Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части кратко

Обновлено: 06.07.2024

Калашникова Р.Б. (г.Петрозаводск)
Обряды крестьянского календаря Заонежья, связанные с аграрными процессами (кон. XIX – нач. XX вв.)

Рецензент: н.с. Набокова О.А.

Введение

Данная работа посвящена одной из сторон духовной культуры крестьян Заонежья – обрядам крестьянского календаря, связанным с аграрными процессами. В основе исследования лежат следующие источники:

  1. Обряды, вызывающие урожай – зимний и весенне–летний цикл.
  2. Обряды, сопровождающие получение урожая – летне–осенний цикл, более кратковременный, но значительный в крестьянском быту.

Мы же в своей работе придерживаемся следующей классификации:

  1. Обряды, связанные с началом сельскохозяйственных работ (речь пойдет об обрядах выгона скота и приметах, связанных с севом).
  2. Обряды, связанные с завершением сельскохозяйственных работ (приметы, связанные с сенокосом и обряд жатвы).

Данная работа представляет собой самостоятельное истолкование и систематизацию найденного по теме материала. Не претендуя на глубокие теоретические обобщения, автор попытался по возможности полно представить бытовавшие в Заонежье в конце 19 – начале 20 века (вплоть до колхозного строя) аграрные обряды и обычаи.

Обряд отпуска в Заонежье проводили 23 апреля, в Егорьев день (6 мая по н.с.), хотя скот чаще всего по причине плохой погоды выпускали на подножный корм позже (сначала овец, потом лошадей и коров). Вслед за Егорьевым днем обычно начинались пахота и сев.

В Егорьев день обряд начинался со следующих магических действий:

Из разговора н.с. КФ АН СССР Кузнецовой В.П.:

– Говорят, из ваганов были пастухи?

– Ну были, были. Были свои, были и чужие. А то был швед какой-то. То на Вигове пас, то здесь пас. Так называли шведы, а кто они были, шведы или финны, а только называли шведами (№46, ед.хр.61, с.1).

  1. Обрядово–магические действия, предшествующие обходу скота.
  2. Обход или отпуск скота:
    1. Троекратный обход с соответствующим заговором, с батогом, трубой, огнем, железом и др. предметами
    2. Отпуск скота из ограды через ворота с иконами и сквозь дым костров под особый заговор.

    Воск с закатанной в него шерстью воспринимался как символ собранного вместе дружного стада под надежной защитой. Все ранние рукописные источники говорят об обязательном смешении воска с шерстью, в позднейших свидетельствах упоминание о воске выпадает, его заменяет свеча, очевидно, в какой-то мере символизирующая воск.

    Очерчивание круга железным предметом соответствует мотиву ограждения скота железным тыном. Все заонежские источники говорят и о замках с ключом, которые потом обязательно прячутся:

    Магические функции замка с ключом (а в Заонежье еще использовалась щучья челюсть как своеобразный замок с ключом) заключается с одной стороны. В закреплении проговоренного текста, а с другой – в символическом замыкании тына, горы, пасти зверя и т.д.

    Естественным продолжением обхода служили кострища, между огней которых прогоняется скот. Разведение костров вокруг стада соответствует магическому мотиву обведения стада огненной рекой. Свет, жар и дым костров должен был выгнать из стада ту нечистую силу, которая могла проникнуть в отгороженное место вместе со скотом. Пастух скармливал скотине колобки и пропускал скот в заранее специально построенные ворота (чаще всего из символов рябины, ели, березы, с прикрепленными к ним иконами (обязателен Святой Георгий)) сквозь дым костров под особый заговор.

    После обряда магические предметы прятались пастухом подальше от людских глаз и хранились в тайне в течение всего пастбищного сезона (до Покрова – 1 окт. по ст.ст., 14 октября – по новому).

    16 июня 1926 г. в д. Великая Губа фольклорист Н.П.Колпакова, участница экспедиции ГИИИ, записала целый ритуал отпуска скота, которым пользуются местные жители:

    Тем обряд и кончается. Щука и замок с ключом лежат под камнем до осени. Еще примета: в течение лета пастух не позволяет никому дотрагиваться до своей трубы.

    Все эти старые обряды выполняются сегодня в Великой Губе уже не по всем деревням. Часто бывает и проще: перед первым выгоном скотины на улицу кто–нибудь читает отпуск в доме:

    Святые честные и славные пророки и великие мученики, Василий, Медосий и патриарх Афанасий, сохраните нашу скотинушку по горам, по дворам, за травушку съедаючи, на месте почиваючи, от ветра, от вехоря, от нечистого духа, от зверя лесного и от человека злого. Во имя отца и сына, аминь.

    Экспедиционные материалы 1988 года показывают, что из информаторов никто не помнит обряда пастушеского отпуска. Помнят, как детьми бегали с коровьими колоколами на шее. Далее обязательно следовал молебен, на котором священник кропил скот святой водой. Выгоняли коров вербами, освященными в церкви заранее, в Вербное воскресенье. Часть деревень Заонежья нанимала пастуха, часть предпочитала свободный выпас скота [9] .

    Эти воспоминания свидетельствуют о последних отзвуках пастушеского обряда. Можно предположить, что полностью обряд исчез в 30-е гг., когда происходил слом крестьянского уклада в целом.

    Охранительные обряды, направленные против падежа скота

    Предположительно обряд происходил в 1898 г. в с.Кузаранда.

    Несомненно, что обряд в том виде, который зафиксирован, доживал последние дни. Заонежский вариант охранительного обряда, описанный Н.Матросовым, еще нес в себе основные ритуальные черты: он сохранил элементы опахивания селения и умерщвления животного (см. – 2), доставания деревянного огня (см. – 3), прогон стада через земляные ворота (см. – 4). Но в это же время в других деревнях Заонежья обряд происходил по–другому, все чаще заменяясь на молебен, подчиняясь христианским влияниям. Экспедиция ЛИЛИ 1931г. записала рассказ Ф.В.Чугунова, 1865 г.р., из д.Сельга:

    Языческий смысл обряда исчезает. Коллективное исполнение обряда (для всей общины, для всего стада) уступает место обряду для отдельного хозяина и его скота. Магические формы обряда отмирают, обряд предельно упрощается. Он становится похожим на церковные обряды, приуроченные к Ильину дню (2 авг. по н.стилю) и Макарьеву дню (7 авг. по н. стилю), широко справылявшихся в Заонежье (№10, с.13) [11] .

    Экспедиция ЛИЛИ 1931 г. описывает празднование Макарьева дня в д. Косельга Сенногубского сельсовета (в деревне была часовня св. Макария). До праздника закупали вино, каждый двор резал барана, копил масло (отголосок языческой братчины, которая в 19 веке проводилась в церквах или при церквах):

    Обряды, связанные с севом и сенокосом.

    Каких-либо особых заонежских обрядов, связанных с севом и сенокосом, ни в дореволюционной печати, ни в ответах современных информаторов зафиксировать не удалось. Особую ценность представляют сведения, полученные из дореволюционных корреспонденций Петра Осиповича Коренного, крестьянина, а впоследствии, учителя из деревни Космозеро.

    Сев в Заонежье обычно происходил вслед за выгоном скота в поле.

    По сведениям Аникиной А.А. на Кижах и озимую рожь сеяли позже: со Спасова или с Фролова дня.

    Не имея свидетельств об обряде, мы все-таки можем сообщить несколько магических действий, которые соблюдались заонежанами при сеянии:

    Постепенно из крестьянского сознания уходили последние приметы и магические действия, порывалась связь со святцами.

    Д.Середка, Агапитова И.С., 1901 г.р.: «Мы остались без родителей, ну и я пошла, у нас

    Д. Речка (Шабановская), Толвуйского с/с, Степанова М.П. 1927 г.р.:

    Д.Зубово, д.Ямка, киж.с/с, Костина Е.С., 1914г.р.:

    Больше ни о каких магических действиях и приметах, связанных с сенокосом, узнать не удалось. Никто из информаторов не указал, что начало сенокоса было праздником (см. № 47, с.11-12). Маловероятно, чтобы при тадиционном крестьянском укладе, когда у каждой семьи были свои покосы, когда на сенокос старались выехать до зари, тяжелый крестьянский труд сопровождался песнями. Другое дело при колхозном строе, когда угодья стали общими и стали выходить на работу вместе*. О самом сенокосе информаторы сообщили следующее:

    Д.Усть-Яндома, Левичева Н.Ф., 1908 г.р.:

    Д.Зубово, д.Ямка, Костина Е.С., 1914 г.р.:

    «Когда днем жарко, косили ночью…Погода стоит хорошая – косят 2-3 недели и все. А плохая – все лето косят. Косили и мужчины, и все, кто может. У хозяйки ребенок маленький – никак идти. На сенокосе сядем артелью, в уймах, на островах, обедать.

    Балуются и старики, и молодежь, и утащат в берег, покатают по песку, покупают всех.

    Заканчивался первый день сенокоса, по словам некоторых информаторов, баней (№ 47, с.13)

    Жатвенные обряды.

    В Заонежье, по данным П.Коренного, жатва ржи начиналась в конце июля, продолжалась в августе, заканчивалась во второй половине месяца*. Жатва овса начиналась со Спасова дня (19 августа н.с.), а местами с Успенья (28 авг. – н.с.), заканчиваясь к середине сентября. Жали ячмень в первой половине августа.

    Д. Кургеницы, Екимова А. М., 1910 г. р.:

    Д. Погост, о.Кижи, Русанова М. М., 1911 г.р.:

    В памяти многих жатва осталась как праздник:

    Д. Кургеницы, Екимова А.М., 1910 г. р.:

    Д. Середка, Аганитова И.С., 1901 г. р.:

    Жатвенный обрядовый комплекс в Заонежье начала 20 века [16] можно условно разделить на три этапа:

    Широко распространено мнение, что жатвенные обряды представляют собой праздник радости хорошего урожая и благодарности за него. Но если быть точным, то эти обряды имеют целью прежде всего обеспечить будущий урожай. Все действия жатвенной обрядности направлены на это.

    Д.Кургеницы, Екимова А.М., 1910 г.р.:

    Экспедиция ЛИЛИ записала в 1931 г. в Сенной Губе от Потаповой А.Е., 1987 г.р. следующие слова:

    В 1931 г. 44-летняя крестьянка А.Потапова сообщает студентам ЛИЛИ:

    Тут же на поле заонежане пели или произносили:

    Д.Погост, о.Кижи, Русанова М.М.,1911 г.р.:

    Д.Середка, Агапитова И.С., 1901 г.р.:

    Д.Узкие, Космозер. с/с, Федоркова А.И., 1913 г.р.:

    Д.Речка, Толв. с/с, Степанова М.П., 1927 г.р.:

    Д.Ямка с 1937 г., Аникина А.А., 1917 г.р.:

    И еще об одном отголоске жатвенного обряда следует упомянуть. Из информаторов лишь одна, Екимова А.М., 1911 г.р., д.Кургеницы, вспомнила его:

    Практические рекомендации к использованию материала в музейной практике.

    Данная работа представляет определенный интерес для музейной экспозиции и экскурсии. Ее выводы и фактический материал можно использовать в музейной практике:

    Библиография и приложения.

    Список приложений:

    Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

    Семейные традиции русских крестьян были для них залогом благополучия. Крестьянин без семьи есть пустышка, бобыль, непутевый человек. Крестьянка без семьи и вовсе считалась ущербной. Значит с ней что-то не так, раз никто не захотел взять ее в жены.

    Понятно, что тут был больше корыстный интерес, чем мысли о вечной любви и идеальной второй половинке.

    Дети с определенного момента помогали крестьянам по хозяйству, присматривали за младшими детьми в доме, ухаживали за скотом. Да и старость была не так страшна, когда у семейства имелось много отпрысков.

    Женатому много лучше и покойнее жить. Законные дети кормят родителей под старость, в случае болезни есть кому присмотреть за больным. Жизнь брачная имеет определённую цель – жить и для себя, а больше для детей и семейства, а жизнь безбрачная - бесцельная и беспокойная

    К браку готовились смолоду, особенно девушки. Крестьянки учились вести домашнее хозяйство, шить, прясти, стряпать. Мамки да бабки в это время собирали по крупицам приданное, ведь без него у девушки не было шансов найти достойного жениха.

    Разводы не поощрялись и были большой редкостью. Чаще супруги старались уживаться, ведь от этого зависело благополучие каждого из членов семьи.

    Есть мнение, что крестьяне редко когда познавали семейное счастье. Мол, быт и тяжелый труд убивали на корню романтизм и нежность чувств. Это не так. В архивах хранится множество задокументированных примеров того, что любовь не различает социальных слоев.

    Вот выдержки из письма крестьянина Ивана Худякова своей супруге:

    Премноголюбезной и предражайшей моей сожительнице и чести нашей хранительнице, и здравия нашего пресугубой покровительнице, и всеизрядной по фамилии общей нашей угодительнице и дома нашего все-честнейшей правительнице Анне Васильевне, посылаю вам свой всенижайший поклон и слезное челобитие и с чистосердечным нашим к вам почтением, желаем вам многолетнего здравия и душевного спасения прошу вас, как можно, писать, всепрелюбезная наша сожительница, о своем здравии

    В крестьянских семьях было четкое распределение обязанностей. Тяжелый вид работы брали на себя мужчины и мальчики-подростки. Они пахали, занимались заготовкой дров, ремонтом дома и охотой. Готовка пищи, сбор урожая, порядок в доме - это было женской стезей.

    Воспитание детей состояло из двух моментов: обучение молитвам и приобщение к семейному труду. Как только ребенок начинал понимать слова и говорить, его тут же брались обучать нехитрым молитвам, а с двухлетнего возраста бедолага уже должен был присматривать за новорожденными детьми. Можно сказать, что с этого момента детство крестьянского ребенка заканчивалось.

    В семь лет ребенок получал еще больше обязанностей: отвечал за выпас скота, помогал убирать урожай. В пятнадцать лет подросток работал наравне с отцом.

    Видно, что жизнь у крестьян была отнюдь не сахарной. Зато крепости их семей могли позавидовать иные аристократы.


    Что посеешь – то и пожнешь

    Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.

    В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.

    Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.

    Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.

    Живописные портреты русских крестьян

    О рационе

    У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

    Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

    Любопытные наблюдения

    Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

    Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

    Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

    Портреты русских крестьян

    Бытовая культура

    Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

    Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

    Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

    Дом и быт

    К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.

    Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели. Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком.

    Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.

    Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две - для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.

    Русский крестьянин

    Одежда

    Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

    Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

    Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

    Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины - рубахи с поясом или без.

    Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

    Сердце быта

    Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.

    Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.

    Характеристика русского крестьянина

    Двор и стройка

    Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.

    Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.

    Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.

    Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.

    Печь и дом

    Образ русского крестьянина неразрывно связан с центром его дома – печью. Ее считали душой дома. Духовая печь, которую многие называют русской, это очень древнее изобретение, характерное для нашей местности. Известно, что в трипольских домах уже стояла такая система отопления. Конечно, за прошедшие тысячи лет конструкция печи несколько изменилась. Со временем топливом стали пользоваться рациональнее. Всем известно, что возведение качественной печи – это сложная задача.

    Сперва на грунте ставили опечек, являвшийся фундаментом. Затем стелили бревна, которые играли роль днища. Под делали максимально ровным, ни в коем случае не наклонным. Над подом ставили свод. Сбоку делали несколько отверстий для просушки небольших предметов. В древности избы ставили массивными, но без трубы. Для вывода дыма в доме предусматривали маленькое окно. Вскоре потолок и стены становились черными из-за копоти, но деваться было некуда. Система печного отопления с трубой стоила дорого, возвести такую было сложно. Кроме того, отсутствие трубы позволяло экономить дрова.

    Поскольку труд русского крестьянина регламентироваться не только общественными представлениями о морали, но и рядом правил, предсказуемо, что рано или поздно приняли нормы, касающиеся печей. Законодатели постановили обязательно выводить трубы от печи над избой. Такие требования касались всех государственных крестьян и принимались ради благоустройства села.

    Русские крестьяне в 17 веке

    День за днем

    В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.

    Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.

    Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.

    Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.

    Традиции

    Блюда, распространенные у русских крестьян, появились не просто так. Все они объяснялись конструктивными особенностями печи. Если сегодня обратиться к наблюдениям той эпохи, можно узнать, что блюда томили, тушили, отваривали. Это распространялось не только на быт простых людей, но и на жизнь мелких помещиков, поскольку их привычки и повседневность почти не отличались от присущих крестьянскому слою.

    Печь в доме была наиболее теплым местом, поэтому на ней делали лежанку для старых и малых. Чтобы можно было залезть наверх, делали приступки – до трех небольших ступенек.

    Жизнь русских крестьян

    Интерьер

    Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.

    В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.

    Образ русских крестьян

    Красный угол

    Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.

    Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

    a00055d7 (699x663, 132Kb)


    ОДА, НЕ ЛЕНИВАЯ БЫЛА

    Кажется, я, красна девица,
    Не жалела могуты-силы,
    И ни в летней-то работушке,
    И ни в зимнем обряженьице!
    Я слуга была вам верная,
    Была верная вам ключница.


    Жизнь девушки, несмотря на предоставленную ей некоторую свободу, проходила в общем для всего деревенского сообщества ритме жизни. В первую очередь он определялся сменой времен года. Весной, с первых чисел марта, начинались земледельческие работы, которые завершались в октябре.


    a00055d7 (600x750, 298Kb)

    Ф.В. Сычков "Девушка в синем платке" , 1935

    a00055d7 (600x750, 322Kb)

    Ф.В. Сычков "Жница " ,1931


    В летнее время девушки были заняты на сенокосе и жатве, на выращивании и уборке льна, то есть на тех работах, выполнение которых требовало силы, быстроты и большого количества рабочих рук. В осенне-зимнее время девушки пряли, ткали, вышивали, вязали, то есть готовили себе приданое. Любая работа, за которую брались девушки, обычно превращалась в своего рода игру: девушки пели, шутили, кокетничали перед парнями, соревновались друг с другом, демонстрируя свои умения и трудолюбие.

    Люблю я в полюшко ходить,
    Люблю я сено шевелить.
    Как бы с милым повидаться,
    Три часа поговорить.



    На сенокосе. Фото. Начало XX в. Б. М. Кустодиев. Сенокос. 1917. Фрагмент


    А. И. Морозов. Отдых на сенокосе. Ок. I860 Женщины в покосных рубахах на уборке сена. Фото. Начало XX в.

    Дождь пойдет, сенцо подмочит,
    Будет тятенька ругать –
    Помоги-ка мне, хороший,
    Мой зародец дометать.
    Частый дождик поливает,
    Меня милый вспоминает:
    – Мочит милушку мою
    На сенокосе, бедную.

    Петровская ночка,
    Ночка невеличка,
    А рельё, ладо,
    Невеличка!
    А я, молодая,
    Не выспалася,
    А рельё, ладо,
    Не выспалася!
    Не выспалася,
    Не нагулялася!
    А рельё, ладо,
    Не нагулялася!
    Я с милым дружком
    Не настоялася!
    А рельё, ладо,
    Не настоялася!
    Не настоялась,
    Не наговорилась,
    А рельё, ладо,
    Не наговорилась!

    Пойдемте, девушки, домой,
    Зорька занимается!
    Зорька занимается,
    Мамаша заругается!


    Уж вы жнеи, вы жнеи
    Мои молодые!
    Жнеи молодые,
    Серпы золотые!
    Уж вы жните, жните,
    Жните не ленитесь!
    А обжавши нивку,
    Пейте, веселитесь.

    Жала, жала я овес,
    Перешла на гречу.
    Если милого увижу –
    Я к нему навстречу.

    Уборка урожая считалась делом девушек и замужних женщин. Однако главными жнеями были девушки. Сильные, крепкие, ловкие, они легко справлялись с довольно трудной работой.



    П. Вдовичев, Жатва. 1830-е Рожь поспевает. Фото С. А. Лобовикова. 1926-1927


    Жница. Фото С. А. Лобовикова. 1914-1916 А. Г. Венецианов. На жатве. Лето. До 1827

    Кыш, полышко, на конец,
    Как татарский жеребец!
    Бежи и ржи, уминай и рви
    И у поля конец ищи!
    Выбежи, выбежи,
    Нам волюшку дай!
    Мы пришли с вострыми серпами,
    С белыми руками,
    С мягкими хребтами!

    Рано-рано наше подворьице зарастает.
    Заросло-зацвело наше подворьице травою-муравою.
    То не травушка в поле, не муравушка, розовы цветочки.
    Там цвели в поле цветочки, цвели, да повяли.
    Любил парень красну девицу, да покинул.
    Покинувши девчонку, над ней насмеялся.
    Ты не смейся, парень, над девчонкой, ты еще сам холост.
    Холост-неженатый, нету жены взятой.

    Во время работы девушкам петь не полагалось – это была прерогатива только замужних женщин. Замужние женщины обращались в песнях к Богу, ниве, солнцу, полевым духам с просьбой о помощи:

    Да унеси, Боже, тучу грозовую,
    Да спаси, Боже, ниву трудовую.

    Песни пела, грудь болела,
    Сердце надрывалося.
    По лицу катились слезы –
    С милым расставалася.



    Серпы разной формы. XIX в. Жатва. Фото. 1910-е. Владимирская губ.


    Обед на жниве. Доставка на поле воды для питья. Фото. Начало XX в. Основные посевные культуры, распространенные в России:
    1 – овес; 2 – ячмень; 3 – пшеница; 4 – рожь; 5 – гречиха


    А. М. Максимов. Девушка со снопом. 1844 Последний сноп. Фото. Начало XX в.

    Жатву старались завершить все в один день. Если кто-либо не справлялся вовремя, ему на помощь спешили соседи. Это было вызвано естественным желанием помочь соседу, а также тем, что несжатые полосы мешали вывозу снопов с полей на гумно и выпасу скота, который выпускали на пожню.
    Окончание тяжелой страдной работы отмечалось очень празднично. Девушки и женщины исполняли дожинальные песни, в которых славили ниву и Бога:

    А слава Богу
    До нового году,
    Слава Богу,
    Ниву пожали,
    Страду пострадали!
    Слава Богу
    До нового году!

    Уж мы вьем, вьем бороду
    У Гаврилы на поле,
    Завиваем бороду
    У Васильевича да на широком,
    У Васильевича да на широком.
    На нивы великой,
    На полосы широкой,
    Да на горы на высокой,
    На земле чернопахотной,
    На землице на пахотной.

    Читайте также: