Что такое стансы в литературе определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ищешь, что значит слово стансы? Пытаешься разобраться, что такое стансы? Вот ответ на твой вопрос:

Стансы это:

Стансы

мн.Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное целое.

Стансы

( фр. stances ит. stanza) стихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме строфами.

Стансы

мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное целое.

Стансы

[фр. stancesстихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме строфами.

Стансы

отдельная строфа такого стихотворения стансы стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтак сическое целое

Стансы

Стансы

стансы мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное целое.

Стансы

— (от итал. stanza — остановка) — стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, и оканчивается точкой. Например: "Стансы к Августе" Дж. Байрона, "Стансы" ("В надежде славы и добра…") и "Брожу ли я вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина.

Стансы

Стансы

стансы, -ов (стихотворение)

Поэт, который может только сидеть в кресле и слагать стансы , никогда не создаст ни одной ценной строфы.

Следующий час или два были посвящены внеучебному стихосложению, поскольку, когда аббат возвратился после занятий, он нашёл всю доску исписанной парой любопытных стансов .

Вышеприведённые стансы являются довольно странным учением, чтобы исходить от тех, кого общепринято считать поклоняющимися солнцу, луне и сонмам звёзд, как богам.

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.

Как появились стансы

стансы это

В литературе стансы – это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.

Стансы в средневековой литературе

Итак, Италия была родиной стансов, и там они чаще всего использовались для того, чтобы прославлять представителей знати. Впервые стансы написал Анджело Полициано, итальянский поэт, живший в 15 веке, и посвящены они были Джулиано Медичи. В итальянской литературе стансы – это стихотворение, состоящее из восьми строф, имеющих рифму.

стансы стихотворение

Стансы Байрона

Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов – это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина.

что такое стансы в литературе

Стансы в русской поэзии

Стансы – это жанр, который в русской поэзии начал активно развиваться в восемнадцатом веке. В русской литературе это небольшое стихотворение, которое состоит из четверостиший, и чаще всего его размер – это четырехстопный ямб. Стансы в русской литературе посвящены чаще всего любви лирического героя к молодой девушке, но иногда были связаны с социально-культурными прорывами в жизни страны, как, например, стансы Пушкина.

Стансы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал свои знаменитые "Стансы" осенью 1827 года. В этом произведении, которое обсуждалось многократно, возникает образ Петра Первого, знаменитого русского императора.

пушкин стансы

Появление этого стихотворения связано с началом царствования Николая Первого. Пушкин, "Стансы" которого стали восхвалением императорской власти, надеялся, что этот монарх изменит жизнь простого народа к лучшему. Со своей стороны, Николай Первый надеялся, что Пушкин поможет ему успокоить настроения молодежи. Он предложил Пушкину помочь в изменении системы воспитания и образования.

Стансы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.

лермонтов стансы

Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.

Стансы Анненского

Стансы Есенина

Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.

стансы есенин

Стансы Бродского

Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал лауреатом Нобелевской премии в относительно молодом возрасте - в 47 лет.

новые стансы к августе

Например, мою строфу:

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.


Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой


Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.


То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.


Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

И строф здесь 5, и все, они несомненно связаны общим смыслом, одна без другой существовать не могут. Так почему тогда стансы?

Похоже, что в 19 веке стансами стали называть любые стихи, философского содержания. Потом, запутавшись в терминологии, вообще отказались от этого слова.

Любуюсь небесами нежно - синими,
Взываю к Богу, глядя на Восток…
Сквозь точку, что моим зовётся именем,
Бежит энерго - разума поток.
Плывут в потоке этом корабли:
Все чувства, мысли и мечты мои!

*3*
Когда доказываешь рьяно,
Пугая воплями народ,
Что предок твой не обезьяна,-
Эффект всегда наоборот!
Себя ты в жертву принеси,
И все поймут: ты Божий Сын!

Быть не старайтесь у людей в чести,
Один Господь лишь знает, кто есть лучший!
Стеченье обстоятельств, просто случай
Успех и славу могут принести.
Ты можешь обрести и власть и честь…
Но в Судный День узнаешь, кто ты есть!

Не всякую строфу, имеющую даже самостоятельное содержание, можно назвать стансом. Многое зависит от содержания. Строфа – станс передаёт философскую мысль, чувство или настроение автора, его отношение к жизни.

В зависимости от количества стихов / строк/ в строфе они носят название:
1 строка - моностих,
2-строки - дистих,
3 строки - терцет,
4 строки - катрен,
5 строк - квинтет,
6 строк -секстет,
7 строк - септима,
8 строк - октава,
9 строк -нона,
10 строк - децет.

ДЛЯ ТЕХ КТО НЕ ЗНАЛ РАНЬШЕ:

1. СТИХ – это строка стихотворного произведения /стихов/.
2. СТРОФА / в просторечии - куплет/ - организация от 2-х до 10 / редко более / строк, объединённых размером, рифмой, ритмом, смыслом.
2. СТАНС - строфа являющаяся законченным, самостоятельным стихотворным произведением.
ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Спасибо! Ваша статья очень понравилась и пригодилась в деле воспитания молодых авторов! Приглашаю на сайт МСРП. ком и участвовать в конкурсе сатиры и юмора с 1.11 по 10.11 состоится Блиц "Финт ушами №2" Осенний. Первый был летний. По афоризмам прозой и стихами, а также о кануне страшном (хеллоуине) Дня всех Святых или ночь перед рождеством по аналогии католического сочельника с православным. Организатор Светлана.

С Добрым утром, прекрасная Светлана.
Пламенный привет Вашему МСРП
Думаю, все Ваши конкурсы и фестивали успешно пройдут и без меня.
.
Желаю счастья Вам!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Литературная энциклопедия.— В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

СТАНСЫ — термин, происходящий от итальянского слова stanza, что значит остановка. Иногда термин этот применяется вообще ко всякой строфе. Иногда применяется к октаве (см. это слово).

В этой лирической пьесе своей Пушкин достигает самого предела тех художественных возможностей, которые заключены в поэтической форме стансов.

Каждая строфа из восьми строф пьесы — ритмически законченное целое. Здесь нет той непрерывности ритма и рифмы, какую наблюдаем в сонете или в рондо (см. эти слова). Расположение рифм совершенно симмертично во всех строфах (по типу abab).

Но при всей законченности каждой строфы, художественный смысл целого стихотворения определяется только их сочетанием. Это можно сказать и о ритмической стороне, и о всякой другой. Ритмически законченные строфы пушкинских стансов в сочетании своем образуют вполне отчетливый ритмический узор, связующий в одно эти самостоятельные строфы.

Характер ритмического узора сказывается, наряду с другими областями (напр., с расположением больших и малых цезур), также и в сочетании ускорений. Стансы Пушкина написаны в четырехстопных ямбах. Четвертая стопа совпадает с рифмующими окончаниями строк. Ускорения поэтомумогут быть лишь в первых трех стопах (ипостасы в рифмующих стопах — вещь необычайно редкая, и немногочисленные ее примеры встречаются лишь в новой поэзии). Все виды ускорений использованы здесь Пушкиным: он дает ускорение и на первой, и на второй, и на третьей стопе. Их расположение внутри строф не представляется уже симметричным. Оно образует один рисунок, проходящий через всю пьесу: первые три строфы дают разбросанные ускорения, с частыми перерывами, следующие 2 — середина стихотворения — дают, с одним лишь перерывом (и то в конце строфы), сплошную нить ускорений, все — на 3-й стопе. 2 последних заключительных строфы опять приводят к первоначальной разбросанности, и лишь последние две строчки, почти повторяя, ритмически, одна — другую, в этой монотонности повторения завершают весь ритмический замысл.

Тот же общий художественный замысел — и в сочетаниях образно — смысловой основы отдельных строф. В процессе чтения может показаться на первый взгляд, что каждая строфа могла бы быть заключительной строфой пьесы. И лишь последняя строфа раскрывает до конца весь смысл стихотворения.

Стансы Пушкина в своем построении — характернейший образец для этой стихотворной формы вообще: при однообразии и метрической равноценности слагающих строф, художественный смысл стансов определяется внутренним разнообразием ритма и внутренней спайкой отдельных поэтических образов.

Валентина Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Читайте также: