Почему фамусов уверен что только в москве и дорожат дворянством кратко

Обновлено: 30.06.2024

Фамусов хвалит Москву за хлебосольство и гостеприимство, а Чацкий осуждает Москву за кумовство и расточительность знати. Фамусов: "Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством". "Кто хочет к нам пожаловать, — изволь; дверь отперта для званных и названных, особенно из иностранных, хоть честный человек, хоть нет, для нас равнёхонько , про всех готов обед". Чацкий: "Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве. ". "Да и кому не зажимали рты обеды, ужины и танцы?".

Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему”.

Для создания проблемной ситуации возможно обсуждение трех цитат, проясняющих три взгляда на Москву:

“Что нового покажет мне Москва?” (Чацкий).

“Едва/Другая сыщется столица, как Москва” (Фамусов).

“В моей комедии я, кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву” (Грибоедов).

Для этого нужно проанализировать следующие фрагменты комедии (по группам):

1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней

Москве (действие I, явление 7).

Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?

В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?

2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о

Максиме Петровиче (действие II, явление 1).

Какой образ московской жизни описывает Фамусов?

Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?

Почему Фамусов уверен, что только в Москве “и дорожат дворянством”?

Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.

4. Анализ эпизода “Гости съезжаются на вечер к Фаму Сову” (действие III, явления 5-10).

О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?

Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?

Что можно сказать о гостях Фамусова по их речевым характеристикам?

Какое место занимает этот эпизод в комедии?

В результате анализа монологов и обобщения суждений учащихся составляется таблица, работу с которой можно продолжить дома и на следующих уроках.

– Какой показана Москва в восприятии героев комедии?

На втором уроке разговор о Москве будет вестись через характеристики отдельных образов-персонажей (представителей фамусовского общества), их отношения к жизни, к людям, к общественному строю (по группам). Результаты исследований учащихся будут фиксироваться в обобщающей таблице.

Возможна и исследовательская работа, направленная на выявление самооценок образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу, и их оценок другими ге

Роями (работа может быть закончена дома). Можно также организовать конкурс “Кто найдет больше оценок героя другими персонажами?”.

– Какие отношения между людьми, нравы, стремления и поступки, высмеянные Грибоедовым, заслуживают осуждения и сегодня?

Могущество фамусовской Москвы – в ее однообразии, единомыслии и сплоченности. В Москве признают только тех, кто не выделяется, согласен со всеми. Здесь царствуют семейственность и протекции, круговая порука.

Старая Москва хочет всеми силами затормозить движение нового, передового, обороняясь могущественным оружием – невежеством, хулой на учение и книги. Пустые разговоры, сплетни, слухи, суета – основное времяпрепровождение москвичей. Фамусовский мир очень силен и постоянно пополняется за счет таких, как Молчалин.

Составить словарик историко-культурных реалий ко второму или третьему действию комедии (по выбору).

Итоговый вопрос:

Какие нравы и поступки, высмеянные в пьесе, осуждаются и сегодня?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатных таблиц.

Выучить наизусть один из монологов Фамусова.

Выявить главную мысль каждого монолога Чацкого.

Индивидуальные задания.

Составить словарики историко-культурных реалий ко второму и третьему действиям комедии.

Групповое задание. Подготовить коллективный учебный проект.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение наизусть и по ролям. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика главного героя комедии. Выявление романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека.

— Кого в пьесах называют резонёром? Какова роль резонёра в комедии классицизма?

Почему резонёром называют Чацкого?

— Каких персонажей русской литературы называют странными героями?

Есть ли в них сходство с Чацким? Обоснуйте свой ответ.

II. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
Анализ ключевых монологов Чацкого.
Особенности любовной интриги

Общий план работы групп:

— Прочитайте выразительно монолог. Определите его тему.

— При каких обстоятельствах звучит этот монолог?

— Кто и что обличается в монологе? Какова его главная мысль?

— Каков пафос монолога?

— Занесите основные выводы исследования в обобщающую таблицу.

О москвичах говорится с иронией, но радость приезда в Москву смягчает жёсткость оценок. Монолог и диалог с Софьей открывают две линии конфликта: личную и общественную

Чувство горечи оттого, что Софья полюбила недостойного человека. Монолог продолжает любовную линию комедии

Обобщающая беседа:

В каких монологах преобладает личная драма Чацкого?

В чём особенности любовной интриги в комедии?
(Конфликт Чацкого с фамусовским обществом является и общественным, и личным. Разлад ума и сердца роднит пьесу с комедийной традицией. Но Чацкий не может принять устаревшие законы социального устройства. Мысль о безумии от любви наполняется общественным содержанием, злобные сплетни Москвы становятся зловещей силой, которую невозможно победить.)

От чего Чацкий больше страдает: от общественной или личной драмы?

IV. Групповая практическая работа.
Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками (см. урок 21):

Группа 1. Чацкий и Фамусов.

Группа 2. Чацкий и Молчалин.

Группа 3. Чацкий и Скалозуб.

Группа 4. Чацкий и Репетилов.

Группа 5. Чацкий и Софья.

Принадлежат к дворянскому классу, имеют благородное происхождение. Очень давно знакомы, так как Чацкий рос в доме Фамусова

Почти ровесники. Оба связаны с Софьей и домом Фамусова. Оба умны, но их ум имеет разную направленность

V. Художественная функция внесценических персонажей
Обобщающая беседа:

Какова роль образов внесценических единомышленников Чацкого?

Охарактеризуйте двоюродного брата Скалозуба.

Охарактеризуйте князя Фёдора, племянника княгини Тугоуховской.

Какую характеристику даёт ему княгиня?

*Кто, по-вашему, Чацкий: реалистический или романтический герой?
(Грибоедов в образе Чацкого показывает, что романтические герои-скитальцы — это порождение самой жизни. Их убеждения, чувства, мировосприятие находятся в противоречии со светским обществом. Фамусовская среда готовит им духовную гибель и превращает в изгнанников. Образ Чацкого несёт в себе и черты реалистического героя. Обладая типическими чертами героя времени, он действует в типических обстоятельствах. В пьесе есть сведения о его прошлом, показаны закономерности взаимодействия человека и среды, в которой он живёт, и др.).

Итоговые вопросы:

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Подготовить выразительное чтение наизусть и сделать письменный анализ одного из монологов Чацкого.

Индивидуальные задания.

Выбрать из комедии крылатые выражения, и объяснить их обобщающий смысл.

Прокомментировать роль в комедии слов с корнем -ум- и их синонимов (разум, рассудок и др.).

Составить словарик историко-культурных реалий к четвёртому действию комедии (по выбору).

Групповые задания.

Выписать слова и выражения, характерные для речи Чацкого, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы (по группам).

БИОГРАФИЯ
А. С. ГРИБОЕДОВА
(1795-1829)

В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов — вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова
А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки. Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого — Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.

Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.

При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)



Характеристика Фамусова


Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Павел Афанасьевич Фамусов.

Возраст — мужчина преклонных лет.

Род занятий — государственный чиновник, управляющий в казённом месте.

Семья — вдовец, дочь Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семей.

Образование — традиционное для дворянских семей.

Внешность — среднего роста, полноватый, седовласый мужчина.

Характер — живой, решительный, деятельный, лицемерный, услужливый.

Положительные черты — заботливый отец, ценит родственные узы, добрый.

Отрицательные черты — непостоянный, раздражительный, неугомонный, высокомерный, большой льстец, уважает лишь высокие чины и богатство, враг просвещения.

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Фамусова основан на том, что он является барином.

Фамусов — государственный чиновник, который целый день пропадает на работе.

Источник: Цитата из списка действующих лиц

Павел Афанасьевич Фамусов является вдовцом, его жена умерла вскоре после рождения дочери. Это свободный мужчина, который трепетно следит за своей репутацией.

Источник: Действие II, явление 5

Важным дополнением к характеристике Фамусова является то, что он заботливый отец, который после смерти жены в одиночку воспитывает единственную дочь Софью.

Внешность

Фамусов — мужчина в возрасте, однако он не хочет признавать тот факт, что состарился.

Внешний вид указывает на то, что Фамусов является пожилым человеком, достаточного грузного телосложения, однако он сам считает себя моложавым, бодрым мужчиной в отличной форме.

Черты характера и поступки

Несмотря на то, что Фамусов является образованным человеком, он предвзято относится к литературе, образованию. Не любит читать сам и против того, чтобы читала Софья.

Фамусов — большой противник всего нового, прогрессивного и в распространении новаторских идей он во всём винит образование, науку.

Фамусов придерживается традиционных патриархальных взглядов, полагая, что учиться жизненной мудрости нужно у стариков.

Фамусов очень дорожит родственными связями и всячески помогает продвигаться по службе лишь ближним и дальним родственникам. Исключение составляет только деловой Молчалин.

Павел Афанасьевич считает, что для дочери он отличный пример для подражания.

Фамусов — эмоциональный, горячий человек, который может под воздействием эмоций совершать необдуманные действия.

Источник: Действие II, явление 3

Источник: Хлестова, Действие III, явление 12

Павел Афанасьевич — раздражительный, вспыльчивый человек, привыкший вымещать своё раздражение на слугах, которых постоянно оскорбляет.

Источник: Действие II, явление 12

Фамусов — гостеприимный человек, но при этом не отличается щепетильностью при выборе окружения.

Фамусов, будучи богатым, знатным человеком, ищет для Софьи подходящую партию. Бедный человек не сможет стать её мужем.

Источник: Действие I, явление 4

Фамусов испытывает особое пристрастие к высоким чинам, и всячески старается окружать себя такими людьми.

Источник: Действие IV, явление 14

Для Фамусова большое значение имеет, что о нём говорят люди, занимающие высокое положение в обществе.

Помимо богатства, Фамусов высоко ценит приверженность старинным дворянским традициям.

Павлу Афанасьевичу нелегко дается роль заботливого отца. Он опасается, что претендентом на руку Софьи станет нищий Молчалин или своенравный Чацкий. Ни один из молодых людей не подходит под требования Фамусова в качестве жениха Софьи.

Фамусов — ветреный человек и не прочь приударить за хорошенькой служанкой Лизой.

Фамусов не любит работать, внимательно разбираться в документах. Всю черновую работу за него проделывает Молчалин, а Фамусов старается как можно быстрее подписать их и забыть.

Характеристика Фамусова другими героями

Фамусов ухлёстывает за хорошенькой служанкой Лизой, но девушке неприятны ухаживания старика.

Лиза понимает, что повышенное внимание Фамусова может обернуться для неё неприятностями, и старается поменьше попадаться хозяину на глаза.

Лиза знает, что хозяин — человек горячий, способный принимать резкие, необдуманные решения.

Лиза прекрасно понимает, что Фамусов, как и все столичные господа, ценит только богатство и ищет для дочери исключительно состоятельного жениха.

Софья

Софья считает отца эмоциональным, скорым на расправу.

Источник: Действие III, явление 1

Чацкий

Чацкий презирает Фамусова за его чинопочитание, подобострастие перед богатыми, знатными людьми с высоким положением в обществе.

Источник: Действие IV, явление 14

Источник: Действие IV, явление 15

Речевая характеристика Фамусова

Речь Фамусова является отражением его характера и звучит властно, высокомерно, по-барски. В общении с Чацким и Молчалиным проскальзывает безапелляционный и назидательный тон. С простыми, зависимыми людьми (слугами) Фамусов общается откровенно грубо, с вышестоящими чиновниками, представителями высшего света — вкрадчиво, деликатно, предупредительно.

Характеристика фамусовского общества

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Фамусова вместе!

Биография

Павел Афанасьевич Фамусов — богатый дворянин, помещик. Занимает высокий пост на государственной службе.

Это мужчина преклонного возраста, но всё ещё бодрый, активный, деятельный. Был женат, но супруга скончалась после рождения дочери. По всей видимости, в браке был несчастлив.

Много внимания уделяет воспитанию единственной дочери Софьи. Будучи заботливым отцом, по-своему видит счастье дочери: она должна выйти замуж непременно за богатого человека из их круга. Ни бедный Молчалин, ни своенравный Чацкий его в качестве женихов не устраивают.

Образ Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов — яркий представитель русского барства, аристократической элиты с устаревшими патриархальными устоями. Это крупный чиновник, богатый дворянин, который превыше всего ценит положение в обществе, богатство, хорошие отношения с вышестоящими.

К своей работе на государственной службе относится несколько пренебрежительно. Его утомляет работа с бумагами, и зачастую он даже не вникает в суть дела. При этом Фамусов — человек деловой, вечно занятый, который много времени проводит на службе.

Павел Афанасьевич не видит никакой ценности в образовании. Более того, именно в просвещении он видит причину разного рода новшеств, реформ, перемен — всего того, что так его пугает. Он запрещает дочери читать книги, которые, по его мнению, развращают девушку.

Между тем, Фамусов — человек доброжелательный, гостеприимный, внимательный, который трепетно относится к прошлому, к укоренившимся традициям. Он искренне любит свою дочь, заботится о ней, однако его любовь эгоистична, и Фамусов не способен понять, что на самом деле сделает его дочь счастливой.

Читайте также: