Как правильно провести занятие в детском саду по развитию речи

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Поэтому, задачи развития речи реализуются в программе образовательного учреждения. И включают в себя следующие виды работы:

1. Овладение речью как средством общения. (Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со взрослыми и сверстниками, чтобы их речь была понятна окружающим);

2. Обогащение активного словаря. (Для обогащения словаря создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);

3. Формировании грамматических навыков. (Учить детей изменять слова, соединять их в предложения);

4. Развитие связной, монологической и диалогической речи;

5. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. (Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить и читать стихи);

6. Знакомство с детской литературой. (прививать любовь к чтению);

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Занятия по развитию речи в детском саду должны быть тщательно подготовлены. Для организации занятия необходимо придумать структуру и ход, а также необходимо подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Все материалы должны соответствовать возрастным особенностям умственного и речевого развития детей. Занятия поддерживаются игровыми моментами и красочными материалами. Эмоциональный настрой обеспечивается доверительным отношением между педагогом и детьми.

Структура занятий должна быт четкой. Определяются три этапа:

Организационный помогает настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. В этой части можно предложить вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных упражнений, ритуальные приветствия, упражнения на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива.

Основной состоит из нескольких частей. Введение в тему. Педагог мотивирует детей на включение в предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации, подводит к цели занятия. В этой части используются загадки, различные дидактические игры. Далее решается сама задача. Знакомство с текстом или содержанием сюжетных картин, обучение детей правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Использование наглядности, физкультминутка, словарная работа и т.д

Заключительный этап подразумевает подведение итогов занятия. Педагог вместе с детьми анализирует рассказы детей, обсуждают трудности, с которыми они столкнулись при выполнении заданий. Также необходимо поблагодарить и похвалить всех детей за участие в работе.

При планировании занятия определяются приемы работы. Они могут быть разнообразными по степени сложности.

· Восприятие и описание натуральных предметов и их моделей (игрушки);

· Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, презентации и т.д);

· Словесные приемы (образцы речи педагога, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, словесные дидактические игры, и т.д)

Занятия по развитию речи в разных возрастах имеют свои особенности.

В группе младшего возраста 2-3 года дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать других детей. Сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, игровых, сюрпризных моментов.

В группе младшего возраста 3-4 года продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматически правильной речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. На каждом занятии решается несколько речевых задач.

Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста 5-7 лет повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, словесные игры, специальные упражнения. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные, настольные, мелкие, раздаточные. Меняется роль педагога. Он способствует большей самостоятельности детской речи реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, рассказы в лицах и др.

Занятия приближается к урокам школьного типа. Длительность составляет 30 минут.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие – сопутствующими.

Методика проведения занятий по речевому развитию.

1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач:

• по связной речи,

• по словарной работе.

Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь - описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи - являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.

2. Связная речь. К связной речи относится :

Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.

Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг, разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект - например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.

• по серии сюжетных картин,

• по предметным картинкам,

• из личного опыта.

По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.

Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью. При пересказе проходим следующие этапы:

• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,

• проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).

• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.

3. Словарная работа

При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить, какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.

Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребё нок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)

При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.

4. Грамматический строй речи

В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз - морозный, лист - лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал - забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза - берёзонька, умный - умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)

-Моя груша и т. д.

При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.

Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой - Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.

В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные - согласные, звонкие - глухие, твёрдые - мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.

Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия : например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий - толстый, узкий - широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).

Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей. Современный родитель стоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку,.

Адаптация. Записки из личного опыта

Адаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом Фитбол-гимнастика. Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста. Подвижные игры c фитболом. Фитбол-гимнастика.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятия по ознакомлению с художественной литературой.

В зависимости от применения наглядного материала:

занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии);

занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры);

занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется.

Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков), предложенная А. М. Бородич:

занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

занятия по обобщению и систематизации знаний;

итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

комбинированные занятия (смешанные, объединенные.

Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснован­ным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада.

Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего важно определить его задачи, содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответ­ствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возмож­ностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь раз­вивающий характер. Иногда бывает трудно определить вос­приятие детьми намеченного материала. Поведение детей подсказывает воспитателю, как изменить заранее проду­манный план с учетом их поведения и реакции.

Воспитательный характер занятия (принцип воспиты­вающего обучения). На занятиях решается комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания. Воспитательное влияние на детей обеспечивается содер­жанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми.

Эмоциональный характер занятий. Способность ус­ваивать знания, овладевать навыками и умениями не мо­жет быть развита у маленьких детей путем принуждения. Большое значение имеет их интерес к занятиям, кото­рый поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности мате­риала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечива­ется также доверительными отношениями между воспи­тателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части — вводную, основную и заключитель­ную.

- во вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответству­ющие мотивы предстоящей деятельности с учетом возрас­та;

- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей; - заклю­чительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на заня­тии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обяза­тельные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Оптимальное сочетание коллективного характера обу­чения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуаль­ный подход особенно нужен детям, у которых плохо раз­вита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация заня­тия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (осве­щенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположе­ние демонстрационного и раздаточного наглядного мате­риала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспе­чить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образ­цы речи воспитателя и речь друг друга.

Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.

I часть: вводная

Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:

2 часть: основная

1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.

3. Беседа по содержанию художественного произведения:

уточнить идейное содержание;

дать характеристику литературных героев;

обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;

подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).

Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.

5. Пауза для подготовки детей.

6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.

3 часть: заключительная.

Подводится итог занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.

Структура занятия по рассматриванию картины

1.Вводная часть.

Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.

2.Основная часть

Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.

Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.

1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?

2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..

3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?

4 группа – вопросы из личного опыта детей

5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.

Приемы словарной работы.

3.Заключительная часть

Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.

обобщающий рассказ воспитателя;

чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.

Развитие у детей связной речи

Структура итоговой беседы

1.Вводная часть (3-5 минут)

Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:

показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).

Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.

2.Основная часть (20-25 минут).

Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:

вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);

показ наглядного материала;

приемы словарной работы;

Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.

3.Заключительная часть (2-3 минуты).

Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.

Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.

Занятия по развитию речи в детском саду для детей 5-6 лет

Методическое пособие является результатом опыта работы воспитателей, логопедов, педагогов детского сада

На занятиях используются все традиционные формы организации работы по развитию речи детей. Воспитатель создает проблемные ситуации, ставит перед детьми поисковые вопросы, привлекает детей к самостоятельному поиску решения проблемы, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет детям возможность делать их самим, побуждает обосновать свои суждения, помогает освоить нормы вежливого речевого общения. Предлагаемая серия занятий поддержит активный интерес детей к литературным произведениям, поможет детям научиться осознавать поступки героев, проявлять внимание к литературному языку, понимать средства речевой выразительности.

Желаем творческих успехов!

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе




Логоритмическое занятие

Конспект логоритмического занятия в детском саду в старшей группе "Непослушная Коза"Автор: Валитова Лариса Владимировна Описание: конспект занятия может быть использован для открытого показа педагогами логогрупп, логопедами, а также музыкальными руководителями Цель: развитие речи детей Задачи: - научить правильному звукопроизношению; - развивать ритмический слух детей; - формировать правильное дыхание. Ход занятияДети под музыку входят в зал и встают в круг. Ведущая. Я расскажу одну и.


Читайте также: