Сослан ищет того кто сильнее его кратко
Обновлено: 04.07.2024
- фантастические великаны,
- мифические великаны,
- исторические гиганты (племена и отдельные рода и семьи).
Я специально использовал два синонима (великаны и гиганты) для разделения, прежде всего, по хронологическому признаку. Т.е. под великанами я подразумеваю более древних и более крупных существ. Еще раз подчеркну: разделение очень условное и не претендующее на какое-либо методологическое обоснование.
Можно предположить, что данный тип уаигов является сильно мифологизированным воспоминанием об очень древних временах, когда на земле жили люди огромного роста. И развитие этого сюжета можно обнаружить в сказаниях, где встречается второй тип уаигов.
Здесь же упоминается и уаиг-пахарь, одноглазый и однорукий, который и спасает Сослана, спрятав у себя во рту. Естественно, это очень гиперболизированный образ уаига. Однако от фантастических великанов он отличается тем, что эти мифические великаны показаны как ведущие такой же образ жизни как и обычные люди. Иногда даже этих великанов привязывают к конкретной местности:
Конечно, такую информацию не следует воспринимать как всерьез описывающую рост древних великанов. Но на мой взгляд, это отраженное в народной памяти воспоминание о тех древнейших временах, когда на земле существовали великаны, чей рост был несравнимо большим (не 2,5 – 3 метра), чем у обычных людей.
Начали нарты общаться с великаном. Вот отрывок из этого диалога:
«– Жалкая у вас участь, если вы живете такой никчемной пищей! Скоро, видно, ваша погибель придет. Огонь у вас есть?
– А как же вы добывали сок земли? Засучил тут великан свой рукав до самого плеча и запустил руку в землю. Выгреб он полную горсть земли и сказал Сослану:
– Теперь тебе не захочется есть целую неделю, – сказал великан. – Только пить будешь время от времени.
Во-первых, можно предположить, что рост этих уаигов был не столь огромен как у мифических великанов. Скорее всего, в среднем он достигал 3 метров. Прямых указаний в эпосе на это нет. Но по косвенным данным, (например, то что нарты сидели с уаигами за одним столом и т.п.), такое предположение мне кажется вполне вероятным. Основная масса уаигов жила довольно далеко от земель нартов. Несколько раз упоминается, что нарты, отправляясь в поход на уаигов, проводили в пути дни, а то и недели.
Вместо послесловия
Например, в сказании небожители одаривают Сослана зерном и домашними животными, земледельческими технологиями. А ведь Сослан относится уже к четвертому поколению нартских героев. И предыдущие поколения имеют и домашний скот, и земледельческую культура, и орудия из металла. Т.е. попытки установления какой-либо научно обоснованной хронологической шкалы на основе эпоса совершенно бесперспективны. Эпос предоставляет нам отдельные крупицы информации о событиях древности, неопределенных во времени, а порой и в пространстве. Однако, такие крупицы бывают порой чрезвычайно интересными.
Это произошло только потому, что в защиту ячменя выступил Уастырджи. Что может означать такая странная фраза, только ли мифическую аллегорию?
«После того как зло нартов – Сырдон – натравил Батрадза на духов земных и небесных, начал с ними Батрадз жестокую войну. Где только ни настигал он их, там уничтожал и калечил. Собрались тут все духи и дауаги и пришли жаловаться Богу:
– Нет нам житья от Хамыцева сына Батрадза! Пошли на него погибель! Или пусть останется он, а нас не станет. А если останемся мы, пусть погибнет он.
– Лети от меня к нартам и спроси их, чем они обижены. Прилетела ласточка, села на молодое деревцо, что росло на нартском нихасе, и защебетала по-хатиагски:
Древний язык, который нарты почти все забыли, является языком Бога? А сам Бог также имеет человеческую природу? Однако, это уже вопрос теологический и упомянул я эти эпизоды лишь для того, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько удивительная информация содержится в древних эпических сказаниях. (А. Жуков)
Цель урока: 1.Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.
Сравнить цикл Сослана с другими легендами
мировой литературы;
2.Обучать учащихся давать характеристику
героям образам;
3. Прививать любовь к нашим славным предкам
Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,
традиции и культуры , которые к нам пришли от них.
Оценить 105 0
Кердикоева Лейла Гивиевна
учитель осетинского языка и литературы,
Научно- методическая разработка урока
Тема урока:
Цель урока: 1.Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.
Сравнить цикл Сослана с другими легендами
мировой литературы;
2.Обучать учащихся давать характеристику
героям образам;
3. Прививать любовь к нашим славным предкам
Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,
традиции и культуры , которые к нам пришли от них.
Х О Д У Р О К А :
Организационный момент.
II. Новый материал.
Учитель.Добрый день.
Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!
Ученик: Гость в Осетии в почете,
Для вас мы двери раскрываем,
И скрипкой звуками вас хвалим!
Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).
Учитель:Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?
Ученики: Ответы учеников.
Ученик 1. Меня зовутАлан – так звали моих предков.
Ученик 2. Меня зовутМарат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка — желанный.
Ученик 3. Меня зовутАцамаз — это герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели.
Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?
Ученик 1: Древние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эльбрус или Казбек.
Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени – это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени.
Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .
Научно-историческая справка.
У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.
У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.
Ученик: Ос – Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос – Багатара.
Учитель:Кто может напомнить рождение Сослана?
Ученик:Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).
Учитель: Где и как закалился Сослан?
Ученик:Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.
Расскажи эту легенду.
Учитель:Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?
Ученик:Нарты произошли от Уархага. Уархаг –это древнее-осетинское слово(varka) обозначающее - волк.
Ученик: Нартов также называют детьми волка.
Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?
Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.
Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?
Ученик: Колени.
Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?
Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?
Маленькая справка о Сырдоне.
Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?
Ученик: Кишка.
Учитель: У Ос – Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.
Ученик: Ахиллес –это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.
Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.
Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.
Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.
Ученик: Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.
Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.
Учитель: Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?
3.Сослан ищет того, кто сильнее его.
4. Как Сослан спас Сатану.
5. Сослан и сыновья Тара.
6. Сослан в стране мертвых.
7. Смерть Сослана
Учитель:Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?
Сослан
Словарная работа:
Мысан æхсын – стрелять в мишень.
Ривæд кæнын – дневной отдых скота летом.
Фурд – большая река.
Учитель:Прочитайте начало эпоса?
Ученик читает первую часть.
Учитель:Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?
Ученик: Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.
Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.
Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.
Учитель:Читаем эпос дальше и разбираем.
Ученик читает вторую часть.
Разбираем эту часть.
Ученик читает третью часть.
Разбираем и эту часть.
Учитель:Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.
Учитель:Почемумать великановне съела Сослана?
Ученик: Потому что Сослан назвал ее матерю.
(– Пусть будет добрым твой день, мать моя,– сказал ей Сослан.)Это этикет.
Учитель:В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?
Ученик зачитывает из книги.
Учитель:Что рассказал великан Сослану?
Ученик рассказывает своими словами.
Учитель: Чему научил великан Сослана?.
Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.
Учитель:Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. «Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .
Ученики высказывают свои мысли.
Учитель: Есть еще такая басня .
Величественный Лесной орех.
Над озером одиноко стоял Лесной орех.
Под ним в низине росли другие деревья.
Эти деревья мало кто замечал.
- Что вы представляете собой? – надменно говорил Лесной орех.
Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:
- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.
Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.
Все дивились красоте Хмеля.
О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.
III . Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос – это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.
Знаете ли Вы о предпринимаемых властью РСО-Алания, а также коммерческими организациями и предпринимателями мерах поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с угрозой распространения коронавируса?
ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ И СЛАБООРГАНИЗОВАННЫХ: Владеешь программами Adobe After Effects, Photoshop, Premiere Pro, Illustrator или же Cinema 4D, 3ds Max, Blender? Тогда мы приглашаем тебя на собеседование, если желаешь работать на телевидении! Опыт разработки и создания графического оформления для видеопроектов или инфографики - обязателен! Решение об официальном трудоустройстве принимается по итогам стажировки. График работы - полная занятость! Свои работы и резюме присыла
ИНФОРМАЦИЯ НЕ ДЛЯ ЛЕНИВЫХ И СЛАБООРГАНИЗОВАННЫХ: Владеешь программами Adobe After Effects, Photoshop, Premiere Pro, Illustrator или же Cinema 4D, 3ds Max, Blender? Тогда мы приглашаем тебя на собеседование, если желаешь работать на телевидении! Опыт разработки и создания графического оформления для видеопроектов или инфографики - обязателен! Решение об официальном трудоустройстве принимается по итогам стажировки. График работы - полная занятость! Свои работы и резюме при
О новых схемах мошенничества, а также о том, как не попасться на удочку преступников поговорили с начальником отделения по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска МВД по Северной Осетии, подполковником полиции Тельманом Бадоевым и следователем отдела по расследованию преступлений в сфере экономики Следственного управления МВД России по г. Владикавказ, младшим лейтенантом юстиции Заурбеком Габараевым.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Кердикоева Лейла Гивиевна
учитель осетинского языка и литературы,
Научно- методическая разработка урока
Тема урока:
Цель урока: 1. Знакомить учащихся с Нартовским эпосом.
Сравнить цикл Сослана с другими легендами
мировой литературы;
2 .Обучать учащихся давать характеристику
героям образам;
3 . Прививать любовь к нашим славным предкам
Нартам, почувствовать гордость от тех обычаев,
традиции и культуры , которые к нам пришли от них.
Х О Д У Р О К А :
Организационный момент.
II . Новый материал.
Учитель. Добрый день.
Сегодня у нас на уроке гости давайте поприветствуем их!
Ученик: Гость в Осетии в почете,
Для вас мы двери раскрываем,
И скрипкой звуками вас хвалим!
Ученик играет на скрипке. (2-3минуты).
Учитель: Скажите, пожалуйста, мальчики как вас зовут и почему вас так назвали?
Ученики: Ответы учеников .
Ученик 1 . Меня зовут Алан – так звали моих предков.
Ученик 2 . Меня зовут Марат - это человек, обладающий большой силой воли и изобретательностью. Толкование имени с арабского языка — желанный.
Ученик 3 . Меня зовут Ацамаз — это герой осетинского нартского эпоса , сын нарта Ацы , певец и музыкант , обладатель чудесной золотой свирели .
Учитель: Ребята, а какие имена давали раньше? И сейчас?
Ученик 1: Древние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эльбрус или Казбек.
Учитель: Каждое имя имеет свое значение и несет на себе определенную смысловую нагрузку. В Осетии быть достойным своего имени – это еще одна традиция. Имя призывает к ответственности. Отражается на внутренней культуре и ощущениях человека. Одним словом, каждый должен быть достоин своего имени .
Вы рассказали о значении своих имен, но нам конечно интересно, что означает имя Сослан .
Научно-историческая справка.
У Тамерлана Гуриева - Сослан Царазон Цезарь.
У Осетин имя Сослан появилось в XII веке (Давид-Сослан). История знает двух Сосланов - Ос-Багатаров. Один из них жил в V веке, а другой в XIV веке.
Ученик: Ос – Багатар (осетинский герой ), так грузины называли в XIII-XIV веках предводителя алан , который мужественно сражался против татаро-монгольского ига. В войне с Грузией он завоевал город Гори и украл дочь грузинского царя, затем грузинский царь обманным путем убил Ос – Багатара.
Учитель: Кто может напомнить рождение Сослана?
Ученик: Сослан родился из камня. Это связанно с солнцем. Ещё он женился на дочери солнца . Во многих сказаниях Сослан побеждает до обеда потому, что тогда солнце бывает в зените и дает ему силы (покровительтствует Сослану).
Учитель: Где и как закалился Сослан?
Ученик: Сослан закалился в молоке волка. У Куырдалагона.
Расскажи эту легенду.
Учитель: Почему Сослан закалился в молоке волка? Какое отношение волк имеет к нартам?
Ученик: Нарты произошли от Уархага. Уархаг –это древнее-осетинское слово (varka) обозначающее - волк.
Ученик : Нартов также называют детьми волка.
Учитель: Рассмотрим зарубежную историю, связан ли там волк с человеком?
Ученик: В истории Рима, мы читаем: Рим произошел от Рома и Ромула, они являются детьми вскормленными волком.
Учитель : Однако у такого героя как Сослан всегда бывает уязвимое место. В каком месте было уязвимое место у Сослана?
Ученик: Колени.
Учитель: Кто может рассказать эту легенду? Почему Сырдон поспорил с Сосланом?
Учитель: В цикле Сослана Сырдон и Сослан идут рядом. Из-за Сырдона Сослан попадает в разные ситуации. Кто такой Сырдон?
Маленькая справка о Сырдоне.
Учитель: У многих эпических героев мы встречаем уязвимые места. Скажем нарт Батраз тоже закалился у Куырдалагона, но у него мы знаем уязвимое место. Где?
Ученик : Кишка.
Учитель: У Ос – Багатара уязвимое место под мышкой. А в греческой мифологии, где было уязвимое место у героя Ахиллеса.
Ученик : Ахиллес –это знаменитый древнегреческий герой, сын Пелея и Фетиды. Чтобы сын был неуязвимым Фетида искупала его в реке Стикс. Фетида держала Ахиллеса за пятку и поэтому пятка осталась не закаленной.
Учитель: У Сослана есть шуба, сшитая из снятых в бою скальпов.
Это шуба помогает Сослану в трудную минуту.
Одиссей попал в Трою со своими друзьями только одев шкуру коня.
Ученик : Геракл, победив Немейского льва, больше не расставался с его шкурой.
Учитель: Мы знаем, что когда Сослан был в стране мертвых и видел там много интересного. Это присуще героям эпоса. Так, в стране мертвых побывали: Одиссей, Геракл и Орфей.
Учитель : Напомните какие вы знаете легенды о Сослане?
3.Сослан ищет того, кто сильнее его.
4. Как Сослан спас Сатану.
5. Сослан и сыновья Тара.
6. Сослан в стране мертвых.
7. Смерть Сослана
Учитель: Какие качества вы выделили в этих эпосах у Сослана?
Сослан
Словарная работа:
Мысан æхсын – стрелять в мишень.
Ривæд кæнын – дневной отдых скота летом.
Фурд – большая река.
Учитель: Прочитайте начало эпоса?
Ученик читает первую часть.
Учитель: Что вы поняли? Что из себя представляет танец симд? Какое значение имел этот танец раньше и сегодня?
Ученик : Симд - это самый древний танец у осетин. Симд - это наивысшая ступень осетинской хореографии.
Симд - это излюбленный танец нартов.Симд - это мидитационный танец, его танцевали перед боем, также чтобы показать свое мастерство, ловкость, быстроту.
Учитель: Лучше всего искусством танцевать симд владел Сослан. «Как вскочил Сослан на стол и пошел перескакивать со стола на стол! Волчком кружился он по самому краю столов и ни одного куска хлеба не задел, ни одной чаши не пролил. Потом подняли все пирующие свои мечи и кинжалы остриями вверх, и начал Сослан плясать невиданный танец на остриях мечей и кинжалов. С такой быстротой вертелся он, с какой колеса мельницы кружатся в бурном потоке.
Учитель: Читаем эпос дальше и разбираем.
Ученик читает вторую часть.
Разбираем эту часть.
Ученик читает третью часть.
Разбираем и эту часть.
Учитель: Какие игры вы знаете у Сослана? В каком эпосе они описаны? Там где Сослан не мог победить силой, там действовал хитростью.
Учитель: Почему мать великанов не съела Сослана?
Ученик : Потому что Сослан назвал ее матерю.
(– Пусть будет добрым твой день, мать моя,– сказал ей Сослан.)Это этикет.
Учитель: В Осетии большое значение прдают эткету приветствия . Доброе воспитанное слово понимают и великаны. Мать великанов не разрешает съесть Сослана так, как он у них в гостях. Как обратился Сослан к великану?
Ученик зачитывает из книги.
Учитель: Что рассказал великан Сослану?
Ученик рассказывает своими словами.
Учитель : Чему научил великан Сослана?.
Ученик : Никогда не ищите силы сильнее своей. Никогда не говори больше, что нет на свете человека сильнее тебя.
Учитель: Вернемся к теме и эпиграфу нашего урока. « Есть много более сильных, чем сильный. (осет) И силу надо использовать с умом .
Ученики высказывают свои мысли.
Учитель: Есть еще такая басня .
Величественный Лесной орех.
Над озером одиноко стоял Лесной орех.
Под ним в низине росли другие деревья.
Эти деревья мало кто замечал.
- Что вы представляете собой? – надменно говорил Лесной орех.
Однажды весной обратился к Лесному ореху Хмель:
- Разреши мне, пожалуйста, встать возле тебя.
Летом хмель обвернулся вокруг Лесного ореха. Хмель так окутала Лесной орех, что его уже не было видно.
Все дивились красоте Хмеля.
О Лесном орехе никто уже и не вспомнил.
III . Выводы. Сегодня мы рассмотрели цикл Сослана. Мы должны сделать такой вывод: Нартский эпос – это часть мирововой литературы. Быть может даже начало и основа мировой литературы.
Читайте также:
- Анализ стихотворения встреча кратко
- Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части кратко
- Виды речевой деятельности в английском языке в начальной школе
- Запишите свои примеры в качестве иллюстраций к правилам таблицы помните что выбор сказуемого кратко
- Какие зерновые культуры имеют наибольшее значение в растениеводстве страны кратко