Специалист по социальной работе может ли работать в школе

Обновлено: 05.07.2024

имею диплом специалиста по социальной работе, который получила после окончания в 2001году Ьалашовского гос. педагогического института(переименован в филиал Саратовского университета), могу ли я преподавать технологию в школе

Добрый день. В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“,

Стандартом „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“ установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: „учитель“, „воспитатель“.

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Таким образом, нет. Вам необходимо профильное пед.образование или доп.образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Социальный педагог – это относительно молодая должность, она была введена в 2000 году, но несмотря на это социальный педагог, особенно в крупных городах, есть в каждой школе. Но я не сказала бы, что данная должность является престижной, востребованной или интересной. В ней, как и в любой профессии, есть свои особенности, положительные и отрицательные стороны, о которых стоит рассказать.

Содержание

  • Для родителей
  • Для тех, кто хочет работать социальным педагогом
    • В чем суть работы
    • Особенности работы
    • Условия работы
    • Требования к образованию
    • Зарплата
    • Ведущие профессиональные ценности социального педагога
    • Принципы профессиональной деятельности социального педагога

    Для родителей

    Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

    1. Систематические прогулы и опоздания;
    2. Неуспеваемость;
    3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
    4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
    5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
    6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
    7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
    8. Конфликты между детьми и др.

    Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

    Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

    Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

    Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).

    Для тех, кто хочет работать социальным педагогом

    Куда пойти работать психологу без опыта? В школу социальным педагогом!

    Психологам часто предлагают работу социальным педагогом, но это все-таки не совсем то, что нужно. Можно сказать, что смысл работы психолога и социального педагога чуть ли не противоположный. Даже если привести самый грубы пример, то сразу станет все ясно.

    Психолог ищет причины, чтобы разрешить конфликт, понять, что происходит с ребенком. Социальный педагог объясняет, какая ответственность будет у ребенка, если он что-то совершил, и в некоторых случаях он и реализует эту ответственность (например, постановка на ВШК). Но психологические моменты в работе найти можно, ведь не каждому дано найти верные рычаги для родителей, правильно объяснить им ситуацию, или найти причину поведения ребенка, дать ему верные рекомендации.

    Так что, если у вас совершенно нет опыта, работа социальным педагогом поможет вам многое переосмыслить и понять. Вы будете плотно сотрудничать с психологом школы, часто общаться с родителями, искать способы контакта с детьми. Это в любом случае вам будет полезно как психологу.

    В чем суть работы

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Грубо говоря, вам придется грозить всем пальцем и говорить, что их теперь ждет. Хоть социальный педагог (в теории) должен много общаться с детьми, узнавать, как у них дела в семье, с учебой, с друзьями, на деле все происходит иначе. Акцент делается на работу с документами и беседы с детьми по поводу совершенных ими проступков.

    Особенности работы

    По сути, 18 часов рабочего времени должно быть направленно на изучение документации, законов и положений, которых очень много, заполнению бумаг и отчетов, которых тоже не мало, т.е. на методическую работу. И остальные 18 часов на работу с детьми. Но в реальной жизни выходит все иначе.

    Нагрузка у социального педагога просто бешеная, очень часто он выполняет даже работу других сотрудников, особенно часто работу классных руководителей. При этом времени катастрофически не хватает, приходится регулярно перерабатывать, естественно, за это вам платить никто не будет.

    Это сложная и отчасти неблагодарная работа. Вы сразу же попадаете в эпицентр негатива и агрессии. К вам с добрыми вестями не придут, а придут жаловаться, грубить, упрекать, заявлять о совершенстве своего ребенка (даже если этот ребенок устроит драку). Со многими родителями очень сложно найти общий язык, потому что каждый из них убежден, что это школа должна воспитывать их ребенка, что это школа виновата в том, что происходит. Особенно сложно сейчас, когда школу лишили почти всех прав. Но это, конечно, мое субъективное мнение.

    В данной работе нет оценок качества или показателей (например, у учителей есть успеваемость). Вся ваша профилактическая работа с учениками не поддается оцениванию, вы можете только говорить, а человек сам решает, как ему поступать. Ничего плохого не сделал – ребенок молодец, сделал что-то плохое – школа виновата (и вы в том числе). И поверьте мне, любая организация или любая проверка вам об этом скажет или даст понять другим образом. В каждом случае, начиная от травмы в летнее время и заканчивая суицидом, будет виновата только школа, и вам со всем эти придется разбираться.

    Социальный педагог в школе: обязанности и роль в учреждении

    Но не стоит пугаться. Возможно, вам понравится данная работа. Я знаю социальных педагогов, которые горят этим, помогают детям в сложных ситуациях, помогают родителям в вопросах воспитания. Как ни крути, работа с детьми приносит радость и удовлетворение.

    Условия работы

    Социальный педагог работает в отдельном кабинете, причем чаще всего его кабинет расположен на некотором расстоянии от администрации школы. Это связано с некоторыми особенностями работы.

    Соц. педагог работает 36 часов в неделю, имеет нормированный рабочий день, длительность которого обговаривается с директором школы. Например, можно сделать график таким образом, что будут 4 рабочих дня по 8 часов и 1 рабочий день будет сокращенным. В графики обязательно отражаются приемные часы для родителей, как правило, 1 час 1 раз в неделю. Но всем нужно понимать, что прием родителей ведется почти ежедневно в любое время.

    Требования к образованию

    Зарплата

    Это связано, как минимум, с тем, что зарплата социального педагога, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если вы молодой специалист и пошли работать в данную сферу (не имея опыта работы), ваша заработная плата будет около 15-17 тыс. рублей. Ставка социального педагога может увеличиваться, это связано с образованием (есть ли магистратура), опытом работы в данной области, квалификацией. Некоторые учреждения позволяют брать дополнительную нагрузку, например, ведение внеурочной деятельности. Молодым специалистам в течение нескольких лет при определенных условиях могут выплачивать пособия (1000-3500 руб).

    Документация относится к разряду обязательных и представляет собой памятку для выполнения обязанностей специалиста учреждений разных уровней. Должностная инструкция социального педагога обладает связанной структурой, но не имеет эталона для составления. Поэтому разделы документа должны отображать сведения, подходящие для специалиста конкретного учебного заведения.

    Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

    • Бланк и образец
    • Онлайн просмотр
    • Бесплатная загрузка
    • Безопасно

    Образец должностной инструкции социального педагога

    1. Общее положение

    1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
    1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
    1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
    1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:

    • педагогики;
    • законов и постановлений Российской Федерации, связанных непосредственно с реализацией методик, программ и образования в целом;
    • методики работы в области социальной педагогики;
    • некоторых основ трудового и семейного права РФ, социальной политики РФ;
    • основ психологии (детской, возрастной и социальной).

    1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:

    • действующее Законодательство РФ;
    • приказы администрации и директора учебного заведения;
    • Устав учебного заведения;
    • Правила внутреннего распорядка заведения;
    • собственно текущим документом.

    2. Функции

    В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:

    2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
    2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
    2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
    2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.

    3. Должностные обязанности

    В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:

    3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:

    • учебным заведением;
    • семьей;
    • администрацией учебного заведения и другими административными органами;
    • социальными службами.

    3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
    3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
    3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
    3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
    3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.

    3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.

    4. Права

    В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:

    4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
    4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
    4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
    4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
    4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.

    5. Ответственность

    Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:

    5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
    5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
    5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.

    Назначение должностной инструкции

    Составление и выпуск настоящего документа требуется для установления правильного взаимодействия между администрацией и сотрудниками учебного заведения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция также выступает в качестве руководства к действию, памятки о функциях и обязанностях, которые необходимо выполнять, находясь на занимаемой должности. Документ может выступить и в качестве регулятора в решении спорных вопросов и проблем между сторонами-участниками.

    Правила и особенности инструкции

    Структура документа не имеет точно определенных стандартов. Как правило, она включает в себя разделы общего положения, обязанностей социального работника, его прав и ответственности. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные пункты инструкции. Так, в завершающей части документа может присутствовать раздел об условиях работы, трудового распорядка дня специалиста.

    Действие настоящего документа подкрепляется подписью социального педагога. Инструкция выпускается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости допускается создание дополнительных копий.

    Особенности и правила составления инструкции

    Документ предполагает обязательное наличие шапки, в которой указывается наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В данном разделе требуется и постановка подписи руководителя организации. Ниже указывается наименование документации и описание разделов с подзаголовками.

    Главная часть

    Вторая часть

    Третья часть

    Завершающая часть

    Раздел включает в себя пункты, при нарушении которых социальный педагог несет ответственность. Основное правило, прописанное в заключительной части документа, состоит в точном выполнении настоящей должностной инструкции. Обычно при несоблюдении правил раздела на сотрудника налагаются административные взыскания и штрафы.

    После составления документ передается работнику учебного заведения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные социального педагога, находящегося на занимаемой должности, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Действие инструкции вступает в силу с даты ознакомления и постановки подписи.

    Социальный педагог

    Среди множества профессий, существующих в наши дни, такая специализация, как социальный педагог, занимает не последнее место. Желающим заняться подобной работой обязательно следует изучить будущие обязанности в школе согласно профстандарту, должностную инструкцию. Внимание следует уделить также обучению и переподготовке.


    Кто это такой?

    Профессия социального педагога зародилась относительно недавно — она вошла в перечень официальных профессий только в 2000 году. Раньше те же функции выполняли директора учебных заведений и их заместители по учебной части, по внеучебной работе. Однако сложность работы с учениками и их родителями заставила выделить особый профиль, специалисты по которому готовы общаться с самыми сложными школьниками и не только с ними. Социальные педагоги своевременно обнаруживают обусловленность педагогической запущенности в конкретном случае и другие возможные трудности при обучении отдельных школьников. Эти специалисты таким образом, вопреки популярному мифу, занимаются не только хулиганами, отстающими и проявляющими преступные наклонности либо химические зависимости.

    Социальный педагог обязан четко понимать все личностные, возрастные и социокультурные особенности всех школьников. Он отвечает и за правовую защиту, и за социальную поддержку детей и их семей. Его обязанностью будет предотвращение всех негативных воздействий на развитие детей. Социальные педагоги разрабатывают полные сценарии работы с конкретным ребенком. Они выступают координаторами воспитательной работы для других работников школ. Такие специалисты просто обязаны владеть самыми разными психологическими методиками и педагогическими методами. Им приходится искать подход к любым учащимся, даже к тем, которые демонстрируют безнадежно запущенное поведение и открыто игнорируют все авторитеты.

    Такая работа весьма непроста и может порой не давать долгое время видимого результата. Приходится сталкиваться с самыми неприятными сторонами жизни.


    О том, чтобы сидеть в кабинете, настоящим профессионалам остается только мечтать — приходится постоянно ходить и по домам, и по местам, где собираются подростки. Порой требуется работать не просто с грубыми и циничными детьми. Возникает необходимость помогать тем, кто находится в совершенно некультурных обстоятельствах. Работать придется на стыке педагогики, психологии, юридической помощи. А также весьма важно проявлять участие и творческий подход, демонстрировать выдающийся уровень эмпатии.

    Когда профессионал приходит на свое рабочее место, ему нужно прежде всего проводить диагностику и составлять паспорт учебного класса или группы. Обязательно производится также исследование обстановки в семьях. Работа идет в тесном взаимодействии с классными руководителями (или с аналогичными сотрудниками в дошкольном и профессиональном образовании). Внимание приходится уделять:

    • малой успеваемости;
    • трудным социальным условиям;
    • внутрисемейным взаимоотношениям;
    • проблемам со здоровьем;
    • трудностям в межличностном общении.

    Разумеется, социальные педагоги занимаются и борьбой с агрессивным поведением учеников, и это очень важная составляющая их деятельности. Они контролируют эмпатию воспитуемых, применяя для этой цели специальные тесты и методы проверки.


    Для профилактики агрессии и асоциального поведения прибегают к различным мерам, в том числе поощряют занятия физической культурой. Поле деятельности касается не только учебных заведений в узком смысле, но и частной, семейной жизни, дружеского общения учащихся. Все это придется тщательно контролировать.

    Плюсом профессии социального педагога можно считать высокое общественное значение. Именно он предотвращает, по сути, развитие и усугубление многих асоциальных проявлений. Количество вакансий достаточно велико. Появляется потенциальная возможность давать консультации. Но есть и выраженные минусы, среди которых:

    • высокие психологические и эмоциональные нагрузки;
    • вероятность конфликтов с детьми, их родственниками и опекунами;
    • высокий уровень ответственности;
    • ненормированный график;
    • сложность работы при разногласиях с администрацией и другими педагогами;
    • сравнительно малые доходы.


    Должностная инструкция

    Обязанности

    Эталона должностной инструкции по деятельности социального педагога не существует. В каждом учебном заведении администрация формирует такой документ индивидуально, учитывая особенности подхода и конкретной ситуации. В любом случае, однако, социальный педагог относится к категории специалистов. Он подчиняется напрямую директору учебного заведения (или иному лицу, руководящему образовательной организацией). Только директора могут назначить такого сотрудника или снять его с должности.

    Все свои задачи социальные педагоги выполняют сообразно действующему законодательству и предписаниям органов управления образованием. Они обязаны также выполнять непосредственные распоряжения директоров и других представителей администрации (но только в части, не противоречащей законодательству). Важнейшими документами, чьи положения также следует исполнять, являются:

    • уставы учебных заведений;
    • правила внутреннего распорядка;
    • положение о профессиональной этике;
    • нормы постановки на внутришкольный учет;
    • нормы реагирования на несчастные случаи и правонарушения;
    • инструкции по пожарной, электрической безопасности и по антитеррористической защите;
    • ФГОС;
    • учебный план.


    Функции социальных педагогов тоже разнообразны. Но все они, так или иначе, сводятся к 4 главным направлениям:

    • принятие мер для образовательной и воспитательной работы, общего развития учащихся;
    • выявление проблем и назревающих конфликтов на ранней стадии, подготовка рекомендаций для родителей, других педагогов, сторонних заинтересованных организаций по работе с проблемными учениками;
    • постоянный мониторинг социальных характеристик всего сообщества школьников, его отдельных представителей и возникающих групп (в том числе, и даже в первую очередь, неформальных);
    • взаимодействие с органами социальной защиты.

    Такой специалист должен не просто овладеть в совершенстве технологией убеждения детей и подростков, методами корректировки их поведения. Он непрерывно взаимодействует с семьей и прочими работниками школы одновременно, выступает в роли связующего звена. При этом любая социально-педагогическая работа не может восприниматься даже и как сплошное воздействие на нарушителей порядка, пусть даже совместно с другими людьми.

    Соблюдение прав и свобод граждан, включая и учеников любого возраста, будет еще одной непременной обязанностью.


    Кроме всего сказанного, социальные педагоги занимаются:

    • организацией и выполнением мероприятий, которые вовлекают учеников в полезную деятельность;
    • поддержкой разумных инициатив школьников и студентов, в том числе за счет привлечения внимания администрации, местного самоуправления и общественности;
    • поддержанием психологического комфорта в учебных коллективах, поиском и устранением причин, по которым он нарушается;
    • помощью ученикам при обращении в различные инстанции, при отстаивании материальных интересов и гражданских прав;
    • сотрудничеством с социальными службами, органами опеки, волонтерами для оказания помощи, в том числе при решении жилищных проблем;
    • консультированием прочих педагогов, родителей и иных родственников по возникающим у тех сложным вопросам.

    Важно обратить внимание и на нормы профстандарта. Он указывает на необходимость прежде всего формировать у учащихся опыт деятельности, значимой с социальной и личностной позиций. Профессиональный стандарт требует учитывать индивидуальные нужды и склонности, а также развивать не только интеллектуальные, но и физические, и духовно-нравственные аспекты. Дополнительно специалисты обязаны:

    • педагогически сопровождать деятельность детских общественных объединений;
    • организационно и методически развивать социально-педагогическую поддержку;
    • помогать в воспитательном процессе и во внеурочной деятельности;
    • заниматься тьюторским сопровождением;
    • анализировать жизненные ситуации учеников;
    • разрабатывать меры по социальной адаптации;
    • содействовать развитию социальной и личностной компетентности;
    • овладеть навыками первой помощи и по мере надобности оказывать ее.


    Квалификационные требования

    Помимо всего указанного, важно охарактеризовать необходимую квалификацию. Она может быть получена на уровне среднего или высшего профессионального образования. Требований к стажу работы для кандидатов обычно не предъявляется.

    Но на усмотрение администрации конкретных учебных заведений оставляется возможность повысить планку требований. На высшем разряде обычно требуется предварительно отработать не менее 10 лет по специальности.

    Знания и навыки

    Социальный педагог обязан владеть:

    • собственно общей педагогикой;
    • нормативными актами различного уровня, регулирующими работу образовательных структур;
    • основами социальной педагогики и ключевыми ее методиками;
    • основами трудового, семейного, гражданского, административного, уголовного, административно-процессуального и уголовно-процессуального права;
    • концепцией социальной политики РФ;
    • возрастной психологией;
    • базовыми сведениями из области психиатрии.

    Дополнительно придется изучить:

    • основы здорового образа жизни;
    • основы работы на ПК;
    • нормы документооборота;
    • методы диагностики конфликтов;
    • социально-психологическую диагностику;
    • конвенцию о правах ребенка;
    • социальную гигиену;
    • методы работы с мультимедийным оборудованием.


    Права

    Полномочия социальных педагогов включают выстраивание взаимодействия по своему усмотрению (с поправкой на законы и политику учебного заведения) с другими структурами, включая:

    • прочие учебные заведения;
    • учреждения культуры;
    • спортивные учреждения;
    • органы социально-психологической помощи;
    • общественные организации;
    • органы местного самоуправления;
    • региональные администрации;
    • правоохранительные органы;
    • коммерческие структуры;
    • международные организации;
    • просветительские объединения.

    Социальный педагог вправе требовать от других сотрудников учебных заведений помощи в выполнении своих обязанностей. Но есть два условия: эта помощь, действительно, нужна, и ее может оказать конкретный человек. А также в пределах своей компетенции можно отдавать распоряжения обучаемым и подсобному персоналу. А также дозволено:

    • требовать создания нормальных условий для своей работы;
    • добиваться необходимых корректировок в учебном процессе, в методах работы педагогического коллектива;
    • принимать решения в пределах своих функций с учетом уровня компетентности.

    Но у социальных педагогов есть и ответственность:

    • за несвоевременное и неполное исполнение своих обязанностей;
    • за разглашение охраняемой законом тайны или передачу ее посторонним лицам;
    • за нарушение техники безопасности;
    • за неисполнение правомочных поручений руководства и нормативных документов;
    • за несоблюдение трудового распорядка.


    Образование

    Для обучения социальных педагогов открыты даже места в ряде средних специальных учебных заведений. Речь идет прежде всего про:

    За пределами Москвы и Петербурга также есть средние учебные заведения, которые готовят социальных педагогов. Среди них выделяются в первую очередь:

    • авиационный технический колледж Нижнего Новгорода;
    • отделение среднего профессионального образования при НГТУ (Новосибирск);
    • колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства;
    • Омский гуманитарный колледж;
    • социально-педагогический колледж Самары;
    • Северный педагогический колледж в Екатеринбурге;
    • профессионально-педагогический колледж в Перми;
    • социально-педагогический колледж Волгограда;
    • Истринский профессиональный колледж.


    Но можно пройти первичное обучение и в высшем учебном заведении. Хорошим примером является Московский государственный областной университет. А также можно поступить в:

    • ОмГУ;
    • СКФУ;
    • Московский гуманитарный университет;
    • Московский педагогический университет;
    • РГПУ имени Герцена;
    • Волгоградский институт искусств и культуры;
    • Югорский государственный университет;
    • медицинский университет Казани;
    • Рязанский государственный университет;
    • Тульский педагогический университет;
    • Владимирский университет имени Столетовых;
    • Орловский государственный университет;
    • государственные университеты Костромы, Адыгеи, Сочи;
    • Ярославский педагогический университет.


    Стоит отметить, что, независимо от выбранного учебного заведения, очень важную роль играет и самообразование. Им предстоит заниматься постоянно в течение всего периода профессиональной деятельности. Социальные педагоги должны быть в курсе актуальных сведений касательно:

    • законодательства;
    • образовательных стандартов;
    • молодежной моды и субкультур;
    • популярных в молодежной среде культурных явлений;
    • педагогических и методических подходов;
    • психологии и ряда других сфер.

    Самообразование ведется в соответствии с индивидуально разработанным планом. А также может практиковаться освоение дополнительных навыков и знаний в коллективном режиме. Очень важную роль играет налаживание неформальных контактов с более профессиональными педагогами. Дополнительно стоит пользоваться дидактическими материалами и педагогическими публикациями. Крайне актуально еще и изучить основной свой опыт, допущенные ошибки и полученные достижения.

    Ряд учебных заведений предлагает пакеты по переподготовке социальных педагогов. Такие услуги есть у:

    • Академии бизнеса и управления системами;
    • Центра дополнительного профессионального образования и дистанционных технологий обучения;
    • Международной академии экспертизы и оценки;
    • Национальной академии дополнительного профессионального образования;
    • института РОПКиП;
    • Северо-западной академии дополнительного профессионального образования и профессионального обучения;
    • Национального университета современных технологий.


    Место работы

    Уровень востребованности этой профессии весьма велик. Она актуальна в любой школе, в техникумах, училищах и колледжах, в университетах, академиях и институтах. А также можно устроиться в:

    • дошкольные учебные заведения;
    • систему дополнительного образования;
    • учреждения Министерства юстиции и МВД;
    • центр профориентации;
    • службы занятости;
    • органы социальной защиты;
    • органы опеки;
    • молодежные организации.

    Заработная плата

    Несмотря на высокую востребованность профессии, ожидать больших ставок не приходится. Начинающие специалисты обычно получают доход в районе 15000 рублей. При повышении категории, при выслуге стажа или получении специальных доплат зарплата достигает постепенно 30000 рублей. Наиболее продвинутые специалисты могут получать заметно больше — до 60 тысяч в среднем по России. В Москве ставки варьируются от 35 до 95 тысяч, однако получать наибольшие суммы крайне непросто.

    Доплата за особую сложность работы составляет 35% базового оклада. Поработав 2-5 лет, можно будет получать добавку 10%. При стаже не менее 20 лет доплата составит уже 30%.

    Могут применяться надбавки за квалификационный уровень, персональные коэффициенты, компенсационные доплаты, выплаты за сверхурочную работу.

    Читайте также: