Почему птицы летают эксперимент доу

Обновлено: 05.07.2024

проектная деятельность с детьми дошкольного возраста цель: Уточнить представление детей о знакомых птицах (воробьи, голуби, вороны, синицы и др.). Дать представление , о том ,что тело птиц покрыто лёгкими перьями – они помогают летать. Познакомить детей со строением и функциями крыла.

Содержимое публикации

Основной вид деятельности : познавательно - исследовательский

Продукт деятельности : фото выставка

Форма: проект

Длительность: 30-35мин.

Уточнить представление детей о знакомых птицах (воробьи, голуби, вороны, синицы и др.).

Дать представление , о том ,что тело птиц покрыто лёгкими перьями – они помогают летать.

Познакомить детей со строением и функциями крыла.

Образовательные.

Учить детей давать полный и правильный ответ. Способствовать формированию развернутого связного вы­сказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие.

Обеспечивать развитие познавательной деятельности. Развивать выразительность речи, зрительную память, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные.

Развивать эмоции, внимание. Учить детей использовать ранее полученные знания.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Предварительная работа: целевая прогулка, наблюдение за птицами. Взлет, полет и приземление птиц.

Материалы, оборудование: изображения всех знакомых птиц, птичьи перья на каждого ребёнка, бумажный голубь (изготовленные методом оригами ), схематическое изображение птицы, чучело птицы, покрытое перьями, листы бумаги.

Алгоритм образовательной деятельности

Наблюдение на прогулке за взлётом, полётом и приземлением птиц.

Привлечь внимание детей на движение крыльев птицы

Педагог предлагает ребятам сесть на стулья перед доской

- Сегодня мы поговорим о птицах. Но для начала я загадаю вам загадки, что бы вы вспомнили некоторых из них.

Педагог читает загадки, когда дети отгадывают птицу, он вывешивает картинку с её изображением на доску.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

К зернышкам прыг!

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал.
(Голубь)

Молодцы ребята, все загадки отгадали правильно.

Создать эмоциональный фон.

Пробудить мыслительную деятельность детей.

Беседа с опорой на картинки и модель (чучело)птицы

- А давайте вспомним, какие части тела есть у птицы?

(Голова, туловище, лапки, крылья, хвост)

- Давайте рассмотрим какая форма туловища птиц?

- Какие крылья? (большие, массивные)

- Какие лапки по сравнению с крыльями? (маленькие)

- Как птицы передвигаются? (летают)

- А какая часть тела помогает им летать?(крылья)

- Правильно, птицы летают при помощи крыльев.

- Чем покрыто туловище птицы? (перьями)

Детям предлагается рассмотреть маховые перья, с крыла птицы.

- Какое перо? (плотное, гладкое, легкое)

- Какая середина пера (ось)? (тонкая, пустая)

-Птицы могут летать по воздуху?

-Где же этот воздух?(Он вокруг нас, в комнате, и на улице.)

- Его совсем невидно, незаметно! Пощупайте его, потрогайте его (делает трогающие движения руками) – совсем ничего нет. Давайте сделаем ветерок и почувствуем воздух (обмахивает рукой лицо, детей просит сделать то же самое). Вот какой ветерок, вот какой воздух вокруг нас лёгкий, мягкий, совсем незаметный!

- Считаем все: “Раз, два, три. Птица лети”. (Подняли крылья, расправили, машем и летим по ковру) .

- Устали, прижмите крылышки, присядьте и поклюйте зёрнышки. (Игра повторяется) .

“Раз, два, три – ребёнок иди”. Все дети садятся на места.

- А теперь я покажу вам, с помощью листа бумаги как летают птицы.

Педагог демонстрирует детям, как парирует ровный лист бумаги, и как падает скомканный.

Птицы подобно этому листу летят широко расправляя крылья и взмахивая ими, тем самым набирая скорость. Управляют они полетом (поворачивают) при помощи хвоста. При этом поджимают лапки к туловищу, так их тело становится еще более обтекаемым.

Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и рас­ширение словаря.

расширить и углубить знания по развитию познавательной активности детей

Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений

Дать детям представление о полете птицы

- Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили? (о птицах)

- Что они умеют делать? (Летать)

- Что им в этом помогает? (крылья)

- А сейчас давайте мы с вами попробуем сделать птицу, голубя, из бумаги, и поиграем сними.

Цель: Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы, рассуждать; воспитывать любознательность и наблюдательность.

Материал: перо птицы, вата, пуговица, пластмассовые палочки - цельная и полая.

Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?

Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.

Ход эксперимента:

- Ребята, скажите, что будет быстрее падать - кусочек ваты или пуговица. Почему? (пуговица тяжелее ваты).

Птица тоже тяжелее пуговицы, но может летать. Ей помогают крылья. Крыло обладает подъемной силой. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем над крылом. Но кроме этого у птицы есть еще приспособления для полета. Из чего состоят крылья? (кости, перья ). Давайте рассмотрим перья (дети подбрасывают перышко и наблюдают, как оно падает). Дети дают характеристику перьям: они легкие. Почему? Для выяснения этого вопроса проводится следующий опыт: дети рассматривают две пластмассовые палочки: одна цельная, другая полая - сравнивают их, объясняют, почему одна из них легче другой? (потому что пустая внутри).

Так почему перо легкое? (Оно пустое). Давайте проверим эту гипотезу: разрежем стержень пера в районе очина. (Да, оно пустое).

Ребята, а кости у птицы тоже легкие, потому что они тоже пустые.

Дети делают вывод: Птице помогают летать крылья, перья и кости.

Подведение итогов исследования. Самоанализ деятельности каждого ребенка: - Что ты делал во время опыта? О чем ты догадался?

Л. М. Граб. Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136 с.

ВложениеРазмер
eksperement.docx 12.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект эксперимента в старшей группе на тему: "Почему птицы летают?"

Цель: Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы, рассуждать; воспитывать любознательность и наблюдательность.

Материал : перо птицы, вата, пуговица, пластмассовые палочки - цельная и полая.

Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?

Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.

- Ребята, скажите, что будет быстрее падать - кусочек ваты или пуговица. Почему? (пуговица тяжелее ваты).

Птица тоже тяжелее пуговицы, но может летать. Ей помогают крылья. Крыло обладает подъемной силой. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем над крылом. Но кроме этого у птицы есть еще приспособления для полета. Из чего состоят крылья? (кости, перья ). Давайте рассмотрим перья (дети подбрасывают перышко и наблюдают, как оно падает). Дети дают характеристику перьям: они легкие. Почему? Для выяснения этого вопроса проводится следующий опыт: дети рассматривают две пластмассовые палочки: одна цельная, другая полая - сравнивают их, объясняют, почему одна из них легче другой? (потому что пустая внутри).

Так почему перо легкое? (Оно пустое). Давайте проверим эту гипотезу: разрежем стержень пера в районе очина. (Да, оно пустое).

Ребята, а кости у птицы тоже легкие, потому что они тоже пустые.

Дети делают вывод: Птице помогают летать крылья, перья и кости.

Подведение итогов исследования. Самоанализ деятельности каждого ребенка: - Что ты делал во время опыта? О чем ты догадался?

Л. М. Граб. Творческое рассказывание: обучение детей 5 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект эксперимента в старшей группе

Цель: Учить детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; делать выводы, рассуждать; воспитывать любознательность и наблюдательность.

Материал : перо птицы, вата, пуговица, пластмассовые палочки - цельная и полая.

Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?

Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.

Ход эксперимента:

- Ребята, скажите, что будет быстрее падать - кусочек ваты или пуговица. Почему? (пуговица тяжелее ваты).

Птица тоже тяжелее пуговицы, но может летать. Ей помогают крылья. Крыло обладает подъемной силой. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем над крылом. Но кроме этого у птицы есть еще приспособления для полета. Из чего состоят крылья? (кости, перья). Давайте рассмотрим перья (дети подбрасывают перышко и наблюдают, как оно падает). Дети дают характеристику перьям: они легкие. Почему? Для выяснения этого вопроса проводится следующий опыт: дети рассматривают две пластмассовые палочки: одна цельная, другая полая - сравнивают их, объясняют, почему одна из них легче другой? (потому что пустая внутри).

Так почему перо легкое? (Оно пустое). Давайте проверим эту гипотезу: разрежем стержень пера в районе очина. (Да, оно пустое).

Ребята, а кости у птицы тоже легкие, потому что они тоже пустые.

Дети делают вывод: Птице помогают летать крылья, перья и кости.

Подведение итогов исследования. Самоанализ деятельности каждого ребенка: - Что ты делал во время опыта? О чем ты догадался?

Автор: Буркова Надежда Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад №50

Населенный пункт: Удмуртская Республика, г. Воткинск

- учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц;

- находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;

-развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность;

-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

- игровой (игровые упражнения);

-практический ( физкультминутка, проведение опытов).

Совы и ватрушки.

Ой, как много в мире птиц:

Пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,

Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,

Есть колибри, соловьи.

И спасибо шутке!

Молодцы ребята! Вы были очень внимательны!

Воспитатель: А вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

Воспитатель: Какие разные бывают птицы: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах. И все же, как не богат мир птиц, существуют черты, которые объединяют их всех. Что же объединяет всех птиц?

Ответы детей. (Это крылья, перья, клюв и размножение).

Птицы самые быстрые и выносливые. Мне всегда было интересно узнать, почему птицы умеют летать, а люди и животные нет? А вы хотели бы узнать, как это у них получается?

Воспитатель: ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (ответы детей)

Возьмите другой лист и так же осторожно опустите его перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы падают по-разному?

Вывод: Не скомканный лист- широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Как вы думаете, что же птицам помогает лететь?

Воспитатель помогает детям сделать вывод: что широкие, гибкие, сильные крылья поднимают птиц ввысь и несут вперед.

Воспитатель: правильно. Оперение птиц состоит из огромного количества перьев. А все ли перья у птиц одинаковые? Давайте рассмотрим.

Воспитатель предлагает рассмотреть различные виды перьев.

Сравните их, потрогайте. Какие они? Скажите, чем они отличаются?

Дети: Размером, цветом.

Воспитатель: Возьмите маленькое перо, рассмотрите его с помощью лупы. Потрогайте. Какое оно на ощупь?

Стержень тоненький, перо очень мягкое и легкое. Такие перья называются пуховыми. Как вы думаете, для чего нужны птицам такие перья?

Вывод: пуховые перья согревают птиц.

Дети подбрасывают перышко вверх и дуют на него, стараясь подольше удержать в воздухе.

Воспитатель предлагает рассмотреть еще одно перо.

А теперь, возьмите большое перо, рассмотрите его через лупу. Потрогайте. Какое оно на ощупь?

У этого пера толстый стержень. Давайте разрежем его и рассмотрим, что внутри?

Внутри стержня пустота, в пустоте находится воздух. Это для того, чтобы перья были легкими. К стержню прикреплены перышки, потрогайте, они жесткие. Такие крылья называются маховыми, они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно крылья поднимают птицу вверх.

Воспитатель предлагает детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним.

Воспитатель: Занесем свои наблюдения в интеллект- карту.

Воспитатель: Предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо- влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

В гнездышко свое присела.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди,- живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?

Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда. Развешивать кормушки.

Воспитатель: Сегодня мы узнали о строении перьев птиц. Что вам больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вэтом конспекте НОД разработанно занятие по опытно эксперементальной деятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Подготовили : Бутранова Г.Ш.

г. о. Саранск 2018

Программное содержание:

Цель: узнать, почему птицы могут летать?

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Воспитатель читает стихотворение:

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками, хлебом пшеном.

Воспитатель: Каких птиц вы видите зимой около своего дома? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, чем сегодня необычна наша группа?

Воспитатель: Интересно, а как птицам удается летать? (Ответы детей)

Воспитатель: А чтобы узнать, как им это удается, давайте узнаем, что такое воздух?

А что случилось с пакетом? (он раздулся как шарик)

Что сейчас находится в пакете? (воздух)

Какой он? (невидимый)

Когда можно ощутить воздух? (при резких движениях)

Значит, может воздух помогать птицам при взлете? (да, может)

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, только воздух помогает птицам летать?

Ответы детей (птицам помогают летать крылья, строение их тела, хвост)

Воспитатель: - На какие группы делятся птицы? (перелетные, зимующие, кочующие).

Воспитатель: - Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

Воспитатель: - Назовите кочующих и зимующих птиц?(ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, молодцы! (показ плаката)

Воспитатель: Как человек помогает птицам? (подкармливает птиц, вешает кормушки, строит весной скворечники).

Воспитатель: - Чем питаются птицы? (зерном, крошками, ягодами, насекомыми)

Воспитатель: А теперь давайте проведем еще один опыт.

Воспитатель: - Когда птичка летит, что она делает? (Ответы детей: она раскрывает крылья). Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Воспитатель берет лист бумаги, сминает его и бросает смятый лист и не смятый, дети делают тоже самое).

Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень. Воспитатель: - Чем покрыто тело птиц? (Ответы детей: тело птиц покрыто перьями). Воспитатель: - Помогают ли они ей? Давайте убедимся.

Читайте также: