Л ранке что открыл кратко

Обновлено: 04.07.2024

В тесной связи с исторической школой права в Германии в русле академической историографии возникла школа крупнейшего немецкого консервативного историка 19в. Леопольда Ранке. На протяжении 60 лет своей научной деятельности Ранке опубликовал целую серию многотомных произведений, среди которых были история стран Средиземноморья, история римских папа, немецкая история периода Реформации, история Пруссии, Англии, Франции, работы по истории войн и международных отношений.

По своим общественно-историческим взглядам Ранке был противником рационализма и приверженцем религиозно-консервативной трактовки истории. Считая, что ход истории определяется божественным провидением, Ранке видел в каждой эпохе и каждом государстве индивидуальность, конкретное и уникальное воплощение божественной идеи. С этим было связано и убеждение Ранке в том, что интересы отдельной личности должны быть подчинены интересам государства. Ранке почти не интересовался социально-экономическими и культурными проблемами в истории, все его внимание было приковано к международным отношениям и политической истории отдельных стран.

Требуя строго эмпирического и объективного изложения событий, Ранке понимал, что историк не может просто описать бесконечное множество отдельных фактов без какого либо критерия их отбора. Для него таким критерием выступали наиболее крупные события, значимые для международной расстановки сил.

Основной заслугой Ранке в развитии историографии была разработка методики критики исторических источников. ним относились вопросы выяснения подлинности источника, его первичного или вторичного характера, учет влияния изучаемой эпохи на ее непосредственное отражение в источнике, сравнение всей известной совокупности источников по данному сюжету, их критический анализ с точки зрения достоверности содержавшихся в них сведений. Позитивной стороной методологии Ранке было и то, что в отличие от романтиков он признавал познаваемость истории, существование объективной исторической истины, которую можно установить средствами эмпирического познания.

Требование Ранке основывать историческое исследование на широком привлечении и сравнительном анализе первоисточников противоречило его стремлению на практике использовать прежде всего источники официального характера. Таковыми служили для него дипломатические архивные материалы. В то же время он демонстративно пренебрегал другими видами источников – мемуарами, прессой, публицистикой, поскольку относил их в разряд чисто субъективных, а потому недостоверных источников.

В конечном счете все произведения Ранке, написанные блестящим литературным языком и насыщенные яркими портретами и запоминающимися характеристиками его героев, лишь скользили по внешней стороне событий, не проникая в их скрытую сущность.

В тесной связи с исторической школой права в Германии в русле академической историографии возникла школа крупнейшего немецкого консервативного историка 19в. Леопольда Ранке. На протяжении 60 лет своей научной деятельности Ранке опубликовал целую серию многотомных произведений, среди которых были история стран Средиземноморья, история римских папа, немецкая история периода Реформации, история Пруссии, Англии, Франции, работы по истории войн и международных отношений.

По своим общественно-историческим взглядам Ранке был противником рационализма и приверженцем религиозно-консервативной трактовки истории. Считая, что ход истории определяется божественным провидением, Ранке видел в каждой эпохе и каждом государстве индивидуальность, конкретное и уникальное воплощение божественной идеи. С этим было связано и убеждение Ранке в том, что интересы отдельной личности должны быть подчинены интересам государства. Ранке почти не интересовался социально-экономическими и культурными проблемами в истории, все его внимание было приковано к международным отношениям и политической истории отдельных стран.

Требуя строго эмпирического и объективного изложения событий, Ранке понимал, что историк не может просто описать бесконечное множество отдельных фактов без какого либо критерия их отбора. Для него таким критерием выступали наиболее крупные события, значимые для международной расстановки сил.




Основной заслугой Ранке в развитии историографии была разработка методики критики исторических источников. ним относились вопросы выяснения подлинности источника, его первичного или вторичного характера, учет влияния изучаемой эпохи на ее непосредственное отражение в источнике, сравнение всей известной совокупности источников по данному сюжету, их критический анализ с точки зрения достоверности содержавшихся в них сведений. Позитивной стороной методологии Ранке было и то, что в отличие от романтиков он признавал познаваемость истории, существование объективной исторической истины, которую можно установить средствами эмпирического познания.

Требование Ранке основывать историческое исследование на широком привлечении и сравнительном анализе первоисточников противоречило его стремлению на практике использовать прежде всего источники официального характера. Таковыми служили для него дипломатические архивные материалы. В то же время он демонстративно пренебрегал другими видами источников – мемуарами, прессой, публицистикой, поскольку относил их в разряд чисто субъективных, а потому недостоверных источников.

В конечном счете все произведения Ранке, написанные блестящим литературным языком и насыщенные яркими портретами и запоминающимися характеристиками его героев, лишь скользили по внешней стороне событий, не проникая в их скрытую сущность.

Леопольд Ранке (1795-1886) - официальный историограф Пруссии (с 1841), который разработал методологию современной историографии, основанную на абсолютизации архивных источников, на стремлении к историзму.

Ввёл в академическую практику исторические семинары, из которых вышли многие выдающиеся историки. Стоял на позициях консерватизма.

Считал, что история судит о прошлом, даёт уроки настоящему для блага будущего, а её задача и требование - показать, как все происходило на самом деле.

- с 1834 - читает курс Всеобщей истории в Берлинском универе. Здесь он ввёл новую форму занятий - семинар, на к-ых изучались источники по истории Германии.

Научной деятельностью Ранке занимался всю свою жизнь и издал очень много трудов по странам Средиземноморья, истории римских пап, немецкой истории периода Реформации, истории Пруссии, Англии, Франции, истории войн и международных отношений. Его собрание сочинений насчитывает 54 тома.

Он противник рационализма, но был за религиозно-консервативные трактовки истории.

Он против морали просветителей и романтиков, т.к. считал, что они приукрашают историю.

Считал, что ход истории определяется божественным проведением, а интересы личности должны подчиняться интересам гос-ва. Гос-во сильно тогда, когда у него есть военная мощь, внешняя политика определяет внутреннюю политику, а внутреннее развитие народа определяется внешними воздействиями.

Весь ход Всемирной истории Ранке изображал только в идейно-политическом аспекте, игнорируя социально-экономические факторы.

Ранке был противником буржуазных преобразований и выступал за классовый компромисс между дворянством т буржуазией.

Он не принимал идею народного суверенитета.

Считал, что самая лучшая форма правления - политическое устройство Священной Римской империи, т.к. это сохраняло обособленность отдельных германских государств.

Важная заслуга Ранке в разработке методики критики исторических источников. В методику входили:

- первичный или вторичный характер источника

- как и насколько качественно описывался изучаемый период

- сравнение источников с другим материалом

- критический анализ с т.з. достоверности содержавшихся в них сведений.

Позитивная сторона методологии Ранке (отличие от романтиков):

а). считал, что история познаваема

б). история объективна и истинна

в). истину в истории можно установить эмпирическим путём

г). нельзя ограничиваться только реальными историческими фактами, т.к. это м. привести только к историческим Хроникам.

Противоречие Ранке: он требовал исследовать и анализировать историю через первоисточники, а на практике он использовал, прежде всего, источники официального характера (дипломатич. архивные материалы и пр.). Он пренебрегал мемуарами, прессой, публицистикой, т.к. считал, что они не достоверны, т.е. субъективны.

В конечном счёте, все произведения Ранке, написанные блестящим литературным языком, насыщенные яркими портретами и характеристиками героев, только скользили по внешней стороне событий, не проникая в их сущность.

Леопольд фон Ранке (нем. Leopold von Ranke; 21 декабря 1795, Виэ — 23 мая 1886, Берлин) — официальный историограф Пруссии (с 1841), который разработал методологию современной историографии, основанную на архивных источниках, на стремлении к историзму. Ввёл в академическую практику исторические семинары, из которых вышли многие выдающиеся историки.

Биография

Детство Ранке прошло в обстановке строго религиозной и консервативной. Отец Ранке был юристом, все предки его — духовными лицами.

Учился в Дондорфской монастырской школе, потом в Шульпфорте и в Лейпцигском университете. Первая лекция, на которую Ранке попал, была лекция по истории известного профессора Виланда, и эта лекция надолго отбила у него охоту заниматься историей; он увлекался всего более филологией, богословием и философией.

Интерес к древности был возбуждён в Ранке чтением Нибура — первой исторической книги, которая, по собственным его словам, произвела на него впечатление. Из философов наибольшее влияние на Ранке имел Фихте.

Более семи лет Ранке занимал должность учителя истории и древних языков во Франкфуртской (на Одере) гимназии, изучая Фукидида, Геродота и римских историков, а затем и средневековую историю, исключительно по источникам. На Ранке, как и на О. Тьерри, произвёл сильное впечатление В. Скотт.

Ранке интересовала здесь всего больше индивидуальность каждого истор. деятеля, получающего под его пером вполне конкретный образ; primum agens истории — это личность. В таком взгляде Ранке сходился с Гёте, В. Гумбольдтом и Якоби.

В 1825 году Ранке был приглашён в Берлинский университет на кафедру всеобщей истории. Он читал здесь общий курс истории Западной Европы с обзором истории литературы и церкви; среди его многочисленных слушателей был, в частности, Г. Х. Гильдебранд. В Берлине Ранке попал в либеральный кружок Варнгагена фон Энзе, в салоне которого дебатировались современные политические вопросы. Это натолкнуло Ранке на занятия новейшей историей.

В Ранке с удивительной гармонией соединяются исследователь, философ и художник: он объективен до холодности. Отдельное событие имеет для него значение лишь как момент развития абсолютного духа (влияние Гегеля). Чувство любви или ненависти чуждо ему; ему, как художнику, не приходит в голову питать эти чувства к своим героям. В 1827 году он посетил Нюрнберг, Мюнхен, Дрезден, Прагу, Вену. В Чехии он познакомился с Й. Добровским и В. Ганкой, в Вене — с В. С. Караджичем, Е. Б. Копитаром, Й. фон Хормайром. Знакомство с Караджичем побудило Ранке заняться новейшей историей Сербии; он окончил её летом 1828 году.

Леопольд фон Ранке (1795-1886) считается отцом научной истории и важнейшим историком немецкого происхождения 19 века. Этот персонаж был самым известным из ныне живущих историков Берлинского университета XIX века.

Ранке считался предшественником позитивизма как метода подробного исторического исследования фактов. Точно так же в западном мире на него большое влияние оказал его метод интерпретации истории с помощью набора техник и теорий.

На жизнь Леопольда фон Ранке повлияла лютеранская церковь и, в частности, три персонажа: литературные течения Вальтера Скотта, поэта, шотландского издателя и писателя британского романтизма; Бартольд Георг Нибур, немецкий политик и историк; и немецкий поэт Иоганн Готфрид фон Гердер.

Благодаря своим родителям, лютеранским пасторам и юристам, Леопольд фон Ранке был религиозным человеком. С самого раннего возраста ему прививали учение лютеранства, которое пробудило в нем страсть к истории Мартина Лютера.

По этой причине с годами он установил связь между научным и религиозным: он считал, что на протяжении всей истории существовала связь, которая служила для установления связей, которые еще больше связывали его с Богом.

биография

Рождение

Леопольд фон Ранке родился 21 декабря 1795 года в городе Вихе, ныне известном как Тюрингия, в Германии. Он был сыном лютеранских пасторов и юристов и, вероятно, из-за этого влияния, с детства проявлял интерес к лютеранской церкви, классической культуре, латыни и греческому языку.

Исследования

Первые годы учебы он провел дома. Там он посвятил себя изучению латыни, лютеранской культуры и греческого языка, среди других предметов обучения. Позже он поступил в Институт Шульпфорта, где совершенствовал свои знания, связанные с латынью и лютеранством.

По окончании учебы в Шульпфорте в 1814 году он поступил в Лейпцигский университет, где его преподавали такие профессора, как Якоб Германн и Иоганн Готфрид.

Там он изучал гуманитарные науки, теологию и филологию. В студенческие годы он проявил заметный интерес к классике и лютеранскому богословию, перевел древние тексты с латыни на немецкий и стал специалистом в области филологии.

От ученика к учителю

С 1817 по 1825 год Леопольд фон Ранке служил учителем во Франкфурте-на-Одере, Бранденбург, Германия. Там он преподавал в гимназии Фридрихса.

Именно в этот момент своей жизни он был удивлен двусмысленностью, неточностью и непоследовательностью текстов, повествующих об историях прошлого, и именно тогда его любопытство начало искать реальные истории, которые позволили бы исследовать истинную историю событий.

В 1825 году он был назначен адъюнкт-профессором Берлинского университета за свою ценную и безупречную карьеру, а с 1834 по 1871 год он был профессором Берлинского университета.

В годы работы учителем он вел классы и делился своими знаниями о том, как проверять ценность источников. Кроме того, этот историк внедрил систему семинаров.

Он также учил важности рассказывать факты так, как они действительно произошли, без нюансов, с глубоким анализом и без опоры на обычные тексты, предлагаемые современной историей.

Историографическая работа Леопольда фон Ранке была основана на интерпретации научных исследований конкретных периодов и его заботе об универсальности.

Его концепции сохранились, и его вклад внес большой вклад в историографию как в Германии, так и за ее пределами.

Авторы, повлиявшие на его жизнь

Работы Леопольда фон Ранке находились под сильным влиянием лютеранства и немецкого философа Фридриха Шеллинга.

С другой стороны, как упоминалось выше, такие личности, как немецкий историограф Иоганн Готфрид фон Гердер, литературный критик и философ; и Вальтер Скотт, плодовитый писатель британского романтизма и предшественник современного научно-исторического метода.

Точно так же Бартольд Георг Нибур имел большое влияние на Ранке. Этот персонаж был немецким историком, филологом и политиком.

Среди других авторов, которые были частью его жизни, также выделяются Фридрих Шлегель, Дионисио де Галикарнасо, Иммануил Кант и Тито Ливио.

Любите жизнь и похвалы

Любовь постучала в дверь Леопольда фон Ранке, и он женился на ирландке Клариссе Хелене Грейвс в Боунессе, Англия. Они были вместе до дня смерти его жены в 1871 году.

На протяжении всей своей карьеры он был удостоен различных наград за свою похвальную работу как величайшего представителя позитивизма.

В 1841 году Леопольд фон Ранке был назначен королевским историографом при прусском дворе, а в 1845 году он был членом Королевской голландской академии искусств и наук. Точно так же в 1884 году он был назначен первым почетным членом Американской исторической ассоциации.

Смерть

Леопольд фон Ранке скончался 23 мая 1886 года в возрасте 91 года в Берлине, Германия. До самого конца своей жизни он оставался ясным и активным в своей работе, исследуя и публикуя тексты.

Пьесы

В его работах можно найти тонкий вкус к повествовательной истории и изложению фактов в том виде, в каком они действительно разворачивались, на основе первоисточников. Леопольд фон Ранке был первым современным историком, применившим эту динамику на практике.

С другой стороны, Ранке не поддерживал историков и современные тексты, считая их неточными и ненадежными. Он считал, что это следует проанализировать более глубоко и что эти тексты не утоляют его жажды познания истории.

Основываясь на этих принципах, Ранке в 1824 году опубликовал свою первую работу, названную История латинских и германских народов с 1494 по 1514 год. Этот текст описывает спор между Габсбургами и французами из-за Италии.

Следуя его мысли, Ранке из своей первой книги считал, что историю следует изучать с научной точки зрения, и по этой причине он отразил в приложении свою критику и отказ от традиционных форм исследования и современных исторических сочинений.

Редакционные СМИ

С 1832 по 1836 год Леопольд фон Ранке опубликовал два издания Историко-политический журнал, принадлежащий прусскому правительству, которое иногда показывалось как видение исследований Ранке, а иногда как литературно-исторический журнал. Он также использовался в качестве пропаганды современной политики.

В 1832 году первое издание было выпущено в Гамбурге, а второе - с 1833 по 1836 год в Берлине. Как редактор журнала Леопольд фон Ранке отвергал демократическую и либеральную мысль и защищал прусскую политику.

Кроме того, он отвечал за большинство опубликованных статей, и в каждой из них он описывал текущие конфликты с точки зрения их исторической ценности.

История картофеля

Еще одна из его великих непреодолимых работ - это История созданиякартофель в наше время (1834-36), где он проанализировал католическую церковь с 15-го века до середины 19-го века и сумел вникнуть в то, как Ватикан выжил, несмотря на коррупцию и пороки.

Для исследования антецедентов папской истории с пятнадцатого по девятнадцатый век ему не разрешили знать секретные архивы Ватикана в Риме; Однако в Риме и Венеции у него был доступ к личным файлам, которыми он умудрялся кормить свою работу.

Критика со стороны папства была немедленной, и они осудили Леопольда фон Ранке за содержание книги, которая разоблачала негативное положение Римско-католической церкви.

С другой стороны, успех книги был признан и одобрен несколькими историками, такими как британский лорд Актон, который классифицировал его исследование как наиболее объективное, сбалансированное и беспристрастное из представленных в XVI веке. Однако группа недоброжелателей указала, что фон Ранке был крайне антикатолическим.

Другие работы

Среди других его выдающихся работ: Испанская монархия 16-17 веков (1827) и Мемуары Бранденбургского дома.

Он также написал историю Пруссии в течение семнадцатого и восемнадцатого веков (1847-48), французскую историю, в основном в шестнадцатом и семнадцатом веках, историю Реформации в Германии и в возрасте 80 лет опубликовал историю Англии между 16-17 вв.

После выхода на пенсию в 1871 году он продолжал писать рассказы и на разные темы, например, под названием Альбрехт фон Валленштейн, немецкая история и трактаты о французских революционных войнах, среди других работ.

Его преклонный возраст не помешал ему продолжить страсть к писательской деятельности и исследованиям. В возрасте 82 лет Леопольд фон Ранке разработал свою самую амбициозную работу: Всемирная история 1881-1888 гг. (6 томов), которая осталась незаконченной из-за его смерти.

Наследие

Несмотря на то, что он считается величайшим представителем позитивизма, некоторые историки отмечают, что идеи Леопольда фон Ранке об историографии абстрактны и устарели.

Однако историк Эдвард Мьюир отмечает, что Ранке для истории то же самое, что Чарльз Дарвин для биологии. По этой причине его важность и вклад в изучение всемирной истории со временем сделают его имя последним.

Читайте также: