Совпадают ли мнения специалистов и родителей о целях пребывания детей с рас в доу

Обновлено: 30.06.2024

Что говорит закон? Могут ли дети с особенностями развития ходить в обычный садик?

Аутизм не является основанием для запрета посещения обычного ДОУ. Министерство образования и науки РФ подчеркивает, что родители ребенка с особенностями развития вправе выбирать форму получения ребенком образования и организации.

Иначе говоря, ребенок с аутизмом может получать образование как в специализированном учреждении или группе, так и в общеобразовательном. Причем закон гласит, что к нему должен быть индивидуальный подход.

У меня в группе было немало детей-аутистов.

И ничего, справлялись. Был ребенок с РАС, который ходил до обеда и только в сопровождении мамы как тьютора (наставника). Был такой же мальчик Денис, мама которого хотела, чтобы ее сын рос среди обычных детей и лучше адаптировался к жизни.

  • От меня как от педагога мама Дениса требовала, чтобы я создавала ему специальные условия.

Родители других детей были недовольны, но вслух никто свое недовольство не высказывал и не настаивал на его исключении. Да, он мешал вести занятие, требовал повышенного внимания, но я тоже никогда не просила его забрать из сада.

Могу сказать, что Денис к подготовительной группе стал получше. Даже стал пытаться что-то говорить, играть вместе с другими детьми.

Есть ли плюсы или минусы для других детей?

Психологи отмечают, что присутствие аутистов в коллективе оказывает положительный эффект на других детей. Дети учатся сочувствовать, сопереживать, быть более терпимыми друг к другу, а не просто потребителями-эгоистами.

Отмечу и минусы. Не все дети-аутисты спокойные, бывают и агрессивные. Некоторые могут укусить или уда@ить. Вот от них порой не знаешь, чего ожидать. У меня как-то был случай, когда девочка с РАС перенервничала на занятии и с криками начала махаться ногами и руками. Задела соседку, та упала и получила шишку.

  • По этой причине в каждом случае требуется тщательная подготовка и индивидуальный подход к планированию обучения.

Последовательность, спокойствие и доброжелательность – такие качества я пожелаю воспитателям и родителям детей с аутизмом. Ребенок-аутист не хуже и не лучше обычных детей, он просто другой. Он особенный. И его необходимо принимать таким, какой он есть.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, может ли ребёнок с РАС посещать обычный коррекционный сад? И может ПМПК обязывать ребёнка посещать специализированный сад? Немного о нашей ситуации. Ребёнку 5,5, дома занимается с дефектологом, посещает секцию футбола, робототехнику. В садике до определенного времени (преподаватель схватил ребёнка за цепочку от крестика и усадил на лавку) ещё посещал ритмику и подвижные игры. У дефектолога, тренеров претензий к ребёнку нет. Об особенностях ребёнка знает только один тренер, остальные даже не догадываются. Из диагнозов конкретного ничего нет. Сколько врачей, столько и мнений. Стоит: синдром Вильямса, поставленный только по внешности, РАС, особенности психоэмоциональнооо развития, ЗПР, ЗПРР, СДВГ. Анализы в норме. Ребёнок не агрессивный, просто у него затруднён контакт с людьми. Не до конца может выражать свои мысли. Поведенческие особенности тоже есть, но повторюсь, кто не знает об особенностях ребёнка, те даже не видят проблем. Просто активный и любознательный мальчик. На учете состоит только у невролога с рождения. Хотелось бы пройти ПМПК, чтобы получить комплексное заключение о своём ребёнке. Но боюсь, что обязуют посещать специализированный детский сад. А для нас это не очень хороший вариант. Заранее спасибо за ответ.

Категория:

Комментарии

Отвечает юрист Анна Басова:

Да, ребенок с ограниченными возможностями развития может посещать обычный детский сад; обязать ребенка посещать специализированный детский сад ПМПК не может.

Следовательно, информация о состоянии здоровья Вашего ребенка не может быть никому предоставлена без Вашего согласия (за исключением указанных в Законе случаев, не относящихся, однако, к рассматриваемой ситуации).

При этом действующим законодательством предусмотрен комплекс мер, предоставляемых обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”), которые, в частности, включают создание специальных условий для таких обучающихся: специальных пособий и материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и так далее.

Согласно п. 17 ст. 2 Закона об образовании, в России существует так называемое инклюзивное образование, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Образовательные программы утверждаются дошкольной образовательной организацией самостоятельно, образуя при этом группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной).

В соответствии с п. 2 Приказа Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082, ПМПК функционирует в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Как было отмечено на официальном сайте Минобрнауки (2016 г), понятие "обучающийся с ОВЗ" определено не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Таким образом, обcледование в психолого-медико-медагогической комиссии осуществляется для получения рекомендаций по присмотру, уходу и индивидуальному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые помогут ему лучше адаптироваться в его окружении.

Иначе говоря, образование, в том числе и дошкольное, детей с особенностями развития может осуществляется как в специализированном, так и в общеобразовательном учреждении (группе); выбор при этом остается за родителями или законными представителями.

Кроме того, п. 3 ст. 55 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” говорит о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Резюмируя вышеизложенное, можно посоветовать пройти ПМПК, на основании заключения которой (в случае необходимости) написать заявление в детский сад, который посещает ребенок, о создании условий для обучения и развития в соответствии с рекомендациями ПМПК без перевода ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение.

Добавлю также, что в настоящее время в заключении ПМПК не указывается конкретная образовательная организация (или даже вид образовательной организации). И в принципе на практике существует вероятность того, что создать необходимые, согласно заключению ПМПК, условия в данном детском саду по каким-то причинам затруднительно или даже невозможно, и в этом случае органы образования могут порекомендовать другой сад. И тогда, хотя в теории родитель имеет полное право требовать создания условий в данном саду, на практике придется выбирать – или переходить в сад, где созданы условия, или мириться с тем, что в данном саду условий пока нет.

Все аутичные дети имеют право и потребность в образовании. С должным вниманием и помощью каждый из них способен раскрыться и познавать мир в данных ему природой пределах. Педагог-психолог Наталия Баринова рассказала об основных особенностях детей с РАС, способах выстраивания взаимодействия с ними и о методе ABA терапии.

Выбор пути образования

Первые шаги по выстраиванию взаимодействия с ребенком с РАС, начинаются с выбора пути образования. Рассмотрим некоторые типы инклюзии.

Общемировая эффективная норма при включении детей с ОВЗ — 10-15 % детей с особыми потребностями от количества учащихся в классе.

Ресурсный класс
Ресурсный класс — это не отдельный класс коррекции, а специальная комната, где дети с РАС и другими нарушениями могут восстановить свои ресурсы, а также заниматься индивидуально и в малой группе, тренируя академические навыки и необходимое учебное поведение.

  • Тьютор осуществляет поддержку двух и более детей;
  • Дети обучаются в малокомплектных классах;
  • Инклюзия через общешкольные мероприятия, уроки физкультуры, изо, музыки и т. д. Обратная инклюзия на переменах и в группах продленного дня;
  • Обучение ведется преимущественно фронтально для всего класса или в маленьких группах.

Выбор эмоций.jpg

На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?

На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.

Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:

Участники образовательного процесса детей с ОВЗ

Элементы АВА

Прикладной анализ поведения (или ПАП, или АВА) — база, на которой в современном мире строится абилитация детей с РАС.

Положительное подкрепление желаемого поведения

Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):

  • Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
  • Частичная физическая помощь;
  • Вербальная (говорим);
  • Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
  • Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
  • Жестовая;
  • Позиционная / По цвету или размеру.
  • насыщение мышечными, суставными и проприоцептивными ощущениями (качели, балансиры, утяжелители, массаж, бег);
  • тактильное (сенсорные коробки, глина, пена, тесто, жвачка для рук);
  • слуховое (тихое место, легкая музыка, наушники);
  • свет (приглушенный, темнота, светящиеся игрушки);
  • орально (грызунки, жвачки).

Посыл от ребенка с РАС

«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.

Актуальность создания особых условий для социализации ребёнка с РАС определяется заметно возросшим за последние десятилетия количеством таких детей, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития.

В то же время в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно. Соответственно, при доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого ребёнка, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.

Немаловажно учитывать, что коррекционное воздействие, начатое раньше 3 лет, оказывает большее позитивное влияние на дальнейшее развитие, нежели, начатое после пяти лет.

В ДОУ компенсирующего вида № 21 дети с РАС в возрасте от 3 до 8 лет интегрированы в разные группы:

— для детей с нарушением речи;

— с нарушением зрения;

— с интеллектуальными нарушениями.

По наблюдениям и результатам динамики развития детей с РАС, находящиеся в группе с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы отмечаем, что адаптация к социальному взаимодействию проходит гораздо лучше и эффективнее. Для ребенка с аутизмом на ранних этапах развития это окружение является менее травмирующим и более комфортным. Эти дети быстрее перенимают навыки поведения и обучения путём подражания своим сверстникам. Изначально, дети с РАС, практически все, находятся на индивидуальной форме обучения, но, постепенно и плавно переходят на обучение в подгруппах, что способствует большей продуктивности в развитии коммуникативных навыков. За три года коррекционной работы некоторые дети начинают не только говорить, рассказывать сказки, но и вести диалог с окружающими, спокойно выступать на утренниках, открытых занятиях. А главное, дети с РАС поступают на обучение в общеобразовательные учреждения (в школу).

Поэтому ведущей целью оказания ранней коррекционно-развивающей помощи для детей с РАС в нашем дошкольном учреждении мы определяем обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей развивающей деятельности (организованной взрослым или свободной), что важно для дальнейшего успешного обучения в школе и построения продуктивных социальных контактов с учетом глубины отклонения в психическом развитии.

В основу коррекционно-развивающей работы с ребёнком с РАС мы заложили следующие задачи:

— развитие способности к коммуникативному взаимодействию ребенка с аутизмом через совместную досуговую и игровую деятельность;

— обучение навыкам самообслуживания;

— научить планировать и проводить свободное время;

— подготовить к школьному обучению с учетом индивидуально-типологических особенностей и психических возможностей.

Отсюда следует, что решение данных задач невозможно без учёта особенностей организации учебного процесса, учитывающие типичные проблемы детей с РАС:

— командный метод работы

— составление индивидуальной образовательной программы

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы необходим предварительный этап.

Содержание работы на предварительном этапе:

1. Когда ребенок с эмоционально-волевыми нарушениями впервые попадает на занятия к дефектологу, зачастую возникает множество проблем, так как такого ребенка иногда невозможно обнять, взять за руку, усадить за стол, на любые вопросы он отвечает эхолалично или не отвечает вовсе, да и не всегда ясно, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь. В группы детей с нарушением интеллекта поступают практически невербальные дети с РАС, которые не идут на контакт, не смотрят в глаза, не включаются в какую-либо совместную деятельность. Они кричат, пытаются убегать, не проявляя интереса к другим детям.

При общении с ребёнком с РАС необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и, желательно, сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.

Чему бы мы не учили ребенка, начинаем всегда с совместных действий, повторяем эти действия большое количество раз. После многократных повторений пробуем совместно-раздельное действие: начинаем вместе, а заканчивает ребенок сам. При этом стараемся придерживаться следующих правил:

указание произносим тогда, когда ребенок смотрит на взрослого;

указание произносим медленно; указание должно быть ясным (используем слова, которые ребенок хорошо понимает);

указание должно быть кратким (то есть состоять из одного — двух предложений);

указание сочетаем с демонстрацией; демонстрируем медленно и с надлежащим преувеличением;

выполняем задание вместе с ребенком. После объяснения и показа берем своими руками его руки и проделываем вместе с ним все действия;

все достижения в овладении навыком поощряем, так как это приятно ребенку.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Специалисты сопровождения должны быть последовательными в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо. Также необходимо учитывать возрастные особенности, следует четко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка – и тогда результат порадует и педагогов, и ребенка.

Также важной задачей педагогического коллектива дошкольного учреждения убедить родителей, что необходима организация пространственно-временной среды, в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков, соблюдение режима дня, а также создание специальных условий для занятий. Ребенок с аутизмом не подражает взрослому, поэтому сформировать у него умение обслуживать себя, потребует от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки

Ребенок учится выполнять небольшие посильные задания без речевой инструкции (мозаика, кубики, рисование). В поле зрения ребенка находится вознаграждение, которое он получит по выполнении задания. Если ребёнок прекращает деятельность, взрослый не подсказывает и не дает никаких речевых указаний. А в случае затруднения помогает ребенку, поддерживает, выполняя задание его рукой. После выполнения задания ребенка поощряют.

Если ребенок постоянно задает стереотипные вопросы, необходимо организовать интересную для него безречевую игру (конструирование, рисование).

В случае кусания, оплевывания других людей используется перерыв: ребенка относят (отводят) в угол и сажают на стул лицом к стене на 10-12 секунд. Педагог молча уходит, не реагируя на крик. Более продолжительный перерыв нецелесообразен, так как ребенок может забыть причину наказания. Затем ребенка возвращают на место и продолжают работу с ним.

Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр сразу им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок строит башню, используя одни и те же кубики и в определённом изначально порядке. Вмешательство со стороны вызывает вспышку гнева.

Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь. Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка.

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы:

— хлопки в ладоши;

— прыжки в определенном ритме;

— проговаривание текстов потешек, стихотворений;

— пение детских песенок.

Сопровождение текста движениями;

– Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Также эффективны коммуникативные игры:

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

Цель: формирование эмоционального контакта с взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

Проектируя программу индивидуального сопровождения ребенка с РАС, интеграция ребенка в общество поможет решить немалое количество сопутствующих проблем. Конечно, если эта работа будет проводиться при взаимодействии всех специалистов сопровождения и родителей. При правильно построенной организации воспитания и обучения, обеспечении условий для социализации, аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику, следует фиксировать малейшие достижения.

Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

ВЫВОД. Решая задачу взаимодействия специалистов ОУ, можно прийти к выводу, что коррекционная работа с детьми с аутизмом направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка, а также поможет наладить связь со сверстниками. Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с РАС становится необучаемой и не приспособленной к жизни. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциалы, одаренность в различных областях знаний.

Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить, добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, и ребёнку с РАС будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться!

Читайте также: