Сослан ищет того кто сильнее его кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • фантастические великаны,
  • мифические великаны,
  • исторические гиганты (племена и отдельные рода и семьи).

Я специально использовал два синонима (великаны и гиганты) для разделения, прежде всего, по хронологическому признаку. Т.е. под великанами я подразумеваю более древних и более крупных существ. Еще раз подчеркну: разделение очень условное и не претендующее на какое-либо методологическое обоснование.

Можно предположить, что данный тип уаигов является сильно мифологизированным воспоминанием об очень древних временах, когда на земле жили люди огромного роста. И развитие этого сюжета можно обнаружить в сказаниях, где встречается второй тип уаигов.

Здесь же упоминается и уаиг-пахарь, одноглазый и однорукий, который и спасает Сослана, спрятав у себя во рту. Естественно, это очень гиперболизированный образ уаига. Однако от фантастических великанов он отличается тем, что эти мифические великаны показаны как ведущие такой же образ жизни как и обычные люди. Иногда даже этих великанов привязывают к конкретной местности:

Конечно, такую информацию не следует воспринимать как всерьез описывающую рост древних великанов. Но на мой взгляд, это отраженное в народной памяти воспоминание о тех древнейших временах, когда на земле существовали великаны, чей рост был несравнимо большим (не 2,5 – 3 метра), чем у обычных людей.

Начали нарты общаться с великаном. Вот отрывок из этого диалога:

«– Жалкая у вас участь, если вы живете такой никчемной пищей! Скоро, видно, ваша погибель придет. Огонь у вас есть?

– А как же вы добывали сок земли? Засучил тут великан свой рукав до самого плеча и запустил руку в землю. Выгреб он полную горсть земли и сказал Сослану:

– Теперь тебе не захочется есть целую неделю, – сказал великан. – Только пить будешь время от времени.

Во-первых, можно предположить, что рост этих уаигов был не столь огромен как у мифических великанов. Скорее всего, в среднем он достигал 3 метров. Прямых указаний в эпосе на это нет. Но по косвенным данным, (например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.п.), такое предположение мне кажется вполне вероятным. Основная масса уаигов жила довольно далеко от земель нартов. Несколько раз упоминается, что нарты, отправляясь в поход на уаигов, проводили в пути дни, а то и недели.

Вместо послесловия

Например, в сказании небожители одаривают Сослана зерном и домашними животными, земледельческими технологиями. А ведь Сослан относится уже к четвертому поколению нартских героев. И предыдущие поколения имеют и домашний скот, и земледельческую культура, и орудия из металла. Т.е. попытки установления какой-либо научно обоснованной хронологической шкалы на основе эпоса совершенно бесперспективны. Эпос предоставляет нам отдельные крупицы информации о событиях древности, неопределенных во времени, а порой и в пространстве. Однако, такие крупицы бывают порой чрезвычайно интересными.

Это произошло только потому, что в защиту ячменя выступил Уастырджи. Что может означать такая странная фраза, только ли мифическую аллегорию?

«После того как зло нартов – Сырдон – натравил Батрадза на духов земных и небесных, начал с ними Батрадз жестокую войну. Где только ни настигал он их, там уничтожал и калечил. Собрались тут все духи и дауаги и пришли жаловаться Богу:

– Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза! Пошли на него погибель! Или пусть останется он, а нас не станет. А если останемся мы, пусть погибнет он.

– Лети от меня к нартам и спроси их, чем они обижены. Прилетела ласточка, села на молодое деревцо, что росло на нартском нихасе, и защебетала по-хатиагски:

Древний язык, который нарты почти все забыли, является языком Бога? А сам Бог также имеет человеческую природу? Однако, это уже вопрос теологический и упомянул я эти эпизоды лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько удивительная информация содержится в древних эпических сказаниях. (А. Жуков)

Цель урока: 1.Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.
Сравнить цикл Сослана с другими легендами
мировой литературы;
2.Обучать учащихся давать характеристику
героям образам;
3. Прививать любовь к нашим славным предкам
Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,
традиции и культуры , которые к нам пришли от них.

Оценить 105 0

Кердикоева Лейла Гивиевна

учитель осетинского языка и литературы,

Научно- методическая разработка урока

Тема урока:

Цель урока: 1.Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.

Сравнить цикл Сослана с другими легендами

мировой литературы;
2.Обучать учащихся давать характеристику

героям образам;
3. Прививать любовь к нашим славным предкам

Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,

традиции и культуры , которые к нам пришли от них.

Х О Д У Р О К А :

Организационный момент.

II. Новый материал.

Учитель.Добрый день.

Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!

Ученик: Гость в Осетии в почете,

Для вас мы двери раскрываем,

И скрипкой звуками вас хвалим!

Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).

Учитель:Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?

Ученики: Ответы учеников.

Ученик 1. Меня зовутАлан – так звали моих предков.

Ученик 2. Меня зовутМарат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка — желанный.

Ученик 3. Меня зовутАцамаз — это герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели.

Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?

Ученик 1: Древ­ние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эль­брус или Казбек.

Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени – это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени.

Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .

Научно-историческая справка.

У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.

У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.

Ученик: Ос – Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос – Багатара.

Учитель:Кто может напомнить рождение Сослана?

Ученик:Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).

Учитель: Где и как закалился Сослан?

Ученик:Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.

Расскажи эту легенду.

Учитель:Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?

Ученик:Нарты произошли от Уархага. Уархаг –это древнее-осетинское слово(varka) обозначающее - волк.

Ученик: Нартов также называют детьми волка.

Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?

Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.

Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?

Ученик: Колени.

Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?

Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?

Маленькая справка о Сырдоне.

Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?

Ученик: Кишка.

Учитель: У Ос – Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.

Ученик: Ахиллес –это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.

Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.

Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.

Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.

Ученик: Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.

Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.

Учитель: Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?

3.Сослан ищет того, кто сильнее его.

4. Как Сослан спас Сатану.

5. Сослан и сыновья Тара.

6. Сослан в стране мертвых.

7. Смерть Сослана

Учитель:Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?

Сослан

Словарная работа:

Мысан æхсын – стрелять в мишень.

Ривæд кæнын – дневной отдых скота летом.

Фурд – большая река.

Учитель:Прочитайте начало эпоса?

Ученик читает первую часть.

Учитель:Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?

Ученик: Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.

Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.

Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.

Учитель:Читаем эпос дальше и разбираем.

Ученик читает вторую часть.

Разбираем эту часть.

Ученик читает третью часть.

Разбираем и эту часть.

Учитель:Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.

Учитель:Почемумать великановне съела Сослана?

Ученик: Потому что Сослан назвал ее матерю.

(– Пусть будет добрым твой день, мать моя,– сказал ей Сослан.)Это этикет.

Учитель:В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?

Ученик зачитывает из книги.

Учитель:Что рассказал великан Сослану?

Ученик рассказывает своими словами.

Учитель: Чему научил великан Сослана?.

Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.

Учитель:Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. «Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .

Ученики высказывают свои мысли.

Учитель: Есть еще такая басня .

Величественный Лесной орех.

Над озером одиноко стоял Лесной орех.

Под ним в низине росли другие деревья.

Эти деревья мало кто замечал.

- Что вы представляете собой? – надменно говорил Лесной орех.

Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:

- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.

Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.

Все дивились красоте Хмеля.

О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.

III . Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос – это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.

Знаете ли Вы о предпринимаемых властью РСО-Алания, а также коммерческими организациями и предпринимателями мерах поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с угрозой распространения коронавируса?

ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ И СЛАБООРГАНИЗОВАННЫХ: Владеешь программами Adobe After Effects, Photoshop, Premiere Pro, Illustrator или же Cinema 4D, 3ds Max, Blender? Тогда мы приглашаем тебя на собеседование, если желаешь работать на телевидении! Опыт разработки и создания графического оформления для видеопроектов или инфографики - обязателен! Решение об официальном трудоустройстве принимается по итогам стажировки. График работы - полная занятость! Свои работы и резюме присыла

ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ И СЛАБООРГАНИЗОВАННЫХ: Владеешь программами Adobe After Effects, Photoshop, Premiere Pro, Illustrator или же Cinema 4D, 3ds Max, Blender? Тогда мы приглашаем тебя на собеседование, если желаешь работать на телевидении! Опыт разработки и создания графического оформления для видеопроектов или инфографики - обязателен! Решение об официальном трудоустройстве принимается по итогам стажировки. График работы - полная занятость! Свои работы и резюме при

О новых схемах мошенничества, а также о том, как не попасться на удочку преступников поговорили с начальником отделения по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска МВД по Северной Осетии, подполковником полиции Тельманом Бадоевым и следователем отдела по расследованию преступлений в сфере экономики Следственного управления МВД России по г. Владикавказ, младшим лейтенантом юстиции Заурбеком Габараевым.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кердикоева Лейла Гивиевна

учитель осетинского языка и литературы,

Научно- методическая разработка урока

Тема урока:

Цель урока: 1. Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.

Сравнить цикл Сослана с другими легендами

мировой литературы;
2 .Обучать учащихся давать характеристику

героям образам;
3 . Прививать любовь к нашим славным предкам

Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,

традиции и культуры , которые к нам пришли от них.

Х О Д У Р О К А :

Организационный момент.

II . Новый материал.

Учитель. Добрый день.

Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!

Ученик: Гость в Осетии в почете,

Для вас мы двери раскрываем,

И скрипкой звуками вас хвалим!

Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).

Учитель: Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?

Ученики: Ответы учеников .

Ученик 1 . Меня зовут Алан – так звали моих предков.

Ученик 2 . Меня зовут Марат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка — желанный.

Ученик 3 . Меня зовут Ацамаз — это герой осетинского нартского эпоса , сын нарта Ацы , певец и музыкант , обладатель чудесной золотой свирели .

Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?

Ученик 1: Древние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эльбрус или Казбек.

Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени – это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени .

Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .

Научно-историческая справка.

У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.

У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.

Ученик: Ос – Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос – Багатара.

Учитель: Кто может напомнить рождение Сослана?

Ученик: Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).

Учитель: Где и как закалился Сослан?

Ученик: Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.

Расскажи эту легенду.

Учитель: Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?

Ученик: Нарты произошли от Уархага. Уархаг –это древнее-осетинское слово (varka) обозначающее - волк.

Ученик : Нартов также называют детьми волка.

Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?

Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.

Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?

Ученик: Колени.

Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?

Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?

Маленькая справка о Сырдоне.

Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?

Ученик : Кишка.

Учитель: У Ос – Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.

Ученик : Ахиллес –это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.

Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.

Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.

Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.

Ученик : Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.

Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.

Учитель : Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?

3.Сослан ищет того, кто сильнее его.

4. Как Сослан спас Сатану.

5. Сослан и сыновья Тара.

6. Сослан в стране мертвых.

7. Смерть Сослана

Учитель: Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?

Сослан

Словарная работа:

Мысан æхсын – стрелять в мишень.

Ривæд кæнын – дневной отдых скота летом.

Фурд – большая река.

Учитель: Прочитайте начало эпоса?

Ученик читает первую часть.

Учитель: Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?

Ученик : Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.

Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.

Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.

Учитель: Читаем эпос дальше и разбираем.

Ученик читает вторую часть.

Разбираем эту часть.

Ученик читает третью часть.

Разбираем и эту часть.

Учитель: Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.

Учитель: Почему мать великанов не съела Сослана?

Ученик : Потому что Сослан назвал ее матерю.

(– Пусть будет добрым твой день, мать моя,– сказал ей Сослан.)Это этикет.

Учитель: В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?

Ученик зачитывает из книги.

Учитель: Что рассказал великан Сослану?

Ученик рассказывает своими словами.

Учитель : Чему научил великан Сослана?.

Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.

Учитель: Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. « Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .

Ученики высказывают свои мысли.

Учитель: Есть еще такая басня .

Величественный Лесной орех.

Над озером одиноко стоял Лесной орех.

Под ним в низине росли другие деревья.

Эти деревья мало кто замечал.

- Что вы представляете собой? – надменно говорил Лесной орех.

Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:

- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.

Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.

Все дивились красоте Хмеля.

О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.

III . Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос – это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.

Читайте также: