Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.

Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.

Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Психология– это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Этапы развития психологической науки:

этап - психология как наука о душе.

этап — психология как наука о сознании.

этап — психология как наука о поведении.

этап - психология как наука о психике.

· материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной

· идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна.

3. 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении.

4. Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

обьекты психологии:

1. Психические процессы: познавательные, эмоциональ­ные, волевые

2. Психические свойства: темперамент, характер, способности

3. Психические состояния: бодрствование, сон, утомление, психическая напряженность

4. Психические образования: знания, умения, навыки

Задачи психологии:

научиться понимать сущность психических явлений;

научиться управлять ими;

использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Основные отрасли и методы психологии

Современная психология включает в себя до 40 отдель­ных дисциплин и научно-практических направлений:

зоопсихология в изучает особенности психики жи­вотных;

детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;

социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;

педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, законо­мерности развития трудовых умений и навыков;

медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или пси­хотерапии;

юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процес­са, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;

экономическая психология — рассматривает психоло­гические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);

военная психология — изучает поведение людей в ус­ловиях боевых действий;

патопсихология — (patos — страдание ) — изучает от­клонения в развитии психики, распад психики при раз­личных формах мозговой патологии.

Методы психологии:

методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Понятие о психике. Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.

Психика — это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

· психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

· психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

· психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

· сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

· моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

· ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание— это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.

Свойства личности: единство, устойчивость личности, собственная активность, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).

Факторы формирования личности:

· биологический (наследственность) 60%

· социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%

12.Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

И.П. Павлов изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств:

1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток

2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения

3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности: сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип

К свойствам темперамента:

· активность – энергетический потенциал организма

· эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее

· социальность – легкость установления контактов

· импульсивность – склонность действовать по первому побуждению

· синтетичность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие

· реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы

· активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир; -темп реакции

· экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека:

13. Характеристика типов темперамента. Сангвиники легко приспосабливаются к обстановке. Легко контролируют свои эмоции. Охотно берутся за новые дела, подвержены частной смене настроения, характерным является состояние бодрости, жизнерадостности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, не любят однообразной работы. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и т.д., но все эти чувства неустойчивы, они не длительны, не глубоки.
Холерики – это люди, которые легко возбудимы и неравнодушны. Переключить их внимание трудно. Очень подвижны. Чувства сильные и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, однако это приводит к спаду. Вспышка резкости, раздражительности, истощения сил. Несдержанность, порывистость, вспыльчивость, выразительность мимики, торопливость речи, резкие жесты, несдержанность движений. Настроение редко меняется, обидчивость, гнев.
Меланхолики – пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы, мало реагируют на внешнее воздействие. Чаще всего погружены в себя, предпочитают хорошо знакомую им обстановку. Глубина и постоянство чувств. Сдержанная быстрая походка. Жесты скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в незнакомом. Речь с запинками. С трудом реагирует на сильные раздражители. Эмоциональное состояние возникает медленно. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне не показывают. Часто смущаются. Все новое и необычное вызывает у них тормозное состояние.
Флегматики – настойчивы и упорны. Ровно и спокойно идут по жизни. Очень надежные, трудно вывести из себя. Походка неторопливая, мимика и жестикуляция очень скудная. Медлительные, уравновешены, спокойны, в деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Однолюбы, очень устойчивы в своих интересах, в отношениях с людьми. Флегматик ровен, спокоен, в меру общителен. Формирует определенный стереотип поведения.

Психика, в целом, сознание и бессознательное в частности, обеспечивают приспособление и адаптацию человека к внешнему миру. Сознание и бессознательное – это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта. Это не две противоположности, а высший и низший уровни психики.

Свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация как сведения о мире при её осмыслении человеком становится знание о мире, т.е. идеальной моделью мира. Сознание – как интегрирующая форма психики представляет собой совокупность знаний о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря познавательным процессам – восприятия, вниманию, памяти.

1) когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.

2) эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

3) поведенческий (волевой) компонент: стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение других людей; повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не всё, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознаётся им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

В отечественной психологии сложился определенный подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия. А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники.

А.Н. Леонтьев отмечал, что проблема психического должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. С позиций современной психологии образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой. Образ мира ежесекундно опосредует поведение человека. Психический образ трактуемый не в значении сенсорной модальности (отражение на уровне органов чувств – чувственный образ), а на уровне психического отношения, активен и избирателен.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В сознаваемой картине мира выделяют 3 слоя сознания: 1) его чувственную ткань (чувственные образы); 2) значения, носителями которых выступают знаковые системы (речь, слово), формируемые на основе усвоения предметных и операциональных значений; 3) личностный смысл.

Первый слой составляет чувственная ткань сознания – это чувственные переживания. Второй слой сознания составляют значения. Носителями значений выступают предметы материальной и духовной культуры, нормы и образы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые системы и, прежде всего язык. В значении зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности. Усвоение (интериоризация) операциональных и предметных значений на основе знаковых систем (посредством речи, в ходе общения и деятельности совместной с другими) приводит к зарождению понятий (словесных значений). Третий слой сознания образуют личностные смыслы. Объективное содержание, которое несут в себе конкретные события, явления или понятия, т.е. то, что они значат для общества в целом, может существенно не совпадать с тем, что в них открывает для себя индивид. Человек не просто отражает объективное содержание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме интереса, эмоции. Понятие смысла ассоциируется не с контекстом, а с подтекстом, апеллирующим к эмоционально-волевой сфере. Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя в итоге смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом, тогда как наука занимается преимущественно производством значений.

Сознание понимается как высшая, собственно человеческая форма отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это – знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Психика — это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание — это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание — неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.

Личность – это человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности.

Свойства личности: единство, устойчивость личности, собственная активность, изменчивость личности, индивидуальность (своеобразие, неповторимость).

Факторы формирования личности:

биологический (наследственность) 60%

социальный (воздействие на личность социальной среды) 40%

12.Темперамент – биологически обусловленная индивидуальная особенность человека, определяющая динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

И.П. Павлов изучая особенности возбуждения и торможения как 2 основных процессов выделял 3 их свойств:

1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток

2) уравновешенность нервной системы как соотношение силы возбуждения и силы торможения

3) подвижность нервных процессов как скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности: сильный тип, безудержный тип, инертный тип, слабый тип

К свойствам темперамента:

активность – энергетический потенциал организма

эмоциональность – интенсивность реакции на происходившее

социальность – легкость установления контактов

импульсивность – склонность действовать по первому побуждению

синтетичность – чувствительность психики, проявляемая при реагировании человека на внешнее воздействие

реактивность – это свойство, характеризующее степень непроизвольной реакции на внешнее или внутреннее воздействие одинаковой силы

активность – степень энергичности, с которой человек воздействует на внешний мир; -темп реакции

экстраверсия, интроверсия – свойство, характеризующее от чего преимущественно зависит реакция и деятельность человека:

13. Характеристика типов темперамента. Сангвиники легко приспосабливаются к обстановке. Легко контролируют свои эмоции. Охотно берутся за новые дела, подвержены частной смене настроения, характерным является состояние бодрости, жизнерадостности, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, не любят однообразной работы. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и т.д., но все эти чувства неустойчивы, они не длительны, не глубоки. Холерики – это люди, которые легко возбудимы и неравнодушны. Переключить их внимание трудно. Очень подвижны. Чувства сильные и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, однако это приводит к спаду. Вспышка резкости, раздражительности, истощения сил. Несдержанность, порывистость, вспыльчивость, выразительность мимики, торопливость речи, резкие жесты, несдержанность движений. Настроение редко меняется, обидчивость, гнев. Меланхолики – пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы, мало реагируют на внешнее воздействие. Чаще всего погружены в себя, предпочитают хорошо знакомую им обстановку. Глубина и постоянство чувств. Сдержанная быстрая походка. Жесты скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в незнакомом. Речь с запинками. С трудом реагирует на сильные раздражители. Эмоциональное состояние возникает медленно. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне не показывают. Часто смущаются. Все новое и необычное вызывает у них тормозное состояние. Флегматики – настойчивы и упорны. Ровно и спокойно идут по жизни. Очень надежные, трудно вывести из себя. Походка неторопливая, мимика и жестикуляция очень скудная. Медлительные, уравновешены, спокойны, в деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. Однолюбы, очень устойчивы в своих интересах, в отношениях с людьми. Флегматик ровен, спокоен, в меру общителен. Формирует определенный стереотип поведения.

Читайте также: