Виды речевой деятельности в английском языке в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Лецких Людмила Арнольдовна , 30.09.2020

Содержимое разработки

27.Продуктивные особенности речевой деятельности обучения ИЯ в начальной школе.

1.Почерк, начертание знаков письма, каллиграфия. Этот навык состоит из способности продуцирования букв в соответствии с эталоном написания и их распознавания.

2. Орфография – правильное перекодирование звуков речи в адекватные знаки письма.

3.Лексические, грамматические и пунктуационные – навык автоматического руководства правилами написания слов и предложений.

4. Композиция – составление связных между собой предложений, текстов. Письменная речь отличается плотностью информации, изолированностью, более четкой структурной организацией, нормативностью языка, длительностью формирования навыков.

Основным механизмом письменной речи является составление внутреннего плана будущего текста с учетом коммуникативной задачи и особенностей адресата. Необходимо еще заметить то, что несколько лет назад введено понятие непродуктивной письменной речи. Здесь имеется в виду, что воспроизведенный по памяти текст из учебного сборника не может считаться хорошим ответом на задание, в котором нужно выразить свое мнение по какой-то предложенной проблеме. Именно от возможности самостоятельно рассуждать и говорить на ИЯ зависит оценка использования продуктивных форм речевой деятельности. Если ранее владение ИЯ оценивалось по количеству сделанных или не сделанных грамматических, лексических и других ошибок, то в настоящее время оценивается прежде всего, содержательная сторона речи. Другое дело, что содержание не существует без формы – без грамматических форм и конструкций, без звуков и интонационного оформления высказывания. Поэтому организация письменного или устного высказывания – это второй аспект, который оценивается в процессе обучения ИЯ в начальной школе. Т.о., устная речь и диалог оцениваются по уровню взаимодействия с собеседником и его языкового оформления.

Исходя именно из этого и с учетом продуктивных форм речевой деятельности, методисты формируют большинство современных УМК ИЯ для начальной школы. Для того чтобы учащийся справился с заданиями, надо последовательно работать над предметным содержанием речи и давать возможность учащимся освоить все те темы, которые содержательно понадобятся ему для продуктивного общения на иностранном языке.

1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.

2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

5. Список использованной литературы.

ВложениеРазмер
Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения. 38.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Запрудненская средняя общеобразовательная школа №1

ОРГАНИЗАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Талдомского района Московской области,

  1. Роль иностранного языка в развитии личности учащихся.
  2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
  3. Организация и активизация видов речевой деятельности на уроках английского языка на начальном этапе обучения:
  • Слушание,
  • Говорение,
  • Чтение,
  • Письмо.
  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.

Сегодня в современном мире мы все чаще сталкиваемся с тем, что знание английского языка становится жизненной необходимостью не только для взрослых, но и для детей. Знание помимо родного языка еще и иностранного языка позволяет расширить кругозор ребенка, тем самым способствуя гармоничному развитию личности. Иностранный язык способствует развитию мыслительных процессов. Синтаксические конструкции и грамматика развивают способности к анализу и синтезу, запоминание лексических единиц – оперативную память, изучение не только отдельных слов, но и контекста в целом – языковую догадку, сообразительность и внимание. Язык учит ребенка мыслить логически, а также выбирать правильный вариант из множества значений каждого отдельно взятого слова. Иностранный язык способствует развитию коммуникативных способностей, а также устранению психологических барьеров. Ребёнок посредством изучения языка (через диалоги, сценки, монологические высказывания) становится более общительным (а значит, и более успешным в будущем).

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
  • говорение (устное выражение мысли),
  • чтение (восприятие и понимание чужой записанной речи).
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли),

Аудирование является важным компонентом речевой деятельности. В течении всего урока дети слышат поток речевых фраз классного обихода, приказаний, распоряжений, заданий (Good morning!, Hello!, Good-bye, Stand up, Sit down; Look and find, Read, Copy и др.) при этом я использую наглядность, жесты, повторы.

Перед выполнением упражнений на аудирование я даю опережающие задания, будь то повторение за диктором, пересказ текста или ответы на вопросы к данному тексту. Эффективность восприятия увеличивается. Задача учителя иностраного языка - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течении всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого.

На первом же уроке учащимся представляется возможность распознать английскую речь на пленке и отличить ее от немецкой и французской.

— No problem. Let’s go to the café or a restaurant.

— I’m going to order a cheeseburger and a glass of diet coke.

— And I’ll have a chocolate biscuit and a cup of coffee.

— Hallo, Ute. Bist du schon gelandet?

— Ja, schon vor einer halben Stunde. Ich steh' immer noch an der Gep äckausgabe. Alle haben schon ihr Gepäck, nur mein Koffer ist nicht da.

— So ein Pech! Vielleicht musst du jemandem Bescheid sagen?

— Ja, das mache ich.

— Na dann bis gleich.

— Pardon, madame! Où est le comptoir d’enregistrement, s’il vous plaît?

— Allez tout droit et puis à gauche.

— Voilà mon billet.

— Votre avion part à huit heures. Porte d’embarquement numéro 5.

Это упражнение позволяет учащимся вспомнить, если они когда-либо слышали английскую речь (например в мультфильмах или детских передачах на английском языке (Funny English), распознать слова схожие по звучанию в английском и русском языках, такие как: кофе, чизбургер, шоколад, кафе и др.

Далее вводятся буквы, звуки и лексика английского языка, которые учащиеся слышат на пленке и от учителя. Перед прослушиванием я даю ребятам возможность посмотреть на новую букву, звук или слово, найти сходство с буквой или словом в русском языке, например буква Аа в английском языке и буква Аа в русском, слово flag в английском языке и слово флаг в русском (здесь также используется наглядный материал – буквы, слова, составленные из букв, на доске). После этого учащиеся слушают как произносятся новые буквы, звуки и слова на пленке, затем повторяют за персонажем учебника Вороном Седриком, и при необходимости еще раз за учителем как хором, так и по одному, т.к. многие английские звуки не похожи на русские и требуют больше времени на отработку. Здесь начинается следующий, неразрывно связанный с аудированием, вид речевой деятельности – говорение. Но слушание на этом не прекращается, а становится более разнообразным. Учащиеся, закончив изучение алфавита и ознакомившись с начальным уровнем лексики английского языка, а также некоторыми правилами чтения английских слов, слушают песни, рассказы, выполняют различные задания на слух, такие как: записать буквы под диктовку, записать слова, предложения на слух, отметить галочкой нужные предложения в тетради, прослушав текст. Такие упражнения ребята слушают не менее 2 раз и с каждым разом им нужно все меньше времени на понимание английской речи на слух (при выполнении большинства таких упражнений я стараюсь увидеть насколько ученики поняли содержание упражнения, зачитанного на пленке, оценить правильность выполнения упражнений, и представляю им возможность выполнить часть упражнения на доске по одному).

На следующем этапе обучения аудированию учащимся представляется возможность отвечать на вопросы, заданные диктором, согласиться или не согласиться с утверждениями диктора или героев учебника, а также петь песни и слушать озвученные комиксы и сказки. Здесь при выполнении таких упражнений я также применяю схемы работы, такие как: T-Ps, T-P1,P2,P3. Также учащимся представляется возможность просмотреть видео запись комиксов и песен и выполнить аналогичные упражнения. Просмотр видео осуществляется после закрепления и оценки пройденной темы, поэтому здесь я подключаю учащихся всей группы (класса), например: они исполняют уже известную им песню вместе с персонажами, хором отвечают на вопросы и т.д.

В современном мире изучение английского языка становится более легким, т.к. 80% материала учебников записаны на пленку, что позволяет учащимся вспомнить, например, как читаются те или иные слова и отработать их дома еще раз, а также изучить некоторый материал самостоятельно дома, например, если ребенок болел и отсутствовал на уроке.

В конце 3 года обучения английскому языку учащиеся могут понимать на слух иноязычную речь, предъявляемую учителем или в звукозаписи в естественном темпе в рамках предложенных им учебных ситуаций.

Такой вид речевой деятельности, как говорение на английском языке, начинается с первых уроков английского языка, когда учащиеся начинают изучать буквы и звуки и повторяют их за диктором на пленке и за учителем. Также на первых уроках ребята учатся здороваться и прощаться друг с другом и с учителем. В первую очередь здесь необходимо выучить такие фразы, как: Good morning, Hello и Good-bye, Stand up Sit и down. Я отрабатываю эти выражения на первом и последующих уроках путем повтора.

Так начинает формироваться диалогическая и монологическая речь на английском языке.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением младшие школьники учатся:

• вести диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие; знакомиться, представляться самому и представлять друга; прощаться; поздравлять и благодарить за поздравление; выражать благодарность в процессе совместной деятельности; извиняться; предлагать что-то, поблагодарить / вежливо отказаться;

• вести диалог-расспрос, используя вопросы: кто? что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?;

• вести диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться / отказаться выполнить просьбу; согласиться / не согласиться на предложение партнера; попросить о помощи и предложить свою помощь, попросить разрешения.

При овладении монологической речью дети учатся:

• описывать картинку, фотографию, рисунок на заданную тему;

• описывать животное, предмет, указывая название, качество, размер, количество, принадлежность, место расположения;

При овладении монологической речью дети также учатся

  • передавать содержание прочитанного / услышанного текста с опорой на иллюстрацию, ключевые слова, план, вопросы к тексту;

• воспроизводить выученные стихи, песни, рифмовки.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны уметь вести несложную беседу с речевым партнером, используя речевые клише; уметь говорить (монологическое высказывание) по изученной учебной ситуации.

Обучение чтению фактически начинается с первых четырех уроков, когда учащиеся знакомятся с первыми буквами английского алфавита, запоминают их название, осознают тот факт, что одна и та же буква может обозначать разные звуки. Знакомство с буквами и буквосочетаниями английского языка происходит на протяжении всего первого года обучения.

Также на первом этапе происходит установление графемно-фонемных соответствий, в ходе которых учащиеся знакомятся с написанием букв и транс-крипционных знаков. Необходимость овладения транскрипцией обусловлена расхождением между написанием и произношением в английском языке.

Сформировав необходимый уровень техники чтения и заложив основы орфографических навыков на самом первом этапе обучения, в дальнейшем можно эффективно использовать чтение как средство формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений.

От чтения гласных в разных типах слогов в изолированных словах учащиеся переходят к чтению словосочетаний, простых предложений и мини-текстов. Здесь же изучаются правила чтения различных буквосочетаний. При этом я использую наглядный материал и при необходимости аудиозапись, а также после изучения нового буквосочетания незнакомые учащимся слова по данным правилам чтения. Это позволяет им применить имеющиеся у них знания на практике, а мне – проконтролировать правильность чтения буквосочетаний.

На следующем этапе обучения чтению учащимся предлагаются короткие тексты и диалоги, цель которых не только отработать навыки чтения, но и привить к нему интерес. Тексты и диалоги построены в основном на знакомом языковом материале, что в значительной степени облегчает процесс чтения.

Одни тексты дети читают вслух для отработки навыков произношения и интонации, другие – про себя с целью извлечения информации. Главная цель чтения в разделе Spotlight on English-speaking countries заключается в знакомстве с культурой другой страны и воспитании к ней уважения и толерантности. Тексты этого раздела содержат значительное количество рецептивной лексики, и учащиеся должны научиться игнорировать новые слова, не бояться их и понимать, что главная задача – получить информацию, которая запрашивается в задании. Тексты в разделе Spotlight on Russia имеют другую цель: учащиеся должны научиться не только понять содержание текста, но и научиться рассказывать о жизни в нашей стране. Сказки и комиксы помогают у учащихся развивать интерес к книгам. Эти тексты записаны на аудио- и видеокассеты, что упрощает процесс чтения таких текстов дома.

Также продолжается работа над правилами чтения. Работе над правилами чтения предшествует прослушивание скороговорок, содержащих изучаемые буквы. Данные скороговорки являются хорошей основой для отработки произношения, тем более, что учащиеся могут тренироваться в их произношении дома, т.к. они записаны на диск. После работы над скороговорками учащимся предлагается упражнение, в котором они вписывают слова в нужные колонки в соответствии с правилами чтения. Слова не являются новыми и входят в список активной лексики. Таким образом, происходит плавный переход от “whole-word reading” к чтению по правилам любых незнакомых слов.

Работая с текстами, я стараюсь разнообразить виды работы, используя не только данные к текстам упражнения, но и - задать вопросы к тексту, высказать свое мнение о предложенной теме, постараться объяснить незнакомые слова и др.

При чтении стихов и песен я прошу ребят не только перевести текст песни, но и сделать это в рифму, составляя стихотворение на основе данного материала.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны понимать и читать короткие тексты, построенные на преимущественно знакомом языковом материале, с небольшим количеством незнакомых слов; ознакомиться со страноведческим материалом, предложенным в учебнике.

Письмо – сложное речевое умение, оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Оно помогает прочному усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи.

Такой вид речевой деятельности, как письмо при изучении английского языка начинается с того момента, когда учащимся даются буквы английского алфавита. На этом этапе обучение письму не возникает много трудностей, т.к. некоторые буквы английского алфавита похожи на русские, и кроме того написание букв производится полупечатным шрифтом. При написании новых букв я использую наглядность, а также пишу на доске буквы и проверяю правильность их написания в тетрадях.

На следующем этапе на основе умения писать буквы выполняются письменные задания: списать слова и словосочетания, простые предложения; восстановить слова, вставляя недостающие буквы, уточнить написание слова по словарю, написать рассказ по данному в упражнении, составить диалог.

На своих уроках я использую этот вид деятельности во всех классах. Как и в остальных видах речевой деятельности провожу контроль за умением ,например, написать буквы, слова, предложения, небольшой рассказ.

К концу 3 года обучения английскому языку учащиеся должны овладеть техникой письма, т.е. правописанием слов, усвоенных в устной речи, уметь списывать текст, а также выписывать из него незнакомые слова и словосочетания, уметь вести словарик новых слов.

Английский язык играет огромную роль в современном мире, как средство общения в первую очередь. Его учат все и повсеместно: в школах, университетах, на курсах. Именно английский язык является ключом к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Мы напряженно работаем, ищем более эффективные формы и приемы обучения школьников. Нам удается активизировать речевую деятельность учащихся, а так же научить понимать иноязычную речь, говорить в пределах программных требований, читать на иностранном языке. Необходимо постоянно анализировать свои успехи и, главное, неудачи, постоянно стремиться к осознанию опыта, к совершенствованию методики.


Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

Именно перечисленные четыре навыка включаются в программы мировых экзаменов по английскому языку и других иностранных языков. IELTS и TOEFL состоят из четырех соответствующих частей: аудирования, говорения, чтения и письма.

Процесс овладения навыками речи

Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять. Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. Согласитесь, что после нескольких лет чтения английских текстов и изучения словарей заговорить будет сложно.

Если вы начинаете учить иностранный язык, сначала займитесь аудированием, повторяйте услышанное и тренируйте говорение, потом переходите к чтению и письму. И только если вы уже владеете английским языком на уровне от Intermediate, то при желании уже можно расставить приоритеты и заниматься тем, что для ваших целей важнее.

Аудирование

Аудирование или Listening – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком.

Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.


Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в сериале – и он ничего не понимает.

Вот несколько ресурсов для тренировки аудирования на английском языке:

Говорение

Говорение или Speaking – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.

Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это будет хорошим подспорьем при изучении языка, но на навыке говорения не скажется. Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас. Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.


Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц. Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания. Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

Чтение

Чтение или Reading – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать. Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса. Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.


Подберите тексты для чтения на одном из этих ресурсов:

Письмо

Письмо или Writing – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка. Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.


Письменную речь можно тренировать с помощью заданий из учебников, написания эссе на свободную тему или письменного общения с другими людьми. Если раньше для этого находили друзей по переписке из других стран, то сейчас можно участвовать в языковых чатах и социальных сетях. Например, в Facebook есть специальные группы для изучения английского языка.

Для переписки на английском языке можно воспользоваться такими сообществами, чатами и приложениями как:

Читайте также: