы к началу школьного возраста умение работать в паре/группе было освоено, его развитие должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа.

Первый этап (4-5 лет - средний возраст) - должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и в группе сверстников под руководством взрослого.

Второй этап (5-6 лет - старшая группа) - заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.

Третьи этап (6-7 лет - подготовительная группа) - должен обеспечивать полученный детьми опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности.

Работа по развитию умений сотрудничать детей друг с другом ведется в непосредственной образовательной деятельности. У детей формируется умение делить между собой материал (игрушки, фигурки, краски), распределять функции посредством выбора роли (кошка-мышка, покупатель-продавец, исполнитель-контролер). Например, совместно выполняя работу по аппликации, один ребенок собирает себе круги, другой квадраты. На НОД по формированию элементарных математических представлений, тема которого – отобрать требуемое количество предметов, дети могут взять на себя, чередуя их исполнение, роли покупателей и продавцов. Продавец отбирает столько пуговиц, сколько фишек принес ему покупатель. Важно одно: дети должны меняться ролями по взаимной договоренности.

Для успешного совместного выполнения заданий могут быть применены следующие педагогические методы и приемы, направленные на групповое взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:

- использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);

- формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);

- разыгрывание проблемных ситуаций (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи);

- ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.).

Работа по организации начальных форм сотрудничества в паре включает четыре этапа:

Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).

Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).

Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия.

Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.

Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).

Четвертая часть – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

Поэтапная работа по обучению детей взаимодействию в паре, позволяет перейти на другой уровень развития продуктивного взаимодействия дошкольников к объединению их в более многочисленные подгруппы, по 3 -4 человека. Каждое последующее занятие усложняется по сравнению с предыдущим как в плане предлагающегося детям содержания работы, так и по линии условий для возникновения коллективного замысла будущего продукта.

Таким образом, развитие умения взаимодействовать в паре у детей дошкольного возраста стимулирует речевую активность, самостоятельность, способствуют овладению необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении.

Старикова Евгения Викторовна, заместитель заведующего.

Особенности современных детей

1. Гиперактивный (обладает повышенной возбудимостью, значит нужна частая смена деятельности, соответственно – разные формы работы

2. Повышенная потребность в восприятии информации (интерес к рекламе, повышенная интуиция, недовольство и агрессия от недостатка информации) В связи с этим подача информации как рекламный блок, то есть одна цель через разные формы.

3. Повышенная тревожность и агрессия так как не хватает общения с родителями и сверстниками

4. Дети настойчивы и требовательны, не желают слепо подчиняться указаниям взрослых.

5. Сейчас ребенок не может быть просто объектом воздействия, а только взаимодействия

Совместная деятельность взрослого и детей на данный момент – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей.

• Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

Схема развития любого вида деятельности такова : деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л. И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности :

• Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)

• Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)

• Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности : свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми :

– добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

– открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);

– свободное общение и перемещение детей;

Основные принципы взаимодействия с детьми :

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности :

• Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.

• Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.

• Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.

• Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).

• Чаще называйте имя собеседника.

Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т. п.

• Приемы включения детей в совместную деятельность

• Если все же есть ребенок, который не хочет ни помогать, ни играть, ни спасать кого-либо, ему предлагается выбрать ту деятельность, которой он хочет заняться. Но по той же самой теме, что и занимаются остальные дети. Для этого необходимо создать предметно - развивающую среду. Например, если мы со всеми детьми отправились в морское путешествие, чтобы познакомить Ежика с морскими обитателями, то в разных центрах группы тоже будет все на морскую тематику: в центре творчества раскраски рыб, трафареты и шаблоны рыб, в центре литературы книги про рыб, в центре познания энциклопедии про морских обитателей и т. д. Таким образом, дети не принуждаются к совместной деятельности, они сами выбирают то, что им по душе. Но в то же время образовательные задачи будут решены.

• Подводя итог, можно сказать, что такой подход к организации совместной деятельности детей и воспитателя позволяет решить одну из главных задач Стандарта: создание благоприятных условий для развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.

• Процесс совместной деятельности включает в себя игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию или задачу.

Совместная деятельность планируется и прослеживается в следующих формах:

• Творческая деятельность.

• Проектная деятельность

• Продуктивная деятельность – детский дизайн

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Преимуществами метода проектов являются: высокая активность воспитанников, самостоятельная познавательная деятельность дошкольников, личностная ценность реализованных проектов, глубина и объем полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт и легко переносятся на другие виды деятельности.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – умение самостоятельно приобретать новые умения и добывать новые знания в процессе решения проблем.

Особенности проектной деятельности :

• Проблема должна быть актуальна для участников проекта.

• Участники проекта должны быть мотивированы.

• Проектная деятельность имеет адресный характер. Каждый участник должен быть заинтересован в получении результата, для этого деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

доминирующей в проекте деятельностью :

Творческий проект – проект, целью которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (газета, книжка – самоделка, видеофильм, спектакль, праздник и т. д.)

1. Неэффективно изготавливать изделия, которые никому не нужны.

2. Право выбора объекта от идеи до ее воплощения принадлежит воспитаннику.

3. Необходимо приучать детей делать эскизы будущего изделия и выбирать оптимальный способ изготовления.

4. Привлекайте к участию родителей.

Цель Создание творческого продукта

Результат Творческий продукт

Структура проекта Создание проблемной ситуации

Определение предполагаемого творческого продукта

Распределение на группы

Практическая деятельность

Представление результатов, презентация

Рефлексия (Осознание трудностей)

Форма продукта проектной деятельности Концерт, кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка

Возможная форма презентации Концерт, кукольный спектакль, выставка

Оценка Оценивается как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт

Этапы работы над проектом.

Проблематизация- первый этап работы. Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально – техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки педагогов.

Планирование – важнейший этап работы, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планируют дети, а воспитатель лишь координирует эту деятельность. Сложность данного этапа – научить детей планировать, не забывая, что мы работаем с дошкольниками.

Реализация имеющегося плана – следующий этап работы над проектом. В результате появляется продукт. Это могут быть.

• Материальными – поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации.

• Действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, проекты)

• Письменными – книжки – самоделки, брошюры.

• Презентация – это возможность для детей поделиться радостью, эмоциями.

Рекомендации педагогу для организации наиболее успешной презентации.

• Спланируйте время для проведения презентации.

• Продумайте форму организации общей презентации, подготовьте сценарий.

• Проведите предварительную работу, консультирование участников. Помогите им определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, сем бы хотели поделиться с другими.

• Помогите участникам определиться с формой, чтобы каждый почувствовал успех, радость совместной работы.

• Предусмотрите финальное мероприятие (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Познавательно – исследовательская деятельность в нашем ДОУ организуется в еженедельно в следующих формах:

• непрерывная образовательная деятельность;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

• действие показывает педагог;

• действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

• действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

• действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Доклад. Организация образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО (модель с детьми младшего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соот-ветствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.

Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке (с 2–3 лет) В данной статье я делюсь опытом создания оптимальных условий для создания разнообразной деятельности детей во время прогулок (игр, труда,.

Примерная циклограмма образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДО Пояснительная записка Содержание циклограммы разработано для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и с учетом нахождения в группе.

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Дошкольные организации вступили в период глубоких качественных изменений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования изменяет содержание и структуру образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности, готовности к совместной деятельности, развитие социального интеллекта.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме и многое другое.

Современные требования к дошкольному образованию требуют освоения и использования педагогами дошкольных образовательных учреждений новых эффективных педагогических технологий, новых способов организации деятельности детей.

В связи с этим, актуальным в организации деятельности дошкольников является обучение детей взаимодействию со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества.

Сотрудничество – это стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

В середине 80-х гг. ХХ в., как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе, оформилась педагогика сотрудничества - направление педагогической теории и практики воспитания.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

- Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

- Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

- Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.

- Создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Из современных педагогов проблемой организации совместной деятельности дошкольников занимались Е.М. Фадеева, И.В. Маврина.

Взаимодействие на основе сотрудничества актуально и для периода дошкольного детства. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Для развития отношений сотрудничества дошкольников необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности, где дети осваивают способы взаимодействия.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Но возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Учитывая возрастные особенности детей, при организации совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности необходимо придерживаться определенных правил.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

3 – 4 лет (младшая группа)

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т.е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

  • объединение детей в диады для совместного выполнения задания.
  • ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.
  • После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.
  • Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.
  • Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.
  • работа проводится с каждой парой детей в отдельности.
  • взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.
  • На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

  • вербальное обозначение взрослым ситуации занятия
  • напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,
  • обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.
  • образование диад по желанию;
  • помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров
  • самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,
  • совместное выполнение задания,
  • помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий

Четвертая часть :

  • Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

4 – 5 лет (средняя группа)

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой

3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

  • создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т.п. им
  • объединение детей в подгруппы
  • помощь взрослого в планировании совместной работы
  • реализация детьми коллективного замысла продукта.
  • анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.
  • взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие занятия (не менее 4-х занятий):

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

5 – 6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности.

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

- в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле.

6) Вводится распределение работы между участниками подгруппы

  • В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений
  • В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

6 – 7 лет (подготовительная группа)

Дети 6-7 лет могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе.

1) Совместную деятельность можно организовывать во всех видах деятельности (образовательная, трудовая, музыкальная, продуктивная и т.д.)

2) Совместную деятельность можно использовать при изучении новой темы, при освоении нового способа деятельности.

3) В совместной деятельности возможна интегративная деятельность (например, сначала выполнить коллективный рисунок, затем составить по нему коллективный рассказ)

4) Состав подгрупп может быть 4-6 человек.

6) Способ сотрудничества зависит от программного материала.

7) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого.

8) Практикуется ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу.

9) Педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей

10) В конце коллективной работы обязательно проводится выставка работ с взаимооценкой и самооценкой

11) После выполнения коллективной работы педагог может предложить подгруппе рассказать о том, как они работали:

12) Для формирования навыков сотрудничества необходимо вводить в игру детей следующие приемы:

- в игре взрослого с ребенком взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

- игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

Возможные варианты объединения детей в микрогруппы

1) пары, включающие детей с одинаковым уровнем возможностей.

2) пары, включающие детей с разным уровнем возможностей;

3) пары, сформированные по единообразию задачи;

4) по желанию детей.

Возможные формы организации совместной деятельности дошкольников

1) Совместно-индивидуальная модель сотрудничества - каждый ребёнок выполняет свою часть общей работы индивидуально. Это часть станет частью общего итогового результата.

При данной форме организации воспитателю необходимо:

2) Совместно-последовательная модель - последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.

Например: изготовление цепочки из бумаги: 1 – режет полосочки, 2 – склеивает.

3) Совместно-взаимодействующая модель - сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. Предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

Например: Подготовка к спектаклю: 1 группа - костюмы, 2 группа -декорации, роли.


В данной статье рассмотрена система мероприятий, направленная на развитие дружеских взаимоотношений и навыков сотрудничества старших дошкольников.

Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагога и детей,

маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра.

Отношения между людьми выстраиваются естественным образом; но в реальности кто-то общается легко и непринужденно, а кому-то это стоит большого труда. А каково детишкам, которые впервые приходят из дома в детский коллектив!

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у ребенка мо­тивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками мо­гут обрести стойкий характер в результате рано сложивших­ся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе дет­ского сада.

Воспитатели не всегда в полной мере осознают значимость общения для детей, ведь в современном образовательном пространстве иные приоритеты, так например интеллектуальное развитие. Постоянные занятия, кружки не оставляют времени ни на сюжетно-ролевую игру, ни на совместную деятельность. А ведь именно они оказывают определяющее влияние на развитие взаимоотношений у дошкольников.

Зачастую, педагоги испытывают трудности во взаимодействии с конфликтными детьми, агрессивными, гиперактивными, порой не хватает навыков партнерского общения. Особенности отношений воспитателя с детьми, коммуникативная компетентность педагога оказывают влияние на установление доброжелательных отношений между детьми, отражаются на психологическом микроклимате группы.

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Психологический подход к решению проблемы развития дружеских взаимоотношений представлен в трудах М.И.Лисиной [1], Т.А.Репиной [3], Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой [4]; В.А. Петровского [5], Г.Мониной, Е.Лютовой [2], К. Фопеля [6].

В ходе работы решались следующие задачи:

 выявление основных причин, вызывающих трудности в общении у старших дошкольников.

 составление программы групповых занятий для детей старшего дошкольного возраста на формирование дружеских взаимоотношений и сотрудничества.

 повышение социально-психологической компетентности воспитателей и родителей.

Для успешной реализации задач мы выделили несколько этапов работы:

Беседы с родителями и анкетирование выявили особенности эмоционального развития ребенка, семейной атмосферы, наличие потребности в общении, проявление эгоцентризма, конфронтации в семье, сотрудничества, семейных и внутрисемейных предпочтений.

Исходя из наблюдений и полученных данных диагностики, можно сказать, что трудности в общении вызваны:

 недостаточной развитостью у ребенка игровых умений и навыков, а также уровня общих знаний (в 66% случаев);

 неумением строить взаимоотношения со сверстниками, недостаточной развитостью коммуникативных навыков (в 83 % случаев);

 несформированностью потребности в общении со сверстни­ками (ре­бенок предпочитает совместным играм игру в одиночестве).

Составленная программа позволяет решать следующие задачи:

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, включает в себя 17 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов.

Первый этап программы направлен на сплочение группы, формирование уверенности в себе и позитивного отношения к сверстникам.

Помимо групповой работы, с детьми, имеющими трудности в общении, проводилась индивидуальная работа. Она строилась, исходя из причин и природы трудностей, вызывающих неблагополучие взаимоотношений. Так, помощь детям с недостаточной развитостью игровых умений и навыков осуществлялась путем система­тически проводимых совместных игр-занятий.

С детьми, трудности в общении у которых вызваны отсутствием умения управлять своим поведе­нием, импульсивностью, двигательным беспокойством индивидуальная работа должна стать предварительной к групповой.

Продолжая данную тему, необходимо сказать о важности проведения психологической работы с семьей. Предложенный родителям материал содержал различные игры, упражнения и советы для тех родителей, рядом с которыми растут дети с определенными трудностями в общении: застенчивость, агрессивность, замкнутость и конфликтность.

Эффективной формой работы с родителями являются – фотоотчеты с тренинга. При помощи воспитателей эти фотовыставки сопровождаются стихами и приобретают замечательное оформление. При этом и воспитатели, и дети получают огромное удовлетворение, а родители проникаются доброжелательностью и отзывчивостью.

Разработанная система мероприятий, направленных на улучшение взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада, формирование навыков сотрудничества показала положительный результат.

Анализируя полученные данные диагностики, можно констатировать:

- рост уровня благополучия взаимоотношений;

- снижение индекса изолированности.

Несмотря на это, проведенная работа способствовала уменьшению количества отверженных детей. В целом, воспитатели отмечают, что отношения между детьми стали более дружными, прочными, стабильными и взаимными.

В играх, вне занятий дети чаще стали оказывать помощь друг другу, проявлять умение сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь. 1999.
  3. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования/ Под ред.Т.А. Репиной.М, 1978.
  4. Смирнова Е.О. Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Владос., 2005
  5. Учимся общаться с ребенком. / Под ред. В.А. Петровский, А.М, Виноградова, Л.М. Кларина. М., 1993.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (1—4 части). М., 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, игра, взаимоотношение, группа, детский сад, индивидуальная работа, навык, недостаточная развитость, совместная деятельность.

Похожие статьи

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного.

Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная.

Развитие навыков общения и взаимодействия со.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из

Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и

А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и.

Формирование положительных взаимоотношений детей.

М., 2002. Игнатьев Е. И. Психология взаимоотношений в деятельности детей. 2-е издание. М., 2001. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под. ред. А. Г. Рузской. М., 2002.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры.

Условия развития положительных взаимоотношений.

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной.

Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу

Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей.

Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности. Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет.

Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного.

Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная.

Развитие навыков общения и взаимодействия со.

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из

Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и

А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и.

Формирование положительных взаимоотношений детей.

М., 2002. Игнатьев Е. И. Психология взаимоотношений в деятельности детей. 2-е издание. М., 2001. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под. ред. А. Г. Рузской. М., 2002.

Модель условий формирования умений взаимодействовать со.

Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду. Коррекционная работа по развитию общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями зрения средствами сюжетно-ролевой игры.

Условия развития положительных взаимоотношений.

ребенок, совместная деятельность, детский сад, игровая деятельность, взаимоотношение, отношение, игра, дошкольный возраст, Бабаево, Артемово.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной.

Именно в игре ребёнок получает навыки взаимодействия с окружающим миром, учится

В разновозрастной группе малокомплектного детского сада необходимо организовать работу

Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей.

Игры проводились с детьми в свободной совместной деятельности. Для развития дружеских взаимоотношений важно, чтобы дети лучше узнали друг друга, увидели позитивные черты сверстников, проявляли взаимодействие, помощь и участие.

Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет.

Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, ребенок, общая работа, взаимопомощь детей, наглядная модель сотрудничества

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного.

В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа.

Читайте также: