Анализ проведения занятия по лепке в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДОУ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Поспелихинского района

Алтайского края

Самоанализ занятия в ДОУ

по художественно-эстетическому развитию (лепка)

Разработал: Пронь Оксана Владимировна

с. Калмыцкие Мысы, 2018

Самоанализ занятия

Занятие по лепке для детей средней группы.

Тип занятия в ДОУ: закрепление ранее полученных знаний.

Цель: Создание условий для закрепления умения детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами.

Для достижения данной цели на занятии решались следующие задачи: обучающая: закреплять умения детей раскатывать, оттягивать, прищипывать, соединять части, прижимая и сглаживая места скрепления;

развивающая: создавать условия для развития мелкой моторики рук, речи, памяти, сообразительности;

воспитывающая: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе; продолжать воспитывать активность, инициативность, бережное отношение к демонстрационному материалу

Значимым, для эффективного проведения занятия по данной теме, является проведение с детьми предварительной работы: наполнение кормушек зерном и наблюдение за птицами во время прогулок.

Место проведения – группа.

Занятие проводилось с группой детей в количестве 24 человека. Дети занимаются лепкой второй год. По результатам диагностики на начало учебного года дети овладели навыками лепки. Поэтому, работа была направлена на закрепление умений, навыков по лепке.

Структура занятия методически выдержана.

Водная часть (организация детей) – 1 минута.

Основная часть (практическая деятельность) – 16 минут.

Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов. Использовались следующие методы и приёмы:

словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов лепки, напоминание, поощрение);

наглядные (показ демонстрационных материалов; слайды; рассматривание детских работ);

игровые (игровая ситуация);

методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).

Этапы занятия взаимосвязаны и плавно переходят один в другой.

Водная часть занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней.

Использование презентации позволило создать соответствующий эмоциональный настрой.

Основная часть занятия это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей. На данном этапе занятия приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Основная часть направлена на:

закрепление навыков лепки, изготовление поделок.

Дети самостоятельно выбирали вид птицы для лепки. Выработан алгоритм деятельности при изготовлении поделки. С интересом, увлеченно лепили птицу по операционной карте. Дети владеют навыками работы с пластилином: размягчают, скатывают шары, овалы, оттягивают, прищипывают, сглаживают. Важный момент, на который было обращено внимание, – это напоминание о правилах безопасности при работе со стекой.

При оформлении поделки обращалось внимание на умение аккуратно создавать форму.

В заключительной части занятия подводится итог и дается оценка результатам деятельности детей. Итог направлен на оценивание детьми своих возможностей. Для активизации анализа детских работ были использованы вопросы о внешнем виде поделки, о способах оформления. Что получилось? Что не получилось? Какие были трудности?

Для обеспечения активности детей, хорошей работоспособности, поддержания интереса на протяжении всего занятия использовалось: мультимедийная презентация. По итогам проведенного занятия, можно сделать следующие выводы:

дети справились с заданием и получили удовлетворение от результата своей деятельности;

дети знают приемы и способы работы с пластилином; дети умеют:

самостоятельно выбирать вид работы; работать с операционной картой;

приводить в порядок рабочее место; оценивать свои работы и работы своих сверстников.

Наблюдая положительные результаты уровня развития детей с помощью лепки, считаю, что данную работу необходимо продолжать.

1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

Тип занятия: итоговый.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Цель: совершенствование знаний о профессии повара, умений и навыков при работе с пластилином, развитие познавательных процессов.

Для достижения данной цели использовались следующие задачи:

Структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам и соответствует возрастным особенностям детей подготовительной к школе группе.

Занятие носит развивающий и закрепляющий характер. Включались упражнения на развитие мыслительной активности: воображения, памяти, внимания и мелкой моторики; на закрепление пройденного материала.

Использовались такие виды деятельности детей, как : Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, творческая активность.

Следуя игровой мотивации, на протяжении занятия поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всего занятия.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.

Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах.

В заключительной части НОД организовали выставку полученных творческих работ, уделили внимание поделки каждого ребенка. При анализе НОД с детьми обсудили, что им понравилось, с чем они справились, какое у них эмоциональное состояние после выполнения задания, над чем еще надо поработать. Протяженность НОД составила 30 минут, во время мы уложились, выполнив все запланированные мероприятия.

В итоге все задачи, поставленные при планировании НОД, были решены, цель достигнута. У каждого ребенка получилось поделка повара. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты рефлексии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

- развивать эстетическое восприятие.

Форма организации: подгрупповая.

Образовательные: закрепить способы лепки (раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней; соединять концы палочки, прижимая их друг к другу, делать веточки, расплющивая пластилин)

Развивающие: развивать у детей интерес к лепке, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей: подгруппа 15 человек.

Этапы Виды детской

деятельности Формы работы Задачи

Коммуникативная беседа создание благоприятного эмоционального фона

2. Введение в тему Коммуникативная Отгадывание загадки активизация мыслительной деятельности детей

3. Создание мотива создание мотивации у детей

4. Совместная деятельность воспитателя и детей

Динамическая пауза (физминутка)

Развитие мелкой моторики

5. Самостоятельная работа детей Продуктивная Практическая (лепка) Закрепить способы лепки (раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней; соединять концы палочки, прижимая их друг к другу, делать веточки, расплющивая пластилин) Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации.

7. Рефлексия подводящий итог

Структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам и соответствует возрастным особенностям детей старшей группы.

Занятие носит развивающий и закрепляющий характер. Включались упражнения на развитие мыслительной активности: воображения, памяти, внимания и мелкой моторики; на закрепление пройденного материала.

Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к занятию, создавались условия для достижения результата. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки.

Следуя игровой мотивации, на протяжении занятия поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всего занятия.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.

Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах.

На занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность занятия, воздушно- тепловой режим, освещение.

Задания были выполнены. Дети старались аккуратно пользоваться пластилином и самостоятельно выполнять работу. Проявили положительное отношение к результату деятельности.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Читайте также: