План рассказа храбрый утенок 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные :

познакомить учащихся с творчеством Б.Житкова,

способствовать формированию у обучащихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Отрабатывать навыки сознательного, беглого, безошибочного чтения.

Развивающие :

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: жужжащим, выборочным, вслух;

создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные :

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

способствовать сплочению классного коллектива;

содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

портрет писателя Б.Житкова,

картинки на доске,

карточки для фонетической зарядки,

выставка книг писателя.

1. Организация детей на занятия

Прозвенел и смолк звонок,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

2. Проверка домашнего задания

– Вот и начнём урок с проверки домашнего задания.

Отгадайте загадку:

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

hello_html_m758e523d.jpg

hello_html_7249d727.jpg

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал и шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным?
–Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных?

Рассказ ученика о творчестве писателя.

Борис Степанович Житков (1882–1938) переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном.
Житков много ездил по России и другим странам. Борис Степанович Житков объездил полсвета - Россию, Ев ропу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на мно гих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрес сировщиком. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. Весь свой опыт, знания и талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впослед ствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди.
Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

hello_html_m154c7eb0.jpg

4. Первичное восприятие текста

– Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Бориса Житкова, но у нас одна большая проблема оно без названия.
Ваша задача: прослушав произведение выбрать из трёх заглавий одно, наиболее точное.

Хвастливый утёнок.
– Утёнок Алёша.
– Храбрый утёнок.

Чтение произведения учителем. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

- Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

- Ты хвастаешь , - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

– Понравилось ли вам произведение?
– Чем оно вас заинтересовало?
– Кто главный герой этого произведения?
– А теперь расскажите об Алёше? (Смелый, храбрый)
– Какое из этих заглавий наиболее точное? Почему? (Мы вносим в заголовок главную мысль)
– Определите жанр этого произведения?
– Почему это сказка?

– Я называю детенышей животных. Если я права – хлопайте в ладоши, а если нет приседаете.

У кошки – котенок,
У собаки – собачонок,
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овчонок,
У курочки – цыпленок,
У ежихи – еженок,
У коровы – теленок,
У свиньи – свиненок,
У лисы – лисенок,
У рыбки – рыбенок,
У лосихи – лосенок,
У волчицы – волченок,
У голубки – голубенок.

(Щенок, ягненок, поросенок, малек, птенец)

5. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка.

– Чтобы читать текст быстро и правильно, выполним несколько несложных упражнений.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Читай сначала по слогам, затем – целыми словами.

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

руб-ле-ных – рубленых
стре-ко-та-ла – стрекотала
рас-ска-за-ли – рассказали
ис-пу-га-ешь-ся – испугаешься
за-жуж-жа-ла – зажужжала
по-ло-ман-ным – поломанным

4. Читайте целыми словами:

Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугались
Еда – наедались.

hello_html_71337be9.jpg

5. А теперь самостоятельно читаем произведение с применением жужжащего чтения.

Чтение по цепочке

Анализ произведения. Выборочное чтение.

hello_html_69c82425.jpg

– Как хозяйка кормила утят? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

– Почему утята боялись стрекозу? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)
– О чём думала хозяйка когда, убирала пустую тарелку? (Найдите ответ в тексте и прочитайте)

hello_html_46e9715d.jpg

hello_html_5a065fce.jpg

– Кто пришёл в гости к утятам? (Найдите ответ в текст и прочитайте)
– Что он им обещал? Сдержал ли он своё слово?
– Как ему это удалось? (Найдите ответ в текст и прочитайте)

– С каким произведением познакомились сегодня?
– Кто его автор?
– Можно ли назвать рассказ Б.С. Житкова сказкой? Почему?
– Что можно сказать об утёнке Алёше? Какой он?
– Стоило ли утятам бояться стрекозу?

Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц.

Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза, которая не подпускала их к тарелке с едой. Утята, боясь стрекозы, прятались от неё в кустах и сидели там голодные и испуганные целый день. Хозяйка, которая их кормила, забеспокоилась, всё ли хорошо с её малышами. Ведь корм был не съеден весь день.

Как-то раз в гости к утятам зашел соседский утенок Алеша. Птенцы поведали ему историю о стрекозе, которая не дает им кушать. Утенка рассмешила эта история, и он пообещал им, что прогонит страшную стрекозу. Утята, конечно, не поверили ему.

На следующий день хозяйка вновь вынесла корм утятам. Когда она ушла, опять прилетела стрекоза. Только утята собрались бежать от страха в кусты, храбрый Алеша схватил стрекозу и переломил ей крыло. Она испугалась и больше никогда не прилетала сюда.

Птенцы были очень благодарны Алеше, за то, что он избавил их от стрекозы, из-за которой они голодали. Теперь утята наедались досыта и всегда приглашали на завтрак храброго утенка Алешу.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Храбрый утенок Житкова

Популярные сегодня темы

Как известно, в Советском Союзе церкви не пользовались особенным почтением. Люди в существенной части отстранились от религиозных воззрений, но прежний дух все-таки имел некоторое значение

Жанровая направленность произведения представляет собой новеллу, повествующую о детях, основной темой которой является описание последствий бездумных поступков.

Рассказ о мальчике Ваньке девяти лет, который жил на ученье у сапожника Аляхина. В ночь перед Рождеством Ванька дождался, когда все ушли в церковь. Достал чернила, ручку с пером

Между первой и последней встречей этих героев пропасть. И дело не в том, что прошло четыре года, главное – герои изменились. Не только поменялся их возраст, статус, например, Дмитрий набрал пациентов

Оборудование: компьютер , аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
– Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!

II. Актуализация знаний .
1.Проведем речевую разминку:
1.Упражнения для развития дыхания. Дыхательная гимнастика

а) Стать прямо, не напрягаясь. Сделать небольшой выдох, задержать на некоторое время вдох. Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, вдыхать плавно (5 с ) Задержать воздух в легких (2-3 с), выдохнуть, раскрыв рот,экономно, плавно, без толчков (4-5 с)

Расслабить ребра и брюшной пресс.

За-са-за – это стрекоза.

За-са-за – летит стрекоза.

Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

б) Интонирование. Логическое ударение

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой

III . Постановка учебной задачи

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

У реки , над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза.

Да ведь это - . ! (Стрекоза)

– Что вы знаете о ней?Что вы знаете о ней?

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой?

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Кто его родная мать?

– Почему сказали утенок?

В каком произведении вы познакомились с утятами? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

– Как утята появляются на свет?

– Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

– А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У овечки – овченок( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок( малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

IV . Работа по теме урока

На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

1.Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет / Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.

2.Откройте учебник на с.139.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

3. Первичное восприятие текста.

(аудиозапись)( стр.139 учебника.)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

а) - Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

- Какие чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.

– О чем этот рассказ?

– Как хозяйка кормила утят?

– Почему утята не ели? Кого они боялись?

– Почему утята боялись стрекозу?

– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

– Кто пришел в гости к утятам?

– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

– Как ему это удалось?

– Прилетела ли стрекоза еще раз?

б) Определение жанра произведения.

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

- Это рассказ с элементами сказки.

1) Хозяйка выносила утятам каждое утро немного еды.

2) Утята боялись, что стрекоза их перекусает.

3) Хозяйка знала, что утята ложились спать голодные.

4) Утенок Алеша схватил стрекозу клювом за крыло.

5) Стрекоза больше не прилетала.

Утром стрекоза проснулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

V. Закрепление знаний и способов действий.

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

– Прочитайте целыми словами:

бег – подбегали, убегали

Чтение текста вслух и деление на части

а) – Найдите и прочитайте зачин (1 абзац)

– Почему утята боялись стрекозу?

– Что стрекоза делала на тарелке?

– Почему утята боялись подходить к тарелке после того, как стрекоза улетала?

– Почему хозяйка решила, что утята заболели?

– Что пообещал утенок Алеша?

– Вы были уверены, что утенок победит стрекозу?

– Кем оказался утенок Алеша- хвастуном или храбрецом?

– А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?

Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.

– Подберите синонимы к слову храбрый? (отважный, смелый, мужественный, доблестный)

г) Развязка (последний абзац)

– Как стали жить утята?

Работа в группах. Составление картинного и словесного плана.

Задания в конвертах

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

Соотнесение планов


Хозяйка кормит утят.


Утята боятся стрекозы.


Нетронутая еда.


Смелое обещание утенка.


Алеша прогоняет стрекозу


Довольные утята.

- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

VI. Итоги урока.

Рефлексия Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
– С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
– Кто автор? (Б. Житков)
– Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте.

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

– Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)

– Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

– А какую вы бы взяли на вооружение?

– У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

– Какова главная мысль этого рассказа?

Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)

ему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):

Прежде чем приступить к составлению плана, необходимо прочитать рассказ "Храбрый утенок", а затем выделить основные мысли из прочитанного. После создания такого наброска, будет очень просто написать изложение по памяти.

План к рассказу "Храбрый утенок" выглядит следующим образом:

  • Хозяйка кормит своих утят
  • Каждый день прилетает стрекоза и пугает утят
  • Утята не едят из-за страха
  • Хозяйка беспокоится об утятах, их отказе от еды
  • Разговор Алеши с маленькими утятами
  • Храбрый Алеша хватает стрекозу за крыло
  • Стрекоза больше не возвращается
  • Спасенные утята начинают кушать и угощают храбреца Алешу

План можно немного сократить, объединив несколько пунктов в один (это по желанию).


Борис Жидков написал очень коротенький рассказ, но он завершен по сюжету и является поучительным.


Можно составить следующий план к этому рассказику:

1). Каждое утро утята приходили под большой куст, где их ждала тарелка с едой.

2). Появление страшной стрекозы. Она пугала утят, и они оставались голодными на целый день.

3). Утенок Алеша пришел в гости к пугливым утятам. Они рассказали ему, как каждое утро их отгоняет от тарелки с едой большая стрекоза.

4). Утенок Алеша смеется над утятами и обещает им помочь.

5). Утром стрекоза опять прилетает к тарелке с едой и пугает утят. Но утенок Алеша схватил ее за крыло и сломал его клювом. Стрекоза улетела и больше не пугала утят. А утенка Алешу стали называть храбрым.

Рассказы о животных очень интересны маленьким детям, их мир загадочен и необычен. Среди авторов, пишущих рассказы, есть замечательный писатель - Борис Жидков. В его коротком, но очень содержательном рассказе "Храбрый утенок" рассказано о семействе с маленькими утятами. План для пересказа можно составить так.

1). Утята приходят к месту, где их хозяйка оставляет им вкусную еду.

2). Огромная стрекоза прилетает к их тарелке, пугая малышей. Они остаются голодными.

3). Преследования стрекозы продолжаются несколько дней, хозяйка начинает беспокоиться о здоровье птиц.

4). Утенок Алеша с соседского двора спасает утят и прогоняет стрекозу.

5). Утята теперь могут без страха приходить к корму, страшная стрекоза больше к ним не прилетает.

Вот в таком маленьком рассказе поместился большой смысл, о важности взаимовыручки, о смелости и дружбе.


К данному рассказу Житкова подойдёт вот такой план:

1) Ежедневно хозяйка заботясь кормит утят.

2) Утят пугает грозная стрекоза;

3) Страх велик - утята не могут есть;

4) Переживания хозяйки об утятах;

5) Алёша с улыбкой обещает утятам избавиться от стрекозы;

6) Алёша схватил и напугал стрекозу;

7) Стрекоза перестала появляться;

8) Алёша получает угощения от утят.

Рассказы Бориса Житкова о животных всегда читаются с интересом, и рассказ "Храбрый утенок" не исключение. Вот какой план можно составить по этому рассказу:

  1. Утят кормят кашей каждое утро.
  2. Грозная стрекоза отпугивает утят. Сама не есть, а утята потом боятся к тарелке подойти.
  3. Хозяйка утят не понимает почему они не едят.
  4. Соседский утенок Алеша. Он смеется и обещает прогнать стрекозу. Утята не верят в его храбрость.
  5. Прилетает стрекоза и по привычке садится на тарелку.
  6. Алеша хватает стрекозу за крылом. Стрекоза вырывается и улетает.
  7. Больше стрекоза не прилетала. Утята потом всегда угощали храброго Алешу.

Попробуем написать план к рассказу "Храбрый утенок" после его прочтения для пересказа.

Главные герои рассказа утенок Алеша и другие утята, которые боялись стрекозы.

1). Хозяйка ставит утятам тарелку рубленных яиц.

2). Прилетает стрекоза и пугает утят.

3). Утята остаются голодными.

4). Соседский утенок Алеша прогоняет страшную стрекозу.

5). Утята едят и угощают Алешу.

  1. Непрошеная гостья. Утята, видимо, росли без мамы, поэтому, когда большая стрекоза прилетала и садилась на их еду, они прятались и не прикасались к ней. Так продолжалось несколько дней подряд. Хозяйка, приносившая им еду стала подозревать, что утята заболели.
  2. Утенок с соседнего двора. Его звали Алеша и он был храбрый. Услышав историю про злую стрекозу, Алеша пообещал проучить ее.
  3. Победа. Утром, когда стрекоза, по обыкновению, прилетела к тарелке с едой, Алеша, схватил за ее крыло и поломал его. Испуганная стрекоза улетела, чтобы больше никогда не появляться во дворе. С тех пор утята стали сытно есть и всегда приглашали к обеду Алешу.

План рассказа "Храбрый утенок"

1 Утята боятся стрекозу.

2 Стрекоза не дает утятам есть

3 Утенок Алеша обещает помочь.

4 Алеша победил стрекозу.

Рассказ о взаимовыручке и смелости. Несколько утят не смогли объединиться и прогнать врага со своей территории, он предпочитали жить впроголодь, чем решиться на борьбу, утята , оказывается, были трусливыми. А из сосед утенок Алеша ничего не боялся, он и не испугался, когда стрекоза напала на него и при этом утенок мог отказаться и не помогать утятам, но он не смог пройти мимо маленьких утят, которые нуждались в помощи. Он показал, что нельзя сдаваться без боя.

План пересказа будет такой:

хозяйка кормит своих утят.

утята боятся стрекозы, которая подлетает к их тарелке.

хозяйка не понимает, почему утята не едят.

храбрый утенок Алеша приходит к утятам.

Он прогоняет стрекозу от из тарелки.

Утята начинают есть, вместе с ними ест и Алеша.

План к рассказу "Храбрый утенок"

  • Знакомое место обеда утят, тарелка с едой.
  • Нарушение трапезы утят появлением большой стрекозы.
  • Утята боятся стрекозу но не подходят к еще и остаются голодными.
  • Помощь храброго утенка Алеши в избавлении от стрекозы.
  • Все становится по прежнему - утята приходят есть каждое утро.

Небольшой, но очень красивый рассказ Льва Толстого "Акула" довольно легко запоминается, в силу своей динамики, а потому пересказать его не сложно. Но можно воспользоваться для этого и кратикм планом:

  1. Корабль у берегов Африки. Жара.
  2. Капитан дает команду купаться. Матросы купаются в парусе, но два мальчика решают плавать в открытом море
  3. Мальчики плывут наперегонки. Появляется акула.
  4. Дети не слышат криков об опасности. Отец одного мальчика, старый артиллерист побелел от страха
  5. Матросы в лодке спешат на помощь
  6. Мальчики видят акулу и с криками бросаются в разные стороны
  7. Артиллерист наводит пушку и стреляет
  8. Акула убита. Все спасены.


"Пропавшая грамота" Николая Гоголя относится к циклу мистических рассказов "Вечера на хуторе близ Диканьки", и по сюжету рассказ ведется от лица Фомы Григорьевича. Вот краткий план пересказа рассказа:

  1. Фома сетует на тех слушательниц, которые всего боятся.
  2. Его дед отправлен гетманом с грамотой к царице, но загулял с запорожцем
  3. Ночью запорожец признается гулякам, что продал душу дьяволу и настал срок уплаты долга
  4. Фома обещает не спать, чтобы дьявол не мог забрать душу запорожца, но засыпает
  5. Утром нет ни запорожца, ни коней, ни грамоты
  6. За пять золотых ему подсказывают как найти черта
  7. Ночью деде отправился к черту. В лесу он встретил две страшные рожи у костра и изложил свое дело
  8. Он бросил свои деньги и очутился посреди шабаша ведьм и чертей
  9. Ему предложили сыграть в дурака и если он выиграет, то ему вернут шапку и грамоту
  10. Дед проиграл дважды, но смекнул, что дело нечисто и перекрестил карты
  11. Дед выиграли получил шапку, но попросил еще и коня
  12. От коня остались только косточки, но ему дали другого
  13. Конь несет деда над пропастями и болотами
  14. Дед сорвался с коня и оказался на крыше своей хаты
  15. Дед отправился к царице
  16. Дед освятил хату, но раз в год в ту же ночь, его жена пускалась в пляс.

Рассказ Виктора Драгунского "Тайное становится явным" совсем небольшого объема и в принципе легко запоминается для пересказа, но если есть необходимость составить план, то он может иметь примерно такой вид:

  1. Дениска слышит выражение "Тайное становится явным" и просит маму объяснить его.
  2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
  3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль
  4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена
  5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
  6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
  7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
  8. Тайное стало явным.


Небольшой рассказ Юрия Ермолаева рассказывает о двух девочках, о дружбе и о том, как важно оказывается доверять друг другу.

План пересказа рассказа "Иголка с ниткой:

  1. Наташа и Вера подруги, одноклассники зовут их Иголка с Ниткой
  2. Вере нравится мальчик Эдик и Наташа конечно знает об этом
  3. Наташа предлагает сходить в Большой театр
  4. Наташа смущенно говорит, что приехали родственники и девочки решают отдать билеты им
  5. Вера идет в Большой театр узнать когда будет идти "Садко" и видит Наташу с Эдиком, которые заходят в театр
  6. Вера чувствует себя обманутой и обиженной. Не отвечает на звонки Наташи.
  7. Девочки едут вместе в лагерь Вера избегает Наташу - едет в другом автобусе, не записывается в драмкружок, не идет за водой для цветов
  8. Вера рассказывает об обмане Майе. Майя предлагает сказать Наташе, что обман раскрыт, но Вера отказывается, говоря, что теперь между ними никогда не будет доверия
  9. К Вере подходит Эдик. Он говорит, что спектакль ему не понравилась и спрашивает, что за чехарда у них тогда случилась.
  10. Вера узнает, что родственники Наташи не захотели в театр и Наташа бегала к ней, чтобы позвать театр. Но Вера уже ушла и Наташа по дороге в театр встретила Эдика и позвала его
  11. Вере стыдно, что она заподозрила подругу во лжи
  12. Вера извиняется перед Наташей и счастливые девочки ложатся спать.

Еще один автобиографический рассказ Зощенко о воспоминаниях своего детства. Вот какой план пересказа я могу предложить:

  1. Мальчик Минька любит ужинать со взрослыми, слушая их разговоры и вставляя свои замечания
  2. Начальник папы рассказывает историю про пожар, но Ляля, сестра Миньки, перебивает его пытаясь рассказать более занимательный случай
  3. Начальник возмущается поведением детей
  4. Минька пытается выручить Лялю, но начальник еще больше сердится
  5. На сердитых воду возят - говорит Ляля, а начальник говорит, что ему не хочется ходить к ним в гости из-за невоспитанных детей
  6. Детей больше не садят со взрослыми
  7. Через два месяца их все-таки приглашают за общий стол
  8. Минька не может намазать масло - оно как каменное
  9. Он решил погреть масло над чаем папиного начальника
  10. Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить
  11. Как масло попало в чай?
  12. Преступление детей - видели, что масло упало, но ничего не сказали
  13. Папа сказал нам молчать за столом
  14. Золотые слова - все надо делать с учетом обстановки. За глупость не наказывают.

Читайте также: