Законодательная деятельность парламента рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

Под законодательным процессом понимается регламентированная деятельность органов государственной власти и должностных лиц по внесению, рассмотрению и принятию, подписанию и опубликованию законов.

Можно выделить следующие стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах; принятие закона; подписание (санкционирование) и опубликование закона (промульгация).

Основы законодательного процесса закреплены в Конституции Российской Федерации. Детально он урегулирован в Регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации – Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации.

1. Законодательная инициатива представляет собой официальное внесение в законодательный орган субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан в соответствии с определенной процедурой рассмотреть внесенный данным субъектом проект.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Право законодательной инициативы в России осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу по общему правилу должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта; перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта потребует материальных затрат.

В ряде случаев требуется представление дополнительных документов и материалов. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает перечень документов и материалов, которые прилагаются к проекту федерального бюджета и изменений в него, к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета. Законопроекты в сфере труда направляются в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. По законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации требуются официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. По решению Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение. Институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.




Субъект законодательной инициативы до принятия законопроекта в первом чтении может отозвать его в любое время. Несколько иначе это право закреплено в Регламенте Сената Франции: законопроекты могут быть отозваны субъектом инициативы на всех стадиях процедуры до их окончательного одобрения.

2. Законопроекты рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия его основных положений Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Третье чтение законопроекта проводится в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с необходимыми материалами в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов палаты либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Если федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению согласно статье 106 Конституции РФ (федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира), то указанный срок может не соблюдаться. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, Государственная Дума может принять одно из следующих решений: снять его с дальнейшего рассмотрения; создать согласительную комиссию; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции. Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Конституция Российской Федерации предусматривает право вето и промульгацию (подписание и обнародование) федеральных законов Президентом РФ как существенный элемент законотворческой процедуры, обеспечивающий разделение властей. В результате закон, принятый органом законодательной власти, обретает силу правового акта единой государственной власти.

Следует обратить внимание на особый порядок принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Под законодательным процессом понимается регламентированная деятельность органов государственной власти и должностных лиц по внесению, рассмотрению и принятию, подписанию и опубликованию законов.

Можно выделить следующие стадии законодательного процесса: внесение законопроекта (законодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах; принятие закона; подписание (санкционирование) и опубликование закона (промульгация).

Основы законодательного процесса закреплены в Конституции Российской Федерации. Детально он урегулирован в Регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации – Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации.

1. Законодательная инициатива представляет собой официальное внесение в законодательный орган субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что парламент обязан в соответствии с определенной процедурой рассмотреть внесенный данным субъектом проект.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Право законодательной инициативы в России осуществляется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу по общему правилу должны быть представлены: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; текст законопроекта; перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона; финансово-экономическое обоснование, если реализация законопроекта потребует материальных затрат.

В ряде случаев требуется представление дополнительных документов и материалов. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает перечень документов и материалов, которые прилагаются к проекту федерального бюджета и изменений в него, к проекту федерального закона об исполнении федерального бюджета. Законопроекты в сфере труда направляются в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. По законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации требуются официальные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки и представления в Государственную Думу отзывов на указанные законопроекты.

Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. По решению Президента Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение. Институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.

Субъект законодательной инициативы до принятия законопроекта в первом чтении может отозвать его в любое время. Несколько иначе это право закреплено в Регламенте Сената Франции: законопроекты могут быть отозваны субъектом инициативы на всех стадиях процедуры до их окончательного одобрения.

2. Законопроекты рассматриваются Государственной Думой в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия его основных положений Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вносятся в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Третье чтение законопроекта проводится в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с необходимыми материалами в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным верхней палатой, если за него проголосовало более половины общего числа членов палаты либо в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Если федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению согласно статье 106 Конституции РФ (федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира), то указанный срок может не соблюдаться. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, Государственная Дума может принять одно из следующих решений: снять его с дальнейшего рассмотрения; создать согласительную комиссию; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции. Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Конституция Российской Федерации предусматривает право вето и промульгацию (подписание и обнародование) федеральных законов Президентом РФ как существенный элемент законотворческой процедуры, обеспечивающий разделение властей. В результате закон, принятый органом законодательной власти, обретает силу правового акта единой государственной власти.

Следует обратить внимание на особый порядок принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.


Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • выяснить, что входит в компетенцию парламента;
  • познакомиться со структурой парламента;
  • узнать о функциях парламента, его отдельных частей и наиболее значимых персонажей;
  • уяснить некоторые национальные отличия в парламентской деятельности.

Что может парламент?

Так действительно ли парламент настолько всемогущ? В предыдущей главе мы с вами весьма бегло, но все же смогли познакомиться с историей, которая демонстрировала недюжинный потенциал этой формы представительного правления, способной уже на ранней стадии своего существования противостоять королям и королевствам.

Текущее законодательство — это то, что мы можем назвать рутинной работой парламентариев. С процедурой принятия закона мы ознакомимся чуть ниже, а пока отметим, что законотворчество — это не результат умственных и волевых усилий исключительно депутатов. Правом законодательной инициативы обладают президент, глава правительства, парламентская фракция, депутатская группа, отдельный депутат, а в некоторых странах и так называемая народная инициатива (в Италии для подачи законопроекта от населения требуются подписи 50 тыс. граждан).

К парламентской компетенции относится и информационная. Но об этом речь пойдет в следующей главе.

Современные политологи выделяют следующие функции парламента:
представительную,
законодательную,
финансово-бюджетную,
контрольную,
властную.

В истории США только президент Эндрю Джексон прошел процедуру импичмента в 1868 г.
и сохранил свой пост благодаря тому, что не хватило одного голоса.

Билл Клинтон прошел процедуру по так называемому делу
о недостойном поведении
и был оправдан.

Законопроект поступает
в парламент, и, для того чтобы стать принятым законом, ему следует пройти ряд процедур, определенных не только регламентом парламента, но и его конфигурацией.

Структура парламента

Рассмотрим, из чего состоит парламент. Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus - посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть. Правовым статусом члена парламента, дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандат. Существует два вида мандатов: свободный, когда депутат не связан обязательствами перед избирателями своего округа и как бы является представителем всего народа, и императивный мандат, когда парламентарий несет ответственность перед своими избирателями. В ряде стран императивный мандат законодательно запрещен. С другой стороны, на практике нет подлинно свободных мандатов, так как парламентарии действуют, как правило, под влиянием политических партий и групп интересов. Мандат вступает в силу с момента юридического оформления итогов выборов. Он же утрачивает силу с поражением действующего депутата на выборах, но в целом ряде стран называются и другие причины: отставка, деятельность, не совместимая со статусом депутата, и даже за пропуски заседаний парламента.

Парламентарий обладает иммунитетом. Есть две трактовки этого понятия. Менее распространенной является та, что депутат не несет ответственности за то, что он говорит. Более известна в широких кругах трактовка иммуннитета, как депутатской неприкосновенности.

Итак, мы познакомились с депутатом. Коль скоро он работает в парламенте, то интегрирован в его структуру, прописанную в законе, и подчиняется регламенту. Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты. Если это однопалатный парламент, тогда все очевидно. Для двухпалатного - верхняя и нижняя, а далее идут депутатские объединения (фракции и группы), парламентские комитеты и комиссии, административно-вспомогательные органы, и, наконец, руководящие органы.

Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет.

Руководство палатами может быть единоличным или коллегиальным. Например, во Франции во главе стоит Бюро. Когда речь идет о единоличном руководстве, то для разных стран и разного уровня палат должность председателя замещается на различных основах. Например, в верхнюю палату председатель может быть назначен по должности. Так, Сенат США возглавляет вице-президент. В нижней палате, как правило, должность председателя получает представитель партии или коалиции победившего на выборах большинства.

В Англии в 1397 г.
парламент в связи
с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.

А в XVI в. Генрих III издал распоряжение
о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.

При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.

Что может быть интересно в работе Конгресса? Прежде всего, как структурированы сами палаты. Известно, что парламент США двухпартийный, поэтому мы имеем дело, прежде всего, с партийными фракциями, избирающими партийных лидеров палат, выдвигающих кандидатуры на должность спикера, временного председателя Сената (в верхней палате), председателей и членов комитетов и подкомитетов.
Решения, принятые абсолютным большинством голосов, обязательны для всех членов фракции (если это не противоречит предвыборным обещаниям депутата, гласит пункт 7 Правил демократической фракции в нижней палате).

Итак, какого вида бывают комитеты? По стоянные комитеты - основа Конгресса. Они специализируются в определенной области законодательства (по юридическим вопросам, по охране окружающей среды и общественным работам и т. п.). Именно они вносят законопроекты на рассмотрение в обе палаты. Как правило, постоянные комитеты подразделяются на подкомитеты. Следующий вид - объединенный комитет, состоящий из членов верхней и нижней палат с целью анализа стратегических направлений политики страны. Специальный комитет создается на время рассмотрения какого-либо вопроса, не связанного с прерогативой постоянных комитетов и для объединения членов более чем одного комитета. Временным является также согласительный комитет, создаваемый для урегулирования расхождений между верхней и нижней палатами по законопроекту. Он включает в себя представителей тех комитетов, которые занимались разработкой данного законопроекта. К слову сказать, до четверти всех законопроектов проходят через такие комитеты.

За 200 с лишним лет своего существования Палата представителей Конгресса США наработала регламент объемом в 300 страниц и вдобавок свыше 10 томов, связанных с процедурами работы нижней палаты. Регламент Сената занял чуть более 100 страниц
и 1 том процедур.

Превращение законопроекта в закон

  1. Билль вносится в соответствующий постоянный комитет верхней палаты;
  2. Комитет рассматривает билль;
  3. Закрытая сессия комитета принимает окончательное решение по биллю;
  4. Комитет докладывает о решении Сенату;
  5. Сенат обсуждает билль;
  6. Сенат принимает билль и передает егов Палату представителей;
  7. Постоянный комитет Палаты представителей заслушивает билль;
  8. Закрытая сессия комитета по биллю принимает решение;
  9. Комитет по биллю докладывает о своем решении Палате представителей и передает билль в комитет правил;
  10. Комитет правил принимает решение о дальнейшем порядке рассмотрения билля;
  11. Билль обсуждается и голосуется в нижней палате;
  12. В билль вносятся изменения и поправки согласительным комитетом, если законопроект принят с данными оговорками;
  13. Причастные к законопроекту комитеты утверждают доклад согласительного комитета;
  14. Билль передается на подпись президенту;
  15. Президент подписывает документ, и билль становится законом;
  16. Если президент не подписывает, воспользовавшись правом
    вето (лат. veto - запрещаю), то применяется
    процедура преодоления вето.

Наконец, законопроект становится законом. Он показывает, что парламентарии действуют в интересах всего общества, они рассмотрели все нюансы и оказали влияние на своих избирателей собственной активной позицией, компетентностью. Парламент работает, жизнь продолжается.

Законотворчество определяют как деятельность высшего законодательного органа государственной власти в лице народных представителей или непосредственно самого народа (референдум) по установлению, изменению или отмене правовых норм, внешне закрепляемых в форме закона, осуществляемую в особом процедурном порядке в соответствии с правом на законотворчество, закрепленным в Конституции. Однако многие включают в законотворческий процесс работу по подготовке законопроекта. Целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции до ее воплощения в конкретном законе или серии законов. Этот процесс весьма сложен, и в современных условиях едва можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти.

Законотворческий процесс невозможен без предварительной разработки законопроекта. Это необходимый содержательный компонент законодательной деятельности. Но юридическим фактом, с которого, собственно, и начинается законотворческий процесс, является законодательная инициатива. Поэтому формально-юридически законодательная деятельность - это деятельность именно уполномоченных законом государственных органов; содержательно же ей предшествует разработка законопроекта, которая к формально-юридическим процедурам не относится.

Существует позиция, согласно которой под законодательным процессом понимается процесс разработки, принятия, издания и вступления в силу законов. Соответственно, к стадиям законодательного процесса относят разработку, принятие, издание и вступление в силу законов.

Содержание законодательного процесса определяется как регламентированная деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по разработке, внесению и рассмотрению законопроектов, а также принятию, одобрению, подписанию, обнародованию (официальному опубликованию) и реализации законов.

В научной литературе встречается понимание законодательного процесса и в узком значении, в частности как конституционно установленного ряда последовательно сменяющих друг друга этапов.

Законодательный процесс понимается также как определенный законодательством порядок осуществления законодательной деятельности, постоянно и последовательно повторяющийся во взаимной связи его элементов.

Таким образом, в науке еще не выработаны общепринятые понятия законотворческого процесса и законодательного процесса. Они довольно часто подменяются одно другим. В результате одним термином обозначаются разные правовые явления и в то же время, наоборот, одно и то же правовое явление обозначается разными терминами.

Законотворческий процесс охватывает всю работу, предваряющую принятие закона, начиная с правового мониторинга, анализа существующего состояния регулирования общественных отношений и выявления проблем, подлежащих разрешению законодательными средствами, и заканчивая тем же правовым мониторингом. Соответственно, законотворческий процесс не заканчивается с принятием либо вступлением в силу закона. Что касается законодательного процесса, то он представляется как нормативно урегулированная деятельность по реализации права законодательной инициативы, рассмотрению, принятию и вступлению в силу закона.

Законотворческий процесс - разновидность правотворческого процесса, представляющая собой мыслительную деятельность, направленную на законодательное урегулирование затрагиваемых вопросов. Законодательный же процесс - особая разновидность правоподготовительной деятельности, представляющая собой систему (совокупность) последовательных юридически значимых действий, направленных на принятие и вступление в силу соответствующего закона.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие законодательного процесса по своему объему уже понятия законотворческого процесса и должно соотноситься с ним как часть и целое.

Читайте также: