Что включает в себя теоретическое знание кратко обществознание

Обновлено: 05.07.2024

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия. Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Зна́ние — субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Зна́ние в широком смысле — совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Зна́ние в узком смысле — признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение самостоятельно обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

Зна́ние — в теории искусственного интеллекта, базах знаний и экспертных системах — совокупность данных, фактов, сведений и правил вывода (у индивидуума, общества или у системы ИИ) о мире, включающих в себя информацию о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования этой информации для принятия решений. Правила использования включают систему причинно-следственных связей. Главное отличие знаний от данных состоит в их активности, то есть появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений.

3на́ния фиксируются в знаках естественных и искусственных языков. Знание противоположно незнанию (отсутствию проверенной информации о чём-либо).

Содержание

Классификация знаний

По природе

Знания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет в свою очередь есть совокупность кафедр.

Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

По степени научности

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания обьясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть:

По местонахождению

Выделяют : личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Формализованные (явные) знания:

  • знания в документах,
  • знания на компакт дисках,
  • знания в персональных компьютерах,
  • знания в Интернете,
  • знания в базах данных,
  • знания в базах знаний,
  • знания в экспертных системах.

Отличительные характеристики знания

Отличительные характеристики знания все ещё являются предметом неопределённости в философии. Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

  • быть подтверждаемым,
  • быть истинным
  • и заслуживающим доверия.

Управление знаниями (Knowledge Management)

Управление знаниями пытается понять способ, которым знание используется и распространяется в организациях и рассматривает знание как соотносящееся с самим собой и возможное к повторному использованию. Повторное использование означает, что определение знания находится в состоянии постоянного изменения. Управление знаниями трактует знание как форму информации, которая наполнена контекстом, основанном на опыте. Информация — это данные, которые существенны для наблюдателя из-за их значимости для наблюдателя. Данные могут быть предметом наблюдения, но не обязательно должны быть им. В этом смысле знание состоит из информации, подкрепленной намерением или направлением. Этот подход находится в согласии с данные, информацию, знание, мудрость в виде пирамиды по увеличивающейся степени полезности.

Непосредственное знание

Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина. [1] [2]


Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований. [3]

Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.

Обусловленное знание

Житейские знания

Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.

Научные (теоретические) знания

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.

Эмпирические (опытные) знания

Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. Оно, как правило, констатирует качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Эмпирические законы часто носят вероятностный характер и не являются строгими.

Теоретические знания

Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.

Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.

Термины описания теоретического знания относятся к идеализированным, абстрактным объектам. Подобные объекты невозможно подвергнуть непосредственной экспериментальной проверке.

Личностные (неявные) знания

— это то, что мы не знаем (ноу-хау, секреты мастерства, опыт, озарение, интуиция)

Формализованные (явные) знания

Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим (пример: кулинарный рецепт)

Социология знания

Производство знаний

Для экспертных оценок процесса появления новых знаний используют объём знания, накопленного в библиотеках. Экспериментальным путём изучают способность человека извлекать информацию в процессе самообучения на нормированных по информации средах. Экспертная оценка показала скорость производства знаний в 103 бит/ (чел-год), а экспериментальные данные — 128 бит/ (чел-час). Пока не представляется возможным в полном объёме измерить темпы производства знания, поскольку нет адекватных универсальных моделей.


Производство знаний из эмпирических данных — одна из основных проблем интеллектуального анализа данных. Существуют различные подходы к решению этой проблемы, в том числе — на основе нейросетевой технологии [4]

Цитаты

Раздел ЕГЭ: 1.3. Виды знаний

Информация сама по себе не является знанием до мыслительной обработки её человеком. Знание выступает в качестве информации, переработанной и интерпретированной субъектом.

Знание — совокупность систематизированных результатов познавательной деятельности человека. Оно включает в себя все утверждения об окружающем мире.

Человек постоянно находится в процессе поиска новых знаний. Он может получать их путём чувственного и рационального познания, используя для этого все возможные методы, процедуры и процессы.

Познание — процесс получения знания, постижение закономерностей и явлений объективного мира. Существует и другое определение познания — сумма всех знаний в какой-либо области.

УЧАСТНИКИ ПОЗНАНИЯ

Получение новых знаний всегда сопровождается наличием двух сторон, которые не могут существовать друг без друга.

Субъект познания ⇒ Тот, кто познаёт (человек)
Объект познания ⇒ То, что познают (предмет)

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Поскольку процесс получения знаний осуществляется с помощью различных органов чувств и последующего осмысления, выделяют два основных вида познания:

1) Чувственное (эмпирическое). Осуществляется с помощью органов чувств, зависит от состояния психики человека. Знание формируется на основе ощущений (боль, цвет, вкус). Получение образной информации о предмете. Субъективно.

Формы чувственного познания:

  • ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления или процесса;
  • восприятие — формирование чувственного образа целостной картины предмета, явления или процесса;
  • представление — представление образа объекта познания.

2) Рациональное (теоретическое). Осуществляется с помощью разума и мышления. Знание формируется на основе осмысления чувственного опыта. Освобождение знания от личностной окраски. Объективно.

Формы рационального познания:

  • понятие — утверждение общих и существенных свойств предмета, явления или процесса;
  • суждение — утверждение или отрицание свойств предмета, явления или процесса;
  • вывод — выведение нового умозаключения на основе нескольких известных.

НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Иногда познание осуществляется вне зависимости от воли человека, бессознательно. При нерациональном познании происходит процесс принятия нестандартных решений, неотделимых от жизненных переживаний и эмоций. Это становится возможным вследствие одновременного действия чувственного и рационального познаний. Нерациональное познание может принимать такие формы, как интуиция и творчество.

  • Интуиция — способность к прямому усмотрению истины и её постижению без всяких рассуждений и доказательств. Характеризуется внезапностью. Люди иногда называют интуицию озарением.
  • Творчество — создание абсолютно новых уникальных культурных и материальных ценностей. Через творчество человек осознаёт окружающую его действительность.

Абстракция — знание, свободное от субъективного окрашивания. Характеризуется выделением общих свойств предметов, их сравнения и сопоставления.

ФОРМЫ ЗНАНИЯ

Знание подразделяется на категории, соответствующие способу его приобретения, а также дальнейшего применения. Не бывает единого верного знания, оно может принимать разнообразные формы.

Профессор

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности. Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная. Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. Главная суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы. Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез. В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

  • Необходимость получения точных и достоверных данных;
  • Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
  • Рациональный и непротиворечивый подход;
  • Возможность проверки результатов;
  • Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
  • Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
  • Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

  • Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
  • Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

  • Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
  • Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
  • Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
  • Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
  • Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
  • Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

  • Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
  • Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
  • Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

  • Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
  • Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
  • Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
  • Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

  • Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
  • Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа; – полный переход от общего знания к частному;
  • Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
  • Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
  • Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
  • Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
  • Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
  • Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
  • Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Ключевыми принципами научного познания являются:

  • Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
  • Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
  • Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
  • Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
  • Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
  • Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
  • Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
  • Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

  • простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
  • когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
  • эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Познание

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Ребенок с лупой

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Познание это..

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:


Чувственное и рациональное познани

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

Познание ребенка

  1. Теоретические – основаны на анализе посредством понятий. Гипотеза исследуется с помощью имеющихся постулатов (что это?), минуя опытный путь. Сюда относятся следующие методы:
    1. анализ – разбор целого на составляющие в уме для того, чтобы изучить их связи, различия и индивидуальные особенности (характер человека состоит из множества взаимосвязанных черт);
      прямо противоположный анализу, заключающийся в объединении разных частей в целостность на основе их общности (определенный набор личностных характеристик представляет собой конкретный психотип человека);
    2. классификация – объединение объектов по определенным критериям (если у вас есть грудь, то вы женщина);
    3. познание через обобщение – то же объединение, но по главным параметрам (мужчины и женщины – люди);
    4. конкретизация – сосредоточение на важных элементах целого;
    5. абстрагирование – изучение одного элемента, не обращая внимания на остальные; – выявление в объекте познания элементов, схожих с элементами других систем (мне, как и большинству людей, приятно получать подарки); движение от частного к общему, итогом которого становится вывод, сделанный из целой цепочки умозаключений (я слышу запах борща на лестничной клетке, он идет из моей квартиры, значит, мама варит борщ);
    6. идеализация – присвоение объекту несуществующих частей для более глубоко понимания; создание и исследование чего-либо, существующего в природе;
    7. формализация – отображение предмета посредством существующих символов: цифр, букв, формул и так далее (запись придуманного рассказа).
    1. через наблюдение – получение информации без прямого контактирования с объектом. Например, вы можете посадить семя какого-нибудь растения и просто наблюдать за тем, как оно растет. Также зоологи изучают диких представителей животного мира;
    2. эксперимент предполагает некие действия субъекта в специально созданных для объекта условиях. Пример: вы знаете, что некое фруктовое дерево в естественной среде за всю свою жизнь плодоносит энное количество раз. А что если дать ему больше солнца? А если меньше? Или изменить количество потребляемой им влаги? Что изменится в жизнедеятельности дерева? Другим примером могут служить лабораторные крысы: ученые варьируя условия среды, получают все новые и новые данные о грызунах;
    3. измерение – анализ объективных данных (рост, длина, ширина, продолжительность и т.д.);
    4. сравнение – соотнесение данных двух и более предметов или явлений.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

    Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

    Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

    Читайте также: