Жигорева м в дети с комплексными нарушениями в развитии педагогическая помощь краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Жигорева М.В.: Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение

Пособие выполнено в русле уровневого подхода к изучению особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями. Целью пособия является ознакомление читателей с особенностями развития детей с сочетанием нескольких первичных нарушений и раскрытие прикладных аспектов специальной психологической помощи таким детям и их родителям. В нем представлен диагностический комплекс для изучения особенностей развития детей с множественными нарушениями, даны психолого-педагогические характеристики детей, относящихся к разным уровням развития; раскрыты организационно-методические и содержательные основы психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями. К книге имеется электронное приложение, содержащее таблицы с диагностическим материалом по обследованию детей и иллюстрации к игровым упражнениям. Адресовано работникам организаций образования, социальной защиты, здравоохранения. Может использоваться в образовательном процессе при обучении студентов дефектологических, психологических, педагогических факультетов, а также родителями детей с нарушениями развития.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

Успех психолого-педагогической коррекции детей с комплексными нарушениями во многом определяется временем ее осуществления, что в свою очередь зависит от ранней диагностики. Своевременное выявление различных .нарушений позволяет обеспечить проведение необходимых лечебных мероприятий в оптимальные сроки, что повысит их эффективность.

На ступени первичного обследования ребенка со сложным нарушением важное значение имеет анализ анамнестических данных. Группа специалистов врачей знакомится с имеющейся медицинской документацией, внешними заключениями специалистов (офтальмолог, отоларинголог, педиатр, лабораторные данные), при необходимости дает направление на дополнительное консультирование.

Если ребенок поступил в учреждение в более позднем возрасте, то изучается анамнез первых лет жизни* ребенка, который включает сведения о перенесенных болезнях, травмах, анализируются темп и сроки психомоторного развития. Более глобалную картину развития позволяет раскрыть информация о том, где прибывал ребенок до поступления в специальное учреждение.

Для полноты раскрытия сложной структуры дефекта ребенка с комплексным нарушением необходимы сведения так называемого семейного анамнеза, которые можно получить непосредственно от родителей.

Медицинское обследование включает:

1. Изучение анамнестических сведений:

а) личный анамнез ребенка

§ данные о пренатальном развитии ребенка: течение беременности; какая по счету беременность, возраст матери, отца, токсикоз (слабый или выраженный, в какой период)и др.);

§ заболевания матери во время беременности (повышение АД, ОРЗ, грипп, краснуха, отеки, медицинское лечение, психическая травма и др.)

§ роды, их течение: какие по счету, сроки (в срок, преждевременные, запоздалые), самостоятельные, оперативные, вызванные;.родовая

§ деятельность, родовспоможение (стимуляция, капельница, механическое выдавливание, применение щипцов, вакуум, кесарево сечение); длительность родов (стремительные, быстрые, затяжные, длительные, норма) и др.


В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории школьников.

По мнению М. В. Жигарева, в основе сложного сочетанного дефекта лежат органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), нарушения сенсорной сферы, а также различные генетические факторы.

В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с комплексными нарушениями в развитии умственная отсталость, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

По данным ряда исследований и наблюдениям опытных дефектологов — практиков, дети с множественными нарушениями сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы составляют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет:

  1. Тяжёлые нарушения неврологического генеза — сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д.). Дети данной группы зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации, проявляют интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, могут овладевать основами счета, письма, чтения и др.
  2. Выраженные нарушениям поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). С детьми данной группы затруднена коммуникация и социальное взаимодействие, отсутствует интерес к деятельности окружающих, затруднено обучение в условиях группы.
  3. Нарушения движений и моторики (передвигаются самостоятельно). Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими. У некоторых — речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов [4, с.348–350].

У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми

Цель педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития: создать условия для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем, адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Задача педагога — выбрать соответствующую тактику помощи, осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно — подготовить его к жизни, сформировать у него навыки и умения для обустройства своего быта, для овладения какой-либо доступной и посильной профессией и т. д.

Обучение детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) направлено на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

Основываясь на теоретические положения отечественной психологической науки, обучение строится на деятельностном подходе и дифференцированном с учетом их образовательных потребностей.

Учитывая, при обучении детей данной категории особенности его познавательной деятельности, новый учебный материал, необходимый для усвоения, необходимо делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

В связи с тем, что исходный уровень речевого развития у детей низкий, замедленный темп усвоения материала, необходимо правильно дозировать объем предлагаемого материала, уделяя особое внимание содержанию каждого занятия.

Критерием отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей с особыми образовательными возможностями, является смена видов деятельности.

При обучении детей данной категории применяются следующие методы:

  1. Словесные методы. Это инструкция, рассказ, беседа, объяснение и др.;
  2. Наглядные методы. К ним относятся показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений учащихся, показ кино- и развивающих видеофильмов, презентаций и др.

Применяя наглядные методы необходимо обыгрывать предметы и действия с ними, ставить уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы, их изображения.

В связи с неустойчивым вниманием, детям с умеренной умственной отсталостью на уроке для работы с учащимися рекомендуется применять 2–4 предмета.

  1. Практические методы. Они включают дидактические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий [3, с.74]
  2. Метод пошагового обучения.

А. Р. Маллер (2003), Г. В. Цикото (2003) были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории.

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
  2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.
  3. Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.
  4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
  6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.
  8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка. [3, с.127]

При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное — создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, обучение детей, часть детей, глубокая умственная отсталость, множественное нарушение развития, психическое недоразвитие, сенсорная сфера, социальное взаимодействие, эмоционально-волевая сфера.

Похожие статьи

Особенности развития эмоциональной сферы умственно.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность.

Особенности организации коррекционно-развивающей работы.

Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка.

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Ключевые слова: ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, диагностика уровня психического развития, коррекция.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы: отсутствие инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в.

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным.

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое развитие, специальная педагогика, слух, умственная отсталость, зрение, внешний мир.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста.

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется значительным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене.

Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными.

Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

Есть в группе и дети c наследственным заболеванием, проявляющееся умственной отсталостью и множественными аномалиями развития.

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми.

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития.

Задержка психического развития, как результат неправильного.

Ребенок может страдать психическим недоразвитием.

В каждом случае нарушения развития ребенок нуждается в особой помощи как специалистов, так и родителей.

Сенсомоторная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется.

От сказки к реальности (из опыта работы) | Статья в сборнике.

ребенок, работа, множественное нарушение развития, социальная адаптация, сказка, умственная отсталость, категория детей, Проявление интереса, направление развития личности ребенка.

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь

В учебном пособии обобщен многолетний опыт работы автора в области обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии. Подробно рассматривается модульная система коррекционно-педагогической помощи детям, представлена модель индивидуальной коррекционно-педагогической программы обучения; освещаются вопросы ло
гопедии. Особое внимание уделено формированию коммуникативных навыков, а также роли семьи в оказании помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. Приложение включает программное содержание дисциплины, темы рефератов, вопросы к зачету, а также официальные документы об организации работы с детьми, имеющими сложный
дефект.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по дефектологическим специальностям, может быть использовано специалистами соответствующих учебных учреждений.

Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

  • формат doc
  • размер 203.37 КБ
  • добавлен 23 июня 2011 г.

М.: АСТ, 2008. - 222 с. Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями. Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-.

Борякова Наталья Юрьевна. Учебное пособие - Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

  • формат doc
  • размер 185.37 КБ
  • добавлен 16 ноября 2010 г.

Учебное пособие в едином комплексе рассматривает теоретические и прикладные аспекты специального образования детей с нарушениями речи, интеллектуального развития, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с эмоциональными, комплексными и поведенческими нарушениями. Особое внимание уделяется вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы, раскрываются методы, формы и средства психолого-педагогического воздейс.

Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого - педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития

  • формат doc
  • размер 140.07 КБ
  • добавлен 25 июля 2010 г.

Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с ОПФР

  • формат doc
  • размер 275.04 КБ
  • добавлен 21 января 2011 г.

Глава 1. Научно-методические основы. интегрированного обучения. 1.1. Интегрированное обучение как психолого-педагогическая проблема. 1.2. Современные интеграционно-образовательные тенденции. 1.3. Модель образовательной интеграции. 1.4. Технология интегрированного обучения. 1.5. Социальное развитие детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения. 1.6. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в усло.

Контрольная работа - Особенности игровой деятельности детей с нарушениями в развитии

  • формат doc
  • размер 17.37 КБ
  • добавлен 15 октября 2011 г.

Любая игра есть деятельность. При таком ее понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как деятельность включает собственно разнообразные игры и множество действий, операций, непосредственно отвечающих условиям достижения игровой цели. На основе именно такого подхода к ее использованию строится методика игровой деятельности, внутри и в связи с которой происходит коррекция различных нарушений. В связи с ос.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

  • формат doc
  • размер 606.49 КБ
  • добавлен 06 августа 2009 г.

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с. ISBN 5-691-01100-6 Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяе.

Назарова Н.М.(ред.) Специальная педагогика

  • формат doc
  • размер 1.96 МБ
  • добавлен 17 октября 2009 г.

М.: Асаdemа, 2000. - 519 с. Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Теория и история специальной педагогики. Общие вопросы теории специальной педагогики. Научные основания специальной педагогики. История становления и развития национальных систем. специального образования (социокультурный контекст). Специальное образо.

Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

  • формат doc
  • размер 5.16 МБ
  • добавлен 17 января 2011 г.

Презентация - Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха и с комплексными нарушениями в развитии

  • формат pptx
  • размер 122.02 КБ
  • добавлен 06 марта 2011 г.

Презентация выполнена студенткой 4 курса Новосибирского Государственного Педагогического Университета на факультете педагогики и психологии детства. Презентация состоит из 12 слайдов. В ней содержится информация о значимости необходимости коррекционно - педагогической помощи, о составе программно - методического комплекта, сущность задач и организации коррекционно - педагогической помощи, содержание психолого - педагогической характеристики.

Шпаргалка по специальной (коррекцонной) педагогике

  • формат doc
  • размер 1.07 МБ
  • добавлен 06 января 2011 г.

Специальная психология как наука (определение и основные понятия). Предмет и объект изучения специальной психологии. Задачи специальной психологии. Взаимосвязь специальной психологии со смежными науками. Предметные области специальной психологии. Принципы психологического изучения аномальных детей. Методы психологического изучения аномальных детей. История развития специальной психологии как науки в России. Современное состояние специальной психо.

Читайте также: