Передача информации 5 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ПРИЁМНИК-ИСТОЧНИК.doc

Выбранный для просмотра документ Передача информации 5 класс_ конспект.doc

Конспект открытого урока

тЕМА УРОКА: ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 45 МИНУТ

Систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущих уроках;

Рассмотреть различные способы передачи информации в человеческом обществе, в животном и растительном мире, в технических устройствах.

Познакомить с понятиями источник, приемник и информационный канал.

Воспитывать интерес к предмету, внимательность, дисциплинированность.

Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся

ОБОРУДОВАНИЕ:

- 2 конверта с заданиями-кроссвордами

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Расставить мебель в кабинете таким образом, чтобы каждая группа (класс поделен на 2 группы по 10-11 человек каждая) сидела за одним столом, и всем ученикам хорошо была видна интерактивная доска.

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Домашнее задание (2 минуты)

3. Актуализация знаний и проверка домашнего задания (5 минут)

4. Изучение новой темы (7 минут)

5. Закрепление изученного материала (10 минут)

7. Продолжение изучения темы (3 минуты)

8. Закрепление изученного материала (7 минут)

9. Итог урока (2 минуты)

10. Подведение итогов урока, выставление оценок (2 минуты)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, представление гостей.

II . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок: п. 1.5, вопросы 1-4 на стр. 23(устно), РТ № 6 на стр. 12

III . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И Проверка домашнего задания:

Учитель: Цель нашего урока познакомиться с процессами передачи информации в природе, в человеческом обществе и в технических устройствах.

Учитель: Для этого мы вспомним:

Какие виды информации вы знаете?

Где эта информация хранится?

- в собственной памяти

- в записных книжках;

Открываем РТ на стр.4 задание №3, которое вы выполняли дома.

Назовите носители информации, которые вы обвели:

IV . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Учитель: Чтобы информация не просто хранилась, а приносила пользу людям, ее надо своевременно передавать.

Как вы друг с другом обмениваетесь информацией?

- пишем письма, записки, общаемся по телефону и т.д.

Как вы её передаете ?

Деятельность людей всегда связана с передачей информации в той или иной форме. Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

На Кавказе и в Греции применяли костровую связь: для предупреждения об опасности (нападение врага) сигнальщики зажигали костры (днем был виден дым, а ночью – огонь).

Развитие письменности породило первое средство дальней связи – почту. Письма стали отправлять с гонцом.

Мореплаватели передавали сигналы от одного корабля другому, используя сигнальные флажки.

Очень богатым на открытия в области связи был 19 век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество изобретений: появляется телеграф, телефон, радио.

Самым замечательным изобретением 20 в. в области связи можно назвать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи.

Но в какое бы время мы не рассматривали (более 2000 лет назад или сегодня) в передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию (источник информации), и тот, кто ее получает (приёмник информации).

Открываем РТ на стр.12 задание №6

Ситуация: Петя читает книгу.

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Игровой момент: Раздается стук в дверь, в кабинет входит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте дети. Вы узнаете меня? Сегодня на почту доставили 2 заказных письма. Вот они (показывает 2 больших конверта, см. Приложение). А знаете от кого они? От самого министра образования и науки: Фурсенко А.А. (передает конверты учащимся).

Учащиеся вскрывают конверты и читают текст письма.

Очень часто, того не осознавая, мы для передачи информации прибегаем к помощи языка жестов:

Встаньте так, как будь-то вы стойкий оловянный солдатик.

Встаньте так, как будь-то вы балерина.

Сядьте так, как будь-то вы Король или Королева.

А теперь покажите, что вы знаете урок и хотите, что бы вас спросили.

Учитель: Что мы с вами сейчас делали?

Учитель: Человек может передавать информацию с помощью речи, с помощью телодвижений, жестов, мимики. Порой мы употребляем жесты по привычке, без особой нужды. Но иногда без жестов нельзя обойтись. Например, существует профессиональный язык жестов у судей спортивных соревнований, у водолазов, жесты дирижера передают информацию музыкантам. Язык жестов используют немые люди.

VII . ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Учитель: В природе, у животных и растений существуют свои способы передачи информации.

Учитель: Может быть, кто-то из вас может привести подобные примеры.

- летучие мыши передают друг другу информацию с помощью ультразвука.

Учитель: Как мы с вами выяснили, и в природе и между людьми, есть много способов передачи информации. Но всегда существует тот, кто передает информацию и тот, кто ее получает. Для этого используются каналы связи (информационные каналы).

VIII . ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: Часто при передаче информации возникают помехи, и тогда информация от источника к приемнику поступает в искаженном виде.

ВложениеРазмер
urok_peredacha_informatsii_5_klass_davletshinrr.doc 82 КБ
zashchita_proekta_240614.ppt 1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Цели данного урока:

  • Закрепить понятие информации.
  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  • Рассказать о языке передачи информации.
  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.

Развивающие : развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.

Воспитательные : развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Данный урок сопровождается презентацией. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.

Раздел программы: Информация вокруг нас

  • Закрепить понятие информации.
  • Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
  • Рассказать о языке передачи информации.
  • Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
  • Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.
  • Источник информации;
  • Информационный канал;
  • Приемник информации

Тип урока: объяснение нового материала.

Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.

Вводная часть . Постановка цели и задачи урока.

Актуализация знаний. (фронтальный опрос)

1 . Носитель информации – это …

- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.

2 . Что служит носителями информации?

Носителями информации служат: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

3 . Какой носитель информации является основным?

Основным носителем информации до настоящего времени остается - бумага

4 . Перечислите свойства бумаги, как носителя информации?

- она значительно дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывается из тряпья и древесины;

- даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

- бумага очень удобна для нанесения на нее знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

3. Объяснение нового материала

Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.

1. Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?

Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:

Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах .

“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.

- Ты что, на рыбалку собрался?

- Да нет, я на рыбалку.

- А я думал, ты на рыбалку…”

Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.

Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. ( Слайд№7)

  1. Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку . ( источник-светофор, приемник-пешеход )
  2. Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик )
  3. Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
  4. Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)

Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.

А может ли быть так, что:

1. Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.

2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.

3. Приведите примеры с взаимным обменом информации.

Разговор по телефону

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.

А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.

Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.

Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.

Например: В русском языке – СОБАКА; в английском – Dog; в немецком – Нund.

Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:

Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.

Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.

Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.

Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 250614 может обозначать:

- расстояние между городами в метрах;

- запись даты “25 июня 2014 года”.

Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других. ( Слайд№6)

В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.

Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.

Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.

Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.

Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь

Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться ..( слайд №8,)

Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Султане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает.. слайд№9

Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.

В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь .(слайд№10)

Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. .(слайд№11)

В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя .(слайд№12) . В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон. .(слайд№13)

В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. .(слайд№14)

Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь. .(слайд№15-17)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

С помощью жестов передайте мне информацию о том:

а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).

б) как вы смотрите вдаль.

в) что вам холодно.

Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.

  1. Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.п.1.5 РТ № 6 стр.12, №9 .(слайд№20)
  2. Рефлексия

Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок.

3. Биты положите в тетрадь.

4. Обведите смайлик (приложение-смайлики), в соответствии с образцом: (слайд№21) Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами тоже положите в тетрадь и передайте мне.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока с использованием ЭОР

Информатика и ИКТ

Тема и номер урока в теме

Босова Л. “Информатика и ИКТ. 5 класс”
Москва, Бином.

Цель урока: сформировать представление об информационном процессе передачи информации.

9. Задачи:

- обучающие :

познакомить со схемой передачи информации;

закрепить у обучающихся полученные знания.

-развивающие :

развивать внимание и логическое мышление;

развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать жизненные ситуации;

развивать творческие способности у обучающихся, пространственное воображение;

-воспитательные :

воспитывать информационную культуру у обучающихся;

воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе, самодисциплину, культуру публичного выступления.

10. Тип урока: урок изучения нового материала.

11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

12. Необходимое техническое оборудование :

средства выхода в Интернет ;

Структура и ход урока :

Таблица 1.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие.

Объявление цели и хода урока.

Подготовка к уроку.

Повторение и актуализация опорных знаний

Работа с классом:
Фронтальный опрос по домашнему заданию:

1.Какие действия с информацией вы знаете? Назовите их.

2.Как человек хранит информацию?

3. Что использует для хранения информации?

4. Объясните своими словами, что такое носители информации. Приведите примеры.

Отвечают на вопросы .

Объяснение нового материала.

Демонстрация видеосюжета

Получению и хранению информации предшествует процесс передача информации.

Посмотрите на экран. Вам предлагается видеосюжет — посмотрите его.

Смотрят видеосюжет
“ Передача информации ”

Беседа после просмотра :
Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации.

Фронтально задаются вопросы:

1. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы или вам передавали информацию?

2. С помощью чего можно передать информацию?

3. Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?
4.Что такое источник информации?

5. Что такое приёмник информации?

Слушают и отвечают на вопросы (допустима помощь учителя)

По указанию учителя зарисовывают в тетрадь схему, делают записи.

Первичное закрепление знаний (пример с разбором)

Демонстрация видеосюжета

Далее ученикам предлагается видеосюжет для анализа. В ключевых моментах просмотр останавливается и задаются вопросы:

1.Информация какого вида участвует в сюжете?

2. Какие объекты являются источниками?

3. Какие нужны условия для передачи информации?

4. Что может помешать передаче информации? Привести к ее потере ?

5. Что является носителем информации каждого вида?

6. Назовите устройства и приспособления, которые обеспечивают передачу данных на большие расстояния.

Слушают и отвечают на вопросы (допустима помощь учителя).
По указанию учителя делают дополнительные записи в тетрадях

Речь учителя – подведение итога:

- Мы рассмотрели информационный процесс передачи информации

- Составные части этого процесса: источник и приемник информации, канал связи.

- Современные технические устройства ускоряют процесс передачи информации.

Постановка домашнего задания

Работа с учебником:

Дополнительно (кто желает)

§3.4 , 3.5 стр.116 – 118 Материал для любознательных (как передавали информацию в прошлом)

Учитель предлагает и руководит выполнением 2-3 упражнений для релаксации зрения, опорно-двигательной системы.

С помощью жестов передайте мне информацию о том, все ли вы поняли на уроке? Спасибо!

Урок окончен, до свидания!

Прощаются , собирают свои вещи.

Приложение к плану урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Классификация и виды информационных процессов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 244 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.04.2018 241
  • DOCX 34 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бондаренко Анна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Техническое оснащение урока

  • компьютер учительский;
  • компьютеры ученические;
  • комплект устройств для подключения к сети Интернет;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Планируемые образовательные результаты

  • получат представление об информационном процессе — передаче информации;
  • ознакомятся со схемой передачи информации;
  • познакомятся с основными определениями по данной тематике (источник, информационный канал, приёмник информации, передача информации в современных системах связи);
  • узнают, как передавали информацию в прошлом;
  • получат представление о средствах передачи информации в современном мире (телеграф, телефон, радиосвязь, телефакс, телевизор, Интернет, электронная почта);
  • получат знания об избирательности восприятия информации; основах правовой культуры в области использования информации;
  • научатся регистрировать бесплатные почтовые ящики, входить в свой почтовый электронный ящик; писать электронные письма и отправлять их по электронной почте; получать электронные письма и отвечать на них.
  • Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.
  • Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ.
  • Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей, основ правовой культуры в области использования информации.
  • Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды; формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность.
  • Формирование алгоритмического мышления – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.).
  • Умение использовать различные средства самоконтроля.
  • Познавательный блок.
  • Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности.
  • Умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.
  • Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач.
  • Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов.
  • Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами.
  • Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач.
  • Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными конкретными нормами.
  • Формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи своих мыслей.
  • Умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм.

Содержание урока

Структура урока

Организационный этап
Приветствие. Формулирование цели урока, его актуализация.

Каждый учащийся получает в качестве раздаточного материала листочки с заданием (Тест 1 (Приложение 2, Приложение 3), Тест2 (Приложение 4), задания практической работы (Приложение 5), информационную карту (Приложение 1), с которой он и будет работать весь урок, а также таблицу результатов (Приложение 7). Карта разбита на элементы в соответствии со структурой урока. Учащиеся смогут контролировать сами время выполнения заданий этапов урока. При групповой работе учатся работать с одноклассниками.
Полученный результат. Активация внимания учащихся.

Проверочный этап

Проверка полученных знаний по ранее пройденным темам.

Учебная ситуация (индивидуальное задание)

Цель: проверка знаний полученных ранее.
Предлагаемые задания предусматривают принцип индивидуальной направленности и градацию по уровням сложности заданий. Со стороны учителя только визуальный контроль.
Уровень: проверка полученных знаний по ранее пройденным темам, умение применять свои знания при выполнении тестов, умение оценивать свою работу.

Полученный результат.

Повторение материала. Самоконтроль. Самооценка.

Этап усвоения новых знаний

Учебная ситуация (групповая работа, индивидуальная работа)

Цель: дать представление об информационном процессе передачи информации. Ознакомить учащихся со схемой передачи информации.

Учитель:
– А теперь вернёмся к презентации и рассмотрим примеры односторонней передачи информации (слайд 8) и примеры взаимного обмена информацией (слайд 9).
– Бывают ситуации, когда при передаче информации один источник и несколько приёмников (слайд 10), а бывает процесс противоположенный источников несколько – приёмник один (слайд 11).
– Очень часто при передаче информации возникают помехи. И тогда информация от источника к приемнику поступает в искаженном виде.

– Как вы думаете, что может происходить с информацией при прохождении канала связи?

Учитель: Давайте посмотрим презентацию (слайд 12), чтобы убедиться правы вы или нет.

Правильные ответы учащихся на вопросы, которые учитель задает классу в ходе объяснения нового материала, а также активная работа учащихся поощряются дополнительными баллами.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какую роль при передаче информации играют кодирующее и декодирующее устройства (слайд 13).

Самостоятельная практическая деятельность (15 мин).

Учащиеся выполняют практическую работу на закрепление изученного материала.

Учащиеся отрабатывают схему Источник – Канал связи – Приемник.

Полученный результат.

Групповая работа. Аналитическая деятельность. (На этапе Обучающей деятельности).
Индивидуальная работа. Самоконтроль. Самооценка. (На этапе практической деятельности).

Этап закрепления новых знаний.

Учебная ситуация (индивидуальное задание)

Предлагаемые задания предусматривают принцип индивидуальной направленности и градацию по уровням сложности заданий. Со стороны учителя только визуальный контроль.
Уровень: проверка знаний по изученной теме, умение применять свои знания при выполнении тестов, умение оценивать свою работу.

1. Выполнение теста №2.
2. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Полученный результат.

Индивидуальная работа. Самоконтроль. Самооценка. Более слабые учащиеся получают возможность повысить свои знания. Более сильные — получают возможность развить свои способности и поднять их выше базового уровня.

Итоговый этап – этап информирования учащихся о домашнем задании

1. Подведение итогов. Подсчет полученных баллов, выставление оценки.

Учитель отмечает работу каждого учащего на уроке.

Учитель: Подсчитайте общее количество баллов, полученных вами за урок. Поставьте себе оценку в соответствии с приведенными критериями оценивания. (Работа с таблицей результатов, Приложение 7).

Учащиеся заканчивают работу с таблицами оценивания результатов (Приложение 7), считают полученные баллы и выставляют итоговую оценку за урок.

2. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники, записываем домашнее задание.

Демонстрация слайда 19.

Домашнее задание: Параграф 6, вопросы и задания стр.44-45, р.т. №6(стр.12), №7(стр.13-14).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока информатики в 5 классе по теме:

Предмет: информатика и ИКТ.

Учитель: Соболева Юлия Владимировна

УМК: Л.Л. Босова

Тема урока: передача информации.

Тип урока: комбинированный.

Триединая цель урока:

Образовательный аспект:

Сформировать представление об информационном процессе передачи информации.

Познакомить со схемой передачи информации.

Закрепить полученные знания при выполнении практических заданий.

Вооружить учащихся умением работы с современной техникой.

Развивающий аспект:

Развить познавательный интерес к предмету, творческую активность учащихся, самоконтроль.

Развить дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Развить навыки работы в текстовом процессоре Microsoft Word.

Воспитательный аспект:

Воспитывать культуру общения, бережного отношения к технике, самостоятельность, умение работать в группе и принимать решения, внимательность, дисциплинированность.

Планируемые результаты:

личностные: развить эмоционально – нравственную отзывчивость, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, владение первичными навыками анализа;

метапредметные:

регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, выделение и осознание того, что уже известно учащимся, предвидеть возможность получения конкретного результата;

познавательные: узнавать, называть, сравнивать и характеризовать объекты окружающей действительности; определять общую цель и пути её достижения, умение самостоятельно находить способ решения проблемы;

коммуникативные: строить монологические и диалогические высказывания; обсуждать и анализировать, умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

предметные: знать схему передачи информации, иметь представление о канале связи между получателем и передающим, знать определения источника информации и приемника; умение работать в текстовом процессоре Microsoft Word с объемными фигурами.

Оборудование:

Интерактивный комплекс Mimio Studio (проектор, интерактивная приставка, маркерная доска).

Ноутбук (для учителя).

Персональные компьютеры 12 шт.

Приложение 2 (вопросы и ключи теста).

Приложение 3. Опорная схема к уроку (раздаточный материал).

Приложение 4. Карточки для групповой работы учащихся (ситуации передачи информации).

Приложение 5. Изображения для выполнения задания по приложению 4.

Приложение 6. Карточки для групповой работы учащихся (заполнить таблицу).

Приложение 7. Карточки для групповой работы учащихся (найти источник, приемник, информационный канал, помехи для конкретной ситуации).

Список литературы:

Босова, Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса [Текст] / Людмила и Анна Босовы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

Босова, Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса [Текст] / Людмила и Анна Босовы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 144 с.

Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие [Текст] / Людмила и Анна Босовы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 320 с.

Читайте также: